Главные вкладки

    Ознакомление старших дошкольников с фольклором народа ханты.
    методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

    Данный материал предназначен для воспитателей старших дошкольников.В нём говорится о системе работы по ознакомлению с фольклором ханты. Автор предлагает планирование видов детской деятельности с учётом интеграции знаний о фольклоре народа ханты.В пособии даются рекомендации по проведению диагностики, с приложением диагностической карты. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stati_k_pechati..doc128 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ознакомление старших дошкольников  с фольклором народа  ханты.

    В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. «Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры…  [3 ].

    Эстетика и психология рассматривает восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально – волевые мотивы» [1,с.342]. Е.А.Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Наряду с произведениями художественной литературы огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеют произведения устного народного творчества. К.Д.Ушинский в статье «Родное слово», выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в то великое, исторически живое и целое»[ ]. В настоящее время всё больше внимание уделяется художественному восприятию народных сказок, как основе ознакомления с художественной литературой. Л.М. Гурович выделила несколько компонентов процесса восприятия литературного произведения:

    1.Умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем. Увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. И не только увидеть, но иногда и услышать звуки, почувствовать запахи, вкус.

    Воссоздающее воображение помогает читателю сделать чувственно ощутимым (видимым, слышимым) выраженные словом образы литературы. От точности и яркости воссозданных образов во многом зависит глубина текста.

    2.Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознаёт воспринятое, проникает в понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление)[2 ].

    Для реализации успешного педагогического воздействия мы определили:

    1. цель – спроектировать систему работы по ознакомлению с фольклором ханты и манси с учётом компонентов  восприятия;
    2. объект изучения – процесс развития художественного восприятия фольклора ханты и манси  дошкольниками;
    3. предмет изучения – система работы по ознакомлению дошкольников с фольклором народа ханты и манси;
    4. гипотезу изучения – развитие художественного восприятия фольклора ханты и манси будет успешным, если:

      а) спроектировать систему работы по ознакомлению с фольклором ханты и манси и объединить в единую программу «Мой край»;

    б) спланировать интеграцию фольклора в разные виды деятельности детей;

    в) привлечь к активной работе родителей дошкольников и окружающий социум.

     Умение воспринимать фольклорное произведение, не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста, поэтому мы продумали систему работы по ознакомлению с фольклором ханты и манси. Фольклорное направление «Живые родники» включает в себя три этапа реализации: информационно – аналитический, внедрение в практику, итоговый.

     

    Направление «Живые родники».

     Этап

    Мероприятия

    Результат

    Сентябрь – Октябрь

    Информационно – аналитический

    - диагностическое обследование, подбор инструментария;

    - ознакомление  с материалами по теме в краеведческом музее, Доме детского творчества, Центре ремёсел.

    Определение пробелов в знаниях детей, обобщение материалов по теме, имеющихся в окружающем социуме

    Ноябрь – Март

    Внедрение в практику

    - проведение традиционных хантыйских праздников: «Прилёт серой вороны», «Медвежий праздник»;

    - разработка учебных занятий с краеведческим аспектом;

    - консультативная деятельность для родителей «Хантыйский костюм».

    Изготовление индивидуальных хантыйских костюмов для детей, подготовка конспектов занятий для пополнения методической копилки ДОУ

    Апрель – Май

    Итоговый

    - проведение открытых занятий на телевидении города (программа «Детское время»;

    - публикация статей о быте, культуре народа ханты в городской газете «Покачёвский вестник»;

    - проведение опроса родителей о деятельности педагога по данной теме.

    Представление опыта работы на уровне города

    Написание педагогами и родителями  отзывов в папку «Ваше мнение»

       

         «Проектная деятельность».

     Этап

     

    Мероприятия

    Результат

    Сентябрь – Октябрь

    Аналитический

     - индивидуальные беседы с будущими участниками проектов: дошкольниками и родителями

    Обобщение изученного материала

    Ноябрь – Апрель

    Практический

    - выбор темы проекта;

    - подготовка доклада, слайдового материала, экспонатов для выставки

    Систематизация материала. Создание книги сказок «Сказки дедушки Максима».

    Апрель – Май

    Итоговый

    Представление презентаций проектов на городской конкурс «Юность в науке».

    Участие в конкурсе с исследовательским проектом «Сказки древней Югры»

     

     Для реализации направления «Живые родники» (фольклор ханты и манси)  мы разработали  перспективное тематическое планирование по интеграции знаний о культуре и творчестве ханты и манси в разные виды деятельности дошкольников.

    Месяц

    Беседа

    Подвижная  игра

    Художественное творчество

    Художественное чтение

    Мероприятия, конкурсы, выставки.

    Экскурсии

    Сентябрь

    «Что такое фольклор?»

    «Хейро»

    Рисование хантыйского орнамента по образцу

    Хантыйская сказка «Ими – Хиты и Вошинг Ворт»

    Фотовыставка «Осень в городе»

    Экскурсия в ЦРТДиЮ на выставку «Югорские россыпи»

    Октябрь

    «Загадки – отгадки»

    «Каюр и собаки»

    Аппликация «Украшение хантыйской рукавички»

    Загадки о животных

    Конкурс «Отгадай загадку»

    Экскурсия  в городе. «Осенний листопад»

    Ноябрь

    «Пословицы, поговорки »

    «Олени и пастухи»

    Рисование по представлению «Хантыйское платье для девочки»

    В.Мазин. Сказка «Огница»

    «День оленевода и охотника»

    Экскурсия в краеведческий музей «Труд и словотворчество ханты»

    Декабрь

    «Бытовые сказки»

    «Льдинки, ветер и мороз»

    Рисование иллюстраций по сказкам

    Хантыйская сказка «Хочу, не хочу»

    Фотовыставка «С юбилеем, округ!»

    Экскурсия в ЦРТДиЮ на выставку к юбилею округа

    Январь

    «Священные сказки»

    «Смелые ребята»

    Рисование иллюстраций по сказкам

    Хантыйская сказка «Женщина – огонь»

    Встреча с интересным человеком «Сказки моего детства»

    Экскурсия в городскую библиотеку» Сказки ханты»

    Февраль

    «Героические сказки»

    «Полярная сова и евражки»

    Поделка из картона «Галстук для папы»(орнамент ханты»

    Хантыйская сказка «Богатырь

    Театрализованное представление «Сказки древней Югры»

    Экскурсия в город «Зимний наряд родного города»

    Март

    «Прилёт серой  вороны»

    «Отбивка оленей»

    Поделка из картона «Фартук для мамы»(орнамент ханты)

    Р.Ругин Стихотворение «Доброта»

    Развлечение «Вороний день»

    Экскурсия в музей. Просмотр видеоматериалов

    Апрель

    «Музыкальные инструменты»

    «На новое стойбище»

    Коллективная творческая работа «Весенняя капель»

    «М.Вагатова Стихотворение «Песня бабушки

    Просмотр видеоматериала «Игра на нарс – юхе»

    Экскурсия в ЦРТДиЮ «Хантыйские мотивы в творчестве детей»

    Май

    «О чём поют ханты?»

    «Ловля оленей»

    Украшение бисером хантыйского костюма на основе из пластилина и картона

    Ю.Шесталов «Заповеди бабушки»

    Прослушивание аудио записи «Игра на бубне»

    Экскурсия в Центр народных ремёсел «Музыкальные инструменты народа ханты»

    Июнь

    «Хантыйские легенды»

    «Куропатки и охотники»

    Рисование на асфальте «Югра  моя!»

    Легенда  о берёзе

    Выставка  рисунков по мотивам хантыйских легенд

    Культ. поход в Дом культуры на просмотр мультфильма серии «Гора Самоцветов»

    Июль

    «Фольклорные мотивы в творчестве»

    «Ручейки и озера»

    Коллективная творческая работа «Цветочный ковёр»

    Легенда  о лиственнице

    Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

    Экскурсия  в городскую библиотеку «Писатели ханты – детям»

    Август

    «Медвежий праздник»

    «Рыбаки и рыбки»

    Рисование «Дары к  празднику»

    М.Шульгин Стихотворение «Медвежья пляска»

    Развлечение «Медвежье игрище»

    Экскурсия в музей. Просмотр видеоматериалов.

    Для отслеживания результатов деятельности по данному направлению был разработан диагностический инструментарий по усвоению знаний о фольклоре ханты и манси с прилагающейся к нему диагностической картой.

    Диагностический инструментарий.

    Цель:

    - выявление уровня сформированности  восприятия   и понимания УНТ ханты дошкольниками шестого года жизни.

    - изучить особенности понимания детьми содержания сказки (понимания героев, их поступков, переживаний и мотивов поведения), исследовать эмоциональное отношение дошкольников к хантыйской сказке.

    Вопросы по тексту сказки «Отчего у зайца длинные уши».

    1.О ком эта сказка?

    2.Что произошло с зайцем?

    3.Почему он так поступил?

    4.Почему народ ханты так назвал эту сказку?

    5.Что осуждается в этой сказке и почему?

    Характеристика уровня знаний детей.

    1 уровень (низкий) – отсутствие понимания прочитанного. В ответ на вопросы беседы ребёнок чаще всего молчит или говорит «не знаю», «не помню». Для пересказа характерна передача сцен, имеющих частное значение к наиболее значимым для понимания идеи. На предложение «нарисовать» ту или иную картину, ребёнок отвечает отказом.

