Окружающий мир Занятие по М.Монтессори
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Моя тема по самообразованию "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через применение методики М. Монтессори"   

Цель профессионального развития:  изучить технологию экологического воспитания детей 5-6 лет по методике М.Монтессори.

 Задачи:

  1. Познакомить детей с помощью игр с моделями развития растений и животных.
  2. Довести до сознания детей, что каждое живое существо имеет в природе свое место обитания.
  3. Сформировать у детей представления об экологических системах. 
  4. Разработать конспекты занятий по экологическому воспитанию детей с применением методики М.Монтессори

В результате изучения технологии я составила конспект итогового занятия "Домовенок Шуршуня в гостях у детей"  и провела его с детьми старшей и подготовительной группы для коллег и родителей.  В занятии отражено: как дети на основе полученных знаний дети научились составлять последовательность развития растений и животных  в игре, рассказе;  применять знания на практике ( выращивание растений); развивать функции сенсорного распознавания, выполнять физиологические движения каждого дня, доброжелательно относиться друг к другу, быть бережливыми по отношению  к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domovenok_shurshunya_v_gostyah_u_detey.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

   Домовенок Шуршуня в гостях у ребят

Цель: закрепить знания о росте и развитии растений.

Программные задачи: 

учить составлять рассказ о росте и развитии растения по карточкам, сравнивать развитие, анализировать, дать возможность самообучаться;

сделать детей актерами реальной сцены – жизни

развивать:

 функции сенсорного распознавания (чувственного восприятия, ощупывания)  путем наблюдения, сравнения и самостоятельных выводов;

 мышление, внимание, речь;

функции мускульной системы ребенка (упражнения в равновесии и др. движения); физиологические движения каждого дня (ходьба, вставание, передача предметов);

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережливость.

Методические приемы: сюрпризный момент- приход домовенка Шуршуни и Маши Почемучкиной, художественное слово, музыкальное сопровождение,  рассказы Шуршуни и Маши Почемучкиной, игра «Мой рассказик» «Выложи карточки сам» «Распознай семена наощупь», игра- инсценировка по сказке «Хвосты», вопросы к детям.

Индивидуальная работа: разучивание ролей к сказке.

Материалы и оборудование: карточки для игр по Монтессори, маски для инсценировки, природный материал, платочки для завязывания глаз, дорожка для развития стопы, блокноты.

Герои: дети – герои сказки В.Бианки «Хвосты»

Предварительная работа: чтение рассказов из пособия по М.Монтессори «Чудеса преображения «На лугу и в огороде»,  рассматривание иллюстраций, слайдов о развитии растений.

Тихо звучит детская музыка. Дети стоят в кругу.  Вопросы к детям.

- Какой сегодня день? (Ответы детей)

- С каким настроением вы пришли в детский сад? (Ответы детей)

- О чем хочется рассказать друзьям? (Ответы детей)

- Что ты ждешь от сегодняшнего дня, с какими материалами хочется поработать? (Ответы детей)

- Давайте прочитаем «Благодарение Природе и Дню» (психологи подметили: «Благодарность – это богатство, а жалоба – нищета»).

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо няне за обед.

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам, и вам, и вам.

(Дети садятся)

Стук в дверь. Приходит Домовенок Шуршуня с Машей Почемучкиной.

- Здраствуйте, ребята, мы пришли с вами поиграть и рассказать о необычных превращениях в природе. Вот послушайте, что мы видели на огороде:

Игра «Мой рассказик»:

Маша рассказывает о превращениях гороха, показывает последовательность развития с помощью карточек.

«Как приятно зимой съесть тарелочку горохового супа или салат, заправленный ароматным зеленым горошком! Начинается путешествие гороха на обеденный стол с одной-единственной маленькой горошины. Весной, попав в землю. Маленькая горошинка начинает набухать, впитывая в себя влагу из земли. Кожура ее раскрывается, и из нее появляется молодой корень. Затем начинает развиваться зародыш-стебелек, поднимающий наверх почечку, из которой появляется росток. Вскоре на нем появляются листья и отростки-усики, нежно-белые цветы цветы. Из цветка в скором времени вырастет удлиненная коробочка- стручок, полный вкусных горошин».

-Спасибо, Маша. Детишки любят горох за то, что он такой вкусный.

Шуршуня рассказывает о превращениях подсолнуха, показывает последовательность развития с помощью карточек.

«Подсолнух- любимец солнышка. Первый подсолнух приехал к нам из-за океана, из далекой Мексики. Он начинает свое развитие с небольшого семечка, покрытого темной шкуркой- кожурой. Попав в землю, семя подсолнуха под действием тепла и влаги образует и питает зародыш. Затем появляется корешок, который растет и укрепляется в почве. Зародыш- проросток растет и становится стеблем. Стебель у подсолнуха один, очень мощный. От него на длинных черешках отходят крупные листья с резными краями. Ближе к осени на конце стебля появляется сначала бутон, а затем крупная корзинка- соцветие, покрытая снизу небольшими листьями. На месте мелких настоящих цветков образовываются семена подсолнечника. Из них изготавливают подсолнечное масло, маргарин, халву и многие другие необходимые человеку продукты».

-Спасибо, Шуршуня. Жареные семечки подсолнуха так вкусны, что, начав их щелкать, трудно оторваться от этого занятия.

-Дети, некоторые детали развития повторяются. Подумайте, что в их развитии похоже?

- Чем отличается развитие?

- Как можно назвать одним словом горох, подсолнух? (растения)

- Где растут эти растения? (на огороде)

Игра «Выложи карточки сам» (стоя за столом)

(дети выкладывают последовательность развития растений по памяти)

- Шуршуня нам принес платочки для завязывании глаз, чтобы поиграть в игру «Распознай семена наощупь». Дети стают возле стола с тарелочками семян гороха, фасоли, подсолнуха, ощупывают и угадывают, семена какого растения они нашли.

Физминутка «Развитие растения» (музыка из мультфильма).

Посадили семена в землю.

Они дали дружные всходы.

                                                   Появились стебельки.

                                                    Зазеленели листики.                      

                                                    Появились бутоны.

                                                    Зацвели  цветочки.

                                                    Появились плоды.

                                                    Угощайтесь на здоровье.

«Чучело огородное». Ходьба по дорожке вокруг огорода (упражнение в равновесии).

- В природе есть один секретик: все в природе взаимосвязано. И растения не могут существовать без своих друзей насекомых и животных.

-Мы про это знаем игру «Договори слово» - «Кто что любит»

Всыплем …(зерен) петушку,

Бросим …(косточку) Дружку,

Кролику…(листок) капусты,

А корове…(травки) вкусной.

Мышке мы оставим…(корку),

…(пойло) вынесем теленку,

Сварим…(каши) всем цыплятам,

…(яблоко) дадим ежатам,

Отнесем …(овса) коню,

Нарвем овцам…(лебеду),

…(молока) нальем мы кошке,

Купим…(шоколад) Алешке.

-А писатель Виталий Бианки написал про это сказку «Хвосты», и в эту сказку дети любят играть. Давайте, ребята, покажем ее!

Игра- инсценировка по сказке.

Итог:       дети стоят в кругу, звучит музыка из м-ф

- Чему вы научились?

- Что было особенным в этот день?

-Чем каждому запомнился, понравился этот день?

- Что бы хотелось изменить, исправить, не так сделать, как поступить по-другому?

- Кого бы хотелось поблагодарить сегодня?

- Давайте прочитаем благодарение друзьям.

                                                  Вас благодарю-

                                                  «Спасибо» говорю.

        Говорю слова волшебные.

     Говорю слова лечебные.

Говорю я пожелания,

      Говорю я «до свидания»,

  Говорю «пожалуйста»,

                Говорю «спасибо», «здрасьте»

    Кате, Саше, Вере, Насте.

Маша и Шуршуня: - Спасибо, друзья, за гостеприимство. Мы хотим подарить вам на память блокнотики, в которых вы будете записывать или зарисовывать то, что запомнилось каждый день. Так вы сделаете свои календарики- рисунки на месяц. До свидания!

Использованная литература:

  1. ж-л «Дошкольное воспитание» «Разговор как психотерапевтическое средство» Г.Любина (старший преподаватель кафедры методик дошкольного воспитания Брестского государственного университета)

     2.     Учимся по методике М.Монтессори ( Издательский Дом «Нева» 2002) Серия «Чудеса преображения (биология для малышей), «На лугу и в огороде»,  5 -6 лет

  1.   ж-л «Детский сад со всех сторон» №26(62)июль 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в разновозрастной монтессори-группе "Книга - лучший друг".

Итоговое занятие по ознакомлению детей с книгой: история содания книги, из каких частей состоит книга....

Занятия по системе Монтессори не требуют игрушек.

Занятия по системе Монтессори не требуют игрушек. Пособиями здесь могут стать обычные домашние вещи: пузырьки и губки, миски, салатники и кастрюли, терки, щетки, пуговицы, бусины….Многие развивающие м...

Занятия с элементами монтессори для группы кратковременного пребывания.

Занятия проводятся с родителями и детьми до 3-х лет для развития мелкой моторики....

Немного о занятиях в группах Монтессори

"Все, что мы делаем с ребенком - это обучение"          ...

Методика работы по письму и чтению «Шероховатые буквы» Конспект занятия в М.Монтессори группе

Методика работы по письму и чтению«Шероховатые буквы» Конспект  занятия в М.Монтессори группе...

Занятия по системе Монтессори детей 2-3 лет

Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухле...