Главные вкладки

    Проект "Педагогическое сопровождение детей по разработке и включению в работу дидактической игры "Улица нашего города"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    В своём проекте я разработала поэтапное обучение детей подготовительной группы новой дидактической игре, опираясь на методику Натальи Михайловны Крыловой. Мы с детьми создали самостоятельно д/игру "Улица нашего города", которая направлена на закрепление детьми Правил дорожного движения, передачу знаний детям о безопасности дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя (велосипеда, снегохода, самоката). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                               

    Проект

    Педагогическое сопровождение детей

    по разработке  и  включению в работу                                                               дидактической игры «Улица нашего города»


    Задачи проекта:

    1. Передать знания детям о безопасности дорожного движения

    в качестве пешехода и водителя транспортного средства;

    2. Изучить научно- методическую литературу, раскрывающую теорию и практику (технологию) содействия детям в овладении новой дидактической игры по Правилам дорожного движения.

    3. Разработать проект поэтапного обучения детей подготовительной группы новой дидактической игре. Содействовать овладению детьми системой знаний о дидактических играх и умению играть в них.

    3. Проанализировать условия в группе, которые уже созданы для закрепления детьми Правил дорожного движения и обогатить предметно-развивающую среду новыми играми.

    4. Овладеть педагогическим мастерством (технологией) обучения детей любой дидактической игре.

    5 . Привлечь родителей к участию в этом проекте.

    6. Принять участие в районном конкурсе « Правила дорожного движения - детям».

    Тип проекта:

    -по количеству участников: подгрупповой;

    - по направленности: познавательно-игровой;

    -по приоритету метода: практико-ориентированный;

    - по продолжительности: среднесрочный (два месяца).

    Научно-методическое обоснование проекта.

    Авторы ряда методических пособий по основам безопасности жизнедеятельности считают, что необходимо дать детям сумму знаний об общепринятых человеческих нормах поведения (В.Т.Кротова, Е.С.Позднякова), научить адекватно, осознанно действовать в той или иной ситуации (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова, В.Н.Сахарова), детям необходимо помочь овладеть элементарными навыками поведения на дороге, на улице, в транспорте (К.Ю.Белая,  В.Н.Зимонина, Л.А.Кондыкинская), развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, введение ребенка в мир «неожиданностей» (Р.Стеркина, Н.Авдеева, Л.Князева).

    Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.

    Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

    Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами.

    Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.  А детей с самого раннего возраста необходимо учить  правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

    Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

    Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

    Актуальность темы:

    Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.  Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно- транспортных происшествий являются именно дети. В 2012году за 4 месяца на дорогах Санкт-Петербурга в результате ДТП  зарегистрировано 6 случаев гибели детей (6 ДТП: 3 пассажира, 2 велосипедиста и ребенок  в коляске). Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. 
    Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.  Во многом безопасность пешехода  зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам  безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры,  сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.
     Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому  одной из важных проблем  в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.  Поэтому изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. И чтобы поспособствовать этому, я и решила провести проект  
    педагогического сопровождения по разработке  и  включению в работу с детьми дидактической игры «Улица нашего города».

    Этапы работы над проектом:

    1. Организационный ( подготовительный).


    1. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных  ситуациях.
    2. Просмотр видеоматериала.
    3. Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история»,   М. Пляцковский  «Светофор», А. Северный  «Три чудесных цвета», Я. Пишумов   «Азбука города»,  «Просто это знак такой…», «Постовой»,  «Продуктовая машина»,  О. Бедарев «Если бы…»,  Н. Носов  «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», (авторские сказки воспитателей) и т.д. 
    4. Использование игр:
    Дидактических: «Подумай – отгадай»,  «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни», «Дорожные знаки», «Дорожное лото», «Лото осторожностей»
    Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т.д.

         Сюжетно-ролевых: « Шофёры», « Мы идём в библиотеку»,

    «Инспектор ДПС»:

    5. Создание коллажа « Мой микрорайон»

    6.Проведение спортивного досуга «Дорога и дети»

    2. Основной этап работы.

    1. Задумка.

     Я предложила детям создать собственную игру по Правилам дорожного движения для участия в районном конкурсе «Правила дорожного движения - детям». Затем я сказала, что если  получиться хорошая игра, то  нас наградят грамотой и фотографию детей с игрой поместят в интернет. Дети  восприняли предложение и большим энтузиазмом. Совместно с ребятами мы придумали название игры, как она будет выглядеть, нарисовали план игры, придумали правила.

    2. Подбор материала.

    Мы начали собирать материал. Дети принесли из дома раскраски по дорожному движению, журналы, откуда можно было вырезать пешеходов, машины, деревья.

    Я обратилась к родителям с просьбой принести раскраски по дорожному движению, самоклеящуюся плёнку, сделать стойки для дорожных знаков, коробку для игры.

    3. Инструменты. 

    Далее мы с детьми выбрали инструмент, который нам был необходим для работы: ножницы, клей, карандаши, линейки, тряпочки.

     4. Порядок действий.

    Теперь нам надо было распределить порядок наших действий. Прежде всего, мы составили план и распределили, кто,  что будет делать. Сначала взяли большую коробку и нарисовали внутри нее, где и что у нас будет находиться. Дети работали парами. Одни -  вырезали фигурки пешеходов, другие - рисовали дорожные знаки, а третьи - склеивали дома из готовых шаблонов с моей помощью. В этой работе принимали участие и родители. Они сделали стойки для дорожных знаков, обклеили коробку для игры, вырезали буквы для её названия. Поле для игры создала я сама, так, как это сложная для детей работа. Когда игра была готова, один мальчик сказал: «А что будет на другой части коробки?» И тут посыпались предложения… Приняли решение сделать

    игру с фишками и  у нас получилось две игры.

    5. Результат.

    Дети были очень довольны своей работой. Мы вместе с детьми придумали правила игр, а их у нас получилось две.  Привожу инструкцию к игре.

    Дидактическая игра «Улица нашего города»

    (для детей 5-7 лет)

    Задача: передать знания детям о безопасности дорожного движения в качестве пешехода и водителя транспортного средства.

    Цель: закрепить знания детей об элементах дороги,

    о группах дорожных знаков, о правилах перехода проезжей части, научить детей правильно вести себя на улицах города, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважение к участникам дорожного движения.

    1 вариант игры.

    В игре участвуют 2-3 человека. Выбирается ведущий с помощью кубика. Он расставляет дорожные знаки и создаёт опасные ситуации. Участники игры по очереди объясняют какая дорожная ситуация может произойти и

    исправляют ошибки ( заменяют  неправильно поставленный дорожный знак на знак, соответствующий дорожной ситуации) . Кто больше исправит ошибок, тот и выиграет.

    2 вариант игры.

    Дети выбирают себе транспорт, фигурки людей и проигрывают различные дорожные ситуации.

    1 ситуация. Дети едут на велосипедах по проезжей части, а сотрудник ГИБДД останавливает их и объясняет опасность, которая может случиться с

    Дети исправляют ситуацию и ещё раз рассказывают, почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части для машин.

    2 ситуация. На одном участке дороги нет светофоров. Как пешеходам перейти дорогу? Дети предлагают варианты и манипулируют переход человечками через дорогу.

    3 ситуация. Дети играют с мячом у проезжей части дороги. Нужно объяснить неправильное поведение детей и перенести фигурки в нужное место.

    3 вариант игры.

    В игре участвуют 3-4 человека. С помощью кубика определяют очерёдность игры. Необходимо назвать дорожный знак, объяснить его значение и назвать, к какой группе знаков он относиться (запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные). Кто даст больше правильных ответов, тот и выигрывает.

