Кейс-стади для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Медведи"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Некипелова Елена Владимировна

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация 1.31 МБ
Файл Работа с детьми371 КБ
Файл Рабрта с родителями2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс – стади case-study 2016 год

Слайд 2

Возрастная группа : старший дошкольный возраст Цель : Расширить знания детей о медведях. Систематизировать знания детей по теме: «Медведи» Задачи: провести цикл мероприятий, посвященных медведям, их классификация, среда обитания, повадки, предпочтения в еде и образе жизни; привлечь родителей к активному участию в кейс - стади для закрепления полученных знаний дома, на прогулках, при домашнем чтении; создать условия в группе для формирования знаний и изучения медведей, а также для самостоятельной деятельности детей по данной теме; воспитывать интерес к диким животным, развивать любознательность, интерес и стремление изучать природу.

Слайд 3

План мероприятий с детьми: 1. Разучивание пальчиковой гимнастика «Мишка в лесу». 2. Чтение рассказа М. Пришвина «Медведь» (беседа по рассказу). 3. Просмотр репродукции А Комарова. «Гималайский Медведь» (составление творческих рассказов). 4. Беседа по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу». 5. Рисование акварельными красками. Темы на выбор: «Белый медведь», «Бурый медведь», «Бамбуковый медведь». 6. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». 7. Занятие «Детям о медведях». 8 . Знакомство с пословицами о медведях. 9 . Составление рассказа описания о медведях с помощью опорных картинок. 10. Разучивание считалочка «Два медведя». 11 . Хороводная игра «Медведь» 12. Разучивание колыбельной медведицы «Умка» (Слова: Ю. Яковлев, Музыка: Е. Крылатов). 13. Занятие по экологической безопасности «В гостях у Маши и Медведя» 14. Разучивание физкультминутки «Медвежата в чаще жили». 15 . Заучивание стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники. 16. Отгадывание загадок о медведях. 17. Проведение подвижной игры « У медведя во бору». 18 .Коллективна работа (поделка из пластилина) «Медвежий заповедник». 19 . Проект Музей «Медвежонок» (мини-музей в детском саду). 20. Инсценировка русско-народной сказки «Три медведя».

Слайд 4

План мероприятий с родителями: 1. Познакомить родителей с предстоящей работой над кейс - стади. 2. Изготовление плаката «Классификация медведей, среда их обитания». 3. Беседа с родителями на тему: «Интересные факты о медведях». 4. Изготовление настольных дидактических игр на тему: «Медведи». 5. Подбор вырезок с изображением медведей из журналов, альбомов, книг. 6. Оформление родительского уголка: «На прогулку в лес с детьми» 7. Изготовление папки – передвижки: «Лесной царь-бурый медведь » 8. Мастер класс для родителей: «Медвежья поляна» (поделки из фетра, пластилина, бумаги, картона, природного материала и др.)

Слайд 5

Чтение отрывка из рассказа М. Пришвина «Медведь» Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда! Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью а, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика. Мне очень хотелось застать медведя за едой, где-нибудь на полянке, или на рыбной ловле на берегу реки, или на отдыхе. Имея на всякий случай оружие, я старался ходить по лесу так же осторожно, как звери, затаивался возле тёплых следов; не раз мне казалось, будто мне даже и пахло медведем... Но самого медведя, сколько я ни ходил, встретить мне и тот раз так и не удалось. Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл. А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник. Через какой-нибудь час или два этот охотник поехал на своей лодке вниз по Коде, нагнал меня и застал в той избушке на полпути, где все останавливаются. Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке. Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне ещё рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но ещё и надо мной посмеялся... Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. Задание: Как вы думаете, почему медведь спрятался от человека?

Слайд 6

Не все медведи боятся человека. Есть такие которые дружат с людьми. Бурые медведи считают, что человек опасен и стараются его избегать, однако медведица будет пытаться защитить своих медвежат. Белые медведи не боятся встречи с людьми, однако людям с ними лучше не встречаться, так как белые медведи считаются самыми агрессивными. А встреча с пандой совсем не опасна! Эти медведи очень дружелюбны. Панда — это не игрушка! Панда — это ведь медведь! У него смешные ушки, Любит он смешно сидеть! В лапках черных он сжимает Стебель вкусного бамбука, И жует себе, не зная, Что бывает в мире скука. То играет, то дремает, То на веточке качается, То братишку обнимает, То на кресле спать пытается. В зоопарке очень любят Все бамбуковых медведей, Нравятся они всем людям, Взрослым, и конечно, детям!

Слайд 7

Помоги медведям добраться до своего дома Известно, что водятся панды в Китае; В бамбуковых джунглях они обитают, На склонах нагорья с названием Тибет. Проросший бамбук – их обычный обед! Богаты природой чилийские Анды – Но всё же не могут похвастаться пандой; В обеих Америках – как ни крути – Нам в дикой природе её не найти. Облазишь леса и Карпат, и Кавказа – Но так же не встретишься с пандой ни разу; Повсюду написано, где ни читай: «Среда обитания – горный Китай». В чаще леса, где кругом Тишина да бурелом, Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. Где-то на белом свете, Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря, Трутся об ось медведи, Вертится земля.

Слайд 8

Помоги медведям добраться до их любимых лакомств.

