Конспект занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения по теме «Звукознайки» в старшей компенсирующей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Акименко Надежда Николаевна

Данное занятие предназначенно для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvukoznayki.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия  по формированию элементарных навыков письма и чтения

по теме «Звукознайки» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Акименко Надежда Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13

Цель: создание условий для формирования фонематических процессов.

Задачи:

коррекционно-образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных звуков, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, интонационно выделять звуки в слове, упражнять в определении места звука в слове.

коррекционно-развивающие: продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух и восприятие.

коррекционно-воспитательные: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, воспитывать навык самоконтроля и самооценки.  

Материалы и оборудование:

Магнитофон, магнитная доска, конверты с условными обозначениями, магнитные карточки с такими же условными обозначениями, как на конвертах, орто-пазлы четырех цветов (1 красный, 2 зеленных, 3 фиолетовых, 4 желтых), мелкие игрушки, машинки, картинки, коробочки трех цветов (синяя, красная, зеленая), мяч, маркеры, карточка с четырьмя картинками, одна из которых лишняя.

Методы: словесные методы, наглядные, практические

Формы работы: подгрупповая

При подготовке и проведении занятия применялись методики и технологии:

Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, технологии развития фонематического слуха, технология формирования слоговой структуры слова.

Конспект

занятия  по формированию элементарных навыков письма и чтения

по теме «Звукознайки» в старшей компенсирующей группе

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Готовилась к занятию и нашла у себя конверты, что на них изображено, я не могу разобраться. Помогите мне. Ваши предположения?

Если дети назвали условные обозначения: Это интересно! Любопытно!

Если дети не смогли назвать: Это условные обозначения игр.

Логопед: Что же это такое? Как будем играть? В какую игру будете играть сначала? В какую игру сыграете потом? Какая игра будет следующей?

Если дети не могут договориться, педагог предлагает выложить на магнитной доске карточки с условными обозначениями.

Дети выбирают конверты с играми в той последовательности, в которой расположены магнитные карточки. В каждом конверте находятся карточки-подсказки, что необходимо взять для игры.

Игра «Выбери дорожку»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа.

Материал: конверт, орто-пазлы, игрушки.

Ход игры: Выбрав конверт, ребята по картинкам определяют, что им понадобится для игры.  Дети самостоятельно выкладывают дорожку. Ребенок прохлопывает слово и шагает по той дорожке, которая соответствует количеству слогов.

Логопед: Ребята, как будем играть в эту игру?

Если дети дали ответ (можно протопать, прохлопать, простучать), то педагог предлагает поиграть в игру. 

Если дети не знают, как делятся слова на слоги, то педагог показывает варианты (прохлопать, протопать, простучать).

Логопед: Друзья, вы разложили дорожки, а что будем делать дальше?

Ребенок выбирает игрушку, делит слово на слоги и по количеству слогов выбирает дорожку, проходит по ней.

Логопед: А теперь какая следующая игра?

Игра «Какой предмет звучит?».

Цель: развитие слухового внимания. 

Материал: магнитофон, карточки.

Ход игры: Прослушав звук на аудио записи, ребенок выбирает картинку с предметом, которая соответствует звуку, издаваемым предметом.

Логопед: Что мы делали в этой игре?

Игра «Определи место звука»

Цель: формирование фонематического слуха.

Ход игры: В выбранном конверте находится карточка-подсказка, с чем (какой игрушкой) играть в данной игре. Звук задает один из детей, в случае затруднения - задает педагог. Ребенок, выбрав игрушку, определяет, где находится заданный звук в слове (в начале, в середине или в конце).

 

Игра «Цепочка слов»

Цель: развитие слуховой памяти. 

Материал: мяч.

Ход игры: Педагог называет любое слово и передает мяч ребенку. Он берет мяч, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое, передавая мяч дальше. Игра идет до тех пор, пока последний участник не назовет свое слово. Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди повторить их еще раз. Затем игра продолжается далее. 

Игра «Четвертый лишний»

Цель: совершенствование умения находить четвертый лишний предмет.

Материал: карточка с четырьмя картинками, одна из которых лишняя, маркер.

Ход игры: На доске вывешиваются четыре картинки. Три картинки с одинаковым первым звуком. Четвертая начинается на другой звук. Ребенок находит лишнюю картинку и объясняет свой выбор. Зачеркивает эту картинку маркером.

Игра «Разноцветные коробочки»

Цель: совершенствование навыка звукового анализа.

Материалы: коробочки красного, синего, зеленого цвета, игрушки.

Ход игры: Детям предлагается выбрать игрушку, определить первый звук в этом слове и положить ее в коробочку соответствующего цвета.

Рефлексия. Ребята, мы сегодня просто так играли? Что мы для этого делали? Что было для вас трудным? Друзья, как вы думаете, у нас получилось?

Литература

  1. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Комплект (3 части): 1, 2 и 3 периоды обучения. М., 2010

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников

В данной работе представлены приёмы  обучения грамоте старших дошкольников с одновременной работой по преодолению у них  заикания....

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников...

Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.

Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...