Главные вкладки

    Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

    Халилова Эльза Фларидовна

    Задачи:

    1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;

    2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;

    3.Продолжать упражнять в вышивании, как отдельных крестиков;

    4.Закрепить умение работать со схемой;

    5.Воспитывать интерес  и уважение к жизни и традициям ханты и манси.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon polotentse_ukrashennoe_elementami_ornamenta_narodov.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста

    «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов

    ханты и манси»

    Задачи:

    1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;

    2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;

    3.Продолжать упражнять в вышивании, как отдельных крестиков;

    4.Закрепить умение работать со схемой;

    5.Воспитывать интерес  и уважение к жизни и традициям ханты и манси.

    Материалы:

    Демонстрационный: образец, таблица по правилам техники безопасности, презентация орнаментов ханты и манси,

    Раздаточный: лоскут однотонной ткани (вафельной) размером 13*21см с разметкой карандашом узора. Нитки мулине красного цвета. Образец вышитого полотенца. Схема узора. Иголка, ножницы, пяльцы.

    Предварительная работа: чтение хантыйской легенды «Берёза»

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    - Ребята сегодня к нам пришла девочка, посмотрите на неё.

    -Вы хотите узнать,  кто она и откуда пришла к нам? (Да, хотим узнать)

    -А в этом нам поможет волшебная музыка. Послушайте внимательно эту музыку. Кто же узнал эту музыку?

    - Конечно же, это музыка народов ханты и манси. Значит кто же наша девочка?  (Наша девочка хантыйка)

    -Правильно, девочка наша гостья – это внучка коренного населения нашего края хантов.

    -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Менги. Сегодня пришла я к вам поделиться своими умениями и навыками, а также хочу познакомить с орнаментом «берёзовая ветка».

    2. Основной момент.

    - Ребята, хотите научиться вышивать как Менги?

    Хантыйские орнаменты красивы –

    В них все приметы родины моей.

    Ты больше не найдешь по всей России

    Таких цветов и сказочных зверей.

    Узоры на одежде и посуде

    Красны, как солнце, и белы, как снег, -

    На них сызмальства глядя, наши люди

    С прекрасным не расстанутся навек.

    Они явились в жизнь совсем не просто

    Из-под иглы, и кисти, и резца:

    Ведь мастера по дереву и кости

    В них вкладывали души и сердца.

    Микуль Шульгин.

    -А теперь, внимание на экран.  (просмотр презентации)

    - Ребята, как  видите, орнаменты – важная часть народной культуры ханты, является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент отражает историю и культуру самого народа, показывает, какой это талантливый и трудолюбивый народ

    -А сегодня мы с вами будем украшать наши полотенчики орнаментом «березовая ветка» или ай сумат нув .

          Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент. Береза в представлении хантов – это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах.

     - А теперь, посмотрите на полотенце и скажите, где расположена вышивка? (На краях полотенца)

    - Каким швом выполнена вышивка?   (Вышивка выполнена крестиком.)

    - Какого цвета нитки использованы в вышивке?  (В вышивке использованы  нитки красного цвета.)

    -На что похож узор на краях полотенца?   (Узор на краях полотенца похож на башенки)

    - Чем оформлен край полотенца?  (Край полотенца оформлен бахромой.)

    - Давайте, посмотрим на схему вышивки краевого узора и ответим на вопросы:

    • Из скольких рядов крестиков состоит башенка?  (из шести);
    • Сколько крестиков находится в нижнем ряду башенки? (четыре)
    • Сколько крестиков в верхнем ряду? (один)
    • Во всех ли клеточках вышиты крестики? (есть клеточки, в которых крестики не вышиты)

    - Вспомните, ребята, как вышивается отдельный крестик.  (Вышиваем стежок, выходящий из левого нижнего угла квадрата, затем стежок, выходящий из правого нижнего угла.)  (показ на схеме)

    - Хорошо, мы с вами вспомнили как вышивается отдельный крестик, разобрали схему орнамента «берёзовая ветка», а сейчас Менги вас приглашает за рабочие места, чтобы начать работу.

    Прежде чем мы начнём нашу работу, давайте разомнём наши пальчики :

    Пальчиковая гимнастика

    Падали листочки осенью с берёзки (загибаем пальчики).

    Зимушка снежинки вешала на ветки (смыкаем поочерёдно пальчики большой     и указательный, большой и средний и т.д.). 

    А весною почки лопались на ветках (хлопают в ладоши). 

    Угощала соком белая берёзка (ручки в горсть - "пьём").

    Летом зеленели листья на берёзе.

    Укрывая деток от летнего зноя (закрывают ладонями голову). 

    - Молодцы, ребята!

    - Ребята, посмотрите, на нашу памятку и расскажите Менги, как надо обращаться с острыми предметами (иглой, ножницами)

    Правила техники безопасности:

    • Рабочее место нужно содержать в порядке.
    • Игла всегда должна быть с ниткой.
    • Нельзя вкалывать иглу в одежду.
    • Руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам.
    • Никогда не брать в рот нитки, иголки и другие предметы.
    • Ножницы передают кольцами вперёд, а иглу – тупым концом (ушком).

    - А теперь, ребята, давайте приступим к работе. Подбираем нить нужного цвета, отмерим длину с помощью локтя. Берем иглу, нитку вдеваем в ушко и завязываем узелок.

    (В ходе выполнения воспитатель помогает детям, напоминает. В процессе работы хвалит детей)

    - Вот мы и украсили наше полотенчики. Посмотрите какие они получились красивыми.

    3.Заключительная часть.

    - С орнаментами, какого народа сегодня мы познакомились? (Сегодня мы познакомились с орнаментами народов ханты  и манси)

    - Почему у этих орнаментов такие необычные названия, откуда они? (В своих орнаментах ханты отражали все, что видели в природе)

    - Молодцы, ребята! Очень красивые у вас работы получились.

    - Менги, а тебе понравились работы наших ребятишек?

    - Спасибо, ребята! Я очень рада, что смогла вас заинтересовать и научить вышивать орнаменты народов ханты и манси. И на память вам хочу подарить вам книжечку со сказками народов ханты и манси. До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

    Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с элементами ТРИЗ "Подарок для мамы" в рамках проекта "Город мастеров" (Математика в профессиях)

    Формирование операции классификации по двум признакам, умение определять области пересечения в играх с обручами....

    Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Рамка с элементом орнамента народов»

    Задачи:1.     Упражнять детей старшего дошкольного возраста заполнять углы в технике изонити;2.     Продолжать закреплять навыки  затягивания  нити...

    Конспект занятия «Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам чирлидинга»

    Вашему вниманию предоставляется конспект занятия по обучению детей элементам чирлидинга старшего дошкольного возраста на начальной стадии обучения...