Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Данная НОД позволяет:

  • познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;

  • закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;

  • развивать навык буквенного анализа слов;

  • развивать навык составления слов в кассах букв;

  • развивать умение отвечать на вопросы по прослушанному тексту и т.д

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

2018 г.

Цель: Знакомство с буквой Ё.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;
  • закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;
  • развивать навык буквенного анализа слов;
  • развивать навык составления слов в кассах букв;
  • развивать умение отвечать на вопросы по прослушанному тексту;

Корекционно-развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать мелкую и общую моторику;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
  • воспитывать умение слушать педагога;
  • воспитывать умение действовать по инструкции педагога.

Оборудование: предметные картинки: еж, морской еж, изображение букв Е, Ё, доска, мел, магнитный мольберт,подносы с символами для звукового анализа, демонстрационный материал для звукового анализа, кассы букв, демонстрационная касса, тетради, цветные карандаши, шариковые ручки.

Предварительная работа: работа с кассами букв, индивидуальная работа по формированию навыков звуко-буквенного анализа, навыка послогового чтения.

Ход:

Вводная часть:

Организационный момент:

- Доброе утро. Сядет тот, кто назовет, что может быть зеленым? Отвечайте двумя словами. Дети называют слова, садятся.

Основная часть:

  1. Знакомство с буквой  Ё.

- Скажите пожалуйста, с какой буквой мы познакомились в понедельник?

       - Мы говорили, что у буквы Е есть сестра буква Ё.

        - Кто запомнил стихотворение о буквах Е и Ё? Прочтите.

       - Сегодня мы будем работать с буквой Ё.

2.  Отгадайте какую картинку нарисовал художник, название этой картинки начинается с буквы Ё. Ответы детей.

      - Верно, это ёж, этот лесной еж. А еще есть еж морской. (картинка). Эти ежи будут гостями на нашем занятии.

       3. Посмотрите на картинки и послушайте стихотворение:

Ёж морской на дне морском

Пел о ёжике лесном:

Ах ты ёж, братец ёж,

Как без моря ты живешь?

Ёж живет в глуши лесной,

Елка дом его родной…

      - Послушайте стихотворение еще раз и хлопните в ладоши, если услышите слово с буквой Ё.

      - Какие слова вы услышали?

      - Скажите, куда падает ударение в этих словах? (на Ё)

      - Буква Ё гласная.

        4. Буква Ё имеет несколько секретов.

Выставляется буква Ё. Первый секрет: Ё – всегда ударная, т.е. если в слове есть буква Ё, то ударение всегда будет на эту букву.

      - Послушайте сказку «Почему Ё всегда ударная».

Выставляется картинка.

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две шишки –ой, нет – две точки.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Ё стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Ё упало две шишки, от которых на голове у Ё образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву– букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

     5. Произнесите букву Ё. Какие 2 звука вы слышите. Второй секрет: в букве Ё живут 2 звука «ЙЭ». Итак, буква одна, а звуков 2.

    6. Работа над звуковым анализом: слова ЁЖ:

     - Подвиньте подносы и составьте схему слова ёж, ёжик (Полина, Маша).

Дети работают за столами, первый, кто правильно составил схему слова выходит к доске.

Проверка правильности выполнения.

Ответы на вопросы: Какой первый звук? Какай последний? Сколько всего звуков в слове? Сколько слогов? Какое правило вы знаете? (В слове столько слогов сколько гласных звуков) и т.д .

Физминутка:

- Встаньте к боковым сторонам стола.

 Сейчас я дам вам задание, дослушайте его до конца и по команде «Выполняйте» выполните движения:

-  Один раз повернуться вокруг себя, два раза присесть и три раза подпрыгнуть;

- Два раза подпрыгнуть, два раза наклонить голову вперед и три раза поднять руки вверх. Достаточно, возвращайтесь на свои места.  

7. Работа в кассах:  Составьте слово ЁЖ на второй полоске снизу. Какие буквы вы будете использовать? (маленькие). Почему? Когда используем большие?

Работа у доски.

Выходит, тот, кто составил первым. Остальные проверяют.

- Ответьте на вопрос: Сколько звуков в слове ЁЖ? Сколько букв? Верно. Звуков три, а букв 2.

- Составьте еще одно слово: НОС

- Теперь мы станем волшебниками и превратим слово «НОС» в слово «НЁС». Что вы для этого сделаете? (ВОЗ-ВЁЗ, ВОЛ-ВЕЛ).

- Вот и еще один секрет буквы Ё, она делает звук, стоящий перед ней мягким. Закройте кассы.

8. - Положите тетради перед собой. Найдите страницу 23. Посмотрите как обозначена буква Ё на поляне, возьмите карандаш зеленого цвета, обведите букву Ё, возьмите карандаш красного цвета раскрасьте букву Ё полностью. Еще раз напомню: в Ё живут сразу 2 звука: ЙО. Й – согласный, мягкий, О – гласный.

- Выполним второе задание: соедините буквы с картинками.

-  Посмотрите на буквы. Ё. Большая и маленькая.

- Из скольких элементов состоит буква Ё: 4 палочки, одна вертикальная -стоячая, три  горизонтальные- лежачие. Одна длинная и 3 коротких. Обратите внимание, как правильно ставить точки над Ё. Приложили ручку, слегка задержали и убрали.

- Напечатайте одну букву, я проверю. Теперь продолжите до конца строки. Маленькую букву ё вы напечатаете вечером с воспитателем. Закройте тетради.

Заключительная часть:

- С какой буквой мы работали сегодня на занятии. Скажите согласная или гласная буква Ё?

- Почему говорят, что Ё с секретами? В Ё живут два звука. Ё всегда ударная. Ё делает звук,  стоящий перед ней мягким. Назовите несколько слов с Ё? (ёж, ёрш, ёлка). Спасибо. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"

Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....

Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа.

Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа....