Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему:"Традиции казаков на Кубани"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект заняти по ознакомлению детей с традициями и бытом кубанского казачества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zanyatiya_internet.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №19

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ НА КУБАНИ».

Автор:

Воспитатель МБДОУ д/с №19

 Михайленко Марина Григорьевна

2012г.

 

  Программные задачи:

 формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани;

     формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части Российской Федерации;

     формировать уважительное отношение к трудовым и ратным подвигам старшего поколения;

     расширить представления о государственной символике Кубани;

     содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства малой родины;

     обобщить знания детей о родном крае, показать красоту природы, разнообразие растительного и животного мира;

     развивать познавательный интерес к предмету, формировать способности к поисковой деятельности;

     воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.

Предварительная подготовка и оборудование:

    оформлена выставка рисунков  на тему: “Моя любимая Кубань”;

   аудиозапись гимна Кубани;

  жетоны у воспитателя для поощрения за правильный ответ, медали “Лучшим знатокам края”;

  карта Кубани;

Ход занятия:

Звучит  куплет Гимна Кубани. (дети  стоя его слушают).

Воспитатель: Прослушайте стихотворение:

                 «Степное раздолье – родная земля!  Всего ты дороже и краше!

                    Зелёной листвой шумят тополя, о славе  и мужестве нашем».

                                                                                    Виктор Подкопаев.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?

     Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Каждый город, край, страна, как и человек, имеют свой день рождения. В этом году исполняется 70 лет со дня образования Краснодарского края и 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель. Давайте с вами вместе вспомним и узнаем самые интересные события, которые происходили на Кубани.

     Тем, кто будет мне помогать, получит жетоны. У кого жетонов будет больше, тот самый лучший и знающий путешественник.

1 станция – «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь».

     Появляются слайды с картинами природы и стихотворениями кубанских поэтов.              (Дети на фоне слайдов рассказывают стихи).

1 ребенок:      «Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами

                           С твоей великою рекой и неоглядными полями!

                           Привет тебе, народ родимый, герой труда неутомимый

                          Среди зимы и в летний зной. Привет тебе, мой край родной!»

2 ребенок: 

 « О Родине – негромко говорю: ведь о большой любви кричать не надо.          

  Она моя отрада и ограда, скажу о не – молитву сотворю:

   Будь вечно в благоденствии и славе, дай сил тебе Всевышней, мир хранить!

3 ребенок: 

 «  Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво, и пред тобой себя не   уронить!

    Кубань – моя родная сторона, к тебе тянусь я сердцем неизменно.

    Да будет прошлое твоё непепеленно, в трудах своих ты будь  благословенно,

    Кубань – моя родная сторона, - пусть новые взрастают семена

    И вечно житница твоя полна!»

                         2 станция -  «Символы нашего края».

Воспитатель: 

1.  В каком крае мы живём? (ответы детей);

2.  Какой главный город в Краснодарском крае?

3.   Герб Краснодарского края

4.  Каждый город, край, страна имеет свои символы.

5.   Что такое “символ”?

6.   Какие государственные символы вы знаете?

   Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

Воспитатель: Сейчас мы путешествуем дальше. Мы видим, какая красивая наша Кубань.

А всегда ли она была такой? Об этом нам расскажет следующая станция.

                          3 станция -  «Историческая».

( Екатерина 2, памятник в г. Краснодаре.)

Воспитатель:  Ребята, кого вы видите на картинке?

Почему мы вспоминаем о ней? Вот об этом мы сейчас и узнаем.

    « Екатерина ІІ знала о Запорожской Сечи, вольном казачьем “государстве”. Казаки славились отвагой, были хорошими воинами. Ученые полагают, что само слово “казак” заимствовано из тюркских языков, где “казак” значит “вольный человек”. В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. В 1775 году русские войска заняли Запорожскую Сечь и положили конец её существованию. Большая часть казаков осталась под властью России. Казалось, всё кончено: ушли в прошлое и слава, и громкое имя запорожцев.   Однако надвигалась война с Турцией. Тогда мудрый политик Г. А. Потёмкин понимал, какую пользу могут принести запорожские казаки. В 1787 году по приказу Потёмкина из бывших запорожских казаков стали набирать команды.  За отличную службу Потёмкин назначил казакам для поселения землю между Бугом и Днестром, по берегу Чёрного моря. Для осмотра назначенной земли “выслали” на Кубань есаула. Одновременно в феврале 1792 года направили в Петербург депутатов во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым, с тем, чтобы испросить грамоту на вечное владение “назначенными” землями и больше никуда не переселяться.

    В конце февраля 1792 году делегация во главе с войсковым судьей А.А. Головатым прибыла в Санкт Петербург на прием к императрице. “Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой” - весь облик казаков говорил о беспокойной жизни и героизме и произвел впечатление на императрицу. 30 июня 1792 года, особой грамотой Черноморскому казачьему войску было пожаловано около 3-х млн. десятин земли между реками Кубанью и Еей, Черным и Азовским морями и устьем р. Лабы.

     При этом подчеркивалось, что за “усердную и ревностную службу, за нерушимую верность, строгое повиновение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах”, казаки получают земли “в полное владение и распоряжение”, и потому должны ревностно охранять южнорусские границы и заселить пустующие земли.

    Переселение черноморских казаков из-за Буга на Кубань осуществлялось несколькими партиями. Точной цифры переселившихся в 1792-1793 гг. нет, но считается, что их число составило 17 тыс. мужчин и 8 тыс. женщин. Черноморское войско имело гребную флотилию, артиллерию, административные службы, архив.

     Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепига, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: “Быть здесь граду!”

    Сразу же по приезду казаков на Кубань 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило заложить на месте Карасунского Кута “главный войсковой град”, названный в честь императрицы – Екатеринодаром.

     Основание любого поселения - “коша” в Запорожской Сечи начиналось с выбора места для церкви, а потом уже осуществлялось строительство остальных жилищ. Эта традиция сохранилась и на Кубани.

     На протяжении XIX в. в Черномории катастрофически не хватало людей. “Малые силы казаков истощались в постоянных стычках с за кубанскими горцами, в походах, куда их требовало правительство….”, а так же из-за неприспособленности населения к климату, частых эпидемий, крайней бедности. Чтобы решить проблему малочисленности Черноморского войска, правительство, признавая тяжелое положение в нем, начинает проводить организованные массовые переселения казаков и государственных крестьян из Малороссийских губерний: Полтавской, Черниговской, а позднее и из Харьковской, Киевской, страдавших в то время от малоземелья.

     Рассказ воспитателя  о жилищах казаков, обрядах при строительстве жилья, внутреннем убранстве хаты.

                               (рассматривание иллюстраций)

    Показ и рассказ о мужском и женском костюмах казаков.

                               (рассматривание иллюстраций)

 Воспитатель:  « Казаки верно и честно сражались за свою землю. Среди них была и казачка Елена Чоба. В 1916 году газета “Кубанские областные ведомости” напечатала заметку “Доброволец-казачка”: “Казачка Елена Чоба, снарядивши за свой счёт полное казачье обмундирование, отправилась добровольцем в действующую армию”. О подвигах Елены писали журналисты и газеты того времени: “Глядя на молодую, безусую и неустрашимую фигуру своего храброго соратника, неутомимо шли на врага его товарищи. Шли, не подозревая, что за черкеской кроется Роговская казачка Елена Чоба.»                (показ иллюстрации Елены Чоба)

                                4 станция – « Традиции казаков».

Воспитатель:    В марте 1894 года на сходе казаков станицы Таманской атаман В. И. Толстопят, предложил станичникам построить памятник в честь 100-летия высадки на берегу Тамани первых переселенцев. Но денег не хватало. Лишь спустя 11 лет, 20 марта 1908 года, в войсковом штабе набралось достаточно денег, тогда приступили к исполнению замысла. В 1911 году памятник был открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: “Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года”.           (иллюстрация – «Памятник черноморцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792»)

Воспитатель:    На Кубани казаки традиции не забывают. Проводятся казачьи съезды.

    А какой казак не знает песен? Казачий хор своими выступлениями показывает единство и дружбу между казаками.

   Казачество и православная вера неразделимы.

«В мире, полном бед, страданий, в  повседневной суете

  Среди серых скучных зданий храмы встретятся тебе.  

  Ярким отблеском сияют нам они сквозь тьму времен.

  Светом истин озаряют нашу жизнь, покой и сон».

                           5 станция –  Викторина «Как я знаю свой край?»

Воспитатель: Назови, кто изображён возле Екатерины ІІ?

- Назови край, в котором мы живём? (Краснодарский край)

- Назови столицу Кубани. (Краснодар).

- Покажи герб Краснодарского края.(дети показывают)

- Откуда эти строки?

               «Ты, Кубань, ты наша Родина,

                 Вековой наш богатырь!

                Многоводная, раздольная,

                Разлилась ты вдаль и вширь».

- Как раньше назывался Краснодар?    (Екатеринодар)

- Каких птиц на Кубани называют так?

   Пивень – (петух); Горобец – (воробей);  Зозуля – (кукушка);

                                  6 станция -  «Игра».

- Назови животных и скажи, какое животное лишнее, объясни свой выбор.

Медведь, ёж, волк, бегемот;

собака, кролик, сова, корова.

- Назови животных края.

-Назови растения края. (ответы детей).

Расскажи с помощью картинок, чем занимаются люди на Кубани.

( составление рассказов по картинкам).

                                    6 станция  - «Загадки».

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.  (Одуванчик)         

Колосится в поле рожь,

        Там, во ржи, цветок найдётся

Ярко-синий и пушистый

                             Только жаль, что не душистый.  (Василёк)

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.   (Мак)        

Белая корзинка

         В ней лежит росинка,

                        И сверкает солнце.  (Ромашка)

   

 Злая, как волчица,

 Жжётся, как горчица,

 Что это за диво?

   Это же …  (Крапива)

Не заботясь о погоде,

     В сарафане белом ходит,

    А в один из тёплых дней

               Май серёжки дарит ей.  (Берёза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группе на тему "История вещей".

Разработка конспекта занятий для подготовительной к школе группе....

конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме "Овощи"

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само су...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме "Посуда"

Представленный конспект урока по разделу: «Ребёнок и окружающий мир» разработан с учетом требований  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида  под ред. Л.И.Пла...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме: « Зима. Новый год»

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой кат...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Друзья светофора»

Цель: Познакомить детей с пешеходным светофором и его сигналами. Закрепить и уточнить знания детей о трехцветном светофоре и расширить словарный запас  детей в игре « Подбери слова к сигналу».Обо...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему:«Мордовские традиции встречи весны»

  Программное содержание. Цель: Приобщение к традициям мордовской народной культуры.Задачи:Образовательные :1. ознакомить с мордовскими народными традициями в...