ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ.
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Бабичева Надежда Васильевна

Одна из  особенностей Монтессори-метода меня привлекает, как специалиста коррекционной педагогики:  по наблюдению Ю. И. Фаусек, почти все нормализованные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим Монтессори — материалом, «с легкостью и приятностью к пяти годам пишут и читают и делают это хорошо.» Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок готов к восприятию письменного языка и чтения. Письмо и чтение стоят близко друг от друга, но все же два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_uchimsya_chitat_po.docx254.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ

                                       

Основным средством общения, а также базисом обучения письму и чтению является устная речь. Расширение словарного запаса ребенка опосредованно происходит, как выше уже описывалось, на упражнениях в практической жизни, при работе с сенсорными материалами. В других видах деятельности, упомянутых выше, развивается у ребенка грамматически правильная, связная речь. Еще одна особенность Монтессори-метода меня привлекает, как специалиста коррекционной педагогики. По наблюдению Ю. И. Фаусек, почти все нормализованные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим Монтессори материалом, «с легкостью и приятностью к пяти годам пишут и читают и делают это хорошо.»  Монтессори разработала метод «самопроизвольного письма».
Дети постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с прищепками, губками. Они сравнивают зрительно объемные предметы и их начертания на плоскости, слушают, как называется те или иные вещи. Всю накопившуюся энергию ребенок неудержимо стремится выплеснуть. Рождается спонтанное письмо.
Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок готов к восприятию письменного языка и чтения. Письмо и чтение стоят близко друг от друга, но все же два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.
                             

«Опыт научил меня ясно видеть различие между письмом и чтением. Кроме того он доказал мне, что оба процесса происходят не одновременно, письмо все же предшествует чтению,» - писала Мария Монтессори.
Это первая особенность метода Монтессори обучения письму и чтению. Она доказала, а мы, педагоги, работающие по ее методу увидели, что письмо проще чтения, поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, в письме он выражает свои мысли, а при чтении ребенок интерпретирует мысли других, что является сложной интеллектуальной деятельностью.

Другой особенностью метода Монтессори является то, что дети сначала учатся писать прописные буквы, а не печатные, как принято в традиционной педагогике. Она считала круговые движения более естественными для детской руки, а именно прописные буквы обладают различными закруглениями. Наблюдая за детьми, Монтессори заметила, а мы эти наблюдения повторили и тоже увидели, что дети почти никогда не проводят коротких прямых линий, но, как правило, длинные, по разному искривленные. Написать несколько строк коротких параллельных палочек трудная задача даже для взрослого, а для ребенка она часто оказывается почти невыполнимой.
Кроме того, освоив палочки, ребенок не может писать буквы, имеющие закругления, а большинство прописных букв закруглены. По этой причине Монтессори отказалась от подготовки к письму традиционным способом.
«А стоит ли вообще начинать с написания элементов букв?»
задала себе вопрос Монтессори. Ход ее рассуждений прост и в то же время весьма оригинален:
«Мы можем, анализируя алфавитные знаки, находить в них и наклонные и прямые линии, точно так же, как, анализируя человеческую речь, мы можем установить грамматические правила. Но ведь человек говорит независимо от этих правил, почему же нельзя писать независимо от этого анализа и без изучения элементов, составляющих букву.
Было бы печально, если бы человек начинал говорить только после изучения грамматики»
.(М.Монтессори) 

Монтессори решает обучать детей сразу писать буквы, в не их элементы, и в этом состоит третья особенность ее методики. 
Однако ребенок, не имеющий никакой предварительной подготовки и впервые взявший в руку карандаш, вряд ли сумеет что либо написать. Вопрос состоит в том, какая именно подготовка ему требуется и как ее осуществить. Монтессори тщательно проанализировала процесс письма, выделила основные умения, которые при этом использует человек. Каждое из этих умений можно развивать отдельно как непосредственно или прямо при помощи специально предназначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно или косвенным образом во время занятий с материалами, имеющими иную прямую цель. Совокупность приобретенных таким образом навыков позволит ребенку самостоятельно начать писать. Здесь хочется вспомнить слова М. Монтессори, которые она написала в своем фундаментальном труде «Дом ребенка».
«Я видела, что движение руки, необходимое для шитья, подготовляет к шитью без шитья: что надо найти способ учить ребенка, как делать работу, перед тем, как он приступит к ней; особенно же подготовить движения, выработать механизм при помощи повторных упражнений не в самой работе, но в подготовительных к ней действиях». 

                                   

Эта концепция представляет собой четвертую особенность методики Монтессори.
Можно выделить две основные группы навыков, необходимых ребенку, чтобы он мог научиться писать: моторные и интеллектуальные. Среди моторных навыков Монтессори отмечает умение держать ручку тремя пальцами, координацию движений, свободное движение кисти, а также умение проводить непрерывные линии, не отрывая ручки от бумаги и оставаясь в заданных границах.
Тренировка трех пальцев, которые держат ручку, происходит главным образом на занятиях с сенсорными материалами. У меня, как у логопеда, Моктессори- педагога имеется целый ряд материалов, снабженных маленькими кнопками-бусинками: фигуры вкладыши из геометрического и биологического комодов, разнообразные пуцле-карты, фигуры-вкладыши и многие другие. При выполнении упражнений со всеми материалами пальцы ребенка тренируются.
Развитию контроля и координации служат упражнения в практической жизни. Застегивая пуговицы, завязывая банты, переливая воду, пересыпая зерна или разрезая яблоко, ребенок старается выполнить все действия точно и четко. Предметы для таких сложных видов деятельности, как мытье посуды или чистка обуви, стирка или составление букетов из цветов, раскладывают в порядке их применения, и порядок работы слева направо
в направлении написания слов становится привычным детям с самого раннего возраста.
                               

Все это опосредованно подготавливает ребенка к обучению письму. Эти необходимые практические знания для домашних упражнений я презентую мамам и бабушкам детей логопедической группы на систематических консультациях «Маминой школы». В «Мастерской Веселого Язычка»  непосредственная или прямая подготовка руки ребенка к письму осуществляется при помощи металлических фигур-вкладышей, многообразных звуковых игр, сказок и  игр-упражнений, букв из песчаной бумаги и Подвижного алфавита Монтессори. Металлические фигуры-вкладыши служат для того, чтобы ребенку научиться проводить непрерывные линии, оставаясь при этом в заданных границах. Постепенно улучшается координация руки при движении карандаша по бумаге. Рекомендуется использовать этот материал и позже, когда ребенок начал писать, что способствует выработке красивого почерка.
«Упражняясь в заполнении отдельной фигуры, ребенок повторяет движения руки, которые были бы необходимы, чтобы заполнить мелкими штрихами десять страниц, причем, не уставая, так как ребенок делает это добровольно и в том направлении, которые ему подходит: он доволен тем, что перед его глазами возникает большая яркая фигура». М. (Монтессори) 
Этими же словами мы, педагоги-практики, могли и можем описать свои наблюдения и впечатления, наблюдая за работой и результатом работы ребенка с фигурами-вкладышами.

           
Это я наблюдаю очень и очень часто, работая в логопедической группе учителем- логопедом уже второй десяток лет. Развивающая среда логопедического кабинета «Мастерская Веселого Язычка» является стимулом для активизации у каждого ребенка, независимо                                                  

 от степени его развития, познавательного интереса, как движущей силы для развития речи и интеллекта ребенка в целом и для подготовки к обучению грамоте, в часности.                  
Среди разнообразного дидактического материала мы предлагаем детям, в том числе, книжечки и карточки, составленные на основе "Азбуки" Л.Н.Толстого. Они вполне гармонируют с языковыми материалами М.Монтессори.

Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого - к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

Весь материал делится на несколько групп:

  1. Классификация слов и предметные игры со звуками.
  2. Розовая серия - материал для первого чтения.
  3. Голубая серия - материал для правильного чтения трудных слов.
  4. Чтение текста. Дефиниции.
  5. Анализ частей речи. Символы.

Анализ предложений. Символы

Общая схема раздела ЧТЕНИЕ.

Группа № 1  Упражнения для чтения.

Первое

Чтение:

Звук – буква

- слог – слова

карточки – предметы.

Чтение

 с предметами

окружающей среды.

Классификация

при чтении:

+ книжечки по классификации;

Задания:

- интуитивное чтение,

- предмет – слово

- инструкции – чтение «Азбуки Л.Н. Толстого»

Тетради  для

чтения:

- «звук и буква»

- на лексические темы.

С Л О В О

Последовательность

слов.

чтение

предложений.

уменьшенные

предметы.

реальные предметы.

картинки,

книжечки.

практическое

выполнение.

картинка,

сюжеты.

Чтение без трудностей (розовая окантовка)

Одна трудность при чтении (голубая окантовка)

Несколько трудностей при чтении (белая окантовка)

Определения (зеленая – растения,  красная – животные,

                          желтая – человек и его окружение)

       

Группа № 2        Функции частей речи

Группа № 3         Исследования слова

Группа № 4          Анализ предложения

Упражнения по расширению словарного запаса.

Материал: фигурки из набора «Зоопарк» (в дальнейшей работе разнообразные наборы: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты» и т. д. Картинки, с изображением животных зоопарка, окантовка карточки -  красная, обобщающая карточка с изображением всех животных для иллюстрации понятия «животные», (Окантовка карточек с изображением растений – зеленая, человека и его окружения – желтая.)

Цель: расширение словарного запаса, высшая категория качества формирования понятий.