Слайд 9

Просмотр видео – материала: Русская народная сказка «Маша и медведь»

Слайд 10

Чтение рассказа И. Соколова-Микитова « Медвежья семья » На освещенную солнцем поляну вывела медведица своих маленьких медвежат. Испугалась медведей быстрая куница. Остановилась, слушает осторожная медведица: всё ли спокойно в лесу? Жмутся к матери маленькие медвежата. Страшно им в огромном лесу. Только недавно выбрались из тёплой берлоги. Прислушиваются медвежата, как шумит ветер в высоких лесных вершинах, как пересвистываются и поют невидимые птицы, а на сухой сосновой макушке дятел выстукивает барабанную дробь. Поздней зимою, в берлоге, родились у медведицы эти мохнатые медвежата. Тепло им было в закрытой берлоге; сладко почмокивая, сосали они материнское молоко. Забравшись под брюхо медведицы, крепко спали. Вывела медведица своих медвежат в лес. Будут они теперь привыкать к родному лесу, играть и кувыркаться по мягким кочкам, взбираться на деревья. Трудно увидеть медведей. Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не услышишь, как уйдут, тихо скроются в тёмном лесу чуткие звери.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

План мероприятий с детьми:

1.Разучивание пальчиковой гимнастика «Мишка в лесу».

Бурый мишенька зимой (дети совершают круговые вращения ладонью)

Крепко спал в берлоге. (ладонь полностью сжимается в кулак)

Весною он проснулся, (дети разжимают ладонь)

Зевнул и потянулся! (ладонь сжимается в кулак, затем каждый палец поочередно разгибается.)

2.Чтение рассказа М. Пришвина «Медведь» (беседа по рассказу).

Михаил Пришвин

«Медведь»

Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!

Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью а, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.

Однажды на севере мне указали место, где много медведей. Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу, Убивать медведя мне вовсе не хотелось, и охотиться за ним было не время: охотятся зимой, я же пришёл на Коду ранней весной, когда медведи уже вышли из берлог.

Мне очень хотелось застать медведя за едой, где-нибудь на полянке, или на рыбной ловле на берегу реки, или на отдыхе. Имея на всякий случай оружие, я старался ходить по лесу так же осторожно, как звери, затаивался возле тёплых следов; не раз мне казалось, будто мне даже и пахло медведем... Но самого медведя, сколько я ни ходил, встретить мне и тот раз так и не удалось.

Случилось, наконец, терпение моё кончилось, и время пришло мне уезжать. Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка и продовольствие. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама. “Зверушка какая-нибудь”, - подумал я.

Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл. А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник. Через какой-нибудь час или два этот охотник поехал на своей лодке вниз по Коде, нагнал меня и застал в той избушке на полпути, где все останавливаются.

Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке. Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии закачались впереди меня еловые лапки.

Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне ещё рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но ещё и надо мной посмеялся... Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А после, когда я для него закрылся, влез на дерево и долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.

- Так долго, - сказал охотник, - что мне надоело смотреть и я ушёл чай пить в избушку.

Досадно мне было, что медведь надо мной посмеялся. Но ещё досадней бывает, когда болтуны разные пугают детей лесными зверями и так представляют их, что покажись будто бы только в лес без оружия - и они оставят от тебя только рожки да ножки.

3.Просмотр репродукции А Комарова. «Гималайский Медведь» (составление творческих рассказов).

C:\Users\Dell\Desktop\jRlbJjZMitU.jpg

4. Беседа по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Цель: Закреплять умение рассматривать и описывать картину И. Шишкина «Утро в сосновом бору».

Задачи: Упражнять в подборе прилагательных. Развивать умение придумывать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (медведей, сосен).

Материалы: Иллюстрация картины «Утро в сосновом бору»

Ход занятия

Воспитатель: Перед нами картина  Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». На ней изображено утро в сосновом лесу. Утро раннее солнечное. Беловатый туман поднимается из оврага. Небо покрыто нежными розовыми облаками. Сквозь облака проглядывают первые лучи солнца, которые золотят верхушки деревьев. Лес густой и непроходимый.

Воспитатель: Ребята ответьте на вопрос: Какое время суток изображено на картине? (ответы детей: утро). Какое?  (раннее, солнечное). Почему вы так решили? (ответы детей : потому что видны облака)  Какие облака? (ответы детей: нежные, розовые). Лес какой? (ответы детей: густой и непроходимый).

Воспитатель: В центре картины трое медвежат и мама медведица. Медвежата шаловливые, маленькие, мохнатые веселятся на дереве. А один из них смотрит куда-то вдаль. Он самый любопытный. Медвежата играют на старой сосне, её сломало бурей, ствол расщеплен, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Он кажется таинственным и сказочным. Только здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека.

Воспитатель: послушав, этот абзац давайте ответим на вопросы: Кто изображен в центре картины? (ответы детей: мама медведица и трое медвежат). Какие медвежата? (ответы детей: шаловливые, маленькие, мохнатые, а один любопытный). Каким изображает художник сосновый бор? (ответы детей: таинственный, сказочный).

Воспитатель:  На дальнем плане картины изображены высокие, могучие, вековые сосны, у них прямые стволы, покрытые серой корой. Ветки – раскидистые, похожи на зеленый шатёр. Глядя на эту картину, испытываешь чувства радости, бодрости, прилив сил. Оттенки теплых цветов вызывают  спокойствие.

Воспитатель: Что изобразил художник на дальнем плане? (ответы детей: сосны), какие? (ответы детей: высокие, могучие, вековые). Какие чувства испытываешь, глядя на эту картину? (ответы детей: чувства радости и бодрости).

Воспитатель: Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

5. Рисование акварельными красками. Темы на выбор: «Белый медведь», «Бурый медведь», «Бамбуковый медведь».

Поэтапное рисование.

C:\Users\Dell\Desktop\99095763_4979214_s21027748_medved.jpg

6.Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

2. Развивать способность к наглядному моделированию.

3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений,

мелкую моторику рук.

Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация, художественное творчество.

Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо). Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай слово», чтение произведения, элементы драматизации, беседа, дидактическая игра «Замени букву в слове Маша», пересказ с опорой на графические схемы.

Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.

Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.

Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Воспитатель: Ребята в этом конверте для вас задание, хотите узнать какое? Вас просят отгадать по словесному описанию о ком или о чем идет речь.

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.

Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Ответы детей: Медведи.

Воспитатель: Давайте, проверим правильно это или нет?

Воспитатель: Правильно, это медведи.

Воспитатель: Ребята, как ласково вы назовете медведя (Медведенка, Мишутка) .

Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).

Физминутка: «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Вперевалочку ходили.

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась

2. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

3. Словарная работа.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?

(Это значит взять за воротник.)

Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медведя).

Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?

Ребенок демонстрирует.

Воспитатель: Ребята, что сделала (имя ребенка)?

(взяла медвежонка за шиворот) .

Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?

Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.

Воспитатель: Покажите на себе «мама надавала шлепков».

Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.

Воспитатель: Покажи, как мама окунала медвежат?

Ребенок демонстрирует действие окунать.

4. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

Воспитатель: Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .

Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка) .

Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая? (медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (медведица большая).

Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).

Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)

Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).

Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

5. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

Воспитатель: Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми) .

Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.

Ответы детей:…

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?

Ответы детей: (Журавль, жук, жаба) .

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «З»?

Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик) .

7. Дидактическая игра: «Замени букву в слове Паша».

8. Итог занятия:

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?

Ответы детей: … .

Воспитатель: Кто автор рассказа?

Ответы детей:

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

Ответы детей:…

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Ответы детей:…

7. Занятие «Детям о медведях».

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мишка косолапый» для детей  старшей группы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с жителем наших лесов – бурым медведем;

Уточнить сведения детей об образе жизни этого животного;

Дать представление детям о многообразии медведей в мире;

Продолжать учить давать полный ответ на вопрос, не перебивать говорящего.

 Развивающие:

Развивать творческие способности детей;

Развивать коммуникативные способности детей;

Развивать словарный запас детей за счёт слов - определений и слов – действий к слову МЕДВЕДЬ, коала, панда;

Развивать ловкость, быстроту и координацию движений в подвижных играх;

Развивать тактильные ощущения детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной культуре;

Материалы для проведения: стулья по количеству детей, ширма, большая мягкая игрушка медведь, мольберт, иллюстрации с изображением бурого медведя, коалы, гризли, панды.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением бурого медведя к русским народным сказкам, репродукции картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», В. Ватагина «Медведь с муравейником», А Комарова. «Гималайский Медведь»; чтение русских народных сказок «Колобок»,  «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», стихотворения Агнии Барто «Мишка»; просмотр мультфильмов: «Винни Пух», «Умка», серия мультиков про ёжика и медвежонка «Трям! Здравствуйте!»

Ход занятия:

(Дети сидят полукругом на стульях).

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришёл гость. А кто это, вы отгадаете, послушав загадку:

В чаще он лесной живет,

Сладкоежкою слывет.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может  громко зареветь,

А зовут его…

Дети: Медведь.

Воспитатель: Молодцы! Отгадали мою загадку. Вот он у нас какой. (Достаёт игрушку из-за ширмы).

Дети: (Радуются).

Воспитатель: Давайте погладим нашего медведя (проносит медведя мимо детей, которые его гладят). Посадим нашего мишку так, чтобы вам всем его было видно (сажает медведя на стул перед детьми). Дети, скажите, пожалуйста, какой мишка?

Дети: Мишка – косолапый, неуклюжий, мягкий, пушистый, большой, тяжёлый, коричневый, голодный, добрый, злой.

Воспитатель: Только правильно скажем не коричневый, а бурый. Повторите, пожалуйста, бурый мишка.

Дети: (Повторяют).

Воспитатель: Мишка косолапый, неуклюжий. Ему ходить тяжело, такой он большой. Он ходит переваливаясь. Вот так (показывает). Давайте и вы покажите, пожалуйста, как он ходит. Наш мишка на вас тоже посмотрит. (Пластический этюд «Мишка косолапый»).

Дети: (Разводят руки в стороны, ходят переваливаясь).

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько мишек сегодня у нас в группе. И мишутке понравилось. Присаживайтесь, пожалуйста, на ваши места.

Дети: (Присаживаются).

Воспитатель: Посмотрите на наш мольберт. Я принесла для вас разные изображения медведей. В мире есть не только бурые медведи, но ещё и другие. Например, медведь панда, австралийский медведь коала и некоторые другие. О них мы поговорим в другой раз. Сегодня мы говорим про нашего гостя. А что наш мишка умеет делать?

Дети: Мишка умеет бегать, лазить по деревьям, есть мёд, рычать, кусаться, махать лапами, пить, пугать.

Воспитатель: Всё правильно говорите. А что любит наш мишка, как вы думаете?

Дети: Мишка любит мёд.

Воспитатель: Очень хорошо. Но ещё он любит ловить рыбу, собирать и кушать ягоды и грибы. Очень любит малину. А кто знает, в какое время года наш медведь спать ложится? Только полным ответом скажите, пожалуйста.

Дети: Мишка ложится спать осенью.

Воспитатель: Прекрасно. А как называется жилище нашего медведя, кто знает? Полным ответом, пожалуйста.

Дети: Жилище медведя называется берлога.

Воспитатель: А где он живёт?

Дети: Медведь живёт в лесу.

Воспитатель: Как вы думаете, медведь – это дикое или домашнее животное?

Дети: Медведь – это дикое животное.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Дети: Он живёт в лесу.

Воспитатель: А кто его кормит?

Дети: Он сам себя кормит.

Воспитатель: Правильно. Живёт в лесу и сам себя кормит, поэтому он у нас дикое  животное. Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору…» Медведем будет (ребёнок).

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, имитируя, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Он на нас глядит.

Он проснулся. Вот беда!

Разбегайся кто куда!

Дети: (Убегают на свои стульчики, «медведь» их догоняет и ловит. Игра проводится 1 – 2 раза)

Воспитатель: Поиграли и снова присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. А мишка как наш доволен! Сидит и улыбается. Знаете, дети, я вспомнила стихотворение про медведя. Вот послушайте, пожалуйста.

Мишка косолапый

По лесу идёт,

Шишки собирает

И в карман кладёт.

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб…

Мишка рассердился

И ногою – топ!

Больше я не буду

Шишки собирать,

Сяду я в машину

И поеду спать.

Воспитатель: Давайте для нашего мишки покажем это стихотворение. Смотрите, как это можно сделать. «Мишка косолапый по лесу идёт». Как мы с вами сегодня ходили? Вставайте около стульчиков, давайте покажем.

Дети: Встают, ходят переваливаясь.

Воспитатель: «Шишки собирает и в карман кладёт» - наклонимся и как-будто поднимем шишку.

Дети: (Наклоняются, поднимают воображаемую шишку).

Воспитатель: «Вдруг, упала шишка. Прямо мишке в лоб…» - стукнем себя легонько по лбу ладошкой.

Дети: (Стукают).

Воспитатель: «Мишка рассердился…» - нахмуримся.

Дети: (Хмурятся).

Воспитатель: «И ногою – топ!» - топнем ногой.

Дети: (Топают).

Воспитатель: «Больше я не буду шишки собирать» - поводим рукой из стороны в сторону.

Дети: (Водят рукой).

Воспитатель: «Сяду я в машину» - поворачиваем как-будто руль у машины.

Дети: (Поворачивают воображаемый руль).

Воспитатель: «И поеду спать» - уберём ладошки под щёчку и закроем глаза. А теперь может быть кто-то из вас хочет показать для нашего гостя это стихотворение?

Ребёнок: (Выражает желание показать).

Воспитатель:

Ребёнок:

Мишка косолапый

По лесу идёт,

Разводя руки в стороны, идёт переваливаясь

Шишки собирает

И в карман кладёт.

Наклоняется, имитирует сбор шишек в карман

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб…

Хлопает себя легонько по лбу

Мишка рассердился

Нахмурился

И ногою – топ!

Топает ногой

Больше я не буду

Шишки собирать,

Водит рукой из стороны в сторону

Сяду я в машину

Имитирует поворачивание руля у машины

И поеду спать.

Убирает руки под щёку, закрывает глаза.

Воспитатель: Вот сколько сегодня мы с вами узнали про медведя. Понравился вам сегодня наш гость?

Дети: Да, мишка нам  понравился.

Воспитатель: Я думаю, что нашему гостю тоже очень понравилась наша сегодняшняя беседа. А вам понравилось? Что понравилось вам больше всего?

Дети: (Высказывают свои мнения).

8. Знакомство с пословицами о медведях.

У медведя девять песен, и все про мёд.

Медведь неуклюж, да дюж.

И медведь из запасу лапу сосет.

И медведя плясать учат.

Медведь в лесу – что боярин в городу.

Хорошо медведя в окно дразнить.

Врасплох и медведь труслив.

Кого медведь драл, тот и пенька в лесу боится.

Осла знать по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам.

В медведе думы много, да вон нейдет.

Неповоротлив как медведь.

И медведь теленком бывает.

Медведь по корове съедает, да голоден бывает; а кура по зерну клюет, да сыта живет.

Вырос наш жук больше медведя.

Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму сыт живёт.

Медведь силён, да люди его ловят.

Медведя бояться, так ягод не видать.

Шкуру неубитого медведя не делят.

Пошёл телёнок медведя пугать.

Шилом медведя не одолеешь.

Медведя пасечником сделать.

Медведь не умывается, а человек его пугается.

Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе.

Пошла бы кума в лес за грибами, да навстречу ей медведь с зубами.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Живёт медведь в лесу, коли не зовут его в поле.

Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает.

Счастье, что не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы.

Кого медведь драл, тот и пня боится.

Медведя бояться – от белки бежать.

Корова ревёт, медведь ревёт, а кто кого дерёт, никто не разберёт.

Рядил медведь корову харчи поставлять, да за неустойку саму съел.

Отольются медведю коровьи слёзы.

Косолапый не кукса, что надо ухватит.

Волк режет скотину, медведь – дерёт.

Кто видал, чтоб медведь летал: он пеший, как леший.

Бывает, что и медведь летает, когда с кручи столкнут.

И комар лошадь повалит, коли медведь поможет.

9. Составление рассказа описания о медведях с помощью  опорных картинок.

10.Разучивание считалочка «Два медведя».

«ДВА МЕДВЕДЯ»

Сидели

Два медведя

На тоненьком суку,

Мололи

Два медведя

На мельнице муку.

Раз – ку-ку,

Два – ку-ку,

Оба шлепнулись

В муку!

11. Хороводная игра «Медведь»

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

12. Разучивание  колыбельной медведицы «Умка» (Слова: Ю. Яковлев, Музыка: Е. Крылатов).

Колыбельная медведицы

(Умка)

Ложкой снег мешая,

Ночь идёт большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи -

Белые медведи,

Спи скорей и ты, малыш.

Мы плывём на льдине,

Как на бригантине,

По седым, суровым морям.

И всю ночь соседи,

Звёздные медведи

Светят дальним кораблям.

13. Занятие по экологической безопасности «В гостях у Маши и Медведя»

Конспект НОД по экологической безопасности «В гостях у Маши и Медведя»

Цель: Продолжать формировать знания детей о жизни животных в лесу; выявить экологические знания детей; правила безопасного поведения в лесу.

Задачи:

Образовательная область «Познание».

- закрепить знания детей о времени года – осень;

- продолжать углублять знания о жизни животных в лесу;

- выявить экологические знания детей, правила поведения в лесу.

- воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Образовательная область «Коммуникация».

- формировать умение употреблять усвоенные слова в разговорной речи;

- развивать умение поддерживать беседу.

Образовательная область «Социализация».

- развивать умение детей коллективно, сообща выполнять задуманное;

- развивать эмоции, возникающие в ходе игровых действий с персонажами;

- формировать умение воспринимать предложенную ситуацию, принимать в ней участие.

Образовательная область «Безопасность».

- закреплять правила безопасного передвижения в помещении, во время деятельности.

Образовательная область «Здоровье».

- закрепить знания детей о здоровом образе жизни.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций животных живущих в лесу, индивидуальная работа, беседа.

Методы и приёмы:

- игровой;

- словесный;

- наглядный.

Оборудование: письмо от Мишки, «ковёр-самолёт», костюм для Маши, игрушка-Мишка орешки с вопросами о животных; ёлки, деревья, раскраски для детей.

Ход занятия:

1. Маша: Здравствуйте, дети, как хорошо, что мы сегодня с вами встретились. Я так рада! Ой, какие вы все красивые сегодня. Вы узнали меня? Из какой я сказки? Да, правильно, я Маша. Из сказки «Маша и Медведь». Только я сегодня пришла к вам одна, без своего друга Мишки. Но он передал вам, вот это письмо. Давайте откроем его и прочитаем?

Письмо: «Здравствуйте, дорогие мои ребята! Сегодня вместе с Машей я собирался прийти к вам в гости, но вчера вечером я выпил холодной воды, съел много мороженого, гулял без шапки и шарфика, и заболел. Но мне очень хочется увидеть вас у себя в гостях. Я приглашаю вас вместе с Машей, она покажет вам дорогу. Но дорога будет нелегкой, и вам придется пройти несколько испытаний. Но вы не переживайте, вы же у меня все умные и смелые, и легко справитесь со всеми заданиями. Жду с нетерпением!». Ваш Мишка.

Воспитатель: Значит, Мишка простудился и заболел, напился холодной воды, съел много мороженого и ходил гулять без шапки и шарфика. Эх, Мишка, Мишка. Ребята, разве можно пить холодную воду? А есть много мороженого? Конечно, нет! И мы с вами знаем, что осенью нужно теплее одеваться.

Маша: Ну, так что ребята, нужно моего Мишку навестить. Вы со мной? Ну, тогда в путь!

Воспитатель: для начала нам нужно добраться с вами до леса. А лес находится очень далеко, и я, предлагаю, чтобы не терять много времени, отправиться на волшебном ковре самолете.

Дети и воспитатель садятся на коленки на ковер.

Воспитатель: Ковер-самолет, взлети! Ковер-самолет взлети! Ребята, я, наверное, забыла сказать волшебное слово. А какое волшебное слово я забыла сказать? Конечно, пожалуйста. Ковер-самолет, взлети, пожалуйста!

Играет музыка, воспитатель обращает внимание на осанку детей.Воспитатель: (во время «полёта»). Ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года? Правильно, осень. А почему вы решили, что осень? (Осенью солнце светит, но не греет. Дни становятся короткими, а ночи длиннее. Воздух становится холодным. Вода превращается в лед. Люди сменили одежду, на более тёплую. Деревья сбросили листья. Люди собирают урожай. Некоторые птицы улетают в теплые края, другие остаются). Ребята, а вы знаете, что у птиц, которые остаются здесь зимовать, есть свой секреты, как пережить холодное время года. Самое страшное для птиц - не холод (потому что у них вырастает подпушек под перышками), а голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь они могут погибнуть. И тогда на помощь приходит человек. Он устраивает им кормушки. Многие животные впадают в зимнюю спячку, такие как: медведь, еж.

Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! Ребята, прежде чем мы войдем с вами в лес, давайте повторим правила поведения в лесу:

- в лесу нельзя сорить (т.к могут пораниться животные и люди, которые гуляют по лесу).

- в лесу нельзя кричать (т.к. можем напугать птиц и животных).

- в лесу нельзя оставлять горящий костёр (т.к. может загореться лес).

- нельзя спинывать мухоморы (т.к. для животных это лекарство).

- нельзя разрушать муравейники.

- нельзя ломать ветки деревьев.

- нельзя убивать животных.

Воспитатель: Ну, теперь можно смело двигаться. Смотрите. Корзинка. А внутри, орешки. Наверное, это белочка нам приготовила сюрприз. Давайте, посмотрим, что у неё внутри (дети берут по одному орешку, открывают и достают листочки) Ага, я поняла, это белочка приготовила для нас вопросы, ответив на них, мы сможем двигаться дальше.

1. Что для животных страшнее: голод или холод? (голод).

2. Назовите животных, которые живут в нашем лесу?

3. Какие животные впадают в спячку? (медведь, ёж).

4. Чем покрыты животные? (шерстью).

5. Какие птицы живут у нас?

6. Чем покрыты птицы? (перьями).

7. На какое животное похожа рысь?

- Молодцы! Все орешки раскрыли. Вы настоящие знатоки животных! Пойдём дальше! А то Мишка нас уже заждался!

Физминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через кочки и пенечки.

Кто высоко шагал,

Не споткнулся, не упал.

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке.

Бежали лесочком.

Прыгали по кочкам.

По солнечной лужайке.

- Ребята, мы уже совсем близко с вами подошли к Мишке! И у нас осталось последнее испытание. Нужно отгадать загадку:

Он большой и неуклюжий,

С детства с пчелами не дружит.

С осени и до весны

Смотрит сладкие сны

- Ребята, кто это? (медведь)

- А вот и Мишка нас встречает!

Мишка: Здравствуйте, дети! Спасибо, что пришли навестить меня. Я очень рад вас видеть.

3. Маша: Ребята, а давайте расскажем Мишке, как мы добирались к нему в гости (рефлексия занятия).

Мишка: Молодцы! Я знал, что вы очень смелые! У меня есть для вас подарки (раскраски).

Маша: Ну, вот и пришла, пора прощаться, вам нужно возвращаться в детский сад. А я останусь со своим другом Мишкой, буду лечить его. До свидания ребята!

Воспитатель: Ребята, ну, что, «полетели» в детский сад. Садитесь все поудобнее. Расскажите, что вам подарил Мишка? (во время полёта, дети  показывают и рассказывают о своих раскрасках)

14.Разучивание физкультминутки «Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

15. Заучивание стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Цели НОД: побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы .

1. Образовательная задача: способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

2. Развивающая задача: создать внутреннюю мотивацию у детей к прослушиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит? »

3. Вызвать интерес к поэзии, пробудить эстетические чувства; способствовать воспитанию бережного отношения к игрушкам.

Методы и приемы.

1. Наглядный: (показ, демонстрация)

2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

3. Игровой: сюрпризный момент, подвижная игра.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций о медведях, чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных, словесные игры, с

Словарная работа: обогащение словаря словами (вперевалку, берлога)

Форма проведения: игровая

Оборудование: мольберт, мнемотаблицы, Волшебная книга, игрушка мишка

Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, элементы социоигровой, личностно-ориентированная.

Ход НОД:

Воспитатель. Я сегодня принесла «Волшебную книгу». Ой, кажется там кто- то есть. (Приоткрываю, смотрю). Ребята, отгадайте загадку и узнайте кто сидит в «Волшебной книжке» .

Загадка.

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

Воспитатель. А как вы догадались, что это медведь?

-Покажите, как ходит медведь.

-Что любит медведь?

-Еще чем питается медведь?

-Когда медведь лезет в яму спать?

-Как называется яма, где спит медведь?

Воспитатель (показывает игрушку- мишку). У кого дома есть игрушка-медведь?

-Вы любите её?

А давайте вспомним (расскажем нашему гостю) стихотворение А. Барто «Мишка» (показываю мнемодорожку)

Конспект занятия по заучиванию стихотворения В.  Орлова «Почему медведь зимой спит? » с использованием приёмов мнемотехники

-Кто помнит это стихотворение и расскажет нам. (Рассказывание детей)

Воспитатель. Сегодня постараемся запомнить ещё одно стихотворение и порадовать нашего гостя.

Чтение воспитателем стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит»

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

Воспитатель. Вам стихотворение понравилось?

Работа по содержанию стихотворения (по мнемотаблице).

-О ком это стихотворение?

-Что делает мишка зимой?

-А почему он спит?

-Еще раз послушаем стихотворение (по мнемотаблице).

Воспитатель проговаривает каждую строчку, показывая на картинки в таблице:

1.-Мишка, мишка! Что с тобой?

2. Почему ты спишь зимой?

3.-Потому, что снег и лёд –

4. Не малина и не мёд!

Чтение каждой строчки отдельно, а ребёнок повторяет.

Рассказывание стихотворения с опорой на графический рисунок (ребёнок с хорошей памятью) .

Рассказывание стихотворения с опорой на графический рисунок (ребёнок с плохой памятью) .

Воспитатель. Ребята, мишка устал. Поиграем с ним (физкультминутка)

Мишка, лапки подними.

Мишка, лапки отпусти.

Мишка, мишка, покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри.

Раз, два, три! Раз, два, три!

Воспитатель. Миша, наши ребята любят слушать рассказы, сказки о тебе. Послушай, что они знают о медведях. (Составление рассказа по мнемотаблице («Медведь»)

Рассказ.

Медведь не домашнее, а дикое животное. Он живёт в лесу. У медведя четыре лапы, густая шерсть. Он питается мясом, рыбой, любит лакомиться малиной, мёдом. Зимой медведь ложится спать в берлогу. В берлоге у медведицы рождаются детёныши. Она их кормит молоком.

Мишутка. Спасибо ребята. Мне с вами было интересно.

Воспитатель. Мишутке пора ложиться спать. Давайте ещё раз вспомним, почему он зимой спит.

Обыгрывание стихотворения «Почему медведь зимой спит? ».

Воспитательница. Волшебная книга закрывается, мишка уходит спать

16. Отгадывание загадок о медведях.

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый.

(Белый медведь)

Люблю я плавать и плескаться,

Где холодная вода.

В снежных кучах кувыркаться,

Где зима всегда-всегда.

Белый мех и жира слой

Выручат в беде любой.

(Белый медведь)

Добродушный и спокойный,

Ест бамбук зелёный, сочный,

Очень милый медвежонок,

В чёрно-белой пышной шубе!

(Панда)

Это, что за чудный зверь,

Сей бамбуковый медведь

В черно-белом одеянье,

На всех смотрит с пониманием!

(Панда)

17.Проведение подвижной игры « У медведя во бору».

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит

детей, они бегут домой.

18.Коллективная работа (поделка из пластилина) «Медвежий заповедник».C:\Users\Dell\Desktop\29.jpg

19. Проект Музей «Медвежонок» (мини-музей в детском саду).

Проектная деятельность. Музей «Медвежонок»

Цели проекта:

1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.

2. Создать развивающую среду – подобрать материалы, игрушки, атрибуты для детской игровой театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрации и художественную литературу по теме «Знакомьтесь, Медведь».

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4. Составить перспективный план работы.

Срок выполнения проекта: бессрочный.

Цель: формирование художественно-познавательных интересов у детей через приобщение к культурному наследию Москвы.

Задачи:

– Расширение кругозора детей;

– Обогащение знаний дошкольников об окружающем мире;

– Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы;

– Формирование у детей представлений о музее;

– Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

– Развитие творческого мышления и воображения;

– Взаимодействие с родителями;

– Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Актуальность идеи создания:

1. Инновация воспитательно-образовательного пространства (использование новых форм работы).

2. Возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Особенности нашего музея:

1. Участие в создание музея детей и родителей.

2. Каждый ребенок является соавтором, творцом композиции.

3. Каждый ребенок может почувствовать себя экскурсоводом в музее.

4. Использование музея в образовательном процессе при изучении блоков «Животные», «Наш дом – природа», «Что такое музей?». Использование образовательных областей: Познание, Коммуникация. Чтение художественной литературы, Художественное творчество.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- знание детьми особенностей Нижневартовска и его истории;

- понимание детьми значимости нашего города, как одного из самых крупно добываемых нефть городов  России;

- умение организовать сюжетно-ролевые игры на тему «Экскурсии по Москве»;

- проявление каждым ребёнком уважения к знаменитым людям нашего города.

В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно-культурным ценностям, музеям, театрам, памятникам архитектуры.Одна из самых важных задач – научить любить свой город. Поэтому создание мини-музеев в детском саду – это хорошее начало, образовательный процесс будет проходить более интересно и эффективно, если некоторые занятия воспитатели будут организовывать в мини-музее детского сада.

Но необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий, поскольку детям сложно долго стоять на месте. Поэтому даже самый увлекательный рассказ педагога может остаться без внимания.

Целесообразно разбивать информацию на несколько подтем и проводить с детьми беседы-пятиминутки. Но если педагог может удержать внимание детей в достаточной мере, то за один приход в музей можно рассмотреть сразу несколько тем.

Нельзя также забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому в каждом уголке музея необходимо организовать уголок самостоятельной деятельности, где у детей есть возможность поиграть. Тема музея сама подскажет, какие могут быть игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические или интеллектуальные.

Если ребята обращают внимание на стенды или экспонаты музея, о которых педагог сегодня не планировал говорить, можно использовать такой ход: «Об этом мы с вами поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим внимательно посмотреть и попробовать догадаться, о чем мы будем с вами разговаривать на нашей следующей экскурсии». При этом времени на обсуждение дается совсем немного, воспитатель на вопросы детей не отвечает. Если дети самостоятельно смогли сориентироваться в материале, то при следующем посещении воспитатель может попросить самого активного ребенка взять на себя роль экскурсовода, и ребенок сам расскажет другим ребятам о том, что он понял и узнал.

Если педагог нацелен на развитие объяснительной речи детей, можно предложить им посетить раздел музея вместе с родителями и потом рассказать другим детям о том, что они узнали.

Если рассматривать образовательную область Познание, то занятия в мини-музее можно проводить при изучении блоков «Животные» или «Лес» (с использованием ИКТ)

Темы занятий в мини-музее могут быть самыми разными. Например: «Кто и зачем придумал правила поведения» (в общественных местах, в том числе и в музеях), «Зоопарк», «Музеи родного города», «Знакомство с профессиями: профессия экскурсовод». Сюда же можно включить занятие «Мы идем в музей», где роль экскурсовода выполняет ребенок. Также мы практикуем проведение экскурсий для малышей по мини-музею «Медвежонок».

Реализация проекта и использование мини-музея «Медвежонок» в образовательной деятельности детского сада:

1. Игровая деятельность.

– Сюжетно-ролевые игры «Прогулки по Нижневартовску», «Музей», «В картинной галерее».

– Дидактические игры «Достопримечательности Нижневартовска», «Я экскурсовод», «Наш город».

2. Познавательное развитие.

– Серия бесед о музеях, театрах Нижневартовска.

– Занятия: «Третьяковская галерея», «Планета – Земля, страна – Россия, город – Нижневартовск», «С чего начинается Родина», «Театр».

– Театрализованный досуг «В гости к Медведям».

– Игра-викторина «Что мы знаем о музеях нашего города?».

– Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о Нижневартовске.

Использование мини-музея в образовательном процессе:

Проведение занятий-экскурсий (знакомство с экспонатами музея, рассматривание иллюстраций, игры в уголке свободной деятельности).

Использование музея в интеграции образовательных областей:

Беседы и рассказы о медведях (с использованием ИКТ, презентации), викторины (образовательная область Познание).

Чтение сказок и стихов о медведях, беседы по сюжетным картинкам (образовательная область Развитие речи).

Занятия на тему «Медведи в изобразительном творчестве», создание книжки-малышки с рисунками детей, раскраски (образовательная область Художественное творчество).

Чтение русских народных сказок «Маша и медведь». «Три медведя», «Мужик и медведь» (в обработке Л.Н.Толстого), рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; заучивание наизусть стихотворения Н. Григорьевой «В зоопарке», составление письма медвежонку Умке, придумывание продолжения рассказа «Медвежонок заболел», беседы о диких животных, инсценировка сказок (образовательные области Коммуникация и Чтение художественной литературы).

Беседа о народных промыслах (гжель и резьба по дереву), демонстрация деревянных фигурок медведей и гжели в мини-музее, рассказ о работе мастеров-резчиков (образовательная область Художественное творчество).

Использование уголка самостоятельной деятельности:

– проведение с детьми коротких бесед;

– загадывание загадок;

– чтение стихов и рассказов о медведях;

– составление вместе с детьми описательных рассказов о медведях (для старших детей);

– беседы по картинке (для малышей);

– рассматривание книжек;

– чтение детям народных потешек, где присутствует медведь;

– подвижные игры «У медведя во бору», «Мишка, мишка, что ты ешь?», «Белые медведи»;

– дидактические игры (лото, пазлы, шнуровки).

В беседах с детьми нужно обращать внимание на следующее:

– среда обитания белого и бурого медведей;

– чем питаются;

– особенности жизни;

– сходства и различия бурого и белого медведей.

Продуктивная деятельность.

Коллективная работа: выставка работ «Такие разные медвежата».

Работа с родителями: выставка «Веселые медвежата» (медвежата, сделанные своими руками из разных материалов), экскурсия по музею.