    4 вариант игры. Дети играют на другом поле (другая часть коробки). В игре участвует три игрока.  С помощью кубика определяется очерёдность ходов. Дети – водители едут на машинах по полю и преодолевают разные препятствия. Если на пути встречается жёлтый кружок, то игрок в следующий раз пропускает ход. Если на пути встречается красный кружок, то игрок делает два хода назад. По зелёным кружкам водители двигаются вперёд. На своём пути игроки расставляют дорожные знаки и объясняют их значение ( почему тот или иной знак нужно поставить в этом месте). Победителем становиться тот, кто первым приедет на финиш.

    Поэтапное обучение дидактической игре «Улица нашего города».

    Обучение игре я проводила по методике Н.М.Крыловой в соответствии с «Лесенкой успеха».

    1 ступенька.  Мы создавали игру вместе с детьми, интерес к игре был большой и все хотели быстрей начать играть. Сначала мы показали её тифлопедагогу и логопеду нашей группы. Взрослые восхищались и похвалили детей за старание и труд при  создании игры «Улица нашего города».   Мы с детьми рассказали, как в неё играть, закрепили правила игры. И педагоги попросились поиграть в игру «Улица нашего города». Была создана игровая ситуация, где взрослые ошибались, пропускали ход. Но был вызван «кураж» у детей и желание тоже играть.

    2 ступенька.  Обучение игре.

     Уровень А. Первый раз водящей была я. Мы с помощью кубика определили очерёдность хода и начали играть. Я проговаривала все правила игры и объясняла каждый свой ход и ход ребёнка.

    Уровень Б. Водящим был выигравший игрок. Я подсказывала водящему

    и игрокам, если они затруднялись в ходе игры.

    Уровень В. Водящим был игрок, который ещё не играл. Теперь я не подсказывала, а  проводила диагностику степени освоения игры детьми.

    3 ступенька. Дети считалкой выбрали водящего. С помощью кубика определили очерёдность хода. Я же лишь хвалила детей и иногда говорила, как бы я походила или где бы поставила дорожный знак и почему.

    4 ступенька. Игра  была выложена на полку, когда все дети научились в неё играть. Дети по своему желанию брали её и без помощи взрослого играли . А я ходила и восхищалась игрой детей и хвалила их, какие они умные, как много знают дорожных знаков и Правил дорожного движения.

    3 этап. Заключительный.

     Дети стали играть самостоятельно. Видно было, что они играют по–особому, с гордостью и большим желанием. И каждый знал, что в изготовлении этой игры есть частичка и его работы.  Игру мы отдали на конкурс и ждём результатов. Какой бы ни был результат на конкурсе, а в душе у ребят есть положительные эмоции, есть осознание, что они своими руками создали игру, а не купили её. А совместная работа сплотила детей ещё больше, научила работать дружно, слаженно.

    Используемая литература при создании проекта:

    1. Н.М.Крылова «Детский сад –дом радости»

    2.О.Л.Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения», Москва 2006

    3.«Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», Ленинград 1986

    4.Т.П.Гарнышева «Как научить детей ПДД?», Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010

    5.Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения», Москва 2009

    6.Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», Детство-Пресс 2004

    7.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса  «Проектная деятельность дошкольников»,

    Москва-Синтез 2008



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование дидактических игр и пособий в работе по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.

    Данный материал может быть использован в практической деятельности педагога с детьми по развитию сенсомоторных навыков....

    Приказ 3321 от25.09.2014г о творческой группе по разработке механизма включения методик ТРИЗ - технологий в тематические проекты в рамках реализации программы "Сообщество".

    Приказ 3321 от25.09.2014г о творческой группе по разработке механизма включения методик ТРИЗ - технологий в тематические проекты в рамках реализации программы "Сообщество"....

    Приказ о включении в состав экспертной группы по разработке и внедрению программы "Наше здоровье" 2015 г

    Приказ о включении в состав экспертной группы по разработке и внедрению программы "Наше здоровье" 2015 г...