Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лунегова Надежда Викторовна

Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать   элементарные понятия о планетах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ»   г. КЫЗЫЛ  РЕСПУБЛИКА ТЫВА

          Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

                        (образовательная область «Познание»)

                             Тема: «Путешествие вокруг Солнца »

 

             

                                                                   Подготовила воспитатель:

                                                                Лунегова Надежда Викторовна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

 Тема: «Путешествие вокруг Солнца»

Цель: Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать     элементарные понятия о планетах.

 Расширять и углублять представления детей об окружающем мире, о Земле.

Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим на Земле.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить, почему на Земле происходит смена дня и ночи.

Дать представление о главном географическом понятии направлениях (восток, север, запад, юг), подготовить детей к элементарному осмыслению основных географических понятий: ось Земли.

Воспитывать любовь к родной планете, доброжелательное отношение друг к другу.

Развивать речь детей, активизировать словарь.

Материал: стенд с изображением планет, ленты с цифрами для игры, шапочки с изображением планет, геометрический конструктор, глобус, 2 флажка красный и белый, настольная лампа, рисунки детей, музыкальное сопровождение, интерактивная доска, слайды.

Словарная работа. Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон, лаборатория, космонавт, космический корабль.

 Предварительная работа: просмотр слайдов, чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», серия бесед на тему «Земля – планета на которой мы живем», чтение художественной литературы (мифы, легенды), изобразительная деятельность, работа с родителями по данной теме (использование шпаргалок для родителей).

                        Ход занятия.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

В: Ребята вы бы хотели принять участие в космическом полете вокруг Земли?

Д: Да!

В:  А давайте-ка, ребята,

Поиграем в космонавтов

В космос все мы полетим

Собираемся в полет, -

Нужен, новый звездолет.

                  Давайте подойдем и выберем космический корабль,  который вам больше всего понравится и на нем, отправимся в космическое  путешествие вокруг Земли.

          (Дети выбирают, обосновывают свой выбор. Рисунки № 1-4.)

В: Вы уверенны, что наш космический корабль сможет взлететь.

Д: Да!

В: И все-таки нам нужно заранее все  расчетать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или срыву полета.

  1. За одну минуту сгорает две тонны топлива. А сколько топлива сгорит за две минуты?
  2. У ракеты 5 двигателей. Сколько останется двигателей, если в ходе полета отключить два двигателя?
  3. В группе 10 человек. В ракете 4 места для экипажа. Сколько должно быть мест для пассажиров?
  4. Чтобы не попасть в ловушку черной  дыры расстояние между ней и кораблем должно быть больше 5 космических единиц.

  Расчеты закончены, все в порядке. Наш космический корабль к  пролету готов. Но прежде чем отправиться в полет надо выбрать командира экипажа.

(дети считалкой выбирают командира)

  Прошу экипаж и членов экспедиции занять свои места. Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта - десять секунд. Командир начинает отсчет времени!

Д: (хором, во главе с командиром) Десять. Девять, восемь,…два, один. Старт!

 

(Свет гаснет. Полет начинается. Включается музыка. Показ слайдов № 1-5)

К нам на космический корабль поступили вопросы с Земли. Давайте на них ответим.   (На экран выводятся вопросы,  слайд № 6)

  1. Как называется планета, на которой мы живем?
  2. Как называется ближайшая к нам звезда?
  3. Какие созвездия вы знаете?
  4. Кто был первым космонавтом?
  5. Планета Солнечной системы, которую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет?
  6. Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета Солнечной системы?
  7. Спутник Земли?
  8. Вторя от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли?
  9. Чем знаменита планета Сатурн?
  10.  Самая большая планета Солнечной системы?

                             Раздается Звуковой сигнал.

 Внимание! С нами на связь вышли инопланетяне с далекой  планеты Альтаир. Они очень хотят встретиться с нами и уже начали строить звездолет, но кто-то  перепутал все детали. И они теперь не знают, что же им делать сначала, а что потом. Давайте им поможем.

           (Конверт с деталями корабля. Образец корабля выведен на доску.  Слайд № 7.    Дети собирают корабль согласно образцу).

              Пока мы с вами летели, на Земле произошла смена дня и ночи.

А вы знаете, как день меняет ночь?

Д: нет!

      Чтобы вы поняли, как это происходит, давайте проведем опыт, а для этого нам нужно пройти в нашу космическую лабораторию.

       На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится: глобус, лампа и два флажка - белый и красный. Горящая лампа будет у нас Солнцем, глобус  - наша планета Земля, а флажки будут изображать дома. Итак... Половина глобуса освещена, половина - темная. В белом доме, который находится на Западе, сейчас день в красном, который находится на Востоке, - ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем «планету» так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике?

