Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему:«Мордовские традиции встречи весны»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

    Программное содержание.

 

Цель: Приобщение к традициям мордовской народной культуры.

Задачи:

Образовательные :

1. ознакомить с мордовскими народными традициями встречи весны,

2. расширить кругозор воспитанников.

Развивающие:

1. формировать приемы лепки жаворонка,  развивать умение использовать разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза)

2. обогащать словарный запас; развивать речь детей,

Воспитательные:

1. воспитывать любовь к малой родине, интерес к народным традициям,

2. воспитывать усидчивость, желание довести работу до конца.

Методы и приемы:

словесные (беседа, вопросы и ответы, использование художественного слова, индивидуальные консультации во время выполнения практической работы, поощрения, итоговое обсуждение);

наглядные (демонстрация иллюстраций, картинок, готового образца);

практические (выполнение задания).

Материалы и оборудование:

- демонстрационный:

1. иллюстративный материал,

2. готовый образец,

3. аудиозапись с мордовской музыкой;

- раздаточный:

1. стеки,

2. солёное тесто,

3. доски для лепки.

Предварительная работа: беседа о праздниках, традициях и обычаях мордовского народа; беседа о жаворонках, разучивание мордовских подвижных игр : «Суркс» («Колечко», («В жаворонков», рассматривание картинок с изображением птиц; участие детей в течение года в календарно-обрядовых праздниках

Словарная работа: жаворонок, закличка

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

                        «Центр развития ребёнка - детский сад №46»

Конспект занятия

                          в подготовительной к школе группе №9

                                         на тему:

                        «Мордовские традиции встречи весны»

                                                       Подготовила воспитатель:

                                                                     первой квалификационной категории                                                                                                                                                                                                          

                                                                     Шукшина М.Н.                                                            

                                                                                                                                           

                                             

                                               

                                                Саранск,2024г

    Программное содержание.

Цель: Приобщение к традициям мордовской народной культуры.

Задачи:

Образовательные :

1. ознакомить с мордовскими народными традициями встречи весны,

2. расширить кругозор воспитанников.

Развивающие:

1. формировать приемы лепки жаворонка,  развивать умение использовать разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза)

2. обогащать словарный запас; развивать речь детей,

Воспитательные:

1. воспитывать любовь к малой родине, интерес к народным традициям,

2. воспитывать усидчивость, желание довести работу до конца.

Методы и приемы:

словесные (беседа, вопросы и ответы, использование художественного слова, индивидуальные консультации во время выполнения практической работы, поощрения, итоговое обсуждение);

наглядные (демонстрация иллюстраций, картинок, готового образца);

практические (выполнение задания).

Материалы и оборудование:

- демонстрационный:

1. иллюстративный материал,

2. готовый образец,

3. аудиозапись с мордовской музыкой;

- раздаточный:

1. стеки,

2. солёное тесто,

3. доски для лепки.

Предварительная работа: беседа о праздниках, традициях и обычаях мордовского народа; беседа о жаворонках, разучивание мордовских подвижных игр : «Суркс» («Колечко», («В жаворонков», рассматривание картинок с изображением птиц; участие детей в течение года в календарно-обрядовых праздниках

Словарная работа: жаворонок, закличка

Ход занятия:

1. Вводное слово воспитателя

Воспитатель: Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, друзья!

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Дорогие ребята, я не случайно начала нашу встречу с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии, о своём народе и народных праздниках.

2. Рассказ воспитателя об истории и культуре мордовского народа:

«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков.

 В давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками.

Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает на представленную экспозицию костюмов и нарядов для кукол). Мордовские семьи были очень большими.

Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай».

Мордва любит собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научили готовить прабабушки (перечисляет блюда: Рыба - кал (м, э.) была одним из основных видов пищевого сырья; Мясо - сиволь сывель (м., э.) в вареном виде; яйца ал (м., э.) . Чаще они употреблялись сваренными вкрутую; из семян конопли получали масло - канцёрвай (м., канцёрой (э.) ; из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы - шонгарям (м., вецаям (э., картофель - модамарь (м., э.) ; любимое блюдо мордвы — блины пачат (м., пачалксеть (э.) ; важное место в питании мордвы занимало молоко лофца (м., ловсо (э.) и т. д.)

3. Беседа о мордовских праздниках

Воспитатель: Наш народ любит праздники и справляет их с давних времён. Ребята, а какие народные праздники вы знаете? (Ответы детей)

Показ иллюстраций о праздниках. Воспитатель показывает иллюстрацию, а дети называют, какой это праздник.

Воспитатель: Одним из самых любимых праздников мордовского народа является Масленица. Как праздновали Масленицу? (Ответы детей) На Масленицу зиму провожали, а весну встречали.

4. Мордовская подвижная игра «Суркс» («Колечко»).

Воспитатель: На праздники наши бабушки и прабабушки устраивали посиделки, на которых пели песни, плясали и играли. И до нас дошла игра, которая называется «Суркс» («Колечко»). Давайте поиграем.

Дети встают в круг.

Ведущий:

Раю, раю, выбираю

И игру я начинаю.

Кто колечко найдёт,

Топотушки начнёт.

Ведущий раздаёт колечко. Тот, у кого окажется колечко, выходит в середину круга и пляшет под мордовскую национальную музыку. Ведущим становится тот, у кого колечко.

5. Беседа про жаворонка.

Звучит аудиозапись пения жаворонка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам. (Показывает птичку-игрушку). Давайте послушаем, как красиво она поёт. (Слушают пение жаворонка). Я думаю, что эта птичка прилетела к нам неспроста. С давних пор повелось на мордовской земле славить приход весны, зазывать птиц, приглашать солнышко выглянуть и пригреть землю. А 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек, жаворонков. Потом ходили с ними по селу, пели песни.

- Кто из вас видел жаворонка? (Ответы детей)

- А вот посмотрите, ребята, как выглядит жаворонок в природе. (Показ ри-сунков).

- Кто из вас знает, где живет, чем питается жаворонок? (Ответы детей)

А сейчас мы будем лепить вот такого жаворонка. (Показ образца). Давайте рассмотрим его.

Из каких частей он состоит? (Ответы детей)

Какой они формы? (Ответы детей)

Давайте теперь сядем за столы. Садитесь удобно, красиво. Сначала разомнём наши пальчики. Повторяйте движения за мной.

1. Пальчиковая игра «Ладошки».

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну,

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою,

И тепло поберегу!

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики!

2. Лепка жаворонков из солёного теста.

Мы подготовили свои пальцы к работе, а теперь давайте вспомним простые правила пользования материалами и инструментами. Соленое тесто – хороший материал для лепки, но его ненужно брать в рот, нельзя им бросать в окружающих. Стек – очень полезный инструмент в умелых руках, но может стать причиной серьезной травмы, если пользоваться им не по назначению. Ни в коем случае нельзя подносить стек близко к лицу, делать резкие движения рукой, держащей стек, размахивать стеком в сторону товарищей, бросать стек. Закончив работу со стеком, следует отложить его в сторону. Во время занятия следует сидеть ровно, положив обе руки на рабочий стол.

Смотрите внимательно, я вам покажу, как нужно правильно лепить птичек. Берем кусок теста и начинаем делать туловище, раскатываем его в толстую колбаску. Раскатали, теперь вытягиваем из туловища голову и шею с одной стороны, а с другой стороны хвост. Хвост расплющиваем. На туловище делаем два надреза стеком. У нас получаются крылья. Из головы мы вытягиваем клюв. Глаза сделаем из горошин перца. На крыльях и хвосте можно сделать надрезы стеком, имитирующие перья. Жаворонки готовы. (Дети лепят жаворонков).

Воспитатель: Замечательные жаворонки у вас получились. А теперь и весну с ясным солнышком пора звать-закликать. Возьмите своих птичек. Жаворонки прилетели, на ладошку детям сели! Пусть они принесут в наш край тёплую погоду.

3. Подвижная игра «Жаворонки»

Дети с жаворонками в руках бегут по кругу под мордовскую нацио-нальную музыку

Воспитатель читает заклички:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам!

Принесите нам лето тёплое,

Весну красную!

- Иди, весна, иди, красна!

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок.

Большой урожай в наш мордовский край!

Воспитатель: Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково! Наигравшись вволю с жаворонками, дети засовывали их под крыши домов, развешивали на ветках деревьев, раздавали родным и близким. И вы тоже можете подарить своих птичек.

6. Итог занятия

Чем запомнилось вам наше занятие? За что вы можете себя сегодня похва-лить?

           

          Список использованной литературы:

1. Детям о Мордовии : методическое пособие/авт. -сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. – Саранск, 2013.

2. Миняева Г. Н. Так мы живём; Поволжский центр культур финно-угорских народов. – Саранск, 2012.

3. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры. – СаранскМордовское книжное издательство, 2009.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему:"Традиции казаков на Кубани"

Конспект заняти по ознакомлению детей с традициями и бытом кубанского казачества...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экспериментированию с изобразительными материалами "Портрет Весны"

В конспекте представленое экспериментирование с изобразительным материалом по теме....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Весна идет, весне дорогу».

Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные). Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове....

Конспект занятия для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему "Ранняя весна"

Конспект занятия для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему "Ранняя весна"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе №9 на тему: «Как появился обычай встречать в России Новый год»

Цель:познакомить детей с историей Нового годаПознакомить детей с интересными фактами празднования Нового годаЗадачи:развивать познавательный интересобогащать представления детей о новогодних традициях...