    2 уровень (средний) – не полное понимание сказки. Ребёнок устанавливает внешние связи между отдельными фактами, не видит смысла сказки. В поведении героя выделяет лишь поступки, не вникает в тонкости переживания героев. Пересказ отличается логичностью передачи сюжетной линии, однако дети воспроизводят чаще внешние поступки и действия героев, оставляя без внимания их внутренний мир. Дети пытаются создать словесные рисунки, но они представляют собой описание связанных между собой предметов, признаков или простой пересказ текста.

    3 уровень (высокий) – правильное понимание текста. Верное осознание мотивов поступков героев, их переживаний, мыслей, чувств. Пересказы свидетельствуют о проникновении в замысел. Герой в них выступает в полной психологической характеристике. Словесные рисунки детей отличается отчётливым видением изображаемых ситуаций.  Создавая их, дети опираются на текст.

    Овладение знаниями о фольклоре народа ханты

     на начало  (конец) года.

                                   

    п/п

    Ф.И. ребенка

    Беседа  по восприятию пониманию текста сказки

    «Почему у зайца длинные уши»

    Общие выводы

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    2

    Вводя ребенка–дошкольника в мир природы, самобытной культуры  появляется надежда реально раскрыть детскую непосредственность, реализовать его индивидуальность, выявить его лучшие качества и способности, усилить желания ребенка к самостоятельной деятельности

    Ценность фольклорного материала не только в его образности, художественности, важно и то, что он помогает развивать у детей разнообразные способности и умения. Это: развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота,  знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции. Хочется, чтобы дети через устное народное творчество переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить и беречь  свой край и свою землю.

    Литература.

    1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000

    2.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. В.И. Логиновой, М.: Просвещение, 1982

    3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

    4.Ушинский К.Д. Собр. соч. – т.5, М., 1991

    5.Флерина Е.А. Художественное слово в детском саду// Эстетическое воспитание дошкольников, М.,1961

    Список художественной литературы для чтения детям.

          1.Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень. СофтДизайн, 1996

    2.Кошкарёва Н.Б. Детские сказки варьёганских ханты. Ханты-Мансийск.  Полиграфист, 2006.

    3.Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.

    4.Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.

    5.Лагунов К.А. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.

    6.Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки / Под ред. А. Кердан, В. Блинов. Екатеринбург. Сократ, 2002.

    7.Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

    8.Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем.  Л., Просвещение, 1991.

    9.Слинкина Г.М. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.

    10.Чучелина Т.К. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.

    11.Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.

    12. Шесталов Ю.А. Сказки дедушки, 2000.


    Вводя ребенка–дошкольника в мир природы, самобытной культуры  появляется надежда реально раскрыть детскую непосредственность, реализовать его индивидуальность, выявить его лучшие качества и способности, усилить желания ребенка к самостоятельной деятельности

    Ценность фольклорного материала не только в его образности, художественности, важно и то, что он помогает развивать у детей разнообразные способности и умения. Это: развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота,  знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции. Хочется, чтобы дети через устное народное творчество переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить и беречь  свой край и свою землю.

    Литература.

    1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000

    2.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. В.И. Логиновой, М.: Просвещение, 1982

    3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

    4.Ушинский К.Д. Собр. соч. – т.5, М., 1991

    5.Флерина Е.А. Художественное слово в детском саду// Эстетическое воспитание дошкольников, М.,1961

    Список художественной литературы для чтения детям.

          1.Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень. СофтДизайн, 1996

    2.Кошкарёва Н.Б. Детские сказки варьёганских ханты. Ханты-Мансийск.  Полиграфист, 2006.

    3.Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.

    4.Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.

    5.Лагунов К.А. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.

    6.Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки / Под ред. А. Кердан, В. Блинов. Екатеринбург. Сократ, 2002.

    7.Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

    8.Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем.  Л., Просвещение, 1991.

    9.Слинкина Г.М. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.

    10.Чучелина Т.К. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.

    11.Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.

    12. Шесталов Ю.А. Сказки дедушки, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию

    Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию...

    Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

    Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

    Образовательный проект «Эскизы ковровых изделий для народов Севера» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим, используя интерактивные формы обучения

    Долгосрочный проект по ознакомлению старших дошкольников со средой обитания россиян разных национальностей непренужденно погружает детей в игровую образовательную ситуацию, воспитывая интерес к письме...

    Исследовательский проект в группе для детей с ОНР (третий период обучения) «Увезу тебя я в тундру» Ознакомление с бытом и фольклором народов севера.

    Цель проекта:Формирование этнокультурного сознания и поведения детей (культура толерантности).Задачи:Расширять, обогащать знания детей о быте, традициях, обычаях народов Севера....

    Презентация "Фольклор народов Ханты и Манси"

    Фольклор  народов Ханты и Манси...

    Консультация "Фольклор народов Ханты и Манси

    КонсультацияФольклор  народов Ханты и Манси...