Рабочая программа по духовно-нравственному воспитатнию детей в ДОУ.
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Корендясева Татьяна Александровна

 

Меняются времена, эпохи, люди.

Но вечным остается стремление человека к добру,

Любви, свету, красоте, истине.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosnovanie_programmy.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание

Рабочая программа для дошкольников.

Меняются времена, эпохи, люди.

Но вечным остается стремление человека к добру,

Любви, свету, красоте, истине.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.  

       «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в безстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).

      Анализ социально-экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека, потеря им социального идеала. Поэтому стратегическая задача общества: «…воспитание в русском народе национального духовного характера». Понимание  данной проблемы  нашло своё отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период  до 2010 года и других нормативно-правовых документах Российской Федерации.

         Названные документы создают правовую  основу для демократических преобразований, подчёркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта.       

  Образование, рассматриваемое государством и обществом как основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, нравственного, физического и психического здоровья нации, неотъемлемо от воспитания духовного самосознания.

В современной педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Социально – личностный  подход в воспитании детей это приоритетное направление деятельности нашего ДОУ , направленное на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности. На протяжении нескольких лет мы работают над вопросом приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, понимая педагогический аспект культуры не только как возрождение и воссоздание традиций, но и как приобщение к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Задачей воспитания является создание условий для личностного саморазвития и духовно-нравственного роста.

       Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

       Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключик к сердцу человека…» Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Мы с большой любовью относимся к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников.

Цель программы:

Создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно – нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы дошкольного образования  и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

Задачи:

  1. Создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
  2. восстановить связь времён и поколей;
  3. воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, обычаям, традициям;
  4.  воспитание детей в духе национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  5. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  6. формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям,  осознанного,  заботливого отношения к старшим и младшим;
  7. формирование чувства патриотизма и любви к Родине;
  8. воспитывать активное познавательное, духовно - нравственное, эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.

В основу программы положены принципы российского образования:

  1. Профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии его с ребёнком.
  2. Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребёнку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры.
  3. Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – Игру.

 Принципы духовно-нравственного воспитания. 

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

 Принципы отбора содержания образования.

  1. Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
  2. Учет требований типовых программ.
  3. Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

 Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Главным условием реализации данной программы  является: естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс.

Основные характеристики деятельности:

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.
3. Программа рассчитана на три возрастные группы:

с 4 до 5 – средняя,

с 5 до 6 – старшая,

с 6 до 7 лет – подготовительная.

Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.


В программе прослеживается несколько направлений работы.

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
    2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
    3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
    4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Предполагаемые результаты:

  1. Создание системы духовно – нравственного воспитания на основе единства деятельности ДОУ и семьи.
  2. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.
  3. Формирование духовного и культурного сознания у воспитанников.
  4. Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  5. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  6. Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  7. Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
  8. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  9. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме:

  1. наблюдений за детьми;
  2. бесед на заданные темы;
  3. выполнение определённых тестовых заданий (Е.В.Колесникова «Тесты для детей 5-ти лет», «Тесты для детей 6-ти лет»)
  4. участие в конкурсах, выставках;
  5. выступление на концертах, соревнованиях;
  6. открытые занятиея и др.
Дошкольник в сфере духовно-нравственного воспитания характеризуется:

 

  1. устойчивым интересом к знаниям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежды, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи)
  2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа.
  3. овладением речью, т.е употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями. Использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, изобразительной, игровой, музыкальной, конструктивной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроем.


Схема учебно-тематического плана работы.

Край в котором мы живём

Дерево добра

Мир вокруг нас

Православная Россия

О чём поёт колокол?

Духовно-нравственное воспитание

Православная культура

История в архитектурных памятниках

О чём рассказывает крепость.

Хозяева и хозяюшки


Количество занятий в месяц

№ п/п

Цикл заняий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

1

Мир вокруг нас

1

1

1

2

Дерево добра

2

1

1

3

Край, в котором ты живешь

1

1

4

История в архитектурных памятниках

1

1

5

О чем рассказывает крепость?

1

6

О чем поет колокол?

1

7

Православная Россия в лицах

1

1

8

Православная культура

1

1

9

Хозяева и хозяюшки

1

1

2

Итого:

5

6

10

«Мир вокруг нас»

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

«Дерево добра»

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах»

Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Тамбовского  края, русского государства.

«Край, в котором ты живешь»

«История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы (города, в котором мы живем),  «О чем поет колокол?»

 

«Православная Россия в лицах»

«Православная культура»

       Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

       Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий:

«Хозяева и хозяюшки» 

       На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

       Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Формы работы

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Методическое обеспечение:

Наглядно-дидактические пособия серии:

«Мир в картинках»- М.: Мозаика – Синтез, 2005

«Рассказы по картинам» - М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Рабочие тетради «Искусство-детям». – М.: Мозаика – Синтез, 2005

Художественная литература для детей:

Сборник песенок, потешек,  загадок. -М.: Мозаика-синтез 2006

Хрестоматии сказок, рассказов, былин.- М.: Мозаика-синтез 2006

Материально-техническое оснащение:

DVD, с дисками.

Мультимидийный проектор.

Музыкальный центр.

П/К.

Литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающия и социальной действительностью  - М. 1998
  2. Богатеева З.А. Мотивы народных арнаментов в детских аппликациях.  - М.:1985
  3. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. М.: Мозаика-синтез 2006
  4. Данилина Г.Н.  Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003
  5. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2004
  6. Дёмин Н.В. Тайна русского платка - М.: ТЦ Сфера, 2001
  7. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре – М.: ТЦ Сфера, 2004
  8. Науменко  Г.Н.    Этнография детства – М. 1998
  9. НовицкаяМ.Ю. Наследие. Париотическое воспитание в детском саду  РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004
  10. Осетров Е.  Святая Русь.  – М., 1996
  11. Панкеев И.  Русские праздники. – М., 1998
  12. Русская традиционная культура. Золотая веточка. Альманах . Выпуск  № 1,2,5. – М.1998
  13. Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов. Выпуск № 1,2. – М.,1997
  14. Смолицкий В.Г.  Русь избяная – М., 1993
  15. Стихи духовные для детей и взрослых. – М,. 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей....

Презентация рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Край мой северный»

Предлагаемая программа «Край мой северный» направлена на воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В ходе различных видов детской деятельности ...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"

Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества...

Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию старшего возраста детей компенсирующей группы (6 -7 ЛЕТ) на 2019 -2020 г. «Книга жизни»

Систематическое духовно-нравственное воспитание дошкольника  с ОВЗ обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности....

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...