ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН «Экологическое воспитание старшая группа»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

«экологическое воспитание старшая группа»

Сентябрь

Наблюдения

Осмотр участка детского сада (игра Разведчики)

Изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, высота стояния солнца, изменение температуры (работа с термометром),первые заморозки, туман, роса, небо (луна, звезды, солнце, облака).

Прозрачность воздуха, скорость его передвижения.

Замедление роста растений.

Различение деревьев, кустарников, трав, по стволам, веткам, остаткам плодов, листьев. Растения однолетние и многолетние.

Исчезновение насекомых (нахождение мест их скопления). Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлет>', сбор в стаи); водоплавающие птицы.

Труд дворника, садовника

Уход за поврежденными растениями и больными животными.

Живородящие рыбки, их рост, развитие, размножение.

Труд в уголке природы.

Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, крокусов к новогоднему празднику. Посадка овса для кормления животных уголка природы. Подготовка комнатных растений и животных к зимним условиям.

Труд в природе.

Сбор ранних семян в цветнике. Сбор урожая в огороде, в саду. Сбор семян дикорастущих трав (для подкормки птиц). Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).

Заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария). Сбор семян арбуза, дыни и т. д. на корм животных уголка природы, для ручного труда. Очистка грядок от стеблей растений, перекопка. Уборка листьев.

Рыхление земли у плодовых деревьев. Посадка чеснока под зиму.

Опыты.

Как увидеть воздух.

Вода не имеет формы. Вода не имеет запаха. Вода не имеет вкуса. Состояние почвы (состав и изменение ее в зависимости от температуры).

Игры.

Не ошибись. Похож - не похож, вершки корешки, загадай, мы отгадаем. Почтальон принес посылку. Магазин «Семена». Отгадай, что за растение. Кто здесь живет? Зоологическое лото. Ботаническое лото. Кто что делает. Что растет в лесу. Четыре времени года.

Целевые прогулки.

В цветочный магазин (покупка луковиц тюльпанов и др.). По городу («Город осенью»). В парк. К водоему. В овощной магазин. В плодовый сад (уборка фруктов). В подготовительную группу (работа детей в уголке природы). Экскурсии по экологической тропе.

Рассматривание картин.

И. Грабарь. Осенний день. И.Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень. И.Шишкин. Утро в сосновом бору. И.Ерышев. Хлебное поле. Корова. Ван Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

Речевая логическая задача

«Чудесный лесник» (ДВ, 1998, №5, с.80). «Варенье для Карлсона» (ДВ, 1998, №5, с.80).

Сентябрь

Наблюдения.

Осмотр участка детского сада (игра «Разведчики»)

Изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, высота стояния солнца, изменение температуры (работа с термометром), первые заморозки, туман, роса, небо (луна, звезды, солнце, облака).

Прозрачность воздуха, скорость его передвижения.

Замедление роста растений.

Различение деревьев, кустарников, трав, по стволам, веткам, остаткам плодов, листьев. Растения однолетние и многолетние.

Исчезновение насекомых (нахождение мест их скопления). Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи); водоплавающие птицы.

Труд дворника, садовника.

Уход за поврежденными растениями и больными животными.

Живородящие рыбки, их рост, развитие, размножение.

Труд в уголке природы.

Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, крокусов к новогоднему празднику. Посадка овса для кормления животных уголка природы. Подготовка комнатных растений и животных к зимним условиям.

Труд в природе.

Сбор ранних семян в цветнике. Сбор урожая в огороде, в саду. Сбор семян дикорастущих трав (для подкормки птиц). Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).

Заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария). Сбор семян арбуза, дыни и т. д. на корм животных уголка природы, для ручного труда. Очистка грядок от стеблей растений, перекопка. Уборка листьев.

Рыхление земли у плодовых деревьев. Посадка чеснока под зиму.

Опыты.

Как увидеть воздух.

Вода не имеет формы. Вода не имеет запаха. Вода не имеет вкуса. Состояние почвы (состав и изменение ее в зависимости от температуры).

Игры.

Не ошибись. Похож - не похож, вершки корешки, загадай, мы отгадаем. Почтальон принес посылку. Магазин «Семена». Отгадай, что за растение. Кто здесь живет? Зоологическое лото. Ботаническое лото. Кто что делает. Что растет в лесу. Четыре времени года.

Целевые прогулки.

В цветочный магазин (покупка луковиц тюльпанов и др.). По городу («Город осенью»). В парк. К водоему. В овощной магазин. В плодовый сад (уборка фруктов). В подготовительную группу (работа детей в уголке природы). Экскурсии по экологической тропе.

Рассматривание картин.

И. Грабарь. Осенний день. И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень. И. Шишкин. Утро в сосновом бору. И. Ерышев. Хлебное поле. Корова. Ван Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

Речевая логическая задача

«Чудесный лесник» (ДВ, 1998, №5, с.80). «Варенье для Карлсона» (ДВ, 1998, №5, с.80).

Октябрь

Наблюдения.

Осмотр участка детского сада (игра «Следопыт»).

Изменение освещения в течение дня, продолжительность дня и ночи, изменение

температуры воздуха

Облачность. Осадки. Небесные светила.

Сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом.

Приближение птиц к жилью человека. Животные парка, леса. Труд работников парка. Жизнь обитателей водоема.

Труд в уголке природы.

Уход за комнатными растениями. Смена воды в аквариуме. Утепление окон. Уборка клеток, террариумов. Сортировка и сушка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. Составление коллекций. Зарисовка особых изменений в календаре природы. Посев семян злаков для выращивания корма животным.

Труд в природе.

Заготовка веток, листьев, плодов для игры «С чьей ветки детки?». Сбор семян осенних цветов (астры). Окапывание деревьев, кустарников. Подготовка огорода для весеннего сева. Уборка сухих веток, листьев деревьев и кустов. Уборка участка. Сбор семян дикорастущих трав. Посадка овса для корма животным уголка природы. Перенос цветов из цветника. Сбор ягод рябины.

Опыты.

Свойство песка: «Песчаный конус» (81.28). «Своды и тоннели» (81. 29).

«Песочные часы» (81. 29).

Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.

Игры.

Созрело - не созрело (10. 41). Съедобное - несъедобное (10. 41). Консервный завод (10. 46). Где спрятано растение (10. 49). Узнай растение (10, 49). Детки на ветки. Магазин «Овощи - фрукты» (10. 50).Лесник (8. 102). Какое время года? (8. 86). Летает - не летает (8. 112). Кто где зимует? (57. 94).

Целевые прогулки.

В цветочный магазин (покупка луковиц тюльпанов и др.). По городу («Город осенью»). В парк. К водоему.

В тепличное хозяйство. В овощной сад. В подготовительную группу (наблюдение за работой детей в уголке природы).

Рассматривание картин.

И. Бродская. Опавшие листья. И. Горлов. Осень. И. Остроухов. Золотая осень. Лошадь. Речевая логическая задача «Рассеянный Петя» (ДВ, 1998, №5, с.79).

Ноябрь

Наблюдения

Осмотр участка детского сада (игра «Следопыт»),

Освещенность в течение дня и ночи, изменение температуры воздуха. Птицы вблизи жилья человека. Утки, чайки на реке, на водоеме; способ добавления ими корма. Длинная тень от солнца в полдень. Небо (хмурое, темные тучи). Деревья, кустарники животные; водоем.

Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.

Труд в уголке природы

Уход за комнатными растениями. Смена воды в аквариуме. Утепление окон. Уборка клеток, террариумов. Сортировка и сушка семян деревьев, кустарников, садовых и лу говых цветов. Составление коллекций. Зарисовка особых изменений в календаре природы. Посев семян злаков для выращивания корма животным.

Труд в природе

Изготовление и вывешивания кормушек для птиц. Уборка сухих веток на участке. Помощь малышам в уборке территории. Подкормка птиц на участке.

Опыты

Опыты с почвой. Состав почвы (песок с водой, глина с водой, земля с водой ). Водопроницаемость песка и глины. Опыты с магнитом. Опыты с водой.

Игры

Семена. Отгадай что за растение. Найди дерево по описанию. Игры с открытками и картинками, на которых изображены растения. Я загадаю цветок, а ты его найди. Целевые прогу лки

К водоему.

