Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.
- Уточнить знания о животных нашего края.
- Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.
- Развивать познавательные способности, любознательность.
- Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народностей среднего Приобья.
Материал: иллюстрации с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя.
Ход занятия.
1.Беседа о животных нашего края.
В. –Ребята, каких животных нашего края вы знаете?
(олень, волк, лиса, песец, заяц…)
В. – Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?»
«Трусливый как….» (заяц)
«Злой как…» (волк)
«Проворная как…» (белка)
«Хитрая как…» (лиса)
«Сильный как…» (медведь)
«Колючий как…» (ёж)
2. В.- Сможете ли вы отгадать про кого из этих зверей загадка:
«По неведомой тайге
Идёт мужчина
В суконных штанах».
(медведь)
В.- Правильно, это медведь. А чем медведь отличается от других животных? Посмотрите на картину и скажите, какой он?
(он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета)
В.- А какие у медведя повадки? В чем внешнее сходство человека и медведя?
(он любит полакомиться мёдом, малиной, умеет ходить на двух ногах как человек )
В. – Да ребята, вы правы.
Рассказ воспитателя.
«Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь. Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью.
Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу».
Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя похожи на человеческую. Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека.
Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний. Охота на медведя – это всегда большое событие.
На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя. Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался много дней. Когда праздник заканчивается - череп медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.
3. Подвижная игра «Медведь и охотники».
В. –А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Медведь и охотники».
Правила игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи), медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча, вылезает из берлоги и бросается на охотников. Они убегают, медведь пытается их догнать.
В. – Коля у нас будет медведем, а мы все охотники.
- Подготовительная работа к аппликации.
В. – Ребята, я предлагаю вам присесть за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты».
В. – Кого ханты называли младшим братом?
(медведя)
В. – Правильно медведя. Вспомним способ аппликации – обрывание. С чего начинаем работу?
(намазываем основу клеем, обрываем небольшие кусочки бумаги и наклеиваем их на основу, лишний клей промакиваем салфеткой).
В. – Правильно. Перед вами лежат листы бумаги с контуром медведя. Приступаем к работе. Работаем аккуратно, клей наносим равномерно.
- Самостоятельная работа.
- Итог занятия.
В. – Что нового вы узнали сегодня на занятии?
(хантыйскую легенду о богатыре, который превратился в медведя).
В. – Что еще вы сделали на занятии?
(аппликацию «Младший брат ханси»).
В. –Ребята, выберите сейчас работы, которые вам больше всего понравились. И расскажите, чем именно они вам понравились?
В. – Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Праздники на Руси»
Цели: Формировать представление детей о праздниках на Руси (святки), об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детейк истории и традициям своего народа....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"
Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»
Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...
Кейс-стади для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Медведи"
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»воспитатель Сурякова Светлана.Цели: формировать экологическую культуру у детей; пр...
Комплексное занятие «Медведь – священное животное народов ханты и манси»
Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) «Медведь – священное животное народов ханты и манси»...