Педагогический проект " Моя родина - Карпинск"
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данная работа знакомит детей с достопримечательностями родного города, его прошлым и настоящим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx80.67 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                       

Педагогический проект

На тему: «МОЯ РОДИНА  - КАРПИНСК»

Содержание:

  1. Пояснительная записка

3 – 6 стр.

  1. Содержательная часть

7 – 10 стр.

  1. Библиографический список

11 стр.

  Приложение  № 1  Вопросы диагностики.

  Приложение  № 2 Тематическое планирование.

  Приложение  № 3  Конспекты занятий.

  Приложение  №  4 Конструирование собора. ( Фото)

  Приложение № 5  Макет Введенского Собора. ( Фото)

   Приложение № 6  Истории, связанные с Собором и

                                         людьми Богословска.  

        Приложение № 7  Творческие конкурсы: «Церкви России»,

                                       

                                         « Сочини стихотворение».      

                                                               

  Детство – каждодневное открытие мира.

                                                                            Нужно, чтобы это открытие стало

                                                              прежде всего, познанием

                                                          человека и отечества.

                                                                     Чтобы в детский ум и сердце

                                                 входила красота

                                                                             настоящего человека, величие и

                                                           ни с чем несравнимая

                                                      красота Отечества.

                                                                  В. А Сухомлинский.

Патриотизм – высокое гражданское чувство высокое слово, но в то же время очень простое и очень понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему  дому, к какому – то уголку Земли, любовь к Родине.

Патриотическое воспитание должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким.

Внутренний мир ребёнка сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма – он лишь основа.

Формирование происходит тогда, когда ребёнок соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Начиная работу по ознакомлению детей с историей своего города, надо, прежде всего, показать ребёнку, что родной город славен своей историей, достопримечательностями, архитектурными памятниками, местами связанными с военным прошлым, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед детьми как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Я работаю  с детьми пяти – шести лет, эта возрастная группа, характеризуется любознательностью, тягой к познанию, всего нового, и неизведанного. Дети интересуются событиями прошлого нашего города, как  наш город назывался раньше, и почему теперь называется  Карпинском, какая улица раньше была главная, а какая сейчас.

И поэтому в основе проекта « Моя Родина – Карпинск» - это экскурсии и целе-вые прогулки к Введенскому Собору И. Богослова, церкви Казанской божьей Матери, прогулки по улице Советской, как основной улице Богословска, которые и формируют чувство гордости и патриотизма к прошлому своего города.

Особое внимание я уделила ознакомлению детей с историей Введенского Со-бора Иоанна Богослова, который является великолепием архитектуры в стиле так называемого « Уральского барокко»

Так как, не зная своего прошлого у человека нет настоящего и будущего.

 В проекте представлена система занятий по ознакомлению с родным городом и Святыми местами Малой Родины. Система занятий направлена на всестороннее развитие личности ребёнка. Дети могут попробовать свои силы, как в составлении рассказа на тему « История моего города», аппликации, барельефной лепке, рисовании, конструировании, так и в создании макета Введенского Собора  И. Богослова.

В проекте представлена система занятий по ознакомлению с родным городом и Святыми местами Малой Родины. Система занятий направлена на всестороннее развитие личности ребёнка. Дети могут попробовать свои силы, как в составлении рассказа на тему « История моего города», аппликации, барельефной лепке, рисовании, конструировании, так и в создании макета Введенского Собора  И. Богослова.

Занятия направлены на работу в группах, что сближает детей между собой.

Так же в проекте не маловажную роль я уделила и работе с родителями.

Участие родителей в конкурсе способствует более тесному общению ребёнка с мамой, папой, они больше узнают о своих родственниках бабушках дедушках их жизни, увлечениях. Совместная деятельность вызывает чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, устанавливает нормы, правила и формы социального поведения.

Люди вспоминают о вечных ценностях, не желая оставаться без имени, без Родины, без веры, пытаются сохранить исторические корни. Наша совесть не может быть безучастной и, начиная восстанавливать поруганные святыни, мы возвращаемся к тому великому и славному, чем была наша Святая Русь.

И поэтому цель проекта « Моя Родина – Карпинск» - это  воспитание у старших дошкольников чувство патриотизма к своей Родине.

Отсюда вытекают следующие задачи:

1.        Расширить и углубить знания детей о городе Карпинске, его истории, достопримечательностях, архитектурном памятнике.

2.        Развивать нравственно – патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города.

Материал проекта предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Ведь именно в этом возрасте дети уже способны воспринимать исторические даты. мо-менты, происходящие в истории нашего города. В пять – шесть лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию.

Проект рассчитан на полный учебный год.

Место реализации – детский сад и социум.

Формы подведения итогов работы:

•        Викторина

•        Выставка детских творческих работ.

Перспектива и ожидаемые результаты

Дети должны иметь первоначальное представления:

•        Об истории возникновения родного города;

•        Об историческом, архитектурном памятнике и о природном памятнике - кедровой роще, находящемся в городе;

•        О названии своего города в настоящем и в прошлом;

•        Об истории улицы Богословской, как главной улицы  Богословска;

•        Об основоположнике родного города.

Проект помогает решить задачи нравственно – патриотического воспитания и повысить качество образования у детей.

При составлении данного проекта я руководствовалась следующими нормативно – правовыми документами:

•        Программой воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. В. Васильевой.

•        Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года.

•        Национальной доктриной образования в Российской Федерации.

Тип проекта:  познавательно - информационный.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, я, прежде всего, изучила методическую литературу по данному вопросу:

        Система патриотического воспитания в ДОУ Е. Ю. Александрова

        Долгая дорога из Богословска  в Карпинск Брулёва О. И. и другие.

        Родной город  Р. И. Жуковская.

        Система работы по воспитанию чувства патриотизма Т.В. Иванова.

После изучения методической литературы, я поняла важность своей работы и в тоже время выяснила, что предстоят определённые трудности в работе, так как материал по ознакомлению с историей родного города не достаточно интересно изложен для детей дошкольного возраста, так как там фигурируют много дат, имён, сложных названий и фактов. Надо преподнести так материал, чтобы детям было интересно, понятно, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Научно доказано, что ребёнок пяти – шести лет запоминает столько материала, сколько он не запомнит никогда в жизни. В этом возрасте, ребёнку интересно всё, что связано с окружающим миром, расширяя его кругозор.

При разработке проекта, меня интересовало, какой уровень знаний у детей на данный период об истории родного города, и поэтому я составила и провела вхо-дящую диагностику. ( Приложение № 1)

Результаты оказались неутешительными, у 65% детей отмечается низкий уровень знаний, а у 35% детей отмечается средний уровень знаний.

Наглядно это можно увидеть в виде диаграммы:

Такие результаты не потому что ранее не заострялось должного внимания на этот вопрос, а потому что материал, который давался детям был в форме беседы, который дети помнят только на занятии, потом в их памяти это стирается, из – за не востребованности. А также нет  системности в работе по ознакомлению детей с историей родного города.

Мной была продумана и проведена консультация для родителей на тему: Исто-рия моего города», где я рассказала об истории города Карпинска, как зарождалась жизнь в Богословске, и почему он впоследствии стал Карпинском и в честь кого назван. А также провела анкетирование родителей с целью выяснения, как они смотрят на то, что мной будет проводиться работа с детьми по обогащению знаний детей об истории родного города. Мне нужна была поддержка со стороны родителей.

Добиться определённого результата можно тогда, когда работа ведётся систематически. Определённый опыт деятельности в данном направлении позволил мне создать свою систему работы по воспитанию маленького гражданина. Я разработала тематическое планирование по ознакомлению с историей родного города (Приложение № 2), а также конспекты занятий  (Приложение № 3), которые направлены на всестороннее развитие личности ребёнка.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи и эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое живое слово, изобразительное искусство. Чтобы материал запоминался лучше, я включила занятия во все виды деятельности детей.  Ребята могут попробовать свои силы, как в составлении рассказа, так и в рисовании, аппликации, барельефной лепке Введенского собора Иоанна Богослова.

Так, например, при составлении рассказа на тему: « Мой город», дети оживлённо вступали со мной в диалог, составили много разных, интересных рассказов. Но рассказ Димы Г. Мне показался необычным:

« Мне хотелось бы побывать в прошлом моего города, так как раньше по реке Турье плавал пароход, и была лодочная станция, где можно было покататься по речке на лодках, мне об этом рассказала моя бабушка  Людмила Васильевна. Так было интересно и здорово».

Также я провела и организовала экскурсии, целевые прогулки по городу и его улицам, к Введенскому  собору И. Богослова, к церкви Казанской Божьей Матери. Целью этих  прогулок было рассказать  об истории Богословска и наглядно показать эти места, что дети увидели красоту старой части Карпинска.

Надолго запомнилась детям и экскурсия в Введенский собор, где они получили массу новых впечатлений  от здания, архитектуры, а также от беседы с настоятелем Собора Ильёй Баршуниным. Батюшка подробно рассказал детям об истории Храма, что здесь делают и благословил детей и мои начинания.

Закреплением материала прогулок, экскурсий, стала дидактическая игра « Телевизор», где дети должны узнать, какая часть города изображена на фотографии, и рассказать об этом памятном месте в городе.

Многие ребята выбрали для изображения в рисунке, аппликации, барельефной лепке самое яркое место в городе – это Введенский собор. А также попробовали свои силы в строительстве собора из конструктора, у них получился очень хороший собор, но будущего. ( Приложение № 4). Совместно с детьми и родителями мы изготовили макет Введенского собора. ( Приложение № 5).  Сейчас Собор радует глаз не только детей, но и родителей.

Ещё с помощью родителей я собрала интересные истории, связанные с Собором и людьми старого Богословска. ( Приложение № 6) .

Для родителей была изготовлена газета « Святые места малой Родины» и вы-ставка фотографий « Богословск  вчера -  Карпинск сегодня», где можно увидеть наглядно и прочитать о памятных местах своей малой Родины.

 А также для активного участия родителей в воспитании патриотизма и любви к родному городу у детей я объявила два творческих конкурса на темы: « Церкви России», « Сочини стихотворение о Соборе» (Приложение № 7).

А  на занятии « С чего всё началось» я пригласила бабушку Егора С., она рассказала о жизни города во время войны, как начал строиться город, дети с интересом слушали её рассказы, вступали с ней в диалог, показывали и свои знания тоже.

Итогом работы стала викторина « Знатоки своего города», где дети показали достаточно высокий уровень знаний по данной теме.

После проведённой работы по ознакомлению детей с историей родного города, я провела повторную диагностику, результаты получились следующие:

        У 40%  детей отмечается высокий уровень знаний

        У 60%  детей отмечается средний уровень знаний.

 Наглядно это можно увидеть в виде диаграммы:

 Положительным и приятным итогом работы, я считаю и мнения родителей от проделанной работы. Мама Дениса П. сказала, что её сын с интересом рассказывал историю из жизни города, которая была незнакома ей. Она с удовольствием восприняла услышанный рассказ от своего ребёнка.

Таким образом, данная система работа является эффективной, так как дала положительные результаты. Из результатов диагностики видно, что у детей значительно увеличился запас знаний  об истории родного города.

Библиографический список.

1.        Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий  / авт. сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

2.        Долгая дорога из Богословска в Карпинск. Брулёва О. И. и др. – Карпинск, 2009 – 125 с.

3.        Путеводитель по памятным местам: Посвящается 250 –  летию  Богословска – Карпинска. Брулёва О. И. и др.  – Карпинск. 2009. – 33 с.

4.        Родной край. Жуковская Р. И. и др. – Москва: Просвещение, 1990. – 176 с.

5.        Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т. В.  Иванова. – Волгоград: ИТД « Корифей». – 96 с.

6.        Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Новицкая М. Ю. – Москва: Линка – Пресс  « ООО Фирма», 2003. – 197 с.

7.        Кто в имени твоем: Культурно - исторические очерки. Редикульцева  Е. Н и др.   – Екатеринбург: ИД « Сократ», 2002. – 368 с.

8.        Коренькова З. П. О Введенском Соборе, Соборе Иоанна Богослова. // Бого-словский родник. – 2001. № 34. – с. 1.

9.        Сысуев Ю. А. Походяшин расширяет поиск. //  Богословский родник. – 2001. № 42. С.1 – 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Россия - Родина моя!"

На примере ближайшего социального и природного  окружения познакомить дошкольников с социальной действительностью, показать детям значение семьи, детского сада, рассказать о городе, крае, в котор...

Педагогический проект «ЯМАЛ- родина моя»

       Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для после...

Педагогический проект "Моя Родина- Россия"

Педагогический проект разработан для подготовительной группы детского сада....

Педагогический проект "Будем Родину любить, будем в Армии служить"

Цель данного проекта: Формирование  у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за родную страну и Российскую армию....

Педагогический проект "Россия- Родина моя"

Чувство любви к Родине - это патриотизм.Патриотизм – это преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего ...

Педагогический проект «Моя Родина- большая и малая»

Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к тр...

Педагогический проект "Моя родина - Россия" (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства)

Тип проекта: информационный, творческий.Срок реализации: 2 года.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада....