Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryadom_s_morem_ya_zhivu._more_ya_svoe_lyublyu.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по программе «Возле моря я живу, море я свое люблю»

Автор составитель: Каргапольцева Юлия Ивановна

Дата

Тема.

 Продукт.

Цели и задачи

Содержание, области, продукт. Методы приемы, технологии

Предварительная работа

Методическое обеспечение

27.09

Всемирный день моря

Продукт «Можно-нельзя» изготовление знаков в защиту моря.

Обучающая:  Формирование представлений о мире, морях, о родном крае. Развивающая: конструктивные способности, и пространственное моделирование, развитие моторики, эстетические чувства, развивать когнитивные процессы

Воспитание любви и ценностного  отношения к окружающей среде.

Какие бывают моря? Теплые и холодные, разноцветные, словообразование. Знаки  в подарок «Можно - нельзя»

 Моделирование.

Речевая игра: «Без чего не бывает моря», «Что любит море».

Музей мирового океана.

Чтение:  "Морская сказка" (Женя Бороздина), " Для чего морю наряды?", « Свет в тумане" - сказка,     "Соленный ветер надежды" - сказка,  "Девочка птица" - сказка, "Какого цвета море" и др.

Знакомство с географической картой, глобусом, картой нашей области.

Просмотр видеофильма

«Дикая природа Балтики»

http://www.youtube.com/watch?v=6Lcu99Caxp8

П\И «Море-суша» Для этой игры вам понадобится обруч (по одному на ребенка). Играть можно вдвоем с ребенком и компанией.

Обруч кладут на землю. Договариваются, что внутри обруча водная стихия - море, река, океан и.т.п. Снаружи обруча - суша (берег, луг, пляж и.т.п.)

По команде "Море" - дети должны запрыгнуть в обруч. По команде - "Суша!" - дети должны находится вне обруча.

Вариант: вместо обруча можно просто начертить круг на земле или зимой на снегу.  «Капитан» психогимнастика

Географическая карта. Глобус, карта России, области, Светлогорска.

19.10

Море бывает разное.

Продукт: «Рисуем цвет моря», техника смешивание красок, рисование по мокрому.

Обучающая:  Формирование представлений о мире, морях.

Развивающая: конструктивные способности, и пространственное моделирование, развитие моторики, эстетические чувства, развивать когнитивные процессы

Воспитание любви и ценностного  отношения к окружающей среде.

Загадка о море. Художники маринисты – Презентация. Почему художники называются маринистами. Олицетворение настроения моря.

 Д\игра «Найди настроение».

Настроение времена года картины, музыка, чтение,  пересказ, д/и " Без чего не бывает моря",  Морские волны

продолжать знакомить с морем (бывает тихое и спокойное), иногда  поднимаются волны (море волнуется)

Слушание звуков моря      

Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Кто рисует море. Словообразование.

Речевая игра  «Какие слова, признаки подходят к морю».

 "Гроза"Дети становятся в круг. Преподаватель говорит детям, что пред грозой обычно очень тихо, и просит детей замереть. Затем слышатся отдаленные тихие звуки: дети трут ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: дети хлопают в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: дети топают ногами. Гроза в разгаре: дети громко топают ногами и хлопают в ладоши. Но вот гроза начинает убывать: все движения в обратном порядке.

Репродукции картин, аудиозапись со звуками моря, книги. Презентация: «Настроение моря»

22.11

Вода камень точит

Продукт: выставка-конкурс  на лучший морской камушек, рисование на плоских камнях.

Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы.  Познакомить с разнообразием камней ,их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам.  Дать представление о том, что вода обтачивает камни, шлифует их ,делая  гладкими: вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок  - острые углы постепенно исчезают, камешек постепенно становится округлым. На них можно рисовать.

Опытно- экспериментальная деятельность. Поиски на экологической тропе шкатулки с камнями –сокровищ Хозяйки  Медной горы                           по нарисованной карте   « Найди клад по карте». Рассматривание камней, их обследование. Д/ игра « Ящик ощущений», «Найди камушки отшлифованные водой».Рисование на плоских камнях: «Морской пейзаж» или «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Сбор разных камней во время  прогулок на территории детского сада, на берегу озера, моря .Создание коллекции камней, работа с коллекциями: рассматривание ,игры с камушками. Экспериментирование: выбрать самый круглый морской камень (гальку). Почему у него нет острых углов? Послушать, как стучат камни друг о друга .Меняют ли цвет камни в воде? Какие камни красивее мокрые или сухие? Речевая игра: «Расскажи о своем камушке».Д/ игра «Найди клад по карте», «Составь узор из морских камушков», «Найди камень по заданному признаку» и др.

П\и : «Морской мир»

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Среди детей выбирается "акула". Все остальные становятся "рыбками". Играют дети как в салки, только до кого дотронется акула становится помощником.

Иллюстрации, фотографии, картины с изображением моря в разные времена года , части суток, погодные условия

20.12

Морские сказки.

Сочиним морскую сказку: «В гостях у морского царя».

Продукт: фестиваль сказок и театрализация сказок на морскую тему.

Развивать  творческое воображение,  речь, мышление детей, умение сочинять небольшие сказки,используя метод смешивания сказок

 («салат из сказок»). Воспитательная:  воспитание у детей слушать и сочинять сказки о море;

Развивающая - развитие когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие  памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела.

 Обучающая - Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру.

ТРИЗ, презентация по морским сказкам, беседа по  любимым сказкам, игра с карточками "Угадай из какой я сказки",  

Морской царь загадывает загадки по сказкам морской темы. Д/игра «Угадай из какой сказки». Сказочные персонажи разбежались по другим сказкам. Д/ игра «Калейдоскоп чудес». Дети по парно или подгруппой починяют сказку и придумывают иллюстрацию к ней.

Чтение сказки о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Неуверенность. Ощущение себя "белой вороной".
Ключевая фраза: "Я не такой, как все. Со мной никто не дружит!".

 стихотворений , рассматривание картин, иллюстраций., пешая прогулка к скульптуре "Царевна лягушка". Чтение сказок из книги « Морской царь», А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»,  «Сказка о рыбаке и рыбке», П.Ершова «Конек-Горбунок» и др.  Д/ игры: «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»  -составление рыбок, лодок, кораблей, морских сказочных персонажей. Рассматривание иллюстраций к разным сказкам. Конструирование из природного материала «Сказочный морской персонаж».

Репродукции картин и иллюстраций к сказкам. Природный материал.

24.01

Подводный мир: животный  и растительный мир

Продукт: «Подводный мир моря» нетрадиционная техника с использованием витражных красок, рисованием пластилином, контуры, прилипалки, гелевые мелки, гравюра.

Выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин.

 Обучающая: знакомство с животным и растительным миром балтийского моря Систематизация и классификация по общим признакам.

Развивающая: развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей.

Воспитывающая: воспитывать бережное созидательное отношение к окружающему миру,  развивать воображение и интерес к рисованию, интерес к природе балтийского моря.

Беседа об обитателях разных морей.  Загадки. Обитатели Балтийского моря - презентация. Игра с карточками  «Морские обитатели». Рассматривание иллюстраций : Флора Балтийского моря.

«Морские водоросли».

 (в море вода  солёная,  на дне растут водоросли, в воде плавают различные рыбы, большие и маленькие);

 Чтение стихов о птицах, рыбах, загадки, чтение рассказов: " Рыба ночь",  " От Солнца к Солнцу",  " Почему у краба нет головы", " Волшебная рыба" и др.

Д\игра: «Узнай птицу».

«Сложи рыбу», «Сложи птицу». Слушание: голоса  морских птиц.

Экскурсия : «Море, залив, орнитологическая станция»

«Коммуникация»: «О чем молчат рыбы».

«Здоровье»: «Беседа о  вкусной и здоровой пищи»

«Чудо-цветик» «Сложи рыбку»

Сюжетно - ролевая игра:  «Рыбное кафе». рассматривание морских растений.

Материал: рисунок – образец; картинки с изображением водорослей; тонированный лист

Беседы на темы: «Океаны», «Живые организмы Мирового Океана».

2. Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».

3. Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»

Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».

 П\и : "Усатый сом" 

"Не человек, не зверь, а с усами."

На двух противоположных сторонах зала (площадки) линиями обозначают "берег". Выбирается водящий - "сом". Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг - "озеро", ;в центре которого находится водящий. Дети, закрыв глаза, идут по кругу и хором произносят слова:

"Дети, дети, не зевайте!

Сом усами шевелит,

Все на берег, он не спит!"

По сигналу" Все на берег..." дети открывают глаза и бегут к берегу, а водящий старается осалить кого-либо из них. Осаленный становится водящим.

Презентация, иллюстрации,

музыкальное сопровождение

21.02

Морские профессии

Продукт: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Образовательная: формировать представления о морских профессиях, систематизация уже имеющихся знаний. Развивающая:   развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей.

Воспитывающая: воспитывать интерес к различным профессия, любознательность,

Беседа о том, какие морские профессии знают, в чем заключается их смысл.  Загадки.  Д\ игра «Услышь профессию», «Отгадай профессию», какие слова тебе помогают отгадать загадку. Предложение детям отправиться в морское путешествие. Игра «Собери рюкзак». Чтение стихотворений о кораблях. Предложить детям помечтать, закрыв глаза: какими они себе представляют моряков — мореплавателей прошлого (характер, внешний вид, корабли, на которых отправлялись в путешествия). Игра «Аквалангисты».

Цель: Развивать познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

Чтение рассказа  "Два радиста", экскурсия в порт,  встреча с военным моряком, сюжетно-ролевые игры, Чтение рассказа С. Сахарнова  из книги «Самый лучший пароход» - " Два радиста". М.Большинцова из книги  «У самого синего моря»  - «Новые пароходы», «Водолазы»; А.Некрасова «Маяк». Экскурсия в порт, встреча с военным моряком. Посещение вместе с родителями подводной лодки, кораблей « Витязь», «Пацаев» в музее мирового океана. Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Спасатели»,  «Рыбаки», «Путешествие вокруг света на корабле». П\И «Капитан, корабль, рифы»

Количество игроков: любое

Дополнительно: повязка на глаза

Из числа игроков выбираются капитан и корабль. Остальные участники рассредоточиваются по поляне изображая рифы. Кораблю завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель капитана — провести корабль между рифами на противоположную сторону игровой площадки (для уточнения задачи можно также выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого капитан отдает кораблю команды: Направо! и Налево!. Корабль должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если корабль заденет один из рифов — игра проиграна и выбирается новая пара — капитан и корабль.

Можно попытаться провести игру одновременно для 2—3 пар капитанов и кораблей (при этом для каждого из них нужно обозначить собственный пирс).

Иллюстрации профессий, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

14.03

Поможем разморозить море

Продукт: изготовление морских обитателей рыб из картона и песка, а также рисование на оргстекле прилипалками, гелевыми мелками, контурами.

Воспитательная - воспитание у детей желания совершать добрые поступки воспитание любви к малой Родине, через Балтийское море; Развивающая - развитие сенсорики, моторики, когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие  памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела. Обучающая - Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру.

 Проблемная ситуация. Использование презентации, стихотворение, загадки, присоединение, п\и «Приветики», «Шкатулка впечатлений» мнемотаблица, ТРИЗ, элементы пескотерапии, ресурсный круг, д/и «Какое наше море».

Д/и " Сложи Сердце", сюжетно-ролевые игры, д\и «Сложи рыбку», чтение стихотворений о  Балтийском море. Рассматривание иллюстраций «Морское дно», музейная педагогика, беседа в музее моря.

 П\и: « Крепкие и надежные друзья»

Количество игроков: любое

Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг.

Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на коленочки. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.

Плакат

" Обитатели моря" Сенсорное сердце, песок, шкатулка впечатлений, карточки, музыка. Презентация.

18.04

Дары Балтийского моря!

Продукт «Картина из янтаря»

Образовательная: знакомство с янтарем, с его добычей, обработкой

Развивающая: развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей.

Воспитывающая: воспитывать бережное созидательное отношение к окружающему миру, интерес к природе балтийского моря.

Проблемная ситуация: почему янтарь называют жемчужиной Балтийского моря?

Опытно-эксперементальная деятельность  с янтарем, рассматривание янтаря, ТРИЗ. Игровая мотивация: Хозяйка Медной горы и  Морской царь споря т, у кого в шкатулке лучше украшения.  Посещение выставки янтаря..Рассматривание и сравнение  разных кусочков  янтаря, сравнение их с кусочками сосновой смолы по запаху, твердости .Рассказать, что янтарь необычный камень ,который очень-очень давно получился из смолы сосен. Жители Прибалтики называют его кусочком солнечных лучей. Почему? Древние люди ценили янтарь и делали из него бусы, фигурки людей, игрушки и по сей день этот промысел остается. В янтаре можно обнаружить  древних насекомых. Изготовление картины из янтаря  в подарок Хозяйке Медной горы.

Посещение магазина янтаря. Рассматривание жемчуга с янтарем. Экспериментирование; Янтарь и камень. Хождение по дорожкам из янтаре. Экскурсия в п. Янтарный. Рассказы и мифы о янтаре. Выставка поделок из даров моря.  Чтение и обсуждение сказки И.Н.Рыжова «О чем шептались камешки» (жур-л д/в №10-2003стр.39) , П.Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник изумрудного города», стихотворения В.Кудрявцевой «Алмазная гора». Посещение магазина янтаря. Рассматривание жемчуга с янтарем. Экспериментирование; Янтарь и камень. Хождение по дорожкам из янтаре. Экскурсия в п. Янтарный. Рассказы и мифы о янтаре. Игры:  «Вспомни сказку, в которой говорится о камнях», «Камень, ножницы, бумага», «Что исчезло?», «Найди свой камень». Лепка ежа, вместо иголок вдавливание в пластилин мелких кусочков янтаря. Аппликация  с использованием янтаря: «Наклей цветок из янтариков».

Янтарь, изделия из янтаря, дорожки из янтаря. Оформление выставки янтаря и янтарных изделий.

17.05

Мы друзья моря!

Продукт: Экологический десант

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы.

Закрепление знаний полученных во время экскурсии в порт, " Каким я вижу Балтийский берег в будущем" - творческое задание.

Беседа о подводном мире, описание красоты подводного мира. Вызвать желание побывать там. «Путешествие в подводный мир». Загадки Нептуна о морских обитателях. Продолжение путешествия – сюрприз – «встреча с актинией».  Игра  «Актиния», завершение путешествия . Сконструировать сфотографировать кусочек морского дна с актинией, водорослями, кораллами. Творческая работа детей. С помощью аппликации, мини-рисования сконструировать модель фрагментов подводного мира. Итог – сохранение чистоты морских глубин и морского побережья.

Прогулки на море, экскурсии по променаду, рассматривание склонов и берега, экологическая акция - укрепим склон, экскурсия на "Высоту Эфа, поездка в Приморье, посадка растений по склонам и изготовление табличек по откосам не ходить, поход в информационно-туристический центр и рассматривание старых фотографий с морским побережьем г.Светлогорска,

Презентация  - «Чудеса подводного мира», Слушание: «Звуки моря». Загадывание загадок, чтение художественной литературы, сказок. Рисование – экспериментирование                                              на тему: «Я рисую море…». Просмотр диапозитивов, иллюстраций, открыток, на морскую тему. Посещение с родителями  музея  мирового океана, рисование морских обитателей. Подвижные игры: « Море волнуется», «Морская  фигура». Беседа о жизни морских жителей.

П\и: «Дедушка Водяной»

Количество игроков: любое

Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами :

- Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни на чуточку, на минуточку!

После чего водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный становится "Водяным»

Фотографии моря. Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Страна, в которой я живу"

Формировать представление о Родине, государственных праздниках на основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране и родном городе, познакомить детей с российс...

Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему " Рыбы. Животный мир морей и океанов."

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях....

Календарно-тематическое планирование в младшей группе на тему " Рыбы. Животный мир морей и океанов."

Цель: Познакомить детей с многообразием морских обитателей; рыбами (об особенностях строения, обитания, что едят, где живут, обогащать и активизировать словарь по данной теме, воспитывать любовь и ува...

календарно-тематическое планирование Тема: Животный мир морей, океанов, рек, озер, болот

Закрепить знания детей о представителях подводного мира, показать их особенности, жизнь в водной среде. Воспитывать умение видеть красоту и многообразие подводного мира.Итоговое мероприятие: Выставка ...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе (дистанционное обучение) на тему "Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы"

Календарно - тематическое планирование в старшей группе (дистанционное обучение) на тему " Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы"...

Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе "Береги своё здоровье"

Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе "Береги своё здоровье"...