20. Инсценировка русско-народной сказки «Три медведя».

«Три медведя»

Программные задачи:

Образовательные: активизировать словарь детей, совершенствовать умение эмоционально передавать характер сказки, четко и внятно произносить слова.

Развивающие: развитие музыкально-художественной деятельности детей, выразительности мимики, жестов, голоса, умения последовательно и выразительно передавать сказку.

Воспитательные: воспитание у детей интереса к театрализованной деятельности, дружеских взаимоотношений, вежливости.

Предварительная работа: рассказывание детям русской народной сказки «Три медведя» рассматривание иллюстраций к сказке.

Материалы : домик, плетень, колодец, ведро с коромыслом, пенек с топором, лейка, грядка.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация: развитие умения последовательно и выразительно передавать сказку, четко и внятно произносить слова.

Музыка: развитие музыкально - художественной деятельности детей.

Социология: воспитание дружеских взаимоотношений среди детей.

Три медведя.

Действующие лица: Ведущая - взрослый; бабушка, дед, Машенька, подружки, зайчата, Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка - дети.

Декорация: домик, плетень, колодец, ведра с коромыслом, пенек с топором, грядка, лейка.

(из домика выходят бабка и дед. Звучит музыка. (Дед начинает колоть дрова, а бабка садится на лавку и вяжет)

Ведущая: На полянке на лесной стоит домик расписной,

                  Стоит на самой опушке, живут в нем дед и старушка.

Бабка (заглядывая в домик). Внученька, пора вставать! В лес идти, грибов насобирать.

(из домика выходит Маша, поливает грядки и поет песенку)

Песня Маши: Встану рано поутру и в лесок пойду я,

                         Там нарву букет цветов, с ним я потанцую!

                         В лес зеленый побегу - ягод наберу я,

                         Их в корзинку положу, с ними потанцую! (входят подружки)

l-я подружка: Ну, подруженька, скорей, собирайся веселей.

2-я подружка: В лес зеленый мы пойдем, грибов, ягод наберем!

Дед (грозя пальцем) Ты по сторонам гляди, от подруг не отходи.

(Подружки и Маша встают друг за другом и идут в лес, напевая песню «Как пошли наши подружки» Они входят в лес и видят березку. (Исполняется песня «Хоровод березою»)

Ведущая: Малину Маша собирала, от подруг своих отстала...

                  Глядь она по сторонам, только елки тут и там.

(Маша садится на пенек)

Маша: Я одна в лесной глуши, тихо, тихо, ни души. Вот и вечер настает, кто - то, кажется, идет

(прислушивается). (Выскакивают зайчата. «Танец зайчат»)

1- ый заяц: Мы- зайки - побегайки, наш домик у ручья!(играем в прятки)

2-ой заяц: Мы-зайки - побегайки (замечает Машу) Ой, девочка, ты чья?

Маша: Я живу в лесной избушке с бабушкой и дедом.

             За подружками в лесок, побежала следом.

             Я малину собирала, от подруг своих отстала.

             Вы по лесу пробегали, мою избушку не видали?

3-й заяц: Там, где тишина лесная, стоит избушка расписная.

        Мы тебя проводим к ней, ну, пойдем, ступай смелей! (зайцы показывают дорогу и убегают)

(Появляется лиса. Маша прячется под елку. Звучит мелодия «Лиса».)

Лиса: Не бойся, Машенька, лису ,- лисятам рыбку я несу. (показывает рыбку)           Почему ты без подруг? Может, заблудились вдруг?

Маша: За подружками в лесок, побежала следом.

             Я малину собирала, от подруг своих отстала.

             Ты по лесу пробегала, мою избушку не видала?

Лиса: Там, где тишина лесная, стоит избушка расписная.

           Провожу тебя я к ней, ну, пойдем, ступай скорей!

(Лиса провожает Машу до избушки. Маша стучит в дверь)

Маша: Кто здесь в домике живет? Кто мне двери отопрет?

(Входит на столе стоит свеча)

Ведущая: Дверь открыта, горит свет, только вот хозяев нет. Маша в домике одна, Маша очень голодна. На столе стоят три чаши: из одной поела Маша...

(Маша ест из большой чаши)

Из остальных хлебнула мало, почувствовала, что устала. (Маша встает и идет к кроватям.)

Ведущая: На большой топчан легла девчушка, не понравилась подушка. (Маша переходит к другой кровати) На среднюю легла кровать - неудобно ей лежать. Огонек она задула (Маша задувает свечу.) И крепко в маленькой уснула.

Звучит песня «Колыбельная»

Ведущая: (прислушиваясь). Шаги послышались в тиши - вот и хозяева пришли.

Входят три медведя. Звучит мелодия «Медведь».

Михаил Потапович: (подходит к миске и заглядывает в нее). Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?

Настасья Петровна: Кто хлебал из моей чашки?

Мишутка: Кто хлебал из моей чашки?

(подходят к кроватям)

Михаил Потапович: Кто лежал в моей постели и помял ее?

Настасья Петровна: Кто лежал в моей постели и помял ее?

Мишутка: (испуганно) Посмотрите, неужели кто-то спит в моей постели?

(Маша просыпается и прячет я за печь)

Маша: Ой, как страшно! Ой-ой-ой!

Михаил Потапович: (подходит к ней) Ты не бойся, я не злой!

Настасья Петровна: (угощает медом). Вот попробуй мед лесной, он душистый и густой.

Мишутка: Хочешь, будем мы дружить? Будешь в гости приходить.

                   Будем вместе кашу есть, будем вместе песни петь,

                   позовем лесных зверей, вместе будет веселей!

Ведущая: Медведи рады, Маша рада, веселись, лесной народ! Спеть, сплясать всем вместе надо, собирайся в хоровод! (все звери пляшут «Ах ты, береза!)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...