Методические разработки по ПДД
методическая разработка по окружающему миру по теме

Методические  рекомендации  воспитателям  по  обучению  детей  ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich.razrab._po_pdd.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102»

М е т о д и ч е с к и е   р а з р а б о т к и

 

       « Предупреждение   детского

дорожно-транспортного травматизма»

( зам. зав. по ВМР  МДОУ Д/С № 102 Луговская  И. А.)

                   2009 г.

                              Таганрог

Семинар:  «Организация    профилактической  работы                          

                   с  детьми  по   предупреждению   детского

                   дорожно - транспортного   травматизма».

                    У Ч Е Б Н Ы Й         П  Л  А  Н

п/п

       Тема занятия

       Содержание занятия

1.

Правила дорожного движе-

ния - закон улиц и дорог

Для чего нужны Правила. Что они устанав-

ливают.   История  возникновения  ПДД.

Вопросы, освещаемые  в Правилах. Средс-

тва и лица, обеспечивающие   регулирова-

ние дорожного движения.

2.

Основные  термины и   поня-

тия.

Элементы дорог. Понятия:«Велосипедист», «Водитель», « Пешеход», «Регулировщик»,

«Транспортное средство», «Дорога», «Ули-

ца»,  «Обочина»,  «Тратуар»,  «Полоса дви-

жения»,  «Проезжая часть»,   «Разделитель-

ная полоса»,  «Перекресток»,  « Линия тра-

туаров»,  «Пешеходный переход».

3.

Обязанности пешехода.

Где разрешается ходить ( пять мест).

Обязанности  при  движении в установлен-

ных  местах. Места, где разрешается пере-

ходить проезжую часть  ( шесть мест).

Правила перехода в установленных местах.

Что запрещается пешеходам.

4.

Обязанности пассажиров.

Где    надо ожидать   транспортное  средство

перед посадкой.   Обязанности   при посадке.

Обязанности   во   время движения.   Обязан-

ности  при  выходе  из транспортного средс-

тва.  Правила поведения в автобусе, трам- вае, легковом и грузовом автомобилях.

5.

Сигналы светофора и  регу-

лировщика.

Средства   регулирования   дорожного   дви-жения.  Виды светофоров.  Шесть   основных

сигналов   вертикального   или  горизонталь-

ного  трехсекционного  светофора.  Название   и назначение каждого сигнала светофора.

О   чем   предупреждает  каждый  сигнал све-

тофора.   Светофоры для пешеходов.Сигналы регулировщика.

6.

Дорожные знаки и дорожная

разметка.

Значение   дорожных  знаков в общей   систе-

ме организации дорожного движения.

Классификация дорожных знаков.   Требова-

ния к установке  знаков.

Знаки:«Предупреждающие», «Приоритета»,

«Запрещающие»,  Предписывающие», «Ин-

формационно-указательные».

Таблички:   «Расстояние до объекта», «Зона

действия»,  « Направление главной дороги»,

«Виды транспортного средства»,    «Слепые

пешеходы»,  «Инвалиды».

7.

Предупредительные сигналы.

Каждый    участник    дорожного   движения

должен   знать  11  предупредительных   сиг-

налов: сигнал   указателем   поворотов,    сиг-нал   рукой,   звуковой   сигнал,   габаритные огни,  ближний  свет  фар или противотуман-

ные  фары  в  светлое  время суток,  переклю-

чение  света   фар,   аварийная  сигнализация,

выставление   знака     аварийной  остановки,

стоп - сигнал,  сигнал  движения  задним  хо-

дом,  сигнал открытой двери.

8.

Дорога в детский сад.

Объяснить    схему     микрорайона    вокруг детского  сада.   Нарисовать    схемы  перек-

рестков,    пешеходных   переходов,   домов,

показать   каждому ребенку схему наиболее

безопасного   движения   в    детский сад   и

домой. Указать точки  наиболее безопасных

и наиболее опасных  участков дорог.

Указать наличие  знаков, светофоров, дорож-

ной  разметки.

9.

Психофизиологические  ха-

рактеристики   ребенка.

Вовремя   не   замечают опасность, выбегают

на   проезжую   часть  дороги    не   осмотрев-

шись,  легко отвлекаются  от  наблюдения за

дорогой,   не   могут    оценивать    скорость,

пространство,   время.

10.

ДТП и их причины.

Движение и  переход дороги  в неустановлен-

ных   местах,   плохие  дороги,    переход   на запрещающий  сигнал светофора,   неисправ-

ность ТС,  погодные  условия,  неожиданный выход на проезжую часть, игры в  неустанов-

ленных местах, управление ТС, не  имея дос-

 таточных навыков, незнание ПДД и  нежела-

ние их выполнять.

Литература: « Дорога, ребенок, безопасность» Н.И. Клочанов.


      Р А Б О Т А   С   П Е Д А Г О Г А М И

 Цель.  Повысить  активность  педагогического   коллектива

 в   обеспечении   безопасности   дорожного движения.   Активизировать    работу  по пропаганде  правил  дорожного  движения  и безопасного образа жизни.

                              П Л А Н      Р А Б О Т Ы

Сентябрь      Педагогический час:«Знакомство с приказом

                      «Об организации  работы по предупреждению

                      детского дорожно - транспортного травматиз-

                      ма».

                      Семинар:  «Организация    профилактической  

                      работы  с  детьми  по   предупреждению   дет-

                      ского дорожно - транспортного травматизма».

Октябрь       Оформить уголок по ПДД    « В помощь  воспи-

                      тателю».

Ноябрь         Обновить в каждой группе уголки  «Пусть горит

                      зеленый   свет».   Обновить   дорожные  знаки  в

                      группах.

Декабрь        Консультация:«Как организовать работу с роди-

                      телями воспитанников по предупреждению детс-

                      кого дорожно – транспортного травматизма».

Январь          Изготовить макеты   по   правилам    дорожного  

                       движения  «Моя улица»   ( в соответствии воз-

                       растной  группы).

Февраль       Методический час:  «По результатам  работы  с

                     детьми  и  их  родителями  с целью предупрежде-

                     ния дорожно – транспортного  травматизма.

                     Смотр – конкурс «Безопасные дороги детям»

Март            Встреча с  представителем  ГИБДД .

                     Подготовка к празднику « Путешествие в  Све-

                     форию».

                       

Апрель        Обновить  информационно – наглядный материал

                     в уголках для родителей.  Подготовка  к организа-

                     ции  дня открытых дверей « Красный, желтый, зе-

                     леный».

Май.            Оформить альбом: «  Работа с дошкольниками по

                     профилактике  детского дорожно – транспортного

                     травматизма».

                     День открытых дверей «  Красный,  желтый,  зе-

                     леный».

Июнь           Методический час: «Подготовка к ЛОЗК(предуп-

                     реждение детского дорожно-транспортного трав-

                     матизма).

Июль            Обновить  информационно – наглядный материал

                      в уголках для родителей « Безопасные дороги де-

                      тям».

Август          Обобщить опыт работы по теме: « Предупрежде-

                      ние  детского  дорожно - транспортного   травма-

                      тизма».            

           

         

                         

                 

                    П О Л О Ж Е Н И Е

смотра – конкурса « Безопасные дороги детям».

                              (МДОУ Д/С № 102)

Цель. Совершенствование методов и форм  работы по предупреж-

            дению  детского  дорожно - транспортного  травматизма.

            Пропаганда  безопасного  образа  жизни в сфере дорожного

            движения среди детей, педагогов, родителей.

Срок проведения – февраль.

Члены комиссии: Кузина Е.Я.,     Луговская И.А.,      Полякова И.В.,

                                 Мирошкина В.И.,   сотрудник ГИБДД.

Критерии.

1.Наличие методического обеспечения (литература, перспективный

   план).

2.Календарное планирование пед. процесса по данной проблеме.

3.Обеспечение материальной базы:

- наличие макета перекрестка, части улицы, квартала и т.п.;

-наличие настольно-печатных игр (2-3);

-наличие фотоальбома, стенда с фиксацией фрагментов экскур-

 сии к светофору;

-атрибуты для организации С/Р игры;

-пособия;

-иллюстрации.

4. Наличие информационного стенда по ПДД.

5. Наличие папки работы с семьей ( фотографии досугов, сценарии

    досугов, родительских собраний, консультации и др).

6. Участие в мероприятиях   для  дошкольников   (агитбригада, пер-

    сонаж досуга, открытый показ занятия и т.п.).

7. Участие в конкурсах  города   ( буклеты,  сценарии досугов, фото-

    графии, рисунки и т .п.).

Оценка осуществляется по пятибальной  системе:

Выполнены все критерии           - 5 баллов

Выполнено 70% критериев        - 4 балла.

Выполнено 60% критериев        - 3 балла.

Выполнено до 50 % критериев  - 2 балла.

 

                        

                                               П Л А Н

             работы  агитбригады « С в е т о ф о р»

Цель. Закрепление представлений у дошкольников о Правилах

           дорожного движения.

Примечание: агитбригада работает 1 раз в месяц, длительность работы

           15 минут.

Члены агитбригады: Понаморенко Л.В.,   Лещенко А.И.,  Бякова Е.М.

Кудря А.А.

№п/п

        Тема

         Цель

    Содержание

1.

«Мы по улице идем»

Познакомить    детей    с

улицей, ее особенностями.    Закрепить Правила пове-

дения на улице.

По   улице   идет    человек-Рассеяный:

«Попав в большой и шумный  город

Я   растерялся   и    пропал.

Не  зная  знаков   Светофора

Чуть  под   машину не попал.

Правило.

Учи  и  знай предназначение

сигналов Светофора:

красный  - с т о й

желтый    - внимание

зеленый   - в п е р е д

2.

«Зеленый, желтый,

красный»

Закрепить представление

детей о назначении Свето-

фора, его сигналах.

В младших группах закре-

пить цвета (красный, жел- тый, зеленый)

Пришел Незнайка.

Дети обучают его сигналам Светофора:

красный - с т о й

желтый  - ж д и

зеленый - проходи.

Кто знает правила движения,

Тому  почет и уважение!

3.

« Зачем нужны до-

рожные знаки ?».

Закрепить знания детей

о правилах поведения на улице.

Вспомнить  известные до-

рожные знаки: переход.

Познакомить с новым по-

нятием: зебра, внимание,

осторожно д е т и .

К детям подбегает Петрушка. Ребята, я так спешил и так

бежал:

 «Попрошу я извененья, что немного опоздал.

Мне, Петрушке, очень надо

вам загадки  загадать,потому,

что вы ребята, должны Пра-

вила все знать!

Правила.

Ребята, на улице будьте

очень внимательными!

Твердо запомните Правила

эти.

Правила эти помни ВСЕГДА!

Чтоб не случилась с тобою

БЕДА!

4.

« На  лесном  перек-

рестке»

Познакомить  с понятием:

ПЕРЕКРЕСТОК.

Виды    перекрестков.

Сценка о том как зверюшки

собирались в путь - дорогу.

«Красный, желтый, зеленый

Он на всех глядит в упор.

Перекресток оживленный.

Неспокоен Светофор!!!»

 

5.

«Дядя Степа – мили-

ционер»

Уточнить знания детей о работе     сотрудников

ГИБДД.

Уметь    ориентироваться

на сигналы  РЕГУЛИРОВ-

ЩИКА.

Стоит дядя  Степа – мили-

ционер.

«Посмотрите,

Постовой встал на  нашей

мостовой.

Быстро руку протянул.

Ловко палочкой взмахнул.

Чудо – палочка!

Она всем знакома, всем вид-

на!

Днем  заметна, а  под   вечер,

Изнутри освещена!

Делаю детям предупрежде-

ние.

Выучите   срочно  Правила

движения!

Чтоб не волновались каждый

день родители!

Чтоб   спокойны   были    за рулем   водители!»

6.

«Непослушный зай-

чик попал под трам-

вайчик!!!»

Довести до сознания де-

тей:

что может произойти со

мной, если я нарушу Пра-

вила дорожного движе-

ния?

Воспитывать чуткость, от-

зывчивость, умение ока-

зывать помощь другому.

Заяц:

«Можно с горки зимой ве-

село кататься!

На дорогу выезжаешь -

знаешь,  клево, братцы!

А к прицепу прицепиться –

с ветерком прокатиться!

Кто-то пробовал из вас?

Нет?

Да это - просто класс!

Доктор   Ай – болит:

« Если с горки  съедешь!

Что ж!

Под машину попадешь!

А к прицепу прицепиться -

это вовсе не годится!

Можно сразу очутиться,  в

лучшем случае, в больнице!»

7.

«Мой веселый звон-

кий мяч»

Закрепить Правила пове-

дения на улице.

Воспитывать ВНИМАНИЕ,

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ.

Мальчишь-плахиш дает

очень, очень плохие советы

детям!!!

«Мяч бери и на дорогу,

И в футбол там поиграй!

Там машин бывает много

Ты машинам пас подай!!!»

 

Постовой – регулировщик

дает детям очень хорошие

советы!!!

«На проезжей части, дети

Не играйте в игры эти!

Бегать можно без оглядки

Во дворе и на площадке.

Вы основное из Правил дви-

жженья знать как таблицу

должны умноженья:

На мостовой не играть!

На мостовой не кататься!

Если ты хочешь здоровым

остаться

8.

« Угадай,     какой знак?»

Учить детей  различать  дорожные знаки.

Воспитывать умение  са-

мостоятельно пользовать-

ся полученными ЗУН в

повседневной жизни.

Дорожный знак говорит де-

тям:

«Я всех предупреждаю здесь

старательно!

Коль видишь ты меня, то будь внимательным!

Не вздумай здесь дорогу пе-

рейти!

Здесь хода нет!

Здесь нет пути!

(показывают детям знак –

«Движение пешехода запре-

щено!»)

Раз на знаке есть кровать ,

Значит можно здесь поспать!

(показыват детям знак: «Гостиница»).

Это -  вилка,   это – ложка,

Значит здесь можно поесть

немножко!

( показывают детям знак-

«Кафе, столовая»).

Машины мчат во весь опор

И вдруг навстречу знак:

Изображен на нем забор

(показывают детям  знак-

«Железнодорожный пере-

езд»

Что такое на дороге нарисо-

вано вот тут?

(показывают детям знак –

«Переход – зебра»

                 

Методические рекомендации.

Как организовать  работу с дошкольниками по формированию  правильных    представлений   о   безопасности  движения  во  дворах, улицах.

І. Организация игрового центра « Красный, желтый, зеленый».

1.1. Наличие макета ( 30 х 40 ).

*2 младшая группа:  проезжая часть дороги, пешеходная дорожка, прилегающие дома.

*Средняя группа: проезжая часть дороги, пеше-ходный переход, светофор.

*Старшая группа: перекресток, светофор, тра-туар, пешеходный  переход (зебра).

*Подготов. группа: перекресток, светофор,  тра-туар, пешеходный переход ( зебра), островок безопасносности, дорога с двусторонним   дви-жением.

1.2. Наличие иллюстраций, рисунков (по ПДД ).

1.3. Наличие детской художественной литературы ( по ПДД).

1.4. Наличие настольно-печатных игр ( по ПДД).

1.5. Наличие игровых атрибутов.

1.6. Наличие  с в е т о ф о р а.

1.7. Набор разнообразных машин.

  Организация  обучения детей ПДД.

2.1.Все занятия по обучению дошкольников  ПДД    должны сопровождаться показом наглядности, а  полученные  знания  закрепляться в практической деятельности

2.2.  Обучение   Правилам    безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного  подхода, призванного обучать  детей бережно относиться  к основным цен-

ностям жизни и осторожно себя  вести  не только на дорогах.  

2.3.Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя:

- ознакомление с окружающим миром;

- воспитание навыков поведения в повседневной жизни;

- развитие речи;

- развитие памяти, мышления и внимания.

Формирование у дошкольников правил безопасного  поведения на дорогах через игровую деятельность.

Задачи обучения.

2 младшая группа

Учить различать виды наземного транспорта.

Формировать  представление   об   улице, ее основных частях.

Дать первоначальные знания о сигналах  светофора.

Средняя группа.            

Продолжать   учить различные виды  наземного транспорта.

Познакомить с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный.  

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Расширить представления об улице новыми сведениями (одностороннее и двустороннее движение).

Уточнить знания о назначении светофора.

Старшая группа            

Уточнять и расширять представления о

транспортных средствах, об улице (виды перек-рестков), о правилах перехода  проезжей  части.

Познакомить с правилами езды на  велосипеде,  с предупреждающими, запрещающими, инфор-мационно-указательными  знаками  и знаками сервиса.

Закреплять навыки  поведения в  общественном транспорте.

Подготовительная

группа              

Расширять  знания о городском  транспорте.

Продолжать знакомить с дорожными  знаками.

Познакомить  с правилами поведения на желез-

ной дороге.

Совершенствовать  культуру   поведения детей на улице и в транспорте.  

      П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я       Р А Б О Т А

Цель. Сформировать  у  дошкольников правильное представление  о  безопасности  на  дорогах города.

Формы работы.

1. Организованная деятельность:

-   беседы;

-   экскурсии к перекрестку со светофором;

-   рассказ воспитателя по безопасности дорожного

    движения;

-   организация дидактической игры по ПДД;

-   продуктивная деятельность   (аппликация, рисование, лепка).

2.Совместная деятельность:

-   целевые прогулки;

-   сюжетно-ролевые игры;

-   театрализация;

-   заучивание  стихотворений;

-   чтение художественной литературы;

-   праздники, развлечения.

3.Самостоятельная деятельность:

-  настольно-печатные игры;

-  подвижные игры с атрибутами;

-  рассматривание  иллюстраций;

-  игры в автогородке.

              Р А Б О Т А     С      С Е М Ь Е Й .

Цель. Повысить активность родителей в обеспечении безопасности  дорожного движения.

Формы взаимодействия с семьей.

1.  Теоретическая направленность:

-    индивидуальный диалог;

-    приобщение   к   чтению   популярной   литературы  о    

     культуре поведения, в том числе и о дорожной  этике

     и культуре;

-    знакомство с публикациями из центральной и местной

     прессы ( «ДДД -Добрая дорога   детства»);  

-    наглядная агитация;

-    консультации, беседы;

-    проведение показательных занятий с детьми для роди-

     телей;

-    родительские собрания (дискуссионные встречи);

-    вечера вопросов и ответов;

-    участие в педсоветах, семинарах;

-    конференция;

-    родительский клуб « Пусть горит зеленый огонек».

-    встречи с сотрудниками ГИБДД;

2.  Практическая направленность:

-    дни открытых дверей;

-    родительские посиделки;

-    совместный трудовой десант (изготовление макета

     перекрестка, реконструкция  « городка ПДД» и т.п.);

-    праздники и развлечения по ПДД.

           

                План работы с родителями.

 

Январь         Родительское собрание по группам с

                     целью объявления игры-путешествия

                    «Безопасные дороги детям».

Февраль      Листовка-обращение о соблюдении Правил

                    дорожного движения в зимний период.

Март           Рекомендации для родителей по соблюдению                                                        

                    Правил  поведения в транспорте  (выход  из

                    транспорта).

Апрель       Совместный с родителями  праздник «Путе-  

                    шествие в Светофорию».

Май            День открытых дверей « Красный, желтый,

                    зеленый».

Июнь          Встреча родителей с сотрудниками ГИБДД

                    (Лебедь П.В.)

Июль          Папка-передвижка для родителей «Типич-

                    ные ошибки  детей при переходе улиц и до-

                    рог».

Август       Оказание помощи в изготовлении атрибу-

                    тов к празднику  по ПДД.

Сентябрь   Совместный праздник «Станция: Красный,

                    Желтый, Зеленый».

     

             Методическое     обеспечение.        

1. Федеральная   целевая    программа « Повышение безопасности   дорожного   движения  в 2006 – 2012 годах».

2. Региональная    Программа    по предупреждению  детского    дорожно - транспортного     травматизма «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СВЕТОФОРА».

3. Муниципальная программа « Светофорик ».

4.  Рекомендации  Министерства общего и професси-

онального  образования  РФ   по профилактике  детс-

кого  дорожно – транспортного травматизма.

 5. Программа Л.М. Гороховой « УРОКИ СВЕТОФОРА»;

(Программа рекомендована к печати коллегией  УВД администрации  Ставропольского края и кабинетом дошкольного воспитания   института   усовершенст-вования   учителей).

6. Методическое пособие« ДОРОГА,     РЕБЕНОК,

БЕЗОПАСНОСТЬ»       Н.И.Клочанов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.

7. «Мои друзья  - дорожные знаки» Г.П. Шалаева, М.,

8. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» П.Ф. Медведева, М., 2006 г.

9. Программа « СВЕТОФОР» Т.И. Даниловой (Детство-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2009г.).


             Смотр –конкурс «В Н И М А Н И Е  -  Д Е Т И »

на период   август  2011 г.

                                         

П/П

   

   

  Возрастная

       группа

                                    К р и т е р и и       о ц е н к и

И т о г о

Наличие

Прог-

раммы

по ПДД

Нали-

чие

перспек.

плана,

Нали-

чие

Н/П

игр,

Предметно-развивающая

               среда

Стенд

для

родите-лей

Резуль-таты

занятий

по ПДД

Бал-

лы

Мес-

то

Ма-

кет 

Атрии-

буты

1.

«Родничок»

+

+

+

5б.

5б.

5б.

5б.

20

1

2.

«Мишутка»

+

+

+

4б.

5б.

3б.

5б.

17

4

3.

«Теремок»

+

+

+

3б.

2б.

3б.

3б.

11

4.

«Березка»

+

+

+

3б.

3б.

3б.

3б.

12

5.

«Солнышко»

+

+

+

2б.

2б.

2б.

2б.

8

6.

«Колобок»

+

+

+

3б.

3б.

3б.

4б.

13

7.

«Ягодка»

+

+

+

2б.

3б.

2б.

3б.

10

8.

«Ромашка»

+

+

+

4б.

4б.

5б.

5б.

18

3

9.

«Капелька»

+

+

+

4б.

5б.

5б.

5б.

19

2