ОО "Познавательное развитие", конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе: "Корень растений".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тришина Елена Вячеславовна

Ознакомление с корнем, его функциями и видоизменениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление с природой.

Конспект занятия: Корень растений."

Старшая группа.

Цель: Ознакомление с корнем , его функциями и видоизменениями.

Задачи : -Развитие в детях устойчивого, слухового, логического. творческого, экологического мышления. Воспитывать в детях отзывчивость, взаимопонимание, любовь к природе и к самому себе.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением разных растений с разным видом корней ( мочковатый, стержневой, корнеплод); луковица с корнем; схема строения цветка и дерева; корзина с корнеплодами; Карточки с условным изображением воды.

Для проведения опытов: 1.Почва ( песок), модель дерева с корнем, модель дерева без корня.

2. Марля и покрашенная вода.

Раздаточный материал: По три карточки( для изображения мочковатого, стержневого, корнеплода корня) на каждого ребенка, коричневый фломастер каждому ребенку.

Предварительная работа: Беседа с детьми о дереве "саксаул", где оно растет, опыт  глиной и песком, посадка лука и кабачков для наблюдения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

" Приветствие".

(Дети сидят на ковре в кругу).

Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я:( Показать рукой на себя).

" Здравствуй, улица моя!" (Выпрямить руки в стороны)

Отвечаю Солнцу я, ( Поднять руки над головой)

Отвечаю Травам я, (Опустить руки на ковер)

Отвечаю Ветру я, (Поднять руки над головой и покачать ими)

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Основная часть.

-Ребята , сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

" Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех,

Игры, конкурсы, забавы

Приглашаю к себе всех."

-А в конце этого приглашения подпись: " Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день,

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

( Старичок - Лесовичок!)

-Ну что , ребята, примем приглашение веселого Старичка - Лесовичка? В помощь он нам прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Возьмем с собой и его корзину, которую он прислал, может пригодиться. Итак, отправляемся в путь...( Включается музыка)

-На пути у нас речка. Лесовичок в путеводителе написал две загадки, если отгадаем -речку перейдем.

1. Кто пчеле подарит мед?

Кто на солнышке растет?

И головкою цветной

Нам качает в летний зной?

(Цветок)

2. Его весной и летом

 Мы видели одетым

А осенью с бедняжками

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

- Вот мы и на поляне. Посмотрите вокруг нас сколько растет растений. Все они разные, но одним они все похожи друг на друга. Давайте разберемся, чем они похожи. А для этого Лесовичок положил нам в корзину две схемы.

-Что на них изображено?

-Из каких частей состоит цветок?

-Из каких частей состоит дерево?

-Какие части у них есть у обоих? (корень, листья, стебель и ствол).

-Сядьте на полянку поудобнее, а я вам расскажу про корень.

Экспериментальная часть.

- Корень- это главная часть любого растения.

Опыт с моделью дерева.

На песок ставится модель дерева без корня. Ребенок дует на модель- модель падает. После чего ставится и закапывается в песок модель дерева с корнем. Ребенок дует - модель не падает.

-Для чего, ребята, нужен корень?

Опыт с марлей.

-А теперь проведем еще один опыт.

В посуду с подкрашенной водой опускается марля. Дети наблюдают , как по марле вода поднимается вверх.

-Посмотрите , вода поднимается вверх по марле, также и корень у растения берет воду из почвы и продвигает ее в стебель- поит и кормит растение.

-Итак , корень нужен растению...(спросить у ребенка) -для того, чтобы растение держалось и питалось веществами, которые корень достает из земли.

-Если воды мало ( показывается маленькая карточка) или она глубоко под землей, корень у растения длинный, может опускаться на многие метры, похож такой корень на стержень. И называется такой корень стержневой. (Повторим). (Показ картинок).

Картинки с одуванчиком, верблюжей колючкой, саксаулом, песчаной осокой.

-Если воды достаточно (большая карточка), корень располагается у поверхности земли и похож на мочалку. Называется он "мочковатый"(Повторим).

Такой корень имеет сосна, пырей, тысячелистник (Показываются картинки, лук с корнем).

-Если растению нужно пережить зиму или засуху, корни умеют запасать питательные вещества (Показываются картинки или сами корнеплоды свеклы, моркови, редьки, петрушки).

Эти корнеплоды очень любят кушать люди и многие животные.

-Давайте эти корнеплоды оставим здесь под деревом, может какой зверь полакомится. А кто может прибежать Старичок- Лесовичок загадал про загадку:

-Длинное ухо, комочек пуха

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц).

Физминутка.

-Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи.

Лапкой, лапкой постучи, постучи

Ты на травку упади, упади

Полежи и отдохни, отдохни.

Отдохнул? Теперь вставай.

Прыгать снова начинай!

Ты до елочки беги,

И назад быстрей скачи.

- Ребята, а смотрите, кто нас услышал!

( Входит Старичок -Лесовичок).

-Ребята, иду я к вам и смотрю, впереди меня зайка прямо к вам бежит.

Видно что-то вкусное учуял. Да вы ему морковь принесли!(Дети отдают морковь зайцу).

Творческая часть.

-Ну, что, дети, узнали, чем похожи все растения в моем лесу? (Строением. У всех есть корень и стебель).

-А какие бывают корни у растения? (Стержневой, мочковатый. корнеплод).

-Давайте придумаем как их можно нарисовать. (Рисуют знаки с видом корней).

-Молодцы , ребята, справились с заданием. А я вам принес в подарок игру.

Старичок раздает каждому ребенку с условным обозначением карточку, по которой он подбирает вид корня на картинках.

-Молодцы ребята, справились с заданием . А теперь мне надо спешить. Много дел у хозяина леса. До свидания. ( Уходит).

Итог.

-Надо и нам возвращаться домой.

Ребенок читает стихотворение:

Ты расти на радость людям

Мы дружить с тобою будем,

 Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей коррекционной дошкольной группе по теме «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели.Знакомство детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, ...

конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе

конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: «Доктора леса».

-            продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых.-...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Комнатные растения"

Этот материал помогает преподнести детям доступно и интересно все о жизни комнатных растений....

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Мир комнатных растений»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Мир комнатных растений»Провела Седова О. А. 01.03.2021.Литература. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду....