Конспект "Листопад"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Характерные признаки осени, изменения, происходящие осенью в жизни растений, явление природы - листопад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_listopad.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени; уточнить и расширить представления детей  об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе; способность любоваться ее красотой.

Материалы к занятию: иллюстрации или репродукции с изображением леса летом и осенью; иллюстрации с изображением деревьев: березы, дуба, клена, рябины; плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины, высушенные березовые прутья.

I.                                              Листопад!

                                                 Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

 - Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

                                       Н. Егоров

 - О каком времени года идет речь? Как вы догадались?

 - Что изменилось в природе с приходом осени?

На прошлых занятиях мы с вами говорили об особенностях осенних месяцев, какие осенние месяцы вы знаете? Как их называли в старину и почему? (Хмурник, грязник, зимник)

 - Листопад… Что это за явление природы?

 - А почему листья меняют свой летний наряд на разноцветный осенний? А почему они опадают?

 - Что нужно сделать если чего-то не знаете? (Спросить у того, кто знает)

 - Спрашивайте!

 - Чтобы вам стало понятно я расскажу одну историю про Таню.

Очень любила Таня зеленый лес, и стало ей грустно, когда пришла осень: исчезли цветы, почти все птицы улетели, листья стали желтеть и падать.

Однажды Таня – добрая душа – не выдержала: взяла дома клей, нитки, и побежала к своему старому любимому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может, 20 листьев привязала и приклеила девочка, а может и все 30 и еще бы уберегла, да только руки совсем замерзли. Села Таня, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой, тут опять прилетел ветер – и вдруг показалось Тане, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

 - Ты ш-што тут делаешь, несмышлёныш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь-шь-шь?

 - Я не хотела вас будить, - смутилась Танюша.

 - Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.

 - Эх, малыш – ш! Я свои дела – заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось новые дубки вырастут! Но это потом, а сейчас – дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. Листья пожелтели. А потом они высыхают и падают.

 - Но как же так?! – заволновалась девочка.

 - Что вы будете делать без листьев? Кто Вас всю зиму будет кормить?

 - А я не есть, ни пить не хочу, - прошептал дуб и протяжно зевнул. Меня в сон клонит. Зимой так спится – благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. – Дуб вздохнул и умолк.

 - Эй! – Танюшка тихонько постучала по морщинистой коре.

 - А – а? – скрипнул дуб.

 - Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.

 - Не-е,  - зевнул дуб. Зимой нам не до красоты.

Мы деревья сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

 - А я-то думала, что листья ветер обрывает?

 - Можно и без ветра, – прошептал дуб.

 - Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листку не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю, и корни от мороза укроют…Эх-хе-хе…

 Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.

 - Понравилась вам история?

 - Почему листья меняют свой наряд и опадают?

 - Кому еще будут служить опавшие листья? (Ёж устроит из них зимнее гнездо, барсук утеплит свою нору, белка свое дупло устелет травой и листьями)

 - А что будут делать листья, которые остались лежать под деревьями? (Они будут беречь влагу и защищать корни от мороза) – Потом они истлеют, удобрят землю и будут кормить дерево, на ветках которого зашумят другие листья. Ведь на одном месте, где от ветки оторвался листок, осталась маленькая почка с острым кончиком, из которой весной распуститься новый зеленый лист.

Игра «С какой ветки детки?»

Попросите детей найти дерево, с которого упали найденные вами плоды.

Игра «Путаница»

В этой игре воспитатель, показывая, например, лист рябины, утверждает, что это березовый лист. Прикладывает желудь к листу клена, будто это плод клена. Дети должны заметить и исправить ошибку.

Итог занятия:

 - Ребята, я летом замечала что некоторые из вас срывали листочки с деревьев и кустарников для игры.

 - Можно срывать листки? Почему?

 - Правильно. Срывать листики нельзя, потому что мы сегодня узнали, что благодаря листьям из маленького слабенького ростка вырастает высоченный и могучий дуб. Листья кормят дерево, добывают ему питание из воздуха,  защищают от солнечных ожогов ветки и ствол.