Дети. Вечер.

Воспитатель. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом?

Дети. Ночь.

Воспитатель. Повернем еще нашу «планету». Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике?

Дети. Вечер.

Воспитатель. В белом доме?

Дети. Утро.

Воспитатель. Еще повернем. И снова в красном доме ночь, а в белом - день. Вот так наша игрушечная планета сделала один полный оборот вокруг своей оси.

 А вы знаете, чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?

Д: он равен суткам.

В:  Вы уже знаете, что наша Земля в космосе не одинока. Вместе с ней вокруг Солнца в восхитительно гигантском хороводе кружатся другие планеты. Давайте и мы с вами попробуем устроить такой космический хоровод.

Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»

У каждой планеты свой собственный путь.

 Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному все они Солнцем согреты.

           Выбирается ребенок «Солнце», на него надевается пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна - кольца. На конце каждой ленты - цифры от 1 до 9.

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

- Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается?

 (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.)

 Ребенок - Меркурий берется за ленточку №1

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал.

- Что эта за планета?

( Эта планета Плутон. Он находиться дальше всех планет от солнца и меньше всех планет.)

Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.

 А эта планета нам всем дорога.

 Нам жизнь подарила планета ...(все: Земля)

- На какой орбите вращается планета Земля?

 На каком месте от Солнца находится наша планета? (На 3-м.)

Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.          

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)

Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно вторую и четвертую орбиты.

А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой.

- Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита № 4).

Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место у ленточки №5

Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

Ребенок - «Сатурн» занимает орбиту №6.

А что за планета

Зеленого цвета? (Уран).

Ребенок в соответствующей шапочке занимает планету №7.

Царь морской названье той планете дал.

 Он именем своим ее назвал. (Нептун)

Ребенок в шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8

Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

В: Таня у нас сегодня солнышко. А как вы думаете, почему некоторых людей называем  «солнышком»?

Д. Людей, которых мы любим, хотим похвалить... Если это хороший человек...

В. Вы совершенно правы. Но не только поэтому. Знаете, о чем я сейчас подумала? Солнце - это звезда, самая близкая от нас. И эта звезда дает, дарит тепло и свет. Она как бы обнимает своими теплыми лучами нашу планету, ничего не требуя взамен. Отдает просто так. Вот и людей, которые делятся с другими своим теплом, теплом своей души, людей, приносящих радость другим, мы называем «солнышко»!

А кто у нас сегодня будет «солнышком»?

        А почему только сейчас и сегодня? Давайте договоримся, что каждый день кто-нибудь один из нас будет «солнышком». А что он будет делать?

Д. Всем помогать, мирить, если кто-нибудь поссорится.

В. Верно, а мы его за это будем называть солнышком!

Ребята посмотрите, как красиво выглядит наша Земля в иллюминатор

( Дети смотрят на экран. Слайды № 7-10)

Мы с вами подлетаем к нашей планете, какая же она красивая. Вы со мной согласны?

А как можно сделать, чтобы Земля всегда оставалась такой красивой?

Д: ее надо оберегать. Не засорять реки, озера моря. Не надо выбрасывать в воздух вредные газы и т.д.

В: Я уверена, что вы не допустите этого, чтобы Земля исчезла.

Мы возвращаемся из нашего путешествия. Командир экипажа сообщает мне, что расчетное время полета подходит к концу. Посадка через десять секунд. Приготовьтесь!

Д: (хором) Один, два, три…. Девять, десять.

(Зажигается свет. Полет закончен.)

В: С благополучным возращением на родную Землю! Давайте теперь по горячим следам обменяемся впечатлениями.

В: Ну что же, вы, безусловно, правы. Вы стали немного другими. Но я хочу сказать по секрету, что наше главное открытие – впереди. Мы стоим у его порога. Но не будем забегать вперед и оставим это до следующего раза.

Используемая литература:

  1. Журнал « Дошкольное воспитание» 1995г. № 1.
  2. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса».- М.: ООО «Издательство» Скрипторий 2003», 2005 – 80с.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 6

Как называется планета, на которой мы живем? Как называется ближайшая к нам звезда? Какие созвездия вы знаете? Кто был первым космонавтом? Планета Солнечной системы, которую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет? Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета Солнечной системы? Спутник Земли? Вторя от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли? Чем знаменита планета Сатурн? Самая большая планета Солнечной системы ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Безопасность». Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: «Он сигналы подает, ждать или идти вперед»!

Конспепкт занятия для детей старшего дошкольного возрастаОбразовательная область «Безопасность».Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12.  Тема: «Он сигналы п...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".

В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии  математике....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание". Тема "Ярмарка"

Занятие поможет познакомить дошкольников с русской народной культурой....