Главные вкладки

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию ст.гр.
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

     Перспективное планирование НОД по экологическому воспитанию детей 5-6 лет (ст.гр.) из книги Т.М.Бондаренко "Экологическое воспитание. 5-6 лет. представлено по блокам:"Растения", "Животные", "Человек", "Неживая природа". Широко представлена познавательно-исследовательская деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада

    (Т. М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ»)

    ОСЕНЬ

    (сентябрь-октябрь-ноябрь)

    1

    Беседа о лете.

    Цель: Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

    2.        Дидактическая игра «Не ошибись!».

    Цель: Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны.

    3.        Опыт «Вода нужна всем».

    Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

    2

    1. Беседа о лесе. Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

    Цель: Дать детям понятие о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

    2. Опыт «Здравствуй, ветер!».

    Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.

    3

    1.        Экскурсия в осенний парк.

    Цель: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). Расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.

     Дидактическая игра «Найди, что опишу»

    Цель: Учить находить растение по описанию.

     Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

    Цель: Учить детей описывать предметы и находить по описанию.

    4

    1.        Беседа о волшебнице-воде.

    Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

    2.        Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

    Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

    5

    1. «Грибное царство».

    Цель: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарей запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница, вешенка.)

    6

    1. Беседа об овощах.

    Цель: Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

     Дидактическая игра «Вершки и корешки».
    Цель: Учить детей составлять целое из частей.

     Опыт «Ходит капелька по кругу».

    Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

    7

    Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

    Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи. Учить их выделять средства выразительности, упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Воспитывать любовь к осенним явлениям природы.

    Дидактическая игра «Магазин «Овощи-фрукты».

    Цель: Учить детей называть признаки предмета, находить его

    по этим признакам; группировать овощи и фрукты по способам использования.

    8

    «Дом под крышей голубой».

    Цель: Дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

    9

    1. «Любите землю-матушку».

    Цель: Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Рассказать детям о наиболее простых приемах земледелия. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.

    2. Опыт «Пар - тоже вода».

    Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

    10

    1.        Беседа о труде людей осенью.

    Цель: Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка гожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

    2.        Дидактическая игра «Овощехранилище».

    Цель: Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят).

    11

    1.        Рассматривание картины «Пестрый дятел».

    Цель: Расширить и уточнить круг конкретных представлений о дятле у детей и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва) и ее питанием, движением и образом жизни.

    2.        Дидактическая игра «Летает, не летает».

    Цель: Развитие у детей слухового внимания, воспитание выдержки.

    3.        Опыт «Какой бывает вода?».

    Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода
    не имеет вкуса, запаха).

    12

    1. Беседа об осени (обобщающая).

    Цель: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Развивать умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

    2.        Дидактическая игра «Детки на ветке».

    Цель: Учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению.

    Дидактическая игра «Кто где зимует».

    Цель: Уточнить знания детей о том, кто где зимует.

    Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».
    Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

    ЗИМА

    (декабрь-январь-февраль)

    1

    1. Беседа о том, кто как зимует.

    Цель: Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири - ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания. Устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

    2. Дидактическая игра «Зоологическое домино».

    Цели: Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

    3.  Опыт   «Лед - твердая вода».

    Цели: Продолжить знакомство со свойствами воды.

    2

    1.Обучение новым способам ухода за комнатными растениями.

    Цель: Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Учить определять необходимость полива, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

     Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».
    Цель: Учить описывать растение и узнавать его по описанию.

     Опыт «Радуга в комнате».

    Цель: Познакомить детей с природным явлением - радугой.

    3

    1.        Беседа о зимующих и перелетных птицах.

    Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

    2.Дидактическая игра «Что за птица?».

    Цель: Учить детей описывать птиц, по характерным признакам и
    описанию узнавать их.

    3.Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
         Цель: Знакомство со свойствами воды.

    4

    1. Рассматривание картины К. Юона «Русская зима».

    Цель: Сформировать представление детей о пейзажной живописи, любовь к зимним явлениям природы.

    2.        Дидактическая игра «Ночное путешествие в канун Нового года».

    Цель: Сообщить детям, что отсчет каждого нового года начинается с 1 января.

    3.        Опыт «Лед легче воды».

    Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

    5

    1.Экскурсия в зимний парк.

    Цель: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

    Дидактическая игра «К названному дереву беги».
    Цель: Учить детей быстро находить названное дерево.

    Дидактическая игра «Найди дерево по семенам».
    Цель: Учить детей находить целое по части.

    6

    1. Беседа о домашних животных

    Цель: Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение находить обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Развивать умение дополнять ответы сверстников.