Рассматривание картин И.Шишкин. Корабельная роща.

Белки осенью (из серии Дикие животные).

Декабрь

Наблюдения

Небо. тучи, солнце, звезды зимой. Определение восхода и захода солнца по ориентирам. Снег (в зависимости от погоды), снежинки (рассматривание через лупу). Метель, вьюга, поземка. Определение погоды по приметам. Замерзание воды в лужах, пруду, озере, реке (постепенность замерзания). Различение деревьев, кустарников по стволу, веткам, сохранившимся на ветках плодам (ель, лиственница, липа, тополь, акация, сирень). Повадки зимующих птиц у кормушек, помещений. Домашние животные у жилья человека. Дикие животные (белка, заяц - в лесу, в парке).

Экологическая тропа (циклические наблюдения, зарисовка, моделирование). Цикл наблюдений за елью (ДВ, 1996, №90, с. 69).

Рассматривание картин

И.Э.Грабарь. Зимний пейзаж. К.Ф.Юон. Волшебница - зима Д.Я. Александров. Зимняя

сказка.

Серия картин «Из жизни животных».

Опыты

Защитные свойства снега (вода в трех бутылках в снегу на разной глубине).

Испарение воды (белье на морозе, вода в чайнике, вода на блюдце).

Разная потребность растений во влаге.

Речевая логическая задача «Птичья столовая».

Труд в природе

Уборка участка после снегопада. Изготовление и вывешивание фигурных льдинок на участке. Устройство горок для кукол. Сооружение построек из снега. Подкормка птиц. Поливка водой ледяных дорожек и построек.

В уголке природы

Посев овса и салата. Уход за обитателями уголка природы. Подготовка корма для обитателей уголка природы и птиц. Использование календаря, работа с моделями календаря. Поливка, опрыскивание, обрезка комнатных растений.

Игры

Овощехранилище (10, 43). Магазин «Овощи - фрукты» (10, 44). Найдите, что опишу (10, 48). Собери картину (8, 100). Зоологическое домино (8. 101). Что за птица? (8, 107). Ночное путешествие в канун Нового года (40, 76).

Экскурсии и целевые прогулки

На выставку картин местных художников, зимних букетов. В теплицу ближайшей школы. В лес, парк. К водоему.

Январь

Наблюдения

Определение погоды по приметам. Гололед. Разнообразие снежинок в зависимости от погоды. Сугробы на участке (измерение глубины в разных местах). Различение следов людей, зверей, птиц в парке, лесу, на участке. Поведение птиц в разную погоду. Снег и лед под воздействием низкой и высокой температуры.

Рассматривание картин

В.А.Цыплаков. Ока зимой. Серия «Из жизни диких животных».

Опыты

Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием низкой и высокой температуры.

Что тяжелее: снег или земля? (Что тонет в воде?)

Труд в уголке природы

Посадка лука, петрушки. Уход за комнатными растениями (выбор способов ухода, ориентируясь на сигнальные признаки). Изготовление моделей календаря. Подготовка корма для обитателей уголка природы и уборка его.

Труд в природе

Украшение елки цветными льдинками. Уборка снега на участке малышей. Изготовление кормушек для птиц.

Игры

Консервный завод (10, 46). Отгадай, что это за растение (10, 48). Кто где живет? (10, 53). Что где растет? (8. 102). Птицы, звери, рыбы (8, 109). Кто больше назовет предметов? (8, 110). Так бывает или нет? (8, 120).

Речевые логические задачи, придуманные воспитателем Экскурсии и целевые прогулки

На консервный завод. На свиноферму, на молочную ферму. В зоопарк. В лес, в парк. К водоему. На выставку ледовых скульптур.

Февраль

Наблюдения

Цикл наблюдения за аквариумными рыбками (ДВ, 1996, №11, с.50).

Увеличение продолжительности дня (путь солнца; утром, днем, вечером). Образование сосулек. Таяние снега (на открытых местах, возле деревьев, в темных местах, защищенных ограждениями и др.).

Комнатные растения, рост лука и корнеплодов. Срезанные ветки деревьев и кустарников. Экологическая тропа (циклические наблюдения, зарисовка, моделирование).Зимующая трава под снегом. Зимующие птицы у кормушки: различение их по голосам, следам, способу передвижения.

Рассматривание картин

И.Э.Грабарь. Февральская лазурь. В.М.Кустодиев. Масленица.

Опыты

Необходимость влаги для роста растений (посев и проращивание семян).

Необходимость света для роста растений (посев и проращивание семян).

Необходимость света для роста растений (2 одинаковых растения в темном и светлом месте).

Необходимость тепла для распускания срезанных веток (2 вазы с ветками: одна между оконными рамами, другая на подоконнике).

Существование света и тени:

А) изменение тени взрослого и ребенка ,

Б) солнечные «зайчики» в тени и на свету.

Таяние и замерзание воды (скорость таяния в зависимости от температуры).

Как услышать воздух (99, 17). «Ветер, ветер ты могуч...»(99. 33-34).

Труд в уголке природы

Посев семян помидоров, перцев, лекарственных трав (настурция, календула, ромашка). Посадка лукавец тюльпанов, нарциссов для высадки в грунт. Участие детей смене воды в аквариуме.

Труд в природе

Разбрасывание песка на скользкие дорожки (помощь дворнику). Сооружение снежных построек. Встряхивание снега с кустов и молодых деревьев. Подкормка птиц.

Игры

Путешествие (40, 77). Природа и человек (8, 111). Летает - не летает (8, 112). И я (8, 114). Так бывает или нет? (8, 120). Отгадай, сколько шагов (от дерева до дерева). Разведчики (нахождение следов веток с деревьев на полянке, в лесу, в парке).

Речевые логические задачи

«Красная шапочка» (ДВ, 1998, №5, с. 80).

Экскурсии и целевые прогулки

В лес, в парк. В оранжерею тепличного хозяйства. В экологический уголок ближайшей школы или детского сада. К водоему. По городу.

Март

Наблюдения

Ежедневный осмотр участка: Солнце, небо, луна, звезды; длительность дня.

Изменение снега (рыхлый, темный: ноздреватый, грязный, зернистый); скорость таяния снега (на дорожках или на асфальте); зависимость ее от температуры воздуха и освещенности. Фиксация наблюдений в таблице.

Сосульки, проталины, ручьи.

Появление перелетных птиц (грачей, зябликов, трясогузок), добывание ими корма. Водоем (всплывание рыб на мелких, хорошо прогреваемых местах).

Работа снегоуборочной машины; время уборки снега машиной и вручную дворником; куда вывозится снег.

Обрезка деревьев в садах и парках.

Труд крестьян в селе (очистка зерна, проверка его на всхожесть, налаживание сеялок, ремонт тракторов и др.).

Цикл наблюдения за канарейкой Рассматривание картин

К. Юон. Мартовское солнце. Лыжники. Конец зимы.

Плакаты об охране природы и животных.

Труд в уголке природы

Пересадка комнатных растений (мытье горшков, очистка почвы от мусора, подготовка песка, совков, палочек).

Определение необходимости пересадки комнатных растений (осмотр донного отверстие цветочного горшка).

Весенние посадки растений в уголок природы.

Труд в природе

Сбор талой воды для поливки комнатных растений.

Разбрасывание снега. Установка шестов со скворечниками. Подкормка птиц.

Помощь садовникам в парке и саду.

Изготовление скворечников (совместно с родителями).

Опыты

Воздух занимает место.

Игры

Узнай, что это? (Определение по части изображения зверя, птицы).

Экологические цепочки (94, 82).

Путаница (нахождение на карточках наложенных контуров животных, птиц и др.)

Найди зверя, птицу (замаскируй так, чтобы не заметили).

Апрель

Наблюдения

Ежедневный осмотр участка: Солнце, небо, луна, звезды, ветер (чаще дуют южные ветры).Первая гроза, первый весенний ливень.

Просыхание почвы (глинистой, песчаной), появление на ней всходов и дальнейший рост растений (твердость глинистой почвы, в ней мало воздуха, развитие растений идет медленно и пр.).

Сокдвижение растений

Цветение орешника, ольхи, вербы, распускание почек березы; крона лиственницы (розовые и зеленые шишечки, желтые колоски).