Косвенная цель: ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира, развитие памяти, внимания.

Возраст: 3,5 – 4 года.

Работа с материалом

3 – х ступенчатый урок.

1. У педагога  в коробочке набор фигурок животных зоопарка. По – очереди выкладывает фигурки на стол перед ребенком:

Кто это? Жираф.

Кто это? Слон.

Кто это? Верблюд.

Раздает фигурки 2 – 3 детям.

2. Педагог просит детей:

«Дай мне слона».

«Дай мне верблюда».

«Дай мне жирафа».

«Положи на стол слона».

«Спрячь жирафа».

«Спрячь куда – нибудь верблюда».

«Принеси мне слона».

«Принеси мне жирафа» и т.д.

(Педагог при этом должен запомнить, куда спрятана фигура).

3. Педагог прячет под салфеткой фигурки животных, и убирает какое – то животное и спрашивает ребенка «Кого нет?» Слона «Кого нет?» Жирафа и т.д.

Фигурки передаю другому ребенку, он так же может назвать кто это?

Далее, педагог приносит картинки с изображением таких же животных (из набора фигурок). Карточки имеют красную окантовку (в дальнейшем все карточки с изображением животных будут иметь красную окантовку).

Педагог выкладывает карточку с изображением животного и просит ребенка: «Положи такого же сверху». Дети выкладывают к картинкам фигурки животных. Педагог  подводит итог:

«Это все называется «животные», и выкладывает обобщающую карточку. Педагог перемешивает карточки и один из детей раскладывает карты и расставляет фигурки. Потом другой ребенок делает так же. ( Тех  животных, которых ребенок еще не знает, учитель вводит через последующие 3 – х ступенчатые уроки).

Упражнения.

Раскладка разнообразных наборов животных

«Дикие животные»,

«Домашние животные»,

«Птицы»,

«Рыбы».

Растений:

«Фрукты»

«Овощи»

«Грибы»

( с зеленой окантовкой).

Набор по теме: «Человек» предметы быта, механизмы, национальность, профессии, семья, транспорт, съедобные и несъедобные – пища и т.д.

(желтая окантовка).

Контроль ошибок:

окантовка на карточках, педагогом.

«Вкладыши Монтессори»

Материал: полка для вкладышей. 2 подставки с 5 розовыми металлическими рамками каждая – всего 10 рамок, сторона рамки 14 см. К рамкам прилагаются следующие вкладыши синего цвета: квадрат, прямоугольник, круг, эллипс, треугольник, яйцо, трапеция, пятиугольник, квадрат с 4 полукружиями, кривой треугольник. В середине каждого вкладыша имеется кнопка, размером соответствующая диаметру карандаша. Твердая квадратная подставка, листы бумаги 14 * 14 см, разноцветные карандаши в подставках.

Прямая цель: прямая подготовка к обучению письму, интенсивная тренировка тонкой моторики пальцев для письма, развитие координации рук и глаз.

Косвенная цель: развитие чувства прекрасного.

Возраст: около 3 лет, 3 года.

Контроль ошибок: визуальный, положение граничных линий изображенной фигуры.

Работа с материалом:

Педагог вместе с ребенком готовит рабочее место. На рабочем месте – подставка, лист бумаги с окантовкой, 3 цветных карандаша в подставках, фигурка, вкладыши с рамкой.

1. Педагог говорит: «Это подкладка. На нее кладут рамку».

Презентация имеет 3 части:

- обводка рамки,

- обводка вкладыша,

штриховка.

2. Педагог кладет рамку точно на лист бумаги, совмещая с рамкой на листе, так чтобы хорошо было видно ребенку.

3. Учитель показывает ребенку: «Рамку я должна держать так», - плотно прижимает левой рукой рамку к бумаге.

4. Правой рукой обводит вырезанную в рамке фигуру одним из цветных карандашей – из верхнего левого угла, слева направо  по часовой стрелке.

5. Педагог убирает рамку и кладет фигуру – вкладыш точно на изображенную фигуру от рамки. Левой рукой держит фигурку – вкладыш точно на изображенную фигуру от рамки. Левой рукой держит фигурку – вкладыш за маленькую кнопку, а правой проводит фигурку другим цветным карандашом. При этом следит, чтобы движение руки было плавным и непрерывным. Фигурку – вкладыша педагог убирает.

6. Педагог начинает штриховку цветным карандашом с левого нижнего угла (квадрат).

Упражнения:

1. Соединение 2 – 3 вкладышей, по – разному их располагая

2. Комбинирование разных форм.

3. Раскрашивание форм акварелью (смешивание, накладка одного цвета на другой).

4. Вырезывание обведенных фигур из цветной бумаги и наклеивание на листе.

5. Штриховка с разным нажимом, с разным расстоянием.

