проект "Путешествие по святым местам Мордовии"
занимательные факты (средняя группа) по теме

Знакомство со святыми местами Мордовии (храмами , соборами , монастырями ) ; их внутреннем обустройством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_svyat_mestam.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Парцинский детский сад»

        «         Путешествие по святым местам Мордовии »

(Краткосрочный проект)

Подготовила : А .А . Авдонина

Воспитатель старшей разновозрастной группы

Октябрь , 2012

       

Тема : «Путешествие по святым местам Мордовии»

Тематическое поле : святые места Мордовии (соборы ,     храмы , монастыри).

Вид проекта: познавательный .

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

                                                               Цель :

Знакомство со святыми местами Мордовии (храмами , соборами , монастырями ) ; их внутреннем обустройством .

                Задачи :

- Углублять знания детей о святых местах , которые находятся на территории Республики ;

- приобщать: к истокам духовной культуры русского и мордовского народов ,                         к нравственным ценностям;

- возрождать лучшие традиции семейного воспитания, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами православных традиций;

- развивать: поисковую деятельность ,

 умение отражать свои впечатления в художественно – продуктивной деятельности ;

- воспитывать личностные качества, стремящиеся к доброте, способные противостоять злу; духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека.

Актуальность :

Духовно-нравственное воспитание очень актуально сегодня, поскольку, как сказал Н.И.Пирогов, конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Духовно-нравственное воспитание в детском дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, которая, со времён основания Русской государственности, тесным образом связана с православием.

Это доказывает особую значимость разработки проекта. Его особенность заключается в знакомстве детей с соборами, храмами, монастырями Мордовии. Раскрывает их роль и значение для верующих в Бога людей, знакомит с их внутренним обустройством, с культурой поведения человека в храме и другими основами православной культуры.

Этапы реализации проекта.

I этап:

  1. Анкетирование родителей по данной теме («Формирование основ православной культуры у детей»).
  2. Подбор дидактического материала:

- карта Мордовии с изображением места расположения исследуемых объектов;

-литература: «Православные Святыни России» С. Бегиян, православные загадки, дидактические игры(«Хорошо-плохо», «Что относится к храму?»), иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей Мордовии, атрибуты их внутреннего обустройства;

- художественно- продуктивная деятельность(рисование и аппликации на тему: «Храм- дом Божий», открытки к православным праздникам, конструирование на тему «Ступеньки к храму»

- Чтение художественной литературы(отрывки из произведения И.Шмелёва «Лето Господне», чтение Евангельских текстов из Детской библии,

- беседы о смысловом содержании обычаев, обрядов, традиций праздников и подготовке к ним, православной церковной  символике,

- слушание классической музыки (П.Чайковский «Утренняя молитва», «Святки»), колокольных перезвонов (в записи),

- разучивание песен, стихотворений, календарно- обрядовых игр к праздникам.

  1. Постановка проблемы , вхождение в игровую ситуацию.
  2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

        II этап:

1. Размещение фото выставки в группе и иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей Мордовии;

2. заочное путешествие по святым местам Мордовии;

                                                          III этап:

             Праздник «Покровская ярмарка».

                                        Ожидаемый результат.

В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам Мордовии» , основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей,

- приобщение их к ценностям православной культуры посредством знакомства со святыми местами Мордовии.

Формы работы с детьми:

  1. Дидактические игры: « Хорошо- плохо» , «Что относится к храму»,
  2. Календарно-обрядовые игры («Лавочка», «Лапти», «Дедушка Мазай», «Заря , заряница»),
  3. разучивание песен, стихов к праздникам,
  4. устное народное творчество( пословицы, поговорки, приметы),
  5. Чтение Евангельских текстов,
  6. Беседы о смысловом содержании : обычаев, обрядов, традиций,
  7. Художественно-продуктивная деятельность (конструирование «Ступеньки к храму», аппликации , рисование храмов)

                                         

Формы работы с родителями:

  1. Родительское собрание на тему «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей»,
  2. Консультации на тему «Личность формируется в семье», «Таинство крещения ребёнка»,
  3. Участие в организации тематических выставок в группе.
  4. Подбор иллюстраций и фотографий с изображением храмов.

                                             Презентация.

Беседа на тему «На пути к храму».

Мероприятия

Формы работы с детьми :

Создание игровой мотивации , беседа , дидактическая игра , художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация), познавательная деятельность (конструирование),  оформление фотоальбома «По святым местам Мордовии»(иллюстрации, фотографии , рисунки).

Формы работы с родителями :

Анкетирование (по теме) , родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей» .

Методы и приёмы работы:

Наглядный : (использование игрушки – голубя , иллюстративного материала с изображением храмов , соборов и монастырей Мордовии , дидактического материала к играм) ;

Словесный : беседа с детьми ;

Практический : создание фотоальбома , рисование и аппликации детей , конструирование.

Прогнозируемый результат

В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам Мордовии» , основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

- приобщение их к ценностям православной культуры, посредством знакомства со святыми местами Мордовии.

Презентация

Изготовление альбома «По святым местам Мордовии» .

Беседа на тему «На пути к Храму».

Актуальность

Духовно-нравственное воспитание очень актуально сегодня , поскольку , как сказал Н. И. Пирогов , конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира . Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и , наконец , постепенное образование твёрдой и свободной воли .

      Духовно-нравственное воспитание в детском дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка , необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры , которая, так уж сложилось со времён основания Русской государственности , тесным образом связана с православием .

Этапы реализации проекта

1. Постановка проблемы , вхождение в игровую ситуацию.

Педагог .

Почтовый голубь прилетел к нам с письмом: « Здравствуйте ! Всю свою жизнь я странствую по белу свету , а у вас я ни разу не был . Я бы хотел узнать о святых местах Мордовии . Мне нужна ваша помощь . Вечный путешественник . »

Звучит ( в записи колокольный звон ) .

Педагог .

Дети ! Как можно помочь автору письма ?

2.Обсуждение проблемы , принятие задачи .

Педагог .

Что  мы можем сделать , что бы автор письма увидел и запомнил наши церкви ?

Дети .

Можно сделать фотографии , рисунки , аппликации и оформить альбом « По святым местам Мордовии » . Альбом послать с почтовым голубем нашему новому другу .

     3.Поэтапное решение проблемы .

В группе размещена фото выставка и иллюстрации с изображением  церквей, соборов , монастырей Мордовии .

Педагог .

Отправляемся в увлекательное путешествие по святым местам Мордовии . Давайте откроем карту

и определим маршрут до собора , с которого начнём наше путешествие .

Начало путешествия – Кафедральный собор Святого воина Фёдора Ушакова .

О нём рассказывает первый ребёнок , исполняющий роль гида . Затем  проводится  дидактическая игра  « Что относится к собору ? » На большом листе бумаги – изображение собора , на маленьких карточках – предметы церковной утвари ( свеча , колокол , лампадка и т. Д. ) , а также изображения бытовых предметов ( утюг , телефон , картина , настольная лампа и др. ) . Задача – выбрать только те предметы , которые можно увидеть в любой церкви .

Вторая остановка – Санаксарский Рождество – Богородичный монастырь . Дети слушают рассказ второго ребёнка – экскурсовода  , после чего проводится дидактическая игра « Хорошо –плохо ».

Например , свеча – хорошо ( даёт свет и тепло , успокаивает , из растопленного воска получаются разные фигурки ) ; свеча – плохо ( можно обжечься , дымит и коптит , может начаться пожар ) .

Третья остановка – Храм иконы « Казанской Божьей Матери » в посёлке Ударный . О нём рассказывает третий ребёнок  - экскурсовод .

Педагог .

Как вы думаете , всегда ли Храмы ( церкви ) были такими , какими мы их видим сейчас ? Как они выглядели раньше? Почему они были деревянными ? Почему они были деревянными ? Почему позднее их строить  из камня ? ( Ответы детей ) .

   4.Результативность.

Изготовление альбома « По Святым местам Мордовии » ( открытки , иллюстрации , поделки, фотографии с  изображением  Храмов ,Соборов , монастырей )

    5.Постановка новой проблемы .

При рассматривании альбома  обращаю внимание детей на соборы и храмы , пока незнакомые детям .Перед  детьми встаёт новая проблема : познакомиться с этими соборами , узнать , где они находятся , а потом пополнить альбом новыми фотографиями и рисунками , рассказами ( с помощью родителей ) . Когда весь материал будет собран , альбом  отправляется Вечному путешественнику . Его задание выполнено !

Приложение.

 

Формы работы с детьми :

  1. Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Что относится к собору ?»,
  2. Подвижная игра : «Помоги бабушке (дедушке),
  3. Календарно-обрядовые народные  игры («Лапти», «Лавочка»,  «Дедушка Мазай», «Заря-зареница»),
  4. Песни , стихотворения, загадки к православным праздникам.
  5. Устное народное творчество: пословицы , поговорки , приметы.
  6. Праздник «Покровская ярмарка»,
  7. Развлечения: « Гуляют ребятки в зимние святки»,
  8. Чтения Евангельских текстов («Библия в пересказах для детей»),
  9. Чтение отрывков из произведения  художественной литературы

И. Шмелёва «Лето Господне»,

  1. Беседы о смысловом содержании: обычаев, обрядов ,традиций  православных праздников, старославянской церковной символике,
  2.  Художественно - продуктивная деятельность: рисование и аппликации на тему «Храм-дом Божий», открытки к праздникам;

Конструирование из строительного материала на тему «Ступеньки к Храму», «Вифлеемская звезда».

  1.  Участие в организации  тематических выставок поделок , выполненных  совместно с родителями, оформлении фотоальбома «Святыни Мордовии».

 

Формы работы с родителями:

  1. Анкетирование (по теме),
  2. Родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»,
  3.  Консультации на тему: «Семейные традиции», «Личность формируется в семье», «Таинство крещения детей («Кума да кум - наставят на ум»,
  4. Участие в организации и проведении православных праздников, тематических выставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие по святым местам Мордовии"

 Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность). И это развитие духовно-нравственных и патриотических ...

Заповедные места Мордовии

Экологическая копилка...

Заповедные места Мордовии

Экологическая копилка...

«Заповедные места Мордовии»

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2015г. №392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» объявлен годом экологии....

Педагогический проект на тему: «Заповедные места Мордовии»

Основная идея проекта - организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении...

Святые места Мордовии.

Святые места Мордовии.(конспект родительского собрания в рамках клуба "Возрождение")...

Проект "Заповедные места Мордовии"

Проект для воспитанников старшей группы...