ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ

 

                                                                                                                                                        Агеева В,В,

                                                                                                                                          ГБОУ д/с №2492

Благодаря уникальной способности человека существенно изме нять своё окружение был создан новый тип экосистемы - городская экосистема. Города создают иллюзию самообеспечения, рентабельно сти и независимости от природных процессов. Однако они не являются устойчивыми системами и по сравнению с природными сообще ствами используют ресурсы большей частью неэффективно. Города нуждаются в воздухе, воде, энергии, продовольствии и других ресурсах и производят отходы по мере потребления этих ресурсов для поддержания жизнедеятельности. По мере роста городов растут и их потребности в ресурсах, и производство отходов. Это оказывавает возрастающее воздействие на все другие экосистемы. Дефицит ВОДЫ и земли, загрязнение, поступление отходов и неэффективное ИСПОЛЬ зование энергии способствует увеличению экономической стоимости поддержания современных городов. Важнейшей задачей ближайших десятилетий станет превращение ныне существующих и новых горо­дов в более независимые, более устойчивые и приятные для жизни места. Это всемирная задача, но решаться она должна на региональ­ном уровне. Мы, живущие в городе, обязаны осознать, что наша де ятельность на любом поприще входит составной частью в дело заг­рязнения или охраны природы местности в которой мы живём, а зна чит и всего мира. Но для того, чтобы охранять, необходимо знать что и как?

Все мы знаем, что зелёные зоны - леса, парки, общественные и частные сады, аллеи и цветники в городах находятся на первом месте в борьбе с загрязнением атмосферного воздуха. Травянистые, куста р никовые и древесные насаждения регулируют микроклимат города (поддерживают необходимую влажность, противодействуют ветру и создают тень) и обеспечивают жителям физический и духовный ком­форт. Зелёная зона ослабляет напряжение, в котором живут горожа­не, и восстанавливает равновесие их нервной системы. Деревья, как экран, закрывают дома от шумового загрязнения - одного из самых опасных для здоровья человека. Кроны растущих на разных уров­нях тополей, яблонь и клёнов улавливают большинство загрязните­лей от автотранспорта. Листья деревьев и трава аккумулируют тя­жёлые металлы и другие вредные вещества, поэтому их нельзя сжи­гать, а необходимо вывозить из города на захоронение. Но часто вес­ной и осенью, несмотря на запреты комитета охраны окружающей среды, в городе горят костры, выбрасывая за несколько дней то. что накопили «зелёные друзья» с весны до осени.

Все эти сведения для нас взрослых кажутся такими доступными и легкими в усвоении. А ведь мы должны донести их до сведения детей и не просто донести, но и создать условия для их применения на практике. В нашем детском саду «Гнёздышко» главной целью экологичес­кого образования является формирование экологической культуры, под которой понимается экологически ориентированное сознание и поведение, в основе которого лежат гуманистические ценностные ори­ентации и установки в отношении к природе. Дошкольный и млад­ший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологичес­кой культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно - эко­логических позиций личности, которые проявляются во взаимодей­ствиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Для удовлетворения детской любознательности мы проводим «Экологи­ческие марафоны», экологические диспуты, экологические тренинги, экологические чтения, экологические, экспедиции. Составляем и ре­ализуем совместные познавательно - исследовательские проекты.

Одним из последних наиболее удачных является проект «Наши зеленые друзья»

Детям и педагогом была поставлена цель - изучить, какую роль играют деревья в городе. Мы сочли возможным ее достижение через последовательное решение следующих задач:

•  Собрать сведения о жизни деревьев и о их роли на планете;

• Познакомиться с деревьями нашего города;

• Узнать, как человек может воздействовать на деревья, а деревья на человека.

В самом начале работы над проектом, дети самостоятельно (!) выдвинул гипотезу о том, что деревья растут не просто для красоты, а играют большую роль, как в жизни людей, так и всего живого.

В подтверждение своей гипотезы дети под руководством вос­питателя проводила многократные наблюдения, беседы со взрослы­ми, участвовала в подготовке к экскурсиям.

В результате мы оформили проект, представленный на конкурс исследовательских проектов дошкольников.

Главное же наше достижение - это тот багаж знаний, который накопили ребята, то отношение к окружающему миру, которое было сформировано, и то желание исследования и положительного преоо-разования растительности города, которое было пробуждено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ylka_na_moy_sayt.docx162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"

Проект : "Формирование экологической культуры  у детей среднего дошкольного возраста"Цель: Формироавание начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к...

«Формирование экологической культуры дошкольников рамках проекта «Зелёный маршрут»

В статье раскрывается опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности....

Консультация для педагогов: Ознакомление дошкольников с природой, как путь формирования экологической культуры

Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Одной из основных целей экологического вос...

Педагогический проект на тему: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности. Мусор – проблема настоящего"

Человечество вступило в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой,  и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина пла...

Консультация для педагогов «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как путь формирования экологической культуры»

Консультация для педагогов«Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как путь формирования экологической  культуры»...

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Формировать у детей исследовательские способности впроцессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.  Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении...