Главные вкладки

    Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ryadom_s_morem_ya_zhivu._more_ya_svoe_lyublyu.docx32.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование по программе «Возле моря я живу, море я свое люблю»

    Автор составитель: Каргапольцева Юлия Ивановна

    Дата

    Тема.

     Продукт.

    Цели и задачи

    Содержание, области, продукт. Методы приемы, технологии

    Предварительная работа

    Методическое обеспечение

    27.09

    Всемирный день моря

    Продукт «Можно-нельзя» изготовление знаков в защиту моря.

    Обучающая:  Формирование представлений о мире, морях, о родном крае. Развивающая: конструктивные способности, и пространственное моделирование, развитие моторики, эстетические чувства, развивать когнитивные процессы

    Воспитание любви и ценностного  отношения к окружающей среде.

    Какие бывают моря? Теплые и холодные, разноцветные, словообразование. Знаки  в подарок «Можно - нельзя»

     Моделирование.

    Речевая игра: «Без чего не бывает моря», «Что любит море».

    Музей мирового океана.

    Чтение:  "Морская сказка" (Женя Бороздина), " Для чего морю наряды?", « Свет в тумане" - сказка,     "Соленный ветер надежды" - сказка,  "Девочка птица" - сказка, "Какого цвета море" и др.

    Знакомство с географической картой, глобусом, картой нашей области.

    Просмотр видеофильма

    «Дикая природа Балтики»

    http://www.youtube.com/watch?v=6Lcu99Caxp8

    П\И «Море-суша» Для этой игры вам понадобится обруч (по одному на ребенка). Играть можно вдвоем с ребенком и компанией.

    Обруч кладут на землю. Договариваются, что внутри обруча водная стихия - море, река, океан и.т.п. Снаружи обруча - суша (берег, луг, пляж и.т.п.)

    По команде "Море" - дети должны запрыгнуть в обруч. По команде - "Суша!" - дети должны находится вне обруча.

    Вариант: вместо обруча можно просто начертить круг на земле или зимой на снегу.  «Капитан» психогимнастика

    Географическая карта. Глобус, карта России, области, Светлогорска.

    19.10

    Море бывает разное.

    Продукт: «Рисуем цвет моря», техника смешивание красок, рисование по мокрому.

    Обучающая:  Формирование представлений о мире, морях.

    Развивающая: конструктивные способности, и пространственное моделирование, развитие моторики, эстетические чувства, развивать когнитивные процессы

    Воспитание любви и ценностного  отношения к окружающей среде.

    Загадка о море. Художники маринисты – Презентация. Почему художники называются маринистами. Олицетворение настроения моря.

     Д\игра «Найди настроение».

    Настроение времена года картины, музыка, чтение,  пересказ, д/и " Без чего не бывает моря",  Морские волны

    продолжать знакомить с морем (бывает тихое и спокойное), иногда  поднимаются волны (море волнуется)

    Слушание звуков моря      

    Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, фотографий.

    Кто рисует море. Словообразование.

    Речевая игра  «Какие слова, признаки подходят к морю».

     "Гроза"Дети становятся в круг. Преподаватель говорит детям, что пред грозой обычно очень тихо, и просит детей замереть. Затем слышатся отдаленные тихие звуки: дети трут ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: дети хлопают в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: дети топают ногами. Гроза в разгаре: дети громко топают ногами и хлопают в ладоши. Но вот гроза начинает убывать: все движения в обратном порядке.

    Репродукции картин, аудиозапись со звуками моря, книги. Презентация: «Настроение моря»

    22.11

    Вода камень точит

    Продукт: выставка-конкурс  на лучший морской камушек, рисование на плоских камнях.

    Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы.  Познакомить с разнообразием камней ,их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам.  Дать представление о том, что вода обтачивает камни, шлифует их ,делая  гладкими: вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок  - острые углы постепенно исчезают, камешек постепенно становится округлым. На них можно рисовать.

    Опытно- экспериментальная деятельность. Поиски на экологической тропе шкатулки с камнями –сокровищ Хозяйки  Медной горы                           по нарисованной карте   « Найди клад по карте». Рассматривание камней, их обследование. Д/ игра « Ящик ощущений», «Найди камушки отшлифованные водой».Рисование на плоских камнях: «Морской пейзаж» или «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

    Сбор разных камней во время  прогулок на территории детского сада, на берегу озера, моря .Создание коллекции камней, работа с коллекциями: рассматривание ,игры с камушками. Экспериментирование: выбрать самый круглый морской камень (гальку). Почему у него нет острых углов? Послушать, как стучат камни друг о друга .Меняют ли цвет камни в воде? Какие камни красивее мокрые или сухие? Речевая игра: «Расскажи о своем камушке».Д/ игра «Найди клад по карте», «Составь узор из морских камушков», «Найди камень по заданному признаку» и др.

    П\и : «Морской мир»

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: нет

    Среди детей выбирается "акула". Все остальные становятся "рыбками". Играют дети как в салки, только до кого дотронется акула становится помощником.

    Иллюстрации, фотографии, картины с изображением моря в разные времена года , части суток, погодные условия

    20.12

    Морские сказки.

    Сочиним морскую сказку: «В гостях у морского царя».

    Продукт: фестиваль сказок и театрализация сказок на морскую тему.

    Развивать  творческое воображение,  речь, мышление детей, умение сочинять небольшие сказки,используя метод смешивания сказок

     («салат из сказок»). Воспитательная:  воспитание у детей слушать и сочинять сказки о море;

    Развивающая - развитие когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие  памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела.

     Обучающая - Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру.

    ТРИЗ, презентация по морским сказкам, беседа по  любимым сказкам, игра с карточками "Угадай из какой я сказки",  

    Морской царь загадывает загадки по сказкам морской темы. Д/игра «Угадай из какой сказки». Сказочные персонажи разбежались по другим сказкам. Д/ игра «Калейдоскоп чудес». Дети по парно или подгруппой починяют сказку и придумывают иллюстрацию к ней.

    Чтение сказки о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море

    Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Неуверенность. Ощущение себя "белой вороной".
    Ключевая фраза: "Я не такой, как все. Со мной никто не дружит!".

     стихотворений , рассматривание картин, иллюстраций., пешая прогулка к скульптуре "Царевна лягушка". Чтение сказок из книги « Морской царь», А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»,  «Сказка о рыбаке и рыбке», П.Ершова «Конек-Горбунок» и др.  Д/ игры: «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»  -составление рыбок, лодок, кораблей, морских сказочных персонажей. Рассматривание иллюстраций к разным сказкам. Конструирование из природного материала «Сказочный морской персонаж».

    Репродукции картин и иллюстраций к сказкам. Природный материал.

    24.01

    Подводный мир: животный  и растительный мир

    Продукт: «Подводный мир моря» нетрадиционная техника с использованием витражных красок, рисованием пластилином, контуры, прилипалки, гелевые мелки, гравюра.

    Выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин.

     Обучающая: знакомство с животным и растительным миром балтийского моря Систематизация и классификация по общим признакам.

    Развивающая: развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей.

    Воспитывающая: воспитывать бережное созидательное отношение к окружающему миру,  развивать воображение и интерес к рисованию, интерес к природе балтийского моря.

    Беседа об обитателях разных морей.  Загадки. Обитатели Балтийского моря - презентация. Игра с карточками  «Морские обитатели». Рассматривание иллюстраций : Флора Балтийского моря.

    «Морские водоросли».

     (в море вода  солёная,  на дне растут водоросли, в воде плавают различные рыбы, большие и маленькие);

     Чтение стихов о птицах, рыбах, загадки, чтение рассказов: " Рыба ночь",  " От Солнца к Солнцу",  " Почему у краба нет головы", " Волшебная рыба" и др.

    Д\игра: «Узнай птицу».

    «Сложи рыбу», «Сложи птицу». Слушание: голоса  морских птиц.

    Экскурсия : «Море, залив, орнитологическая станция»

    «Коммуникация»: «О чем молчат рыбы».

    «Здоровье»: «Беседа о  вкусной и здоровой пищи»

    «Чудо-цветик» «Сложи рыбку»

    Сюжетно - ролевая игра:  «Рыбное кафе». рассматривание морских растений.

    Материал: рисунок – образец; картинки с изображением водорослей; тонированный лист

    Беседы на темы: «Океаны», «Живые организмы Мирового Океана».

    2. Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».

    3. Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»

    Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».

     П\и : "Усатый сом" 

    "Не человек, не зверь, а с усами."

    На двух противоположных сторонах зала (площадки) линиями обозначают "берег". Выбирается водящий - "сом". Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг - "озеро", ;в центре которого находится водящий. Дети, закрыв глаза, идут по кругу и хором произносят слова:

    "Дети, дети, не зевайте!

    Сом усами шевелит,

    Все на берег, он не спит!"

    По сигналу" Все на берег..." дети открывают глаза и бегут к берегу, а водящий старается осалить кого-либо из них. Осаленный становится водящим.

    Презентация, иллюстрации,

    музыкальное сопровождение

    21.02

    Морские профессии

    Продукт: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

    Образовательная: формировать представления о морских профессиях, систематизация уже имеющихся знаний. Развивающая:   развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей.

    Воспитывающая: воспитывать интерес к различным профессия, любознательность,

    Беседа о том, какие морские профессии знают, в чем заключается их смысл.  Загадки.  Д\ игра «Услышь профессию», «Отгадай профессию», какие слова тебе помогают отгадать загадку. Предложение детям отправиться в морское путешествие. Игра «Собери рюкзак». Чтение стихотворений о кораблях. Предложить детям помечтать, закрыв глаза: какими они себе представляют моряков — мореплавателей прошлого (характер, внешний вид, корабли, на которых отправлялись в путешествия). Игра «Аквалангисты».

    Цель: Развивать познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

    Чтение рассказа  "Два радиста", экскурсия в порт,  встреча с военным моряком, сюжетно-ролевые игры, Чтение рассказа С. Сахарнова  из книги «Самый лучший пароход» - " Два радиста". М.Большинцова из книги  «У самого синего моря»  - «Новые пароходы», «Водолазы»; А.Некрасова «Маяк». Экскурсия в порт, встреча с военным моряком. Посещение вместе с родителями подводной лодки, кораблей « Витязь», «Пацаев» в музее мирового океана. Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Спасатели»,  «Рыбаки», «Путешествие вокруг света на корабле». П\И «Капитан, корабль, рифы»

    Количество игроков: любое

    Дополнительно: повязка на глаза

    Из числа игроков выбираются капитан и корабль. Остальные участники рассредоточиваются по поляне изображая рифы. Кораблю завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель капитана — провести корабль между рифами на противоположную сторону игровой площадки (для уточнения задачи можно также выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого капитан отдает кораблю команды: Направо! и Налево!. Корабль должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если корабль заденет один из рифов — игра проиграна и выбирается новая пара — капитан и корабль.

    Можно попытаться провести игру одновременно для 2—3 пар капитанов и кораблей (при этом для каждого из них нужно обозначить собственный пирс).

    Иллюстрации профессий, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

    14.03

    Поможем разморозить море

    Продукт: изготовление морских обитателей рыб из картона и песка, а также рисование на оргстекле прилипалками, гелевыми мелками, контурами.

    Воспитательная - воспитание у детей желания совершать добрые поступки воспитание любви к малой Родине, через Балтийское море; Развивающая - развитие сенсорики, моторики, когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие  памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела. Обучающая - Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру.

     Проблемная ситуация. Использование презентации, стихотворение, загадки, присоединение, п\и «Приветики», «Шкатулка впечатлений» мнемотаблица, ТРИЗ, элементы пескотерапии, ресурсный круг, д/и «Какое наше море».

    Д/и " Сложи Сердце", сюжетно-ролевые игры, д\и «Сложи рыбку», чтение стихотворений о  Балтийском море. Рассматривание иллюстраций «Морское дно», музейная педагогика, беседа в музее моря.

     П\и: « Крепкие и надежные друзья»

    Количество игроков: любое

    Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг.

    Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на коленочки. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.

    Плакат

    " Обитатели моря" Сенсорное сердце, песок, шкатулка впечатлений, карточки, музыка. Презентация.

    18.04

    Дары Балтийского моря!

    Продукт «Картина из янтаря»

    Образовательная: знакомство с янтарем, с его добычей, обработкой

    Развивающая: развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей.

    Воспитывающая: воспитывать бережное созидательное отношение к окружающему миру, интерес к природе балтийского моря.

    Проблемная ситуация: почему янтарь называют жемчужиной Балтийского моря?

    Опытно-эксперементальная деятельность  с янтарем, рассматривание янтаря, ТРИЗ. Игровая мотивация: Хозяйка Медной горы и  Морской царь споря т, у кого в шкатулке лучше украшения.  Посещение выставки янтаря..Рассматривание и сравнение  разных кусочков  янтаря, сравнение их с кусочками сосновой смолы по запаху, твердости .Рассказать, что янтарь необычный камень ,который очень-очень давно получился из смолы сосен. Жители Прибалтики называют его кусочком солнечных лучей. Почему? Древние люди ценили янтарь и делали из него бусы, фигурки людей, игрушки и по сей день этот промысел остается. В янтаре можно обнаружить  древних насекомых. Изготовление картины из янтаря  в подарок Хозяйке Медной горы.

    Посещение магазина янтаря. Рассматривание жемчуга с янтарем. Экспериментирование; Янтарь и камень. Хождение по дорожкам из янтаре. Экскурсия в п. Янтарный. Рассказы и мифы о янтаре. Выставка поделок из даров моря.  Чтение и обсуждение сказки И.Н.Рыжова «О чем шептались камешки» (жур-л д/в №10-2003стр.39) , П.Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник изумрудного города», стихотворения В.Кудрявцевой «Алмазная гора». Посещение магазина янтаря. Рассматривание жемчуга с янтарем. Экспериментирование; Янтарь и камень. Хождение по дорожкам из янтаре. Экскурсия в п. Янтарный. Рассказы и мифы о янтаре. Игры:  «Вспомни сказку, в которой говорится о камнях», «Камень, ножницы, бумага», «Что исчезло?», «Найди свой камень». Лепка ежа, вместо иголок вдавливание в пластилин мелких кусочков янтаря. Аппликация  с использованием янтаря: «Наклей цветок из янтариков».

    Янтарь, изделия из янтаря, дорожки из янтаря. Оформление выставки янтаря и янтарных изделий.

    17.05

    Мы друзья моря!

    Продукт: Экологический десант

    Воспитывать эстетическое отношение к природе.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

    Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы.

    Закрепление знаний полученных во время экскурсии в порт, " Каким я вижу Балтийский берег в будущем" - творческое задание.

    Беседа о подводном мире, описание красоты подводного мира. Вызвать желание побывать там. «Путешествие в подводный мир». Загадки Нептуна о морских обитателях. Продолжение путешествия – сюрприз – «встреча с актинией».  Игра  «Актиния», завершение путешествия . Сконструировать сфотографировать кусочек морского дна с актинией, водорослями, кораллами. Творческая работа детей. С помощью аппликации, мини-рисования сконструировать модель фрагментов подводного мира. Итог – сохранение чистоты морских глубин и морского побережья.

    Прогулки на море, экскурсии по променаду, рассматривание склонов и берега, экологическая акция - укрепим склон, экскурсия на "Высоту Эфа, поездка в Приморье, посадка растений по склонам и изготовление табличек по откосам не ходить, поход в информационно-туристический центр и рассматривание старых фотографий с морским побережьем г.Светлогорска,

    Презентация  - «Чудеса подводного мира», Слушание: «Звуки моря». Загадывание загадок, чтение художественной литературы, сказок. Рисование – экспериментирование                                              на тему: «Я рисую море…». Просмотр диапозитивов, иллюстраций, открыток, на морскую тему. Посещение с родителями  музея  мирового океана, рисование морских обитателей. Подвижные игры: « Море волнуется», «Морская  фигура». Беседа о жизни морских жителей.

    П\и: «Дедушка Водяной»

    Количество игроков: любое

    Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами :

    - Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни на чуточку, на минуточку!

    После чего водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный становится "Водяным»

    Фотографии моря. Презентация.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование "Страна, в которой я живу"

    Формировать представление о Родине, государственных праздниках на основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране и родном городе, познакомить детей с российс...

    Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему " Рыбы. Животный мир морей и океанов."

    Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях....

    Календарно-тематическое планирование в младшей группе на тему " Рыбы. Животный мир морей и океанов."

    Цель: Познакомить детей с многообразием морских обитателей; рыбами (об особенностях строения, обитания, что едят, где живут, обогащать и активизировать словарь по данной теме, воспитывать любовь и ува...

    календарно-тематическое планирование Тема: Животный мир морей, океанов, рек, озер, болот

    Закрепить знания детей о представителях подводного мира, показать их особенности, жизнь в водной среде. Воспитывать умение видеть красоту и многообразие подводного мира.Итоговое мероприятие: Выставка ...

    Календарно - тематическое планирование в старшей группе (дистанционное обучение) на тему "Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы"

    Календарно - тематическое планирование в старшей группе (дистанционное обучение) на тему " Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы"...

    Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе "Береги своё здоровье"

    Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе "Береги своё здоровье"...