Методические разработки по ПДД
методическая разработка по окружающему миру по теме
Методические рекомендации воспитателям по обучению детей ПДД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich.razrab._po_pdd.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102»
М е т о д и ч е с к и е р а з р а б о т к и
« Предупреждение детского
дорожно-транспортного травматизма»
( зам. зав. по ВМР МДОУ Д/С № 102 Луговская И. А.)
2009 г.
Таганрог
Семинар: «Организация профилактической работы
с детьми по предупреждению детского
дорожно - транспортного травматизма».
У Ч Е Б Н Ы Й П Л А Н
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
1. | Правила дорожного движе- ния - закон улиц и дорог | Для чего нужны Правила. Что они устанав- ливают. История возникновения ПДД. Вопросы, освещаемые в Правилах. Средс- тва и лица, обеспечивающие регулирова- ние дорожного движения. |
2. | Основные термины и поня- тия. | Элементы дорог. Понятия:«Велосипедист», «Водитель», « Пешеход», «Регулировщик», «Транспортное средство», «Дорога», «Ули- ца», «Обочина», «Тратуар», «Полоса дви- жения», «Проезжая часть», «Разделитель- ная полоса», «Перекресток», « Линия тра- туаров», «Пешеходный переход». |
3. | Обязанности пешехода. | Где разрешается ходить ( пять мест). Обязанности при движении в установлен- ных местах. Места, где разрешается пере- ходить проезжую часть ( шесть мест). Правила перехода в установленных местах. Что запрещается пешеходам. |
4. | Обязанности пассажиров. | Где надо ожидать транспортное средство перед посадкой. Обязанности при посадке. Обязанности во время движения. Обязан- ности при выходе из транспортного средс- тва. Правила поведения в автобусе, трам- вае, легковом и грузовом автомобилях. |
5. | Сигналы светофора и регу- лировщика. | Средства регулирования дорожного дви-жения. Виды светофоров. Шесть основных сигналов вертикального или горизонталь- ного трехсекционного светофора. Название и назначение каждого сигнала светофора. О чем предупреждает каждый сигнал све- тофора. Светофоры для пешеходов.Сигналы регулировщика. |
6. | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Значение дорожных знаков в общей систе- ме организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требова- ния к установке знаков. Знаки:«Предупреждающие», «Приоритета», «Запрещающие», Предписывающие», «Ин- формационно-указательные». Таблички: «Расстояние до объекта», «Зона действия», « Направление главной дороги», «Виды транспортного средства», «Слепые пешеходы», «Инвалиды». |
7. | Предупредительные сигналы. | Каждый участник дорожного движения должен знать 11 предупредительных сиг- налов: сигнал указателем поворотов, сиг-нал рукой, звуковой сигнал, габаритные огни, ближний свет фар или противотуман- ные фары в светлое время суток, переклю- чение света фар, аварийная сигнализация, выставление знака аварийной остановки, стоп - сигнал, сигнал движения задним хо- дом, сигнал открытой двери. |
8. | Дорога в детский сад. | Объяснить схему микрорайона вокруг детского сада. Нарисовать схемы перек- рестков, пешеходных переходов, домов, показать каждому ребенку схему наиболее безопасного движения в детский сад и домой. Указать точки наиболее безопасных и наиболее опасных участков дорог. Указать наличие знаков, светофоров, дорож- ной разметки. |
9. | Психофизиологические ха- рактеристики ребенка. | Вовремя не замечают опасность, выбегают на проезжую часть дороги не осмотрев- шись, легко отвлекаются от наблюдения за дорогой, не могут оценивать скорость, пространство, время. |
10. | ДТП и их причины. | Движение и переход дороги в неустановлен- ных местах, плохие дороги, переход на запрещающий сигнал светофора, неисправ- ность ТС, погодные условия, неожиданный выход на проезжую часть, игры в неустанов- ленных местах, управление ТС, не имея дос- таточных навыков, незнание ПДД и нежела- ние их выполнять. |
Литература: « Дорога, ребенок, безопасность» Н.И. Клочанов.
Р А Б О Т А С П Е Д А Г О Г А М И
Цель. Повысить активность педагогического коллектива
в обеспечении безопасности дорожного движения. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
П Л А Н Р А Б О Т Ы
Сентябрь Педагогический час:«Знакомство с приказом
«Об организации работы по предупреждению
детского дорожно - транспортного травматиз-
ма».
Семинар: «Организация профилактической
работы с детьми по предупреждению дет-
ского дорожно - транспортного травматизма».
Октябрь Оформить уголок по ПДД « В помощь воспи-
тателю».
Ноябрь Обновить в каждой группе уголки «Пусть горит
зеленый свет». Обновить дорожные знаки в
группах.
Декабрь Консультация:«Как организовать работу с роди-
телями воспитанников по предупреждению детс-
кого дорожно – транспортного травматизма».
Январь Изготовить макеты по правилам дорожного
движения «Моя улица» ( в соответствии воз-
растной группы).
Февраль Методический час: «По результатам работы с
детьми и их родителями с целью предупрежде-
ния дорожно – транспортного травматизма.
Смотр – конкурс «Безопасные дороги детям»
Март Встреча с представителем ГИБДД .
Подготовка к празднику « Путешествие в Све-
форию».
Апрель Обновить информационно – наглядный материал
в уголках для родителей. Подготовка к организа-
ции дня открытых дверей « Красный, желтый, зе-
леный».
Май. Оформить альбом: « Работа с дошкольниками по
профилактике детского дорожно – транспортного
травматизма».
День открытых дверей « Красный, желтый, зе-
леный».
Июнь Методический час: «Подготовка к ЛОЗК(предуп-
реждение детского дорожно-транспортного трав-
матизма).
Июль Обновить информационно – наглядный материал
в уголках для родителей « Безопасные дороги де-
тям».
Август Обобщить опыт работы по теме: « Предупрежде-
ние детского дорожно - транспортного травма-
тизма».
П О Л О Ж Е Н И Е
смотра – конкурса « Безопасные дороги детям».
(МДОУ Д/С № 102)
Цель. Совершенствование методов и форм работы по предупреж-
дению детского дорожно - транспортного травматизма.
Пропаганда безопасного образа жизни в сфере дорожного
движения среди детей, педагогов, родителей.
Срок проведения – февраль.
Члены комиссии: Кузина Е.Я., Луговская И.А., Полякова И.В.,
Мирошкина В.И., сотрудник ГИБДД.
Критерии.
1.Наличие методического обеспечения (литература, перспективный
план).
2.Календарное планирование пед. процесса по данной проблеме.
3.Обеспечение материальной базы:
- наличие макета перекрестка, части улицы, квартала и т.п.;
-наличие настольно-печатных игр (2-3);
-наличие фотоальбома, стенда с фиксацией фрагментов экскур-
сии к светофору;
-атрибуты для организации С/Р игры;
-пособия;
-иллюстрации.
4. Наличие информационного стенда по ПДД.
5. Наличие папки работы с семьей ( фотографии досугов, сценарии
досугов, родительских собраний, консультации и др).
6. Участие в мероприятиях для дошкольников (агитбригада, пер-
сонаж досуга, открытый показ занятия и т.п.).
7. Участие в конкурсах города ( буклеты, сценарии досугов, фото-
графии, рисунки и т .п.).
Оценка осуществляется по пятибальной системе:
Выполнены все критерии - 5 баллов
Выполнено 70% критериев - 4 балла.
Выполнено 60% критериев - 3 балла.
Выполнено до 50 % критериев - 2 балла.
П Л А Н
работы агитбригады « С в е т о ф о р»
Цель. Закрепление представлений у дошкольников о Правилах
дорожного движения.
Примечание: агитбригада работает 1 раз в месяц, длительность работы
15 минут.
Члены агитбригады: Понаморенко Л.В., Лещенко А.И., Бякова Е.М.
Кудря А.А.
№п/п | Тема | Цель | Содержание |
1. | «Мы по улице идем» | Познакомить детей с улицей, ее особенностями. Закрепить Правила пове- дения на улице. | По улице идет человек-Рассеяный: «Попав в большой и шумный город Я растерялся и пропал. Не зная знаков Светофора Чуть под машину не попал. Правило. Учи и знай предназначение сигналов Светофора: красный - с т о й желтый - внимание зеленый - в п е р е д |
2. | «Зеленый, желтый, красный» | Закрепить представление детей о назначении Свето- фора, его сигналах. В младших группах закре- пить цвета (красный, жел- тый, зеленый) | Пришел Незнайка. Дети обучают его сигналам Светофора: красный - с т о й желтый - ж д и зеленый - проходи. Кто знает правила движения, Тому почет и уважение! |
3. | « Зачем нужны до- рожные знаки ?». | Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Вспомнить известные до- рожные знаки: переход. Познакомить с новым по- нятием: зебра, внимание, осторожно д е т и . | К детям подбегает Петрушка. Ребята, я так спешил и так бежал: «Попрошу я извененья, что немного опоздал. Мне, Петрушке, очень надо вам загадки загадать,потому, что вы ребята, должны Пра- вила все знать! Правила. Ребята, на улице будьте очень внимательными! Твердо запомните Правила эти. Правила эти помни ВСЕГДА! Чтоб не случилась с тобою БЕДА! |
4. | « На лесном перек- рестке» | Познакомить с понятием: ПЕРЕКРЕСТОК. Виды перекрестков. | Сценка о том как зверюшки собирались в путь - дорогу. «Красный, желтый, зеленый Он на всех глядит в упор. Перекресток оживленный. Неспокоен Светофор!!!»
|
5. | «Дядя Степа – мили- ционер» | Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД. Уметь ориентироваться на сигналы РЕГУЛИРОВ- ЩИКА. | Стоит дядя Степа – мили- ционер. «Посмотрите, Постовой встал на нашей мостовой. Быстро руку протянул. Ловко палочкой взмахнул. Чудо – палочка! Она всем знакома, всем вид- на! Днем заметна, а под вечер, Изнутри освещена! Делаю детям предупрежде- ние. Выучите срочно Правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители! Чтоб спокойны были за рулем водители!» |
6. | «Непослушный зай- чик попал под трам- вайчик!!!» | Довести до сознания де- тей: что может произойти со мной, если я нарушу Пра- вила дорожного движе- ния? Воспитывать чуткость, от- зывчивость, умение ока- зывать помощь другому. | Заяц: «Можно с горки зимой ве- село кататься! На дорогу выезжаешь - знаешь, клево, братцы! А к прицепу прицепиться – с ветерком прокатиться! Кто-то пробовал из вас? Нет? Да это - просто класс! Доктор Ай – болит: « Если с горки съедешь! Что ж! Под машину попадешь! А к прицепу прицепиться - это вовсе не годится! Можно сразу очутиться, в лучшем случае, в больнице!» |
7. | «Мой веселый звон- кий мяч» | Закрепить Правила пове- дения на улице. Воспитывать ВНИМАНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ. | Мальчишь-плахиш дает очень, очень плохие советы детям!!! «Мяч бери и на дорогу, И в футбол там поиграй! Там машин бывает много Ты машинам пас подай!!!»
Постовой – регулировщик дает детям очень хорошие советы!!! «На проезжей части, дети Не играйте в игры эти! Бегать можно без оглядки Во дворе и на площадке. Вы основное из Правил дви- жженья знать как таблицу должны умноженья: На мостовой не играть! На мостовой не кататься! Если ты хочешь здоровым остаться!» |
8. | « Угадай, какой знак?» | Учить детей различать дорожные знаки. Воспитывать умение са- мостоятельно пользовать- ся полученными ЗУН в повседневной жизни. | Дорожный знак говорит де- тям: «Я всех предупреждаю здесь старательно! Коль видишь ты меня, то будь внимательным! Не вздумай здесь дорогу пе- рейти! Здесь хода нет! Здесь нет пути! (показывают детям знак – «Движение пешехода запре- щено!») Раз на знаке есть кровать , Значит можно здесь поспать! (показыват детям знак: «Гостиница»). Это - вилка, это – ложка, Значит здесь можно поесть немножко! ( показывают детям знак- «Кафе, столовая»). Машины мчат во весь опор И вдруг навстречу знак: Изображен на нем забор (показывают детям знак- «Железнодорожный пере- езд» Что такое на дороге нарисо- вано вот тут? (показывают детям знак – «Переход – зебра» |
Методические рекомендации.
Как организовать работу с дошкольниками по формированию правильных представлений о безопасности движения во дворах, улицах.
І. Организация игрового центра « Красный, желтый, зеленый».
1.1. Наличие макета ( 30 х 40 ).
*2 младшая группа: проезжая часть дороги, пешеходная дорожка, прилегающие дома.
*Средняя группа: проезжая часть дороги, пеше-ходный переход, светофор.
*Старшая группа: перекресток, светофор, тра-туар, пешеходный переход (зебра).
*Подготов. группа: перекресток, светофор, тра-туар, пешеходный переход ( зебра), островок безопасносности, дорога с двусторонним дви-жением.
1.2. Наличие иллюстраций, рисунков (по ПДД ).
1.3. Наличие детской художественной литературы ( по ПДД).
1.4. Наличие настольно-печатных игр ( по ПДД).
1.5. Наличие игровых атрибутов.
1.6. Наличие с в е т о ф о р а.
1.7. Набор разнообразных машин.
Организация обучения детей ПДД.
2.1.Все занятия по обучению дошкольников ПДД должны сопровождаться показом наглядности, а полученные знания закрепляться в практической деятельности
2.2. Обучение Правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным цен-
ностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах.
2.3.Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя:
- ознакомление с окружающим миром;
- воспитание навыков поведения в повседневной жизни;
- развитие речи;
- развитие памяти, мышления и внимания.
Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность.
Задачи обучения.
2 младшая группа | Учить различать виды наземного транспорта. Формировать представление об улице, ее основных частях. Дать первоначальные знания о сигналах светофора. |
Средняя группа. | Продолжать учить различные виды наземного транспорта. Познакомить с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Расширить представления об улице новыми сведениями (одностороннее и двустороннее движение). Уточнить знания о назначении светофора. |
Старшая группа | Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перек-рестков), о правилах перехода проезжей части. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, инфор-мационно-указательными знаками и знаками сервиса. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте. |
Подготовительная группа | Расширять знания о городском транспорте. Продолжать знакомить с дорожными знаками. Познакомить с правилами поведения на желез- ной дороге. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте. |
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А
Цель. Сформировать у дошкольников правильное представление о безопасности на дорогах города.
Формы работы.
1. Организованная деятельность:
- беседы;
- экскурсии к перекрестку со светофором;
- рассказ воспитателя по безопасности дорожного
движения;
- организация дидактической игры по ПДД;
- продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка).
2.Совместная деятельность:
- целевые прогулки;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализация;
- заучивание стихотворений;
- чтение художественной литературы;
- праздники, развлечения.
3.Самостоятельная деятельность:
- настольно-печатные игры;
- подвижные игры с атрибутами;
- рассматривание иллюстраций;
- игры в автогородке.
Р А Б О Т А С С Е М Ь Е Й .
Цель. Повысить активность родителей в обеспечении безопасности дорожного движения.
Формы взаимодействия с семьей.
1. Теоретическая направленность:
- индивидуальный диалог;
- приобщение к чтению популярной литературы о
культуре поведения, в том числе и о дорожной этике
и культуре;
- знакомство с публикациями из центральной и местной
прессы ( «ДДД -Добрая дорога детства»);
- наглядная агитация;
- консультации, беседы;
- проведение показательных занятий с детьми для роди-
телей;
- родительские собрания (дискуссионные встречи);
- вечера вопросов и ответов;
- участие в педсоветах, семинарах;
- конференция;
- родительский клуб « Пусть горит зеленый огонек».
- встречи с сотрудниками ГИБДД;
2. Практическая направленность:
- дни открытых дверей;
- родительские посиделки;
- совместный трудовой десант (изготовление макета
перекрестка, реконструкция « городка ПДД» и т.п.);
- праздники и развлечения по ПДД.
План работы с родителями.
Январь Родительское собрание по группам с
целью объявления игры-путешествия
«Безопасные дороги детям».
Февраль Листовка-обращение о соблюдении Правил
дорожного движения в зимний период.
Март Рекомендации для родителей по соблюдению
Правил поведения в транспорте (выход из
транспорта).
Апрель Совместный с родителями праздник «Путе-
шествие в Светофорию».
Май День открытых дверей « Красный, желтый,
зеленый».
Июнь Встреча родителей с сотрудниками ГИБДД
(Лебедь П.В.)
Июль Папка-передвижка для родителей «Типич-
ные ошибки детей при переходе улиц и до-
рог».
Август Оказание помощи в изготовлении атрибу-
тов к празднику по ПДД.
Сентябрь Совместный праздник «Станция: Красный,
Желтый, Зеленый».
Методическое обеспечение.
1. Федеральная целевая программа « Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах».
2. Региональная Программа по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СВЕТОФОРА».
3. Муниципальная программа « Светофорик ».
4. Рекомендации Министерства общего и професси-
онального образования РФ по профилактике детс-
кого дорожно – транспортного травматизма.
5. Программа Л.М. Гороховой « УРОКИ СВЕТОФОРА»;
(Программа рекомендована к печати коллегией УВД администрации Ставропольского края и кабинетом дошкольного воспитания института усовершенст-вования учителей).
6. Методическое пособие« ДОРОГА, РЕБЕНОК,
БЕЗОПАСНОСТЬ» Н.И.Клочанов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.
7. «Мои друзья - дорожные знаки» Г.П. Шалаева, М.,
8. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» П.Ф. Медведева, М., 2006 г.
9. Программа « СВЕТОФОР» Т.И. Даниловой (Детство-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2009г.).
Смотр –конкурс «В Н И М А Н И Е - Д Е Т И »
на период август 2011 г.
№ П/П |
Возрастная группа | К р и т е р и и о ц е н к и | И т о г о | |||||||
Наличие Прог- раммы по ПДД | Нали- чие перспек. плана, | Нали- чие Н/П игр, | Предметно-развивающая среда | Стенд для родите-лей | Резуль-таты занятий по ПДД | Бал- лы | Мес- то | |||
Ма- кет | Атрии- буты | |||||||||
1. | «Родничок» | + | + | + | 5б. | 5б. | 5б. | 5б. | 20 | 1 |
2. | «Мишутка» | + | + | + | 4б. | 5б. | 3б. | 5б. | 17 | 4 |
3. | «Теремок» | + | + | + | 3б. | 2б. | 3б. | 3б. | 11 | |
4. | «Березка» | + | + | + | 3б. | 3б. | 3б. | 3б. | 12 | |
5. | «Солнышко» | + | + | + | 2б. | 2б. | 2б. | 2б. | 8 | |
6. | «Колобок» | + | + | + | 3б. | 3б. | 3б. | 4б. | 13 | |
7. | «Ягодка» | + | + | + | 2б. | 3б. | 2б. | 3б. | 10 | |
8. | «Ромашка» | + | + | + | 4б. | 4б. | 5б. | 5б. | 18 | 3 |
9. | «Капелька» | + | + | + | 4б. | 5б. | 5б. | 5б. | 19 | 2 |