При работе со вкладышами важна работа руки, движение руки;

при штриховке – непрерывно вести карандаш в заданных границах;

учиться писать буквы, тренировка почерка.

«Буквы из песчаной бумаги»

Материал: буквы алфавита вырезаны из шершавой (песчаной) бумаги и наклеены на деревянные дощечки; гласные буквы – на красном фоне, согласные – на голубом фоне.

Прямая цель: связать форму букв – символ с их звучанием, изображение звуков при письме.

Косвенная цель: подготовка к письму, координация рук, развитие осязания, наработка динамичных стереотипов.

Возраст: 3 года.

Контроль ошибок: различие поверхностей из шершавой бумаги и дерева побуждает ребенка продолжить вести пальцами вдоль буквы. Педагог проверяет правильность произношения букв.

Работа с материалом:

Примечания:

1. Младшим детям интересны простые прикасания границы гладкой и шершавой поверхности. Они развивают мускульную память.

Старшим детям интересны значения символов, а не ощущения.

2. Косвенная подготовка к работе с шершавыми буквами проводится в упражнениях практической жизни: чистка обуви, вытирание пыли с этих букв кисточкой.

3. Перед работой необходимо мытье рук теплой водой с мылом для повышения чувствительности, а так же в течение работы нейтрализация водой.

4. Для первой презентации выбираются 3 буквы; так, чтобы их форма и звуки контрастировали.

гласный                      а    о    и

глухой согласный      т    п    с

звонкий согласный    в    б    р

Группы букв:

а    б    о    с    ф    х    э    ж

в   д     з    у    е     е

г   п     р    т

и   й    л    м    ш    я

к

н   ю

ч

ь   ъ    ы

ц   щ

5. Работа проводиться по 3 – х ступенчатому уроку – 1ступень – поочередно с каждой из 3 – х контрастных букв. Далее, когда дети будут знакомы со всеми буквами, проводится 2 и 3 ступень.

6. Знакомство начинается с прописных букв.

Работа с буквами.

1 ступень.

Педагог берет 3 буквы и раскладывает перед ребенком «Какая нравится больше?» (ребенок выбирает карточку).

Педагог говорит:

«Я тебе покажу, как пишут это». Обводит двумя пальцами правой руки символ – букву, после этого называет:

«Это И»

Ребенок повторяет движение и называет звук. Потом со следующими буквами делает тоже с «Р», «С».

2 ступень.

Педагог предлагает ребенку:

Обведи «Р»

Обведи «С»

Обведи «И»

Перемешивает карточки «Покажи «С» обведи «Р», покажи и обведи «И».

Перемешивает. «Положи «Р» на колени, положи «С» на ладонь, положи «И» на голову» и т.п.

3 ступень.

Педагог спрашивает ребенка:

«Что это?»    «И»

«Как называется?»  «Р»

«Знаешь, какое  - нибудь слово, которое начинается на «И», или чем «Чем мама пришивает пуговицу?» («иглой»).

«Придумай слово на «С»

Замечание: для детей с ограниченными возможностями линия внизу карточки и определяет положение буквы (клейкая лента)

При работе с буквами участвуют разные органы чувств:

1. Зрение – буквы видит

2. Осязание – обводит форму

3. Слух – звук слышит

4. Мускульная память – движение руки.

Звук сопоставляется с формой.

Буква – ключ для чтения.

При первой презентации – сначала обвести, потом назвать;

на втором этапе – сразу назвать при обводке.

Упражнения

1. Писать буквы пальцем на песке.

2. Писать на листе пальцем, обмакивая в краску.

3. Писать мокрой кисточкой по сухой темной поверхности.

4. Писать мелом на доске.

5. Писать группы букв.

6. Ребенок рисует картинки, а педагог пишет короткие предложение или имя ребенка.

 «Подвижный алфавит» (переход к чтению, письму)

Материал: 2 ящика, в которых содержится полный алфавит букв, которые по форме и размеру соответствуют песчаным буквам, так как они представляют букву из подвижного алфавита. Подвижный алфавит это своеобразный текст на узнавание букв. Гласные буквы –красные. Согласные –голубые. Все буквы только строчные.

Другой набор: - малый, буквы меньше, как в строке ( 2см) (написаны на карточке).

Цель: представление звуков буквами; текст на узнавание букв: услышать отдельные звуки и перевести в отдельные символы буквы. Анализ и синтез звуков в слове.

Косвенная цель: подготовка к письму.

Возраст: около 5 лет.

Работа с материалом.

Работа с подвижным алфавитом начинается уже когда ребенок знает какие – то 5 – 7 букв. Для начала работы берем слова без трудностей в чтении (как слышаться, так и произносятся)

1. Педагог составляет пары из карточек, где изображены печатные буквы с буквами подвижного алфавита:

    м           м                                о             о

    п            п                                с             с

2. Педагог набирает на поднос несколько букв и говорит: «Напишем «папа» («мама»).

3. Педагог выкладывает буквы и проговаривает звуки:

какой первый звук –

второй –

в конце

4. Таким же образом составляет, проговаривая звуки, еще одно – два слова.

5. Педагог предлагает: «Может быть, ты сам придумаешь слово из этих букв.

Ребенок составляет свое слово, и другие слова.

6. Педагог заканчивает презентацию «А теперь я покажу, как убирают буквы».

Педагог  раскладывает буквы в ячейки и уносит ящик на полку.

Упражнения.

1. Составление слов из букв всего алфавита (после знакомства со всем алфавитом).

2. Составление предложений или маленьких рассказов.

3. Составление слова, понятия к предмету или картинки.

«Звуковые игры»

Материал: маленькие и уменьшенные предметы: игрушки, транспорт, овощи, фрукты, животные и т.п.  Ящик с 3 – мя отделениями.

Прямая цель: дифференциация звука. Научиться слушать и слышать  отдельные звуки – развитие акустического внимания, фонематического слуха (звуковые игры проводятся до введения песчаных букв и подвижного алфавита).

Косвенная цель: повторение известных слов, собственное развитие речи, духовный порядок.

Возраст: 3 – 4 года.

Работа с материалом.

6 вариантов игр (с одним звуком)

1. Звук в начале слова.

2. Звук в конце слова.

3. Звук в середине слова.

4. Комбинация – звук в начале и конце слова одновременно.

5. Звук в начале и в середине.

6. Звук в середине и в конце.

Презентация каждого варианта.

1. вариант: звук «С» в начале.

1. Все предметы ставят на стол. Педагог  говорит: «У меня есть, много предметов ты уже знаешь эти предметы».

«Что это?» - «Самолет»

«Что это?» - «Свечка» и т. п.

Ребенок должен очень хорошо усвоить и понимать, что в начале стоит один и тот же звук «С». Педагог говорит: « У всех этих слов в начале есть «С».

2. Звук «С» в конце (2 вариант)

«Что это?» - конус

«Что это?» - глобус

3. Звук «С» в середине (3 вариант)

«Что это?» - бусы

«Что это?» - кисть

Педагог перемешивает все предметы и начинается работа по раскладке предметов в отделения ящика по звукам.

4. Раскладка в первые отделения – «начало»

5. Раскладка в третье отделение – «конец»

6. Раскладка в среднее отделение – «середина»

7. Раскладка сразу во все отделения: «начало», «середина», «конец».

Педагог предлагает:

«Положи сюда (в первые два отделения) все предметы, которые начинаются с «С»

Какие предметы заканчиваются на « »?

У каких предметов «с» в середине слова.

Ребенок раскладывает предметы в соответствующие отделения.

Контроль ошибок: ребенок неправильно кладет предмет в отделение, (учитель оставляет предмет в сторону и предлагает еще раз назвать его)

Начинать можно с любого звука. В звуковых играх не проводится 3 – ступенчатого урока, т.к. цель игр – развитие акустического внимания и фонематического слуха, а не расширение словарного запаса.

Другие звуковые игры. (Упражнения)

1. «Чудесный мешочек» - нащупывание предмета и его произношение.

2. Какие слова знаешь на «С»?

3. Каких зверей, ты знаешь, название которых начинается с «С». (варианты: ягоды, фрукты и т.п.)

4. вещи, предметы есть в классе, в названии которого есть « »?

5. Игра с животными (фигурки) «Что это?»  Морж, зебра, крокодил. «Дай мне животное, название которого начинается на «С». Дай мне животное название, которого начинается на «С» и т.п.

6. Игра с окружением: «Дай мне предмет, где в названии в середине мы слышим «С».

7. Игры с группой детей (в 3 – 5 человек).

Материалы для чтения.

1. Группа «Упражнения для чтения» (чтение без трудностей) все карточки с разовым кантом.

Упражнение «Первое чтение»

Материалы:

1. Коробочка с предметами, начинающимися на один звук (3 – 4 предмета)

2. Карточки со словами (в коробочке или конвертике.)

3. Карандаш.

4. Чистые листки бумаги (по размеру карточек)

Прямая цель: научиться читать; понять мысли, записанные другим человеком в письменной форме.

Возраст: 4 – 4,5 лет.

Контроль ошибок: с помощью контрольных карт; визуально по окантовке;

проводит сам педагог.

Работа с материалом:

1. Педагог приносит коробку с мелкими предметами, листы бумаги с карандашом, говорит ребенку:

«Я покажу тебе что – то. Ты знаешь, что это?» Это -  глобус.

«А что это?» Карандаш

«А что это?» Куб

«А это?» Тигр.

2. «Теперь я буду тебе писать, а ты прочитаешь»,  - учитель пишет на листке – «тигр» - проговаривая буквы, которые пишет.

«глобус» - положи это к предмету – глобус

«куб»

«карандаш»

3. «Ты хорошо прочитал» - учитель перемешивает листки со словами «Давай еще прочитаем». Ребенок раскладывает карточки к предметам.

Упражнения:

1. Раскладка к предметам готовых карточек со словами (по разным темам).

2. Изготовление первой книжки для чтения (скрепить несколько листов со словами розовая окантовка). Эту книжку  ребенок уносит домой для чтения.

Упражнение: «Чтение с предметами из окружающей среды».

Материал: Розовая коробочка с листами белой бумаги, простой карандаш, карточки со словами (можно поставить и повесить).

Цель: научиться читать.

Возраст: 4 – 4,5 года.

Работа с материалом.

Педагог предлагает:

«Я тебе что – то напишу, а ты прочтешь».

Педагог пишет «пол» и предлагает ребенку: «Положи это на пол» Пишет следующее слово – «стол», положи это на стол.

Далее, пишет – «стул», спрашивает «Какое это слово? Положи на стул.

Педагог пишет разные слова из окружающей обстановки: «полка», «шкаф», «книга», «окно», и т. д.

Ребенок узнает буквы, читает слово, находит предмет из окружающей среды.

Упражнение «Чтение с классификацией»

Материал: наборы карт в отдельных конвертах по темам, например «Фрукты», «Овощи», «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы», «Насекомые», «Деревья».

Прямая цель: научить читать.

Косвенная цель: расширение словарного запаса, знакомство с группировками объектов и предметов окружающего мира.

Работа с материалом:

1. Педагог берет набор карт для работы (чтения): «Что ты здесь видишь»

 ( показывает обобщенную первую карточку) – фрукты.

2. Педагог раскладывает карточки, где изображены разные фрукты (предметы нарисованные в единственном числе) и ребенок называет их, или это делает педагог.

3. Педагог  раскладывает карточки со словами на столе или ребенок держит их в руке, и друг за другом читая, раскладывает под классификационными карточками.

4. Педагог продолжает: «А теперь ты можешь сама посмотреть правильно ли ты сделала?» (учитель показывает контрольные карты). Ребенок раскладывает контрольные карты рядом с классификационными картами слева, проверяя правильность раскладки.

5. Педагог заканчивает работу: «Теперь я покажу как убирают карточки».

Педагог складывает сначала контрольные карты друг на друга в стопочку, затем классификационные карты и карточки со словами. Все карты укладываются в конверт так, что обобщающая карта находится сверху.

Упражнения «Тетрадка для чтения»

По разным темам («цветы», «птицы» и т. д.) На каждой странице справа – картинка, слева – слово. Ребенок самостоятельно рассматривает и читает такую книжку – тетрадь.

Упражнение: «Задания»

Материал: листы бумаги, карандаш, карточки с заданиями (в донной коробочке).

Цель: читать, понимать текст, выполнять движения.

Возраст: 4 – 4,5 года.

Контроль ошибок: действия ребенка.

Работа с материалом:

1. Педагог берет листок бумаги и предлагает ребенку: «Я тебе напишу что – нибудь, а ты попробуешь прочесть». Педагог пишет задания: «Дай шар», ребенок выполняет, прочитав задание.  «Прыгни», ребенок читает и воспроизводит движение. «Дай карандаш». и т. п.

2. Педагог предлагает карточки с заданиями для упражнений в чтении и понимании текста. Ребенок читает и выполняет задания.  «Нарисуй дом», «Принеси рамку», «Налей воды» и т. д.

Упражнение «Тетрадь для чтения»

Материал: тетрадь для чтения, на каждой странице иллюстрация – картинка, внизу написано предложение в одну строчку. Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой.

Цель: чтение предложений.

Возраст: 4 – 5 лет.

Работа с материалом:

Педагог предлагает тетрадь для чтения: «Давай теперь снова прочитаем». Ребенок берет тетрадь открывает страницу, рассматривает картинки, и читает под ними предложения.

Книга «Наши игрушки»

У Иры кубики.

У Маши кубики.

Машина возит грузы.

У Маши кукла.

У Маши радость.

В книге может быть записана короткая история.

1 группа.

«Упражнения для чтения» (чтение с одной трудностью) все карточки с голубым кантом.

Трудности чтения (виды).

1. Звук и буква не одно и то же.

Группы: Е, Е, Ю, Я.

- ль, - мь, - нь (смягчающий ь знак)

ъ, - въи, - въю (разделительный знак)

б  п, в  ф, з  с (оглушения)

нн (двойная согласная)

чн

чт

2. Большие буквы.

3. Иностранные слова – слова, пришедшие из других стран (которые в данное время употребляются).

4. Слова – исключения, словарные (надо запомнить)

5. Слова – определения (специальные слова (у стула – «спинка», «сиденье», «ножки»), лист – «пластинка», «прожилки», «черешок».

«Первое чтение» (с трудностью)

Материалы: все в голубой коробочке.

1. Коробочка с предметами, один из которых имеет в названии трудность.

2. 2 карандаша: простой и красный.

3. Листы бумаги.

4. Малый подвижный алфавит.

Возраст: 5 лет.

Контроль ошибок: визуально, проводит учитель.

Работа с материалом:

1 часть презентации.

Педагог предлагает ребенку: «Положи предметы из голубой коробочки в ряд».

Ребенок выкладывает предметы «Я тебе снова напишу названия – «глобус», «куб», «тигр» - педагог пишет, проговаривая звуки, слово, раскладывает листки со словами к предметам. После этого педагог начинает писать слово с трудностью, «мел» - при этом, останавливаясь перед трудностью «Я хотела бы сейчас написать особый звук, этот звук я напишу красным карандашом», педагог произносит звук « » и записывает фонограмму. Карточки со словами еще раз перемешивают, и ребенок раскладывает их к предметам, читая.

2. часть презентации.

Педагог вносит малый подвижный алфавит: «Я хотела бы это слово написать подвижными буквами алфавита, или, выложить при помощи этих букв»

Примечание: 2 ящика с малыми буквами, в одном буквы черного цвета – для чтения без трудностей, в другом – красные буквы для чтения с трудностями. Педагог начинает выкладывать, смотря на записанное слово на карточке. Педагог при этом объясняет: «Для звука нужны такие буквы, при чтении они дают такой звук – «мел» мы читаем это « », а буква « » (звук слышен, он заменяется буквой или несколькими буквами (символами). «Есть ли слова еще с таким звуком?» (учитель готовит таблички – карточки с такими словами с этим звуком, или предметы, где есть этот трудный звук, (он находится в начале слова, середине, в конце, аналогично звуковым играм). Подбираются буквы  из малого алфавита и вкладываются слова. (идет объяснение трудностей)  

Упражнения «Работа с тетрадкой».

Тетрадь маленького размера, в ней несколько страниц. На каждой странице слово без картинок. Звуковая фонограмма записана красным цветом (выделена). Ребенок читает каждое слово (видит фонограммы – трудность).

Упражнения «Работа с карточкой».

Педагог предлагает ребенку карточку со словами (с одной трудностью), они разнообразны (не повторяются со словами, которые есть в тетрадке). Ребенок читает слово и должен увидеть трудность (она уже не выделяется красным цветом).

Упражнение «Чтение с предметами из окружающей среды».

Материал: в голубой коробочке, карточки, где написаны слова (предмет из окружающей среды), карточки имеют подставки или ленточку, на которой можно повесить карточку. Листы бумаги 2 карандаша – простой и красный. Теперь для чтения (с трудностями).

Цель: читать слова с одной трудностью, видеть трудность без фонограмм (выделенной), понимать слово и находить предмет в окружении.

Возраст: 5 лет.

Работа с материалом:

Педагог предлагает ребенку: « Я тебе буду писать, а ты попробуешь прочитать и найти предмет в классе» Педагог пишет слово (выделяя красным цветом фонограмму трудностей) – «крем», «веник», «тарелка» и т. д. ребенок читает написанное слово, ищет предмет, уносит карточку – листок и кладет к предмету, рядом с предметом.

Упражнение с карточками: В конвертике (голубом) отдельные карточки со словами из окружающей среды, фонограмма выделена красным цветом. Ребенок находит предметы и кладет рядом карточку.

«Тетрадка для чтения»: (без картинок с одной трудностью, фонограмма выделена красным цветом).

крем                    поле

карета                 грелка

персик                море

Упражнение «Карта со словами» (с трудностью, без выделения фонограммы).

Педагог предлагает карту: «Прочти эти слова». Ребенок читает слова на карте. (см. «Первое чтение», стр.)

Упражнение «Классификация при чтении» (с одной трудностью)

Материал: набор карт в отдельном конверте (голубая окантовка) – тема «Животные» или «Звери» (набор состоит из карточек со словами, классификационных карт, с изображениями на них животных, обобщающая карточка, контрольные карты.

Цель: читать слова с трудностью.

Возраст: 5 лет.

Контроль ошибок: раскладка контрольных карт.

Работа с материалом:

Педагог берет набор карт для чтения с классификацией, спрашивая ребенка: «Скажи кто это такие?» «Это животные» На картах: зебра, лиса, жираф, белка, волк, кенгуру.

Раскладывает карты одну под другой, называя животных. Ребенок читает карточки со словами и раскладывает под карточками с изображением животных. На малых карточках несколько слов с одной трудностью и есть слова без трудностей. Обобщающее слово имеет одну трудность  - «животные». Для контроля ошибок ребенок раскладывает контрольные карточки слева от классификации карт. После работы ребенок складывает карточки в конверт известным способом.

Упражнение «Книжечка по классификации».

Небольшая книжечка (размер карточек для чтения с классификацией) с несколькими страницами. На первой – обобщающая картинка с изображением животного, слева – слово. Дети самостоятельно читают книжку.

Упражнение: «Задание» (с одной трудностью)

Материал: карточки с заданиями (голубой кант), листки бумаги, 2 карандаша простой, красный – все это в голубой коробке.

Цель: чтение по заданию с одной трудностью.

Возраст: 5 лет.

Контроль ошибок: действия ребенка.

Работа с материалом:

1. Педагог на листке бумаги пишет фразу – задание «Я тебе что – то напишу»

«Принеси стул»

   Ребенок выполняет задание. Педагог пишет несколько заданий для ребенка, а он читает и выполняет: «Дай кубик» «Найди белый цвет».

2. В дальнейшем ребенок выполняет задания, читая готовые карточки.

«Нарисуй речку.»

Упражнение: «Тетрадь для чтения» (с одной трудностью)

Материал: тетрадь для чтения по определенной теме, на страницах которой картинки с подписью  предложение, написанное в одну строку с заглавной буквы, в конце предложения точка.

Цель: чтение предложений (слева с трудностью)

Возраст: 5 лет

Работа с материалом:

Педагог предлагает тетрадь для чтения: «Прочти, что в ней написано». Ребенок читает все странички тетради «Дикие животные».

Косвенная цель: учить обращаться с книгой, аккуратно переворачивать страницу.

«Слова иностранного происхождения» (с черным кантом)

    - существительное

Материал: карточки со словами иностранного происхождения предметы.

Цель: научить читать слова иностранного происхождения.

Возраст: 5 – 6 лет.

Контроль ошибок: осуществляет учитель.

Работа с материалом:

1 ступень.

1. Педагог предлагает карточки со словами. Ребенок читает слово как может.

2. Педагог говорит, что это слово иностранного происхождения из какой страны.

3. Говорит, как надо читать, произносить слово.

2 ступень.

Педагог просит: «Дай мне слово…»

3 ступень.

Педагог спрашивает: «Какое это слово?»

«Определение»

(растения – зеленый кант, животные – красный кант, человек – желтый кант)

Материалы:

1. Материалы для расширения словарного запаса.

Предмет полностью и отдельные части (без подписи) – «дерево»

2. Классификация при чтении

конверт А – картинки со словами.

конверт Б  - тетрадь с определениями.

Упражнения 1,2,3

Цель: чтение дефиниций – логического определения понятия, чтение текстов, понимание смысла логической связи слов текста.

Возраст: 5,5 – 6 лет.

Контроль ошибок: контрольные тексты, учителем, контрольные карточки.

Работа с материалом: «Дерево», расширение словарного запаса.

1. Педагог берет из набора карт карточку с изображением «дерева»: «Ты  видел много деревьев в нашем парке. Здесь одно дерево»

2. Педагог предлагает рассмотреть другие картинки: «Что я закрасила на этой карточке?» - корни. «А что это?» - ветки и т. п.

Классификация при чтении. Конверт А.

Ребенок раскладывает к картинкам слова, а затем контрольные карточки.

Тетрадь с определениями. Конверт Б.

В тетради -  слева картинка, справа – текст.

Ребенок рассматривает картинки и читает все тексты. Определение выделено красным цветом, текст пишется на разлинованных листках.

Например:

Картинка – ветки

Текст – « Ветки растут на стволе. Они становятся все тоньше.»

Картинка – корни.

Текст – «Корни держат дерево в земле и питают его водой.»

Упражнение № 1

Тексты те же самые, что в тетради. Определения выделены красным цветом. Ребенок читает текст, написанный на картинке, и ищет картинку в тетради выравнивая текст.

Упражнение № 2

Тексты те же, но определение в тексте пропущено («__________»), держат дерево в земле и питают его водой.» Пропущено определение Корни.

К тексту подготовлены карточки со словами – определениями.

«ветки»             «листва»

Контроль осуществляет ребенок с помощью контрольных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудности обучения письму и чтению"

Сообщение для родителей детей, поступающих в первый класс....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами Монтессори педагогики

В данной работе мной представлен материал развития и формирования сенсорных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Семинар – практикум «Обучение письму и чтению Е.Е. Шулешко»

Семинар – практикум «Обучение письму и чтению Е.Е. Шулешко» малые таблицы...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Подготовленная среда в группе Монтессори по развитию речи, обучения письму и чтению.

Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых у...