Главные вкладки

    конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Завьялова Наталья Александровна

    конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Перелетные птицы"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Перелетные птицы»

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе

    Воспитатель: Завьялова Н.А.

    Цели:

    1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
    2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
    3. Упражнять детей:
    - в образовании сложных прилагательных;
    - в составлении сложноподчиненных предложений.
    4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

    Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

    Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

    Ход занятия:

    1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

             Скучная картина! тучи без конца, дождик так и льется, лужи у крыльца,

             Чахлая рябина мокнет под окном; смотрит деревушка сереньким пятном.

             Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла

    . - Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

     - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

     - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/. - Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

     - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

    1. Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/ - Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

     2. Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

     3. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

    - Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

     - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

     - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

     - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

     - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

    Физминутка «Птицы»

    Пой  ка, подпевай  ка,

    Десять птичек – стайка,

    Эта птичка – воробей,

     Эта птичка – совушка, сонная головушка.                             Загибают пальцы обеих рук

     Эта птичка – свиристель

     Эта птичка – коростель,

     Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

     Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж.

     Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам.                    прячут  руки за спину

    Упражнение «Отгадай и присядь»

    - Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

     Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

    Упражнение «Скажи одним словом»

    - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

     У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

    У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

     У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

     Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

    У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

     У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

    Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

    Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

    Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

    Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

    Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

    Анализ занятия:

    - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - О каких новых перелетных птицах вы узнали? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам? - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей коррекционной дошкольной группе по теме «Перелетные птицы»

    Коррекционно-образовательные цели.Знакомство детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, ...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

    Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: «Доктора леса».

    -            продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых.-...

    конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе

    Тема: Морские обитателиЦель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Познакомить детей  с некотор...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»

    Программные задачи : Расширять представления о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Развивать познавательный интерес к миру природы.   Формировать желание заботить...