Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."
план-конспект по окружающему миру на тему

 

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание»

 

Составитель: Пашкова Ирина Ивановна

Воспитатель МБДОУ детского сада №12.

                       Тема:  "Неживая природа.

Каменные украшения земли."

Программные задачи:

  • продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);
  • экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;
  • расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • развивать у детей представления о ценности природы;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;
  • вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Просмотр мультфильма по произведению П.Бажова «Хозяйка медной горы». ”. Просмотр видеофильмов “Саяны”, “Водопады”, “Байкал”. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, книг, наборов открыток, марок. Беседы о профессиях (геолог, каменщик), игры-экспериментирование, опыты с камнями: «Камни в воде меняют цвет»; «Как долго камни сохраняют тепло»; «Все ли камни одинаково твердые» и т.п.

Художественная литература:

А.И. Никитов “Полезные ископаемые”, “Охрана недр земли”, “Заповедник камней”, “Памятники неживой природы, сказок П. Бажова, В. Волкова “Волшебник изумрудного города”. Экскурсии в этнографический музей, музей Природы, в лес, на стройку, на речку.

Материал:мультимедийная презентация «Кладовая земли», плакаты, иллюстрации, картинки, макет пещеры Хозяйки медной горы, коллекция камней, карта-план комнаты, глобус, физические карты полушарий, луны, емкости с водой, молоток, краски, кисточки, салфетки.

Обогащение словаря:искусственный, шероховатый, гладкий, прозрачный, аметист, морион, горный хрусталь, галька, облицовка, гранит.

Ход занятия

Почтальон приносить посылку, в которой дети находят видеописьмо от Хозяйки медной горы.

Здравствуйте ребята!  Сегодня я расскажу вам о камнях.

Рассказ “Камень”.

Мультимедийная презентация.

Слайд №1. «Каменные горы».

У Земли есть простая каменная одежда.

Там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы.

Вопросы: Кто из вас был в горах? Какими они бывают?

Слайды:№2, №3, №4, №5, №6 с изображением горных ландшафтов.

Задание: Найти и показать горы на глобусе, на физической карте полушарий.

Каким цветом показаны горы? Сложно ли найти камни?

Ответы детей. Уточнение правильных ответов.

В горах есть пещеры, в которых находятся драгоценные камни не обычной формы и дивной красоты. Они  сверкают и переливаются восхищая взоры людей.

Слайды: №7 «Морионы»; №8 «Горный хрусталь»; №9 «Аметисты».Ребята, Хозяйка медной горы подарила для нашей коллекции  камни из этих пещер.

Воспитатель  предлагает детям рассмотреть камни: морион, горный хрусталь, аметисты.

Задание: найти сходства и отличия.

Слайды №9, №10, №11 с изображением ювелирных ниже перечисленных изделий.

Из этих камней делают украшения: бусы; кольца; Серьги; броши. Ими украшают красивые платья, заколки для волос. Так же используют для украшения различных сувениров, посуды, короны. Все эти предметы называются ювелирными изделиями, а профессия человека изготавливающего их, называется ювелир.

Многие камни из нашей коллекции - это как бы кусочки гор.

В природе камней много, есть природные: гранит, гравий, мрамор, щебень и другие; и искусственные: керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты.

Вопрос: Где используется камень?

Высказывания детей.

Камень используется в строительстве набережных, мостов, для облицовки домов, фонтанов. Замечательную облицовку из мрамора мы видим на многих станциях в метро, вокзалах, во дворцах культуры, в музеях. Скульптор из камня высекает различные фигуры - скульптуры. Если каменная глыба большая, то каменщики из нее нарезают куски-блоки и укладывают один на другой - получается стена, колона моста. Это похоже на то, как мы складываем домик из кубиков. Из мелких разноцветных камней художники создают прекрасные изображения - мозаики.

Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели - из них строят дома, здания, кладут печи. Рабочие, которые работают с камнем на стройке, называются каменщики.

Задание: Сравнить камни (природный и искусственный). Определить их прочность (твердые или хрупкие).

Работа с “пещерой Хозяйки медной горы” - макет.

Задание: определить камни на ощупь и объяснить, по каким признакам  это сделали (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.)

Задание: Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги).

Попробуем их на ощупь в воде и достанем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?

Версии детей.

Игра “Мы геологи”.

Найти по карте-плану комнаты спрятанные камни. Условное обозначение места камешков: символ - гора. Рассказать, что нашли (искусственный, природный камень), описать свою находку: форма, цвет, размер, есть ли трещины, узоры, кристаллики (используя луну).

Самостоятельная работа с камешками “сувенир”. Роспись камней красками. По ходу работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, объясняя всем детям, что когда высохнут рисунки на камнях, мы их покроем лаком в свободное от занятий время.

Итог занятия.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Безопасность». Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: «Он сигналы подает, ждать или идти вперед»!

Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возрастаОбразовательная область «Безопасность».Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12.  Тема: «Он сигналы п...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »

Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать   элементарные понятия о планетах....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".

В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии  математике....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Коммуникация". Тема: "Рождение звезды"

занятин поможет испытать детям радость общения со сверстниками,чувства единства и доверия друг к другу....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание". Тема "Ярмарка"

Занятие поможет познакомить дошкольников с русской народной культурой....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание», "Эксперементирование" Тема: «Часы».

Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах....


 

Комментарии

Рекало Татьяна Сергеевна

Бесподобное, интересное занятие! Уверена, что интерес детей был на высшем уровне!

Все занятие направлено на развитие логического мышления детей, на развитие познавательных способностей, на привитие им навыков самостоятельности, на осуществление обратной связи, развитие интереса к знаниям. Спасибо за интересный конспект!