Консультация для педагогов ДОУ
методическая разработка по окружающему миру по теме

Консультация для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему: «Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей дошкольного образования на тему: «Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания»

На рубеже 20-21 веков появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Во многом актуальность проблемы обусловлена государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2006-2010 годы ».

 В своем докладе на пленарном заседании доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики МГПУ  С.А.Козлова выделила основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам, чтобы они научились ценить, любить и беречь свою родину.

 Знания о себе, своей семье, роде, на основе которых у детей формируется чувство любви, привязанности к родным, чувство защищенности.

  Знания о природе (ее разнообразии и красоте) должны вызвать у дошкольников чувство восхищения и желание ее сохранять.

  Знания о людях разных национальностей, имеющие особую значимость для формирования толерантности.

  Знания об искусстве, народном творчестве, традициях, обычаях, о родном и государственном языках носят практический характер и вводят ребенка в мир культуры своей страны.

  Знания о географии и символике страны, родного города расширяют кругозор дошкольника, способствуют формированию представлений о России, малой родине, своем микрорайоне и т.д.

Знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.

Знания обогащают чувства ребенка. Он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтобы ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этой основе в последующем «вырастет» чувство любви к родине.

  По мнению С.А.Козловой, базой формирования патриотизма должно стать нравственное воспитание, истоки которого лежат в семье: эмоционально насыщенный образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной.

  Мир семьи рассматривается нами как сообщество людей, на которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.

  В процессе изучения данного аспекта темы необходимо было получить ответы на вопросы: что ребенок хочет узнать о семье? Что для ребенка может быть привлекательным в семье? К чему он может стремиться в семье? Как можно приумножить достоинства своей семьи?

 Подобные вопросы, как утверждают психологи (Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн и др.) помогают определить направленность дошкольника, что является основной характеристикой мотивационной сферы его личности.

  Объекты направленности могут быть разными. В планете нашего исследования – это направленность ребенка на мир семьи, что означает сосредоточенность его мышления, действий и желаний на восприятии и осмыслении этого мира (овладеть сведениями о мире семьи), на его принятии (сделать этот мир личностно значимым) и «преобразовании» (обогатить этот мир специфическими для ребенка достижениями, способами действий и поведения).

  Реализация такой направленности доступна детям старшего дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей:

  1. готовность овладеть разнообразными сведениями о мире семьи (о конкретных понятий – к их связям);
  2. готовности оперировать представлениями, значительно расширяющими границы познания мира семьи (связи «семья-ребенок», «семья-предмет-ребенок»);
  3. постепенного развития аффективного воображения, что позволяет комбинировать раннее полученные представления и преобразовывать их;
  4. интенсивного усвоения мотивов, характерных для деятельности взрослых;
  5. изменение в эмоциональной сфере (от ситуативности и неустойчивости – к регуляции).

Рассмотренные психофизиологические особенности детей охватывают их интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую сферы и служат психологической основой для понимания ребенком мира семьи, что позволяет конкретизировать содержание и структуру данной направленности дошкольника.

Выделены следующие компоненты этой структуры:

  1. интеллектуальный, определяющий уровень представлений о семье и уровень развития способов действий по присвоенипю опыта семьи;
  2. эмоционально-чувственный, включающий эмоции и чувства, отражающие отношение к миру семьи;
  3. мотивационно-потребностностный, содержащий желания и стремления детей овладеть сведениями о семье, реализовать их в деятельности;
  4. поведенческий, отражающий степень сформированности и устойчивости позиции ребенка к миру семьи.

Интеллектуальный и эмоционально-чувственный компоненты выполняют мыслительную и эмоционально-оценочную функции, мотивационно-потребностный и поведенческий – стимулирующую и процессуальную (преобразовательную) функции.

 Каждый компонент представлен соответствующими характеристиками, которые в совокупности определяют уровень направленности ребенка на мир семьи.

Интеллектуальный компонент.

Наличие представлений о мире семьи (семья – это когда есть взрослые и дети; когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге; когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся; когда все вместе отдыхают, играют, празднуют; когда у всех есть права).

Наличие представлений о прошлом мира семьи (родословная и герб семьи, ее традиции, обычаи, передающиеся из поколения в поколение).

Наличие представлений о том, что мир семьи развивается (состав семьи увеличивается, появляются новые члены). 

Наличие представлений о связях между членами семьи (мама - моя мама, дочь моей бабушки и моего дедушки, жена моего папы и т.п.; я – дочь, внучка, сестра, племянница и т.п.)

Наличие представлений о связях между миром семьи и миром предметов (у каждого члена семьи есть любимые вещи, их выбор зависит от интересов хозяина вещей).

Наличие представлений о своей сопричастности миру семьи (я – член семьи).

Наличие представлений о важности мира семьи для человека (семья защитит, поднимет настроение, поможет сохранить здоровье и т.д.).

Мотивационно-потребностный компонент.

Желание рассказывать о прошлом семьи (дедушка, прадедушка,бабушка, прабабушка, детство мамы и папы).

Желание рассказывать о настоящем семьи (состав семьи, хозяйство семьи, работа каждого члена семьи и т.д.).

Стремление устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи ( мама - моя мама, дочь и моей бабушки и моего дедушки, жена моего папы и т.п.; я – дочь, внучка, сестра, племянница и т.п.)

Стремление устанавливать причинно-следственные связи между миром семьи и миром предметов (у каждого члена семьи есть любимые вещи, их выбор зависит от интересов хозяина вещей).

Желание задавать вопросы о родственниках, об интересных случаях из их жизни.

Желание рассказывать о семейных традициях, обычаях, реликвиях.

Стремление проявлять заботу о членах семьи.

Поведенческий компонент.

Умение участвовать, используя свои представления и знания, в подготовке и проведении совместных семейных видов деятельности (труд, праздники и т.п.).

Умение проявлять сочувствие, сопереживание, любовь к членам семьи (вербальные и невербальные способы).

Умение сохранять реликвии, традиции семьи (коллекционирование, создание музея семьи, оформление семейного альбома и т.д.).

Умение составлять родословную семьи (рисование генеалогического древа, коллаж из фотографий и т.д.).

Умение приумножать достоинства семьи (сочиняю стихи, хорошо пою).

Эмоционально-чувственный компонент отдельно не рассматривается, так как его характеристики входят в структуру каждого компонента.

Организация и содержание процесса формирования направленности дошкольника на мир семьи требуют более детального изучения. Данная работа должна проводится поэтапно. Следует выстроить цепочку взаимодействия «взрослый-ребенок» и показать, как на каждом этапе меняются характер и содержание этого взаимодействия, а также позиция ребенка в плане осознания им значимости мира семьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....