Занятие в старшей группе детского сада на тему «Воздух и его свойства».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Актуальность:

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к обсуждению, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh_i_ego_svoystva_ekologiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

          Занятие в старшей группе детского сада на тему «Воздух и его свойства».

Воспитатель высшей категории Симоненко Анна Витальевна, д/с №151, г.Краснодар.

Задачи:

1.Расширять представления о свойствах воздуха.

2.Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственных связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы

3.Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: белые халаты для группы детей;

1 стол: - трубочка и стакан;

- воздушные шарики;

- полиэтиленовый пакет;

- поролон;

- мыльные пузыри;

- лист бумаги (веер);

- бумажный кораблик, емкость с водой;

- вертушка

2 стол: - салфетки бумажные (по количеству детей);

- пластиковые стаканчики прозрачные (по количеству детей);

- емкости с водой;

- клеенки под тазы;

- весы

3 стол: - свеча

- подсвечник со стеклянной крышкой;

- спички;

- бумажная «змейка»

Атрибуты для игр с воздухом:

 «Реактивные шарики»- воздушные шарики (по количеству детей);

«Оркестр» - дудочки

      - пустые пластиковые бутылочки;

                    - листы бумаги;

                   - полиэтиленовые пакеты

                                                                Ход занятия.

  Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень

интересная работа. Посмотрите, что изменилось  в  нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают  ответы).

  -  Да, кто-то здесь не просто  передвинул  здесь  мебель, он  организовал для нас целую  научную лабораторию, для  изучения чего-то  интересного,  вот только чего, нам предстоит это выяснить.

   -  Давайте-ка рассмотрим, что за предметы стоят на этих  столах? (ответы детей).  

  -  Верно, но что нам с ними делать? Знаете, я кажется  догадалась, кто устроил  для нас этот сюрприз.

                

Наверное, это профессор Знайка из Солнечного города, помните, мы уже встречались с ним раньше. Знайка очень любит разные загадки и наверняка оставил для нас письмо с заданием, но нам придется быть внимательны, чтобы отыскать его в группе. Давайте поищем все вместе… (дети находят сразу 3 конверта в разных местах группы).

- Хорошо, давайте посмотрим, что же это? (открываю конверт № 1, читаю загадку)

                «Через нос проходит в грудь

                   И обратный держит путь

                   Он невидимый, но все же

                   Без него мы жить не можем»

                                                                  (воздух)

- Ну, хорошо, значит, поговорим о воздухе: - « Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)

- Сделаем глубокий вдох и затем выдох. Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (нет)

- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас.

- А почему мы его не видим? (он прозрачный, через него все видно…)

- Так значит, какого он цвета? (бесцветный)

- А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

- Вдохните воздух носом….

- Какой у него запах? (у него нет запаха…)

- Да чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха – это газ, который существует везде и даже внутри нас.

- Вы это знали? (да) Тогда мы должны это доказать. Вот второе послание от Знайки (конверт №2), здесь задание для каждого из вас (схемы на карточках).

- Сейчас мы возвращаемся с вами в лабораторию, одеваем  халаты и как настоящие ученные проводим эксперименты с воздухом. Вам надо выбрать 1 карточку и предмет необходимые для вашей работы, выполнить опыт и объяснить

его (дети по схеме подбирают нужные предметы и показывают опыт, объясняя происходящие процессы на основе результатов своих  действий).

 - Молодцы, вы настоящие ученые, все ваши опыты  доказали, что воздух есть везде вокруг нас. Но, как же его    увидеть? (Резким взмахом книги сдуваю салфетку со стола).

- Ой, что это произошло? Почему слетела салфетка?

 Правильно, между салфеткой и книгой есть воздух он и  привел салфетку в движение.

- А что еще может летать по воздуху?  (ответы детей: самолет, шарики...)

- Правильно, вот и давайте поиграем с шариками,         игра называется «реактивные шарики» (дети отходят от стола для опытов) И в этом нам тоже поможет воздух. Возьмите шарики и постарайтесь надуть посильнее. А затем отпустите их из рук…

- Что же произошло? (дети делают вывод, что для того чтобы шарик летал дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь, заставляет его двигаться)

- А что вы слышали во время игры?(звуки)

- Так значит, воздух можно услышать?

Вот посмотрите, что у меня есть ( дудочка, пустая бутылка, лист бумаги- по количеству детей) (дети дуют на них). Воздух всегда звучит по-разному, звук рождается, когда дрожит воздух.

   Организуем «Оркестр»- поочередно дуем на разные предметы (упражнение на дыхание)

- А теперь, я предлагаю вам узнать, что приготовил для нас Знайка на другом столе нашей лаборатории (Как вы думаете, для чего на столе стоят весы?)

- Посмотрите, здесь стоят пустые пластиковые стаканчики или я ошибаюсь и в них что-то есть? (давайте проверим)

* опыт с пустым стаканом.

- Как вы думаете, что не пускает воздух в стакан? (воздух)

(воспитатель предлагает детям повторить опыт самостоятельно)

- А теперь слегка наклоните стакан, что вы видите? (пузырьки)

- Откуда они взялись? (это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода)

Правда интересно наблюдать, как воздух в воду быстро поднимается вверх пузырьками. Он ведь легче воздуха.

- Скажите, а воздух вообще имеет вес? (дети предлагают варианты ответов)

- Как вы думаете, для чего на столе стоят весы?

- Как можно взвесить воздух?

Посмотрите на наши шарики, чем они наполнены? (воздухом)

- А вот этот шарик пуст

Какой из них легче? Как это можно проверить? (взвесить)

Проводим опыт  с весами, дети делают вывод, что шарик,

наполненный воздухом тяжелее, а значит воздух имеет вес.

- А сейчас обратите внимание на нашем столе еще лежат красивые салфетки, хотите узнать для чего? (да)

- Тогда слушайте, есть такое выражение «выйти сухим из воды», как вы это понимаете?

 -Возможно ли это? Давайте проверим?

 -Возьмите в руки салфетку и скажите, она сухая? (да) А вот и емкость с водой, попробуем окунуть салфетку в воду и не намочить ее.

*опыт с салфеткой в стакане.

- Почему вода не заполнила весь стакан?

- Почему салфетка сухая? (это место занимает воздух и не пускает воду)

- А чтобы салфетка намокла, что можно было сделать? (пустить воду  в стакан, наклонив его)

- Ну, что ж, мы кажется уже все узнали о воздухе, все опыты провели, вот только, что это за сюрприз приготовлен для нас на следующем столе?

(свечи, спички, стеклянный подсвечник с крышкой)

- Зачем нам все это ведь мы сегодня говорили о воздухе, а не об огне?

* опыт «живая змейка»

* эксперимент «свеча в банке»

- эти опыты буду проводить я, ведь дети не должны сами пользоваться спичками, это опасно, но мы будем очень осторожны (подвести детей к пониманию, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ, поэтому, когда доступ кислорода прекращается, огонь гаснет. Люди используют это знание для тушения пожаров.)

- А теперь давайте вспомним, что мы узнали о воздухе и в этом нам поможет третья подсказка от Знайки- вот эти схемы:

                - воздух не видим («глаз»)

                - воздух имеет вес («весы»)

                - воздух без вкуса («язык»)

                - воздух без запаха («нос»)

                - воздух можно услышать («ухо»)

Используемая литература

1.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

2.Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

3.Журнал «Дошкольное воспитание 2008 года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе детского сада по теме "Зима"

Занятие в старшей группе детского сада по теме "Зима"  Презентации к уроку1 / 10Загрузить презентацию (1,66 МБ)Внимание! Предварительный просмотр слайдов испол...

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «День защитника Отечества» для старшей группы.Тема занятия: День защитника Отечества.Цели:- продолжить знакомство детей с историей и т...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: «Зима на Дону.»

Наш датский сад активно работает в направлении "Патриотического воспитания"Вот и я решила сделать интегрированное занятие на эту тему....

Интегрированное занятие в старшей группе детского сада на тему: «Мой город»

Интегрированное занятиев старшей группе детского садана тему: «Мой город»(Развитие речи, математика, аппликация)...

Конспект физкультурного занятия для старшей группы детского сада на тему "Балет".

Такое искусство как Балет очень тесно связано со спортом, приближается к нему.  От артистов балета требуется серьезная физическая подготовка. Поэтому я решила, что не помешает познакомить детей с...

Конспект учебного занятия в старшей группе детского сада на тему День космонавтики

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «День космонавтики»...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада по теме "Воздух и его свойства"

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства »...