Методика работы по письму и чтению «Шероховатые буквы» Конспект занятия в М.Монтессори группе
план-конспект занятия по развитию речи

Лебедева Ольга Ивановна

Методика работы по письму и чтению

«Шероховатые буквы»

 

Конспект  занятия в М.Монтессори группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherohovatye_bukvy.docx396.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

Детский сад « Рыбка» города Асино Томской области

Методика работы по письму и чтению

«Шероховатые буквы»

Конспект  занятия в М.Монтессори группе

G:\DCIM\100MSDCF\DSC01325.JPG

Составила и провела:

Лебедева Ольга Ивановна

Воспитатель  I кв. кат.

г.Асино 2020г

Шероховатые буквы

Материал: деревянные или картонные таблички с наклеенными буквами из песчаной бумаги. Буквы письменного шрифта, строчные, без наклона. Толщина линий букв - 2 см. Высота букв, не имеющих надстрочных и подстрочных элементов- 6 см. Согласные буквы наклеены на синие таблички, гласные - на красные, твердый и мягкий знаки - на белые. Все таблички с буквами стоят в одном ящике.        

Цель:

Прямая: Знакомство с графическими символами для обозначения звуков речи. 

Косвенная: Подготовка к письму.

        

Презентация

  1. Учитель выбирает из ящика три таблички и предлагает ребенку на подносе отнести их на стол. (Для одновременной презентации лучше выбрать буквы, контрастные написанию и по звучанию. Начинаем с наиболее часто употребляемых в русском языке  букв, чтобы ребенок быстрее мог перейти к составлению слов из подвижного алфавита).
  1. Учитель берет одну из табличек и показывает ребенку, как нужно ее придерживать столе левой рукой: большой палец вдоль нижней стороны таблички, а четыре остальных - вдоль левой стороны. (Для ребенка такой способ уже знаком. Так же придерживали доски для ощупывания, шероховатые таблички и рамки для штриховки.)
  2. Демонстрирует два пальца правой руки (указательный и средний), которыми будут обводить букву. (Эти пальцы постоянно работали в упражнениях с сенсорными материалами, ребенок привык действовать ими.)
  3. Медленно обводит букву точно так, как она пишется, задержавшись в самом начале и обратив внимание ребенка на то место, откуда ее начинают обводить. (Очень важно, чтобы ребенок освоил верное движение, потом он его будет повторять при письме. Иногда на табличку с буквой наносят дополнительные знаки: точку в начале и стрелочки в направлении обводки. Это нежелательно, так как зрительный образ буквы становится менее отчетливым.)
  4. Предлагает повторить ребенку. (У ребенка этого возраста еще недостаточно развито зрительное восприятие сложных форм, какой является буква. У взрослого человека глаз при восприятии движется по контуру предмета, как бы ощупывая его. Движение глаз ребенка хаотично. Поэтому дети часто не замечают мелких деталей. Когда ребенок обводит букву, он помогает своему зрительному восприятию: глаз следит за рукой и лучше воспринимает форму буквы.).        ~
  5. Называет звук, который обычно обозначает эта буква. Просит ребенка назвать слова, в которых есть этот звук. (Для ребенка соединяются вместе несколько разных ощущений: слуховое - звук, зрительное - буква, тактильное - шероховатая поверхность, мускульное - движение обводки. Мы произносим не алфавитное название буквы, а звук, который она обозначает в сильной позиции. Так ребенок связывает графический символ со звуком. Он понимает, что определенный звук, который можно услышать в разных словах (работа с фонетическими коробочками), обозначается этим символом.).
  6. Повторяет пп.2-6 с другими буквами. (Это была первая ступень трехступенчатого урока.)
  7. Учитель просит ребенка обвести названные буквы: «Обведи, пожалуйста, «а». Положи ее на край стола». (Вторая ступень. Очень важно каждый раз обводить букву. Иногда дети могут зрительно не узнавать ее, а с помощью руки «видят».)
  8. Третья ступень. Ребенок сам называет буквы, указанные учителем: «Обведи, пожалуйста, эту букву. Какая это буква?». (Если говорить строго, то подобный вопрос не вполне корректен, т.к. мы просим ребенка назвать не букву, а звук, который она обозначает. Но на данном этапе не стоит разбираться с ребенком в разнице понятий «звук» и «буква»).

Дальнейшие упражнения:

  1. Работа с закрытыми глазами.
  2. Знакомство с другими буквами. Обычно для трехступенчатого урока берутся каждый раз по три буквы. Если ребенок трудно запоминает новое, то одна или даже две из них могут быть уже знакомы, и только одна буква - новая. (Для удобства работы полезно иметь рядом с этим материалом перечень, какие буквы уже были презентованы ребенку. Это могут быть отдельные карточки на каждого ребенка или общий список, в котором против фамилии ребенка пишется весь алфавит. После презентации соответствующая буква подчеркивается, а когда она усвоена - обводится).
  3. Написание изученной буквы на подносе с песком или манкой. (Ребенок готовится к письму на бумаге. Здесь очень легко исправлять неудачно написанную букву: после легкого встряхивания подноса материал снова готов к работе.)
  4. Написание изученной буквы на доске для письма - мылом или мокрым пальцем, кисточкой. (Доски расчерчены для письма. Ребенок не только тренируется в повторении очертаний буквы, но и учится размещать ее на строке.)
  5. Написание буквы карандашом или ручкой на листе бумаги. (Это не тренировка в письме букв, это результат. Очень удобно вписывать букву в квадратный листок бумаги, затем сворачивать листок в четыре раза и вписывать буквы в каждую клеточку, потом - в 16 раз. Так, постепенно уменьшая размер клеточки, можно побудить ребенка уменьшать размер написанных букв.).
  6. Написание буквы карандашом или ручкой в тетради для письма. (Детям нравятся тетради небольшого формата с увеличенной шириной строки.)
  7. Знакомство со складами. Учитель соединяет вместе две таблички с уже знакомыми ребенку согласной и гласной буквой, обводит их и называет: «Это ла. В каких словах слышится ла (Это упражнение становится особенно важным с йотированными гласными я, ё, е, ю. Когда они стоят после согласных, то меняется звучание обеих букв: согласный звук смягчается, выпадает звук [й']).
  8. Шероховатые слова. Таблички с наклеенными на них простыми словами из песчаной бумаги. Ребенок обводит все слово и прочитывает его. Можно работать с закрытыми глазами. (Это упражнение может проводиться только тогда, когда ребенок уже начал читать.).
  9. Заглавные буквы. Ящик с синими и красными табличками, на которых наклеены шероховатые заглавные буквы. Вводятся, когда ребенок начинает составлять предложения или имена собственные. Вводятся аналогично строчным буквам, проводится сопоставление строчной и заглавной.

Возраст: с 3,5 лет.

Контроль ошибок: контраст шероховатой буквы и гладкой поверхности таблички при

обведении буквы; взрослый, старший ребенок.

Индивидуальные особенности в работе детей

  1. Некоторые дети идут от формы буквы и просят учителя показать и назвать им те буквы, которые их заинтересовали. Некоторые, наоборот, идут от звука и просят показать им букву, которая обозначает определенный звук.
  2. Бывает, что ребенку нравится сам процесс ощупывания буквы, но его при этом не очень интересует, какой звук она обозначает. Для таких детей полезнее будет сделать тактильный материал, аналогичный шероховатым буквам, но изображающий различные фигуры. Тогда ребенок может или называть форму фигуры, которую он обводил с закрытыми глазами, или сопоставлять ее с рисунком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ.

Одна из  особенностей Монтессори-метода меня привлекает, как специалиста коррекционной педагогики:  по наблюдению Ю. И. Фаусек, почти все нормализованные дети, получив возможность пользовать...

Методика работы с родителями по чтению художественной литературы, ребенку с нарушением понимания речи.

В статье предлагается материал из опыта работы с детьми с нарушением понимания речи. Как поэтапно, с помощью родителей, воспитывающих детей с данными сенсорными нарушениями, научить ребенка слушать ху...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Подготовленная среда в группе Монтессори по развитию речи, обучения письму и чтению.

Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых у...

Методика работы по письму и чтению. Упражнение «Подвижный алфавит» в М.Монтессори группе

Методика работы по письму и чтению Упражнение «Подвижный алфавит» в М.Монтессори группе...

Конспект занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения по теме «Звукознайки» в старшей компенсирующей группе

Данное занятие предназначенно для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...

Программа Марии Монтессори (Развитие речи, навыки письма и чтения)

В концепции Монтессори развитие языка происходит благодаря природным качествам ребенка.Монтессори предполагает, что за это отвечает впитывающий разум, особая ментальная сила, помогающая саморазвитию р...