Проект "Моя семья"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Цель проекта:

       Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Моя семья.docx387.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»

        

Проект

г.Юрга, 2012г.

 

Тема проекта: Моя семья

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе

О. В. Токмакова

Цель проекта:

       Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.  

Задачи проекта:

  1. формировать у детей представления о семье;
  2. формировать представления о родственных отношениях;
  3. закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
  4.  обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  5. воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
  6. воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.

Участники проекта:  дети, родители, педагоги ДОУ, социальные институты.

Реализация проекта:    октябрь 2011г. – май 2012г.

Особенности проекта:

  1. опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
  2. доступность материала для детей дошкольного возраста;
  3. максимальная  включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
  4. интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  2. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
  3. Разобщенность между семьей и детским садом.

       Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Актуальность проблемы:

       Вернувшись в детский сад, после летних каникул дети стали наперебой рассказывать о совместном отдыхе с родителями,   встречах    в кругу семьи,    о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта - «Моя семья». Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом;  даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом»  родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.

       Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Формы работы в нашей группе по данной проблеме можно увидеть на слайде.

Предполагаемый результат:

  1. владеть понятием «семья»;
  2. знать информацию о своей семье, профессии родителей;
  3. иметь представления о родственных отношениях
  4. знать свои права и обязанности;
  5. уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

1 Этап. Сентябрь-октябрь

Предварительная работа:

  1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
  2. подбор литературных произведений:  В. Осеева  «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
  3. рассматривание репродукций картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами»,  «Моя семья».
  4. просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку»,   «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».

  1. этап. Продуктивный: ноябрь - март

Совместная деятельность с детьми.

  1. Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”: О.Осеева «Сыновья»,  «Мальчик – с пальчик».
  2. Разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!», пальчиковой гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик».  
  3. Дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство»,«Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для…”, “У кого сегодня день рожденья?”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…” др.
  4. Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.
  5. Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
  6. Изготовление подарков для родителей.
  7. Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”.
  8. Выставка рисунков “Моя мама”, “Мой папа”.

Сотрудничество с семьёй:

  1. Консультации «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей».
  2. Презентация «Любимое блюдо моей семьи».
  3. Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо».
  4.  Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о своей профессии.
  5. Семейные альбомы «Один день в детском саду и дома»; «Моя семья».
  6. Родительские собрания по темам: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»; «Дом, в котором мы живем».

Взаимодействие со специалистами:

  1. Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
  1. Анкета «Права родителя и права ребёнка».
  2. Спортивный досуг «Папа – мой лучший друг».
  3. Музыкальный праздник «8 Марта»

Деятельность с детьми и родителями

  1. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта
  2. Организация досуга для родителей    «Папа -  мой лучший друг» (с участием детей).
  3. Консультации для родителей:    «Родословная – моя гордость»,
  4. Семейные  художественно – творческие проекты:- «Мой город Юрга»;- «Семейный веер»; - «Лучик солнца».  
  5. Акция “Пусть прогулка станет интересней!”
  6. Выставка «Генеалогическое   древо  моей  семьи».
  7. Создание группового альбома.

  1. этап. Итоговое интегрированное занятие «Моя семья»  Апрель.

План реализации проекта.

       Реализация проект проходит через различные виды деятельности:  

Игровая деятельность.

-Сюжетно-ролевые игры:

  1. «Семья»;
  2.  «Дом»;
  3.  «День рождения».

-Дидактические игры:

  1. «Как мы помогаем родным»;
  2. «Родство»;
  3. «Семья»;
  4. Лото «Моя семья».

-Строительные игры:

  1. «Дом для кукол»;
  2.  «Мебель для дома».

Познавательное развитие:

  1. Серия бесед по картинкам «Моя семья»:

- «Какая у меня семья!»;

- «Мы должны беречь друг друга»;

- «Рядом или вместе?»

- «Как хорошо играть всем вместе».

  1. Тематическое занятие по семейным альбомам «Мой род - моя семья»;
  2. Открытые интегрированные занятия:

- «Моя дружная семья»;

- «Коли семья вместе, то и душа на месте»;

  1. Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о семье.

Речевое развитие:

  1. Чтение художественной литературы о семье;
  2. Заучивание стихов о семье;
  3. Разъяснение пословиц – поговорок о семье.

Реализация  проекта.

       Начали свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала, изучение семей и составление социального паспорта на каждого ребенка.

       Затем провели  несколько встреч с родителями, анкетирование и родителей и опрос детей. В результате выявили их знания о своей семье. Вся дальнейшая  работа была направлена на обогащение знаний  детей,  сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность:  составление семейных фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм.       Любимая сюжетно – ролевая игра среди детей «Семья». Детям очень нравится быть в роли «папы» и «мамы», где они могут кормить, мыть и качать.

       Совместно с родителями сделаны дидактические игры для детей: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья»,  лото «Моя семья», «Профессии».

       Большую значимость для формирования представления у детей о                нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе».

       Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали «Сборник пословиц и поговорок о семье».

       В группе проведен ряд занятий по темам: «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Моя дружная семья»,  тематическое занятие «Мой род – моя семья» и др.

       Для формирования у детей интереса к своей родословной, совместно с родителями создали «генеалогическое древо».

       Разработаны тематические консультации и буклеты для родителей «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей», «Родословная – моя гордость».

       Совместно с родителями  реализовали   художественно – творческие проекты: «Мой город Юрга», «Семейный веер», «Лучик солнца».

       Идет подготовка к завершающему этапу  проекта -  интегрированное занятие «Моя семья»

Последствия решения проблемы:

  1. Повышение компетентности родителей    в вопросах семейного воспитания.                                                                              
  2. Дети получат необходимую информацию о своей семье.
  3. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
  4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

       И главный результат, на который очень хотелось бы, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....