Консультация "Фольклор народов Ханты и Манси
консультация

Базалаева Зюльмира Биймурадовна

Консультация

Фольклор  народов Ханты и Манси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Консультация

Фольклор  народов Ханты и Манси

                                                                                                             

                                                                                                              Подготовила:

                                                                                                            воспитатель

                                                                                                                Базалаева З.Б.

Нягань

Фольклор  народов Ханты и Манси

Все духовное богатство народа отражено в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, преданиях, загадках, пословицах, проявляется душа человека, душа народа. Фольклорное наследие – это мощная энергия, наполняющая наш внутренний мир образами, душой и светом многих и многих предшествуюших поколений ! Культура и история коренных жителей Югры, их обычаи , верования и обряды неразрывно связаны с устным народным творчеством. Чтобы понять народ, на земле которого мы живем, необходимо познакомиться с его культурой и в первую очередь с фольклором. Актуальность Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему, собирательница фольклора Е. Линёва в начале века высказала мысль о том, что важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Жанровое многообразие фольклора имеет большое воспитательное значение: на песнях, попевках, прибаутках прививается интерес к музыке. Раскрывается огромное мелодическое богатство и красота народного творчества; танцы, потешки, игры развивают творческие способности, интерес к народным инструментам, к народному быту. Сказки, былины, баллады «погружают» в исторические события народа, знакомят с музыкой, культурой, традициями и обрядами народов других стран. Фольклор хантыйского и мансийского народов - это уникальный памятник, в котором отразились вся сложность и своеобразие культуры двух сибирских этносов, связанных древними корнями со многими финно-угорскими народами, проживающими в Европе. Фольклор югорских народов – это уникальный источник знаний по этнографии, филологии, культурологии.

У мансийского народа письменности не было до 30-х годов ХХ столетия. Но это не значит, что у манси не было поэзии и устного народного творчества. Они были - и передавались из поколения в поколение. Главные хранители народной мудрости - певцы и сказители. Это были широко известные люди, знающие наизусть множество легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами исполнительского мастерства. Их ценили и почитали. Любители сказок приезжали к ним из далёких деревень, больших и малых, специально, чтобы послушать их. Долгими зимними вечерами, порой до самого рассвета, шёл своеобразный спектакль.

Народы Ханты и Манси создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.

Со сказкой  мы не расстаёмся с детства. Она вносит в нашу жизнь красоту, волшебство и доброту!

В мансийских сказках, в том числе и детских, силы зла очень страшны, но в конечном итоге оно обязательно наказывается и побеждается человеком. В противном случае зло может размножиться и широко распространиться. В журнале «Работница» (№11 за 1991 год) есть высказывание кинорежиссёра Ролана Антоновича Быкова по поводу «страшных сказок»: «... Страх в жизни и страх художественный - это  разные вещи ... В народе есть вера, что даже бессмертное зло кончается. Мансийские «страшные» сказки - это одно из средств воспитания в ребёнке мужества, обучения его стойкости в борьбе со злом на жизненном пути.

История народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях. Устное народное творчество играло большую роль в быту и служило, можно сказать, школой жизни, прививало понятие о нравственных ценностях и этике, воссоздавало картину исторического прошлого. Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. Устное народное творчество народа манси чрезвычайно богато и разнообразно. В мифах манси фигурируют и животные. И в первую очередь медведь. Этот зверь издавна был окружен ореолом почитания. Люди перед ним трепетали, боялись его, но... всегда охотились за ним. Охотники-манси, живущие в лесах, до сих пор сохраняют обычай: убили медведя — гуляют, празднуют, гостей созывают со всей округи. Многим интересно побывать на старинном празднике по случаю удачной охоты на медведя.

Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Ханты и Манси являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.
Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.
Большое место в фольклоре народов Ханты и Манси занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.
Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

 Сказки народов(Ханты и Манси) делятся на: 

Волшебные сказки

Мифологические сказки

Социально-бытовые сказки

«Блуждающие» («бродячие») сказки

        Кумулятивные сказки

Сказки- песни

Сказки –бывальщины

Сказки о животны

Песни

Основные темы героических сказаний и песен У Ханты и Манси– военные походы богатырей с целью сватовства либо кровной мести, сражение с другими богатырями либо с мифологическими существами. Необычайно разнообразны у ханты бытовые или индивидуальные песни – лирические, а также песни, посвященные животному или ребенку. Важнейшей функцией индивидуальной песни было сохранение имени автора. Песни имели стабильный текст, который заучивался другими исполнителями. Фольклор хантов сохраняется до настоящего времени

Мифы

Мифы – это небольшие по объёму произведения о возникновении нашей планеты, жизни на Земле. Их сущность – рассказ о прошлом. Они исполняются редко, поэтому их знают далеко не все. Исполняются они не один день. Рассказчика за 2–3 дня до сбора людей просят рассказать о том, как возникла Земля, как установилась жизнь. Люди собираются в самом большом доме. Почтенные люди усаживаются в переднем углу, рядом с рассказчиком; женщины и дети – у порога. В очаге разводится костёр, поджигается чага, затем она кладётся в баночку и ставится в передний угол на полку. На столе обязательно должен лежать острый охотничий нож. Всё это делается при полном молчании присутствующих. Маленьких детей на такие чтения не приводят. В героических мифах рассказывается, как была основана крепость Берёзов на Сосьве, как расселялись манси на Сыгве, как много добывали рыбы в реках. Как и у других народов у манси есть мифы, рассказывающие о происхождении мира. В мифах народа манси о возникновении Земли отмечается, что вода первоначальна, она основа жизни.

  Необъятный мир северного фольклора»

Легенды о полярном сиянии

Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный - в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело - не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол всё летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костёр, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Приметы народов Ханты и Манси

Знакомство детей с приметами края...

Загадки народов Ханты и Манси

Расширяем позновательную деятельность о народах Ханты и Манси...