Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Халилова Эльза Фларидовна

Задачи:

1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;

2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;

3.Продолжать упражнять в вышивании, как отдельных крестиков;

4.Закрепить умение работать со схемой;

5.Воспитывать интерес  и уважение к жизни и традициям ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polotentse_ukrashennoe_elementami_ornamenta_narodov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста

«Полотенце, украшенное элементами орнамента народов

ханты и манси»

Задачи:

1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;

2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;

3.Продолжать упражнять в вышивании, как отдельных крестиков;

4.Закрепить умение работать со схемой;

5.Воспитывать интерес  и уважение к жизни и традициям ханты и манси.

Материалы:

Демонстрационный: образец, таблица по правилам техники безопасности, презентация орнаментов ханты и манси,

Раздаточный: лоскут однотонной ткани (вафельной) размером 13*21см с разметкой карандашом узора. Нитки мулине красного цвета. Образец вышитого полотенца. Схема узора. Иголка, ножницы, пяльцы.

Предварительная работа: чтение хантыйской легенды «Берёза»

Ход занятия

1.Организационный момент

- Ребята сегодня к нам пришла девочка, посмотрите на неё.

-Вы хотите узнать,  кто она и откуда пришла к нам? (Да, хотим узнать)

-А в этом нам поможет волшебная музыка. Послушайте внимательно эту музыку. Кто же узнал эту музыку?

- Конечно же, это музыка народов ханты и манси. Значит кто же наша девочка?  (Наша девочка хантыйка)

-Правильно, девочка наша гостья – это внучка коренного населения нашего края хантов.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Менги. Сегодня пришла я к вам поделиться своими умениями и навыками, а также хочу познакомить с орнаментом «берёзовая ветка».

2. Основной момент.

- Ребята, хотите научиться вышивать как Менги?

Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, -

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца:

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.

Микуль Шульгин.

-А теперь, внимание на экран.  (просмотр презентации)

- Ребята, как  видите, орнаменты – важная часть народной культуры ханты, является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент отражает историю и культуру самого народа, показывает, какой это талантливый и трудолюбивый народ

-А сегодня мы с вами будем украшать наши полотенчики орнаментом «березовая ветка» или ай сумат нув .

      Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент. Береза в представлении хантов – это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах.

 - А теперь, посмотрите на полотенце и скажите, где расположена вышивка? (На краях полотенца)

- Каким швом выполнена вышивка?   (Вышивка выполнена крестиком.)

- Какого цвета нитки использованы в вышивке?  (В вышивке использованы  нитки красного цвета.)

-На что похож узор на краях полотенца?   (Узор на краях полотенца похож на башенки)

- Чем оформлен край полотенца?  (Край полотенца оформлен бахромой.)

- Давайте, посмотрим на схему вышивки краевого узора и ответим на вопросы:

  • Из скольких рядов крестиков состоит башенка?  (из шести);
  • Сколько крестиков находится в нижнем ряду башенки? (четыре)
  • Сколько крестиков в верхнем ряду? (один)
  • Во всех ли клеточках вышиты крестики? (есть клеточки, в которых крестики не вышиты)

- Вспомните, ребята, как вышивается отдельный крестик.  (Вышиваем стежок, выходящий из левого нижнего угла квадрата, затем стежок, выходящий из правого нижнего угла.)  (показ на схеме)

- Хорошо, мы с вами вспомнили как вышивается отдельный крестик, разобрали схему орнамента «берёзовая ветка», а сейчас Менги вас приглашает за рабочие места, чтобы начать работу.

Прежде чем мы начнём нашу работу, давайте разомнём наши пальчики :

Пальчиковая гимнастика

Падали листочки осенью с берёзки (загибаем пальчики).

Зимушка снежинки вешала на ветки (смыкаем поочерёдно пальчики большой     и указательный, большой и средний и т.д.). 

А весною почки лопались на ветках (хлопают в ладоши). 

Угощала соком белая берёзка (ручки в горсть - "пьём").

Летом зеленели листья на берёзе.

Укрывая деток от летнего зноя (закрывают ладонями голову). 

- Молодцы, ребята!

- Ребята, посмотрите, на нашу памятку и расскажите Менги, как надо обращаться с острыми предметами (иглой, ножницами)

Правила техники безопасности:

  • Рабочее место нужно содержать в порядке.
  • Игла всегда должна быть с ниткой.
  • Нельзя вкалывать иглу в одежду.
  • Руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам.
  • Никогда не брать в рот нитки, иголки и другие предметы.
  • Ножницы передают кольцами вперёд, а иглу – тупым концом (ушком).

- А теперь, ребята, давайте приступим к работе. Подбираем нить нужного цвета, отмерим длину с помощью локтя. Берем иглу, нитку вдеваем в ушко и завязываем узелок.

(В ходе выполнения воспитатель помогает детям, напоминает. В процессе работы хвалит детей)

- Вот мы и украсили наше полотенчики. Посмотрите какие они получились красивыми.

3.Заключительная часть.

- С орнаментами, какого народа сегодня мы познакомились? (Сегодня мы познакомились с орнаментами народов ханты  и манси)

- Почему у этих орнаментов такие необычные названия, откуда они? (В своих орнаментах ханты отражали все, что видели в природе)

- Молодцы, ребята! Очень красивые у вас работы получились.

- Менги, а тебе понравились работы наших ребятишек?

- Спасибо, ребята! Я очень рада, что смогла вас заинтересовать и научить вышивать орнаменты народов ханты и манси. И на память вам хочу подарить вам книжечку со сказками народов ханты и манси. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с элементами ТРИЗ "Подарок для мамы" в рамках проекта "Город мастеров" (Математика в профессиях)

Формирование операции классификации по двум признакам, умение определять области пересечения в играх с обручами....

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Рамка с элементом орнамента народов»

Задачи:1.     Упражнять детей старшего дошкольного возраста заполнять углы в технике изонити;2.     Продолжать закреплять навыки  затягивания  нити...

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности на тему «Путешествие в страну LEGO»

Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленностина тему «Путешествие в страну LEGO»...