Главные вкладки

    Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Старыгина Елена Витальевна

    Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста)

    Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси.

    Программное содержание:

    1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.
    2. Уточнить знания о животных нашего края.
    3. Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.
    4. Развивать познавательные способности, любознательность.
    5. Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народностей среднего Приобья.

    Материал: иллюстрации с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя.

    Ход занятия.

    1.Беседа о животных нашего края.

     В. –Ребята, каких животных нашего края вы знаете?  

     (олень, волк, лиса, песец, заяц…)

     В. – Сейчас мы с вами  поиграем в игру «Про кого так говорят?»

    «Трусливый как….»                    (заяц)

    «Злой как…»                                (волк)

    «Проворная как…»                      (белка)

    «Хитрая как…»                            (лиса)

    «Сильный как…»                         (медведь)

    «Колючий как…»                         (ёж)

    2.   В.- Сможете ли вы отгадать про кого из этих зверей загадка:

    «По неведомой тайге

    Идёт мужчина  

    В суконных штанах».

     (медведь)

    В.- Правильно, это медведь. А чем медведь отличается от других животных? Посмотрите на картину и скажите, какой он?

     (он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета)

    В.- А какие у медведя повадки? В чем внешнее сходство человека и медведя?

     (он любит полакомиться мёдом, малиной, умеет ходить на двух ногах как человек )

    В. – Да ребята, вы правы.

    Рассказ воспитателя.

    «Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь. Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью.

    Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу».

    Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя похожи на человеческую. Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека.

    Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний. Охота на медведя – это всегда большое событие.

    На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя. Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они  охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался много дней. Когда праздник заканчивается -  череп медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.

    3.   Подвижная игра «Медведь и охотники».

    В. –А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Медведь и охотники».

    Правила игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи), медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча, вылезает из берлоги и бросается на охотников. Они убегают, медведь пытается их догнать.

    В. – Коля у нас будет медведем, а мы все охотники.

    1. Подготовительная работа к аппликации.

    В. – Ребята, я предлагаю вам присесть за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты».

    В. – Кого ханты называли младшим братом?

                                                                                 (медведя)

    В. – Правильно медведя. Вспомним способ аппликации – обрывание. С чего начинаем работу?

              (намазываем основу клеем, обрываем небольшие кусочки бумаги и          наклеиваем их на основу, лишний клей промакиваем салфеткой).

    В. – Правильно. Перед вами лежат листы бумаги с контуром медведя. Приступаем к работе. Работаем аккуратно, клей наносим равномерно.

    1. Самостоятельная работа.

    1. Итог занятия.

    В. – Что нового вы узнали сегодня на занятии?

    (хантыйскую легенду о богатыре, который превратился в медведя).

    В. – Что еще вы сделали на занятии?

                                                                 (аппликацию «Младший брат ханси»).

    В. –Ребята, выберите сейчас работы, которые вам больше всего понравились. И расскажите, чем именно они вам понравились?

    В. – Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Праздники на Руси»

    Цели: Формировать представление детей о праздниках на Руси (святки), об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детейк истории и традициям своего народа....

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"

    Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....

    Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»

    Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...

    Кейс-стади для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Медведи"

    Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

    Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

    Конспект  комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»воспитатель Сурякова Светлана.Цели: формировать экологическую культуру у детей; пр...