Проект "Путешествие по святым местам Мордовии"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

   Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность). И это развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей должно идти через приобщение детей к историко-культурному наследию народов, населяющих нашу республику.

   Цель этого проекта: познакомить с культовой архитектурой Мордовии (монастыри, храмы, соборы, церкви).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Путешествие по святым местам Мордовии»

Обоснование проекта. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность). И это развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей должно идти через приобщение детей к историко-культурному наследию народов, населяющих нашу республику.

Цель. Познакомить с культовой архитектурой Мордовии.

   Задачи. Углублять знания детей о монастырях, храмах, соборах, церквях своей республики, приобщать к истокам духовной культуры, развивать поисковую деятельность, закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности, воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому Мордовии.

Участники проекта.  Педагоги, родители, дети.

Этапы реализации проекта.

          1.Сентябрь – ноябрь. Монастыри Мордовии (Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь, Санаксарский монастырь, Свято-Троицкий монастырь, Параскево-Вознесенский женский монастырь).

     2. Ноябрь – декабрь. Храмы, соборы Мордовии (Кафедральный Собор           Фёдора     Ушакова, Храм Святого Николая Чудотворца, Храм Казанской Божьей Матери).

          3.Январь – февраль. Церкви Мордовии (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Никольская церковь, Церковь Рождества Христова, Иоанно-Богословская церковь).

     4.Март – апрель. Святые источники Мордовии.

     5.Май. Презентация альбома « По святым местам Мордовии» (рисунки, аппликации, открытки, фотографии). Экскурсия в Параскево-Вознесенский женский монастырь.

Итоговая диагностика знаний детей.

     Формами диагностики выступили: индивидуальные опросы (беседы); наблюдение за ребёнком в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественно-эстетической, театрализованной и пр.); анализ продуктов детской деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой и пр.).

     В результате проведения диагностики было выявлено, что изучение культовой архитектуры Мордовии  способствовало развитию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, эстетического потенциалов.

      Ход проекта.

     1.Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию

Воспитатель. Почтовый голубь прилетел к нам с письмом: «Здравствуйте! Всю свою жизнь я странствую по белу свету, а в вашей республике ни разу не был. Я бы хотел узнать о святых местах Мордовии. Мне нужна ваша помощь. Вечный путешественник».

Звучит (в записи) колокольный звон.

Воспитатель. Дети! Как можно помочь автору письма?

          2.Обсуждение проблемы, принятие задачи

Воспитатель. Что мы можем сделать, чтобы автор письма увидел и запомнил святые места нашей республики?

Дети. Можно сделать фотографии, рисунки, аппликации и оформить альбом «Святые места Мордовии». Альбом послать нашему новому другу с почтовым голубем.

3.Поэтапное решение проблемы

В разных местах группы развешаны картинки или фотографии с изображением монастырей Мордовии.

Воспитатель. Отправляемся в увлекательное путешествие по святым местам нашей республики. А начнём его с монастырей Мордовии. Давайте откроем карту и определим маршрут до монастыря, с которого начнём наше путешествие.

Начало путешествия - Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь в городе Саранск. О нём рассказывает первый ребёнок, исполняющий роль гида. Затем проводится игра «Что относится к монастырю». На большом листе бумаги – изображение монастыря, на маленьких карточках – предметы церковной утвари (свеча, колокол, лампадка и т.д.), а также изображение бытовых предметов (утюг, телефон, картина, настольная лампа и др.). Задача – выбрать только те предметы, которые можно увидеть в любом монастыре.

Первая остановка - Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь около города Темников. Дети слушают рассказ второго ребёнка-экскурсовода.

Вторая остановка - Свято-Троицкий монастырь в селе Чуфарово. О нём рассказывает третий ребёнок-экскурсовод. После чего проводится дидактическая игра «Хорошо – плохо». Например, свеча – хорошо (даёт свет и тепло, успокаивает, из растопленного воска получаются разные фигурки и др.); свеча – плохо (может начаться пожар, можно обжечься, свеча дымит и коптит и т.д.)

Последняя остановка - Параскево-Вознесенский женский монастырь в селе Пайгарма.  Четвёртый ребёнок-гид повествует о нём.

     4.Презентация.

Изготовление альбома «Монастыри Мордовии» (рисунки, аппликации, открытки, фотографии).

     

     5.Постановка новой  проблемы

Воспитатель. А что ещё относится к святым местам?

Перед детьми встаёт новая проблема: познакомиться с храмами и соборами Мордовии, узнать, в каких городах они находятся, а потом пополнить альбом новыми фотографиями

и рисунками (с помощью родителей).  

                                 

Описание Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря в г. Саранск

     Монастырь начался с домовой церкви помещиков Полянских, построенной в их имении на краю пригородного села Макаровка. Небольшая каменная церковь была построена в 1702 году и освящена в честь Архистратига Михаила. Через два года завершилось строительство большой церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которая стала и главным храмом, и семейной усыпальницей рода Полянских. Третий храм был освящен в честь иконы Божьей Матери «Знамение». Погост по монастырскому обычаю обнесли стеной.

     После революции здания монастыря использовалось властями для хозяйственных нужд. После Великой Отечественной войны верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь. Но через несколько лет ее опять закрыли, планируя создать там Дом отдыха.

     В 1987 году, по настоянию верующих, Иоанно-Богословский храм и колокольня были возращены приходу. А через семь лет, в 1994 году, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь.

     За последние 20 лет реставрационных работ были восстановлены практически все объекты монастыря. Территория вновь обнесена кирпичной оградой. Служба ведется во всех храмах монастыря.

Описание Санаксарского монастыря

     Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича недалеко от города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»).

     Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова. Молитвами и трудами преподобного Феодора монастырь уже при его жизни приобрёл общероссийскую известность

      7 марта 1765 года Высочайшим указом велено было Санаксару именоваться монастырем.

     В начале XX веке монастырь был закрыт, монахи разогнаны. В 1991 году Санаксарская обитель была возвращена Русской Православной Церкви.

     К 2000-му году в монастыре было уже более 90 человек братии. Ежедневно в соборном храме по монастырскому уставу совершается богослужение. Восстанавливаются жилые корпуса, реставрируются храмы.

Описание Свято-Троицкого монастыря в селе Чуфарово

     Еще в прошлом веке в селе Большое Чуфарово супруга старца Игнатия Вершинина, сподвижника Серафима Саровского, основала женский монастырь. Однако c приходом красной власти в 1920 году сестры были разогнаны, а корпуса переоборудованы в тюремные камеры для заключенных. Со временем колонию сменили детский дом (интернат), профтехучилище, совхоз.

     Новейшая история Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря началась в 1994 году, когда по благословению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия на руины погибшей обители прибыли первые насельники. В этом же году, в родительскую субботу, в монастырском саду была совершена первая панихида. Через два года состоялось освящение храма Варсонофием в присутствии огромного числа паломников. С тех пор Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь стал местом массового паломничества верующих не только из нашей республики, но и из соседних областей. Сейчас в числе насельников, кроме уроженцев Мордовии, есть сибиряки, уральцы и люди из самых далеких уголков России. Среди пострижеников выпускники МГУ и военной академии.

Описание Параскево-Вознесенского женского общежительного монастыря в селе Пайгарма

     Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь - возрождающаяся святыня нашего Отечества. Это крупнейшая обитель Саранской и Мордовской Епархии. Обитель во имя святой мученицы Параскевы была устроена здесь в 1865 году. На этом месте чудесным образом была найдена в XVIII веке ее икона.

      В летописях монастыря говорится об этом. Солдат из крестьян села Рузаевка Инсарского уезда, находясь на военной службе, сильно страдал от болезни ног. Томясь тоскою по родине, но, терпеливо перенося страдания, солдат находил истинное утешение лишь в слезной молитве Господу Богу. Однажды больному во сне явилась женщина "небесной красоты" в голубом одеянии с крестом в руках. Но он отнес это видения к обычным снам, даже тогда, когда оно повторилось. В третий раз прекрасная женщина явилась со словами: "Через три дня ты будешь совершенно здоров и возвратишься на родину. Когда придешь домой, сходи в деревню Пайгарму, в лесу увидишь источник и в нем найдешь мой образ. Устрой над источником часовню и поставь в ней найденный образ; после этого ты будешь совершенно здоров, никогда не будешь болеть ногами". Исполняя обет, служивый построил часовню и после этого поведал о своем чудесном исцелении местным жителям.

     Обрадованный благодатной вестью верующий православный люд устремился на поклонение обретенной святыне. Многие, с верою прибегавшие к святой иконе, получали чудесные исцеления от болезней и благодатное утешение в скорбях и напастях. На иконе, обретенной рузаевским солдатом, был образ святой мученицы Параскевы.

     С тех пор она является гласною святынею Параскево-Вознесенской обители. От целебного же источника и поныне подается исцеление всем приходящим с верою на это святое место и приемлющим святую воду.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Путешествие по святым местам Мордовии"

Знакомство со святыми местами Мордовии (храмами , соборами , монастырями ) ; их внутреннем обустройством....

Заповедные места Мордовии

Экологическая копилка...

Заповедные места Мордовии

Экологическая копилка...

«Заповедные места Мордовии»

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2015г. №392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» объявлен годом экологии....

Педагогический проект на тему: «Заповедные места Мордовии»

Основная идея проекта - организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении...

Святые места Мордовии.

Святые места Мордовии.(конспект родительского собрания в рамках клуба "Возрождение")...

Проект "Заповедные места Мордовии"

Проект для воспитанников старшей группы...