Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников
статья на тему

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных навыков письма и чтения
у дошкольников.

    К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой, учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. У него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение вместе с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

      Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорной речи, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Основная функция языка – коммуникативная, назначение языка – быть основным средством общения. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

   Основой для формирования элементарных навыков письма и чтения является общеречевое развитие детей. Особое значение придается формированию осознания чужой и своей речи.      Предметом внимания для ребенка становятся элементы речи, особенности речевого поведения, произвольность и сознательность речевых высказываний.
Осознание явлений языка и речи предполагает двустороннюю связь между полноценным процессом развития речи и подготовкой к овладению элементарными навыками письма и чтения.
   Воспитатель ДОУ осуществляет коррекционную направленность воспитания и обучения на занятиях и во внеучебное время. Необходимо соблюдать общий подход к отбору речевого материала на логопедических занятиях и занятиях воспитателя. В то же время воспитатель имеет более широкие возможности закрепления достигнутых речевых умений и навыков в детских видах деятельности и в дидактических играх, представляющих синтез игры и занятия.   Известно, что коммуникативная активность ребенка проявляется во взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками наиболее ярко в игровой деятельности.
   Воспитателю необходимо внимательно прислушиваться к речи детей и хорошо знать, над какими разделами коррекции произношения в данный момент работает логопед. Особые требования предъявляются к приемам исправления фонетических и грамматических ошибок. Воспитатель не должен повторять за ребенком неверное слово или форму, он должен дать речевой образец. Если ошибка произошла в речевом материале, который усвоен основным составом группы, то следует предложить ребенку произнести слово правильно. В противном случае лучше ограничиться четким произнесением образца. Если ошибка является распространенной и встречается у многих детей, нужно обсудить это. Важно научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять. Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок.  

    При ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель привлекает внимание к названиям предметов, объектов. В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память. Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других. На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. При этом воспитатель постоянно следит за правильной посадкой и положением рук ребенка.
   Перед началом занятия желательно включать упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей. Элементы пальчиковой гимнастики можно включать и в ход занятия в качестве физкультминутки.
   Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги — уметь определять части листа бумаги и расположение на нем рисунка.
   Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведение линий в ограниченном пространстве, правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Для зарисовки, обводки и штриховки фигур используются тетради в клеточку.
  Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать предъявляемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых — развитие внимания к речи воспитателя.    

Детский сад – это первая ступень в системе образования ребёнка. Следующая ступень – начальная школа. Нужно помнить о необходимости реализации принципа преемственности между детским садом и школой в целом в том числе и в развитии речи, обучении родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"

Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....

Особенности формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников

В данной работе представлены приёмы  обучения грамоте старших дошкольников с одновременной работой по преодолению у них  заикания....

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДО "Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников"

Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы, а некоторые даже читают. Основной задачей педагога на данном этапе является создание условий для поддержания и стимулирования познавательного интереса и...

Конспект занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения по теме «Звукознайки» в старшей компенсирующей группе

Данное занятие предназначенно для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...