    2. Игра «Птицы, звери, рыбы».

    Цель: Учить детей классифицировать и называть 

    7

    1.        Рассказ о лягушке.

    Цель: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

    2.        Игра «Посели лягушку».

    Цель: Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни.

    3.        Игра с карточками «Развитие лягушки».

    Цель: Показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым  организмам.

    8

    1.        Дидактическая игра «Птичья столовая».

    Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

    2.        Письмо снегирю.

    Цель: Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе.

    9

    1.        Беседа о зиме.

    Цель: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений,

    2.        Дидактическая игра «Природа и человек».

    Цель: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что с человеком и что дает человеку природа.

     10

    1.        Воздух и его роль в жизни человека.

    Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

    2.        Опыт «Как увидеть воздух».  

    Цель: Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

    11

    1.        Рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь».

    Цель: Формировать представление детей о явлениях зимней природы.

    2.        Дидактическая игра «Какое время года?».

    Цель: Учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

    3.        Опыт «Как услышать воздух».

    Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

    12

    Праздник «Мы - друзья природы».

    Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.

    ВЕСНА

    (март-апрель-май)

    1

    Утренник «Здравствуй, весна!»

    Цель: Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны.

    2

    1. Сравнительное наблюдение за рыбами.

    Цель: Закрепить знания об окраске, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами.

    2.        Дидактическая игра «Рыбная ловля».

    Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

    3.        Опыт «Очистка грязной воды».

    Цель: Дать детям представление об очистке воды.

    3

    1.        Наблюдение за черепахой.

    Цель: Углублять и расширять представления о черепахе: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением, а также особенностями передвижения черепахи. Дать знания о месте обитания черепахи на природе, учить создавать в уголке природы аналогичные условия. Учить ухаживать за черепахой, вызвать симпатию к ней, интерес.

    2.        Письмо черепахе.

    Цель: Расширить представления детей о животном мире, воспитывать сочувствие к живой природе, бережное к ней отношение.

    3.        Опыт «Какой бывает вода?».

    Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода прозрачная).

    4

    1.        Дидактическая игра «Назови три предмета»

    Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

    2.        Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка», 1 часть (экологическая сказка).

    Цель: Закрепить знания детей о лесе, его обитателях.

    Рисование картинок по сказке.

    Цель: Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

    5

    1.        Знакомство с комнатными растениями.

    Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Познакомить детей с новым растением - комнатным кленом. Воспитывать интерес к жизни растений.

    2.        Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».
    Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.

    6

    1.        Посадка семян гороха.

    Цель: Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросший горох: сделать углубление, правильно вложить горошину, присыпать землей, полить из лейки с ситечком. Обогащать словарь путем введения слов: семена, горох, фасоль, растение. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

    2.        Дидактическая игра «Не сорока, не ворона».

    Цель: Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить узнавать разных птиц на картинках.

    7

    1. Дидактическая игра «Времена года».

    Цель: Учить детей различать признаки времени года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года.

    8

    1. Беседа о диких животных.

    Цели: Сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми. Выкармливают их молоком - млекопитающие.) Учить выделять существенные признаки.

    2. Дидактическая игра «Кто где живет».

    Цель: Учить группировать растения по их строению (деревья, кус-

    9

    1.        Рассматривание веток тополя, березы, ели.

    Цель: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по коре, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие.

    2.        Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по
    временам года - Круглый год».

    Цель: Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год».

    3.        Опыт «Здравствуй, ветер!».

    Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.

    10

    1. Беседа об уходе за комнатными растениями.

    Цель: Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода: полив, удаление пыли, рыхление на удовлетворение жизненных потребностей растений. Закрепить умение выбирать вил ухода. необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

    2. Опыт «Почва: необходимость удобрений для  роста растений».

    Цель: Дать понятие о почве как о «живой земле».

    11

     Рассматривание одуванчика. Работа с комплектом карточек Н. Рыжовой «Одуванчик».

    Цель: Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строении) растения и их функции, о сезонном развитии растения.

    12

    1.        Беседа о весне (обобщающая).

    Цель: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

    2.        Дидактическая игра «Поможем Незнайке».

    Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

    Перспективное планирование экологического воспитания в подготовительной группе

    Экологическое планирование в подготовительной группе по месяцам...

    Перспективное планирование "Экологическое воспитание младших дошкольников"

    Перспективное планирование  в первой младшей группе...

    Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

    Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

    Перспективное планирование экологическое воспитание "Клуб по интересам"

    перспективное   планирование по экологии  в подготовительной группе по темам ...

    Перспективное планирование экологического воспитания детей в средней группе

    Перспективное планирование экологического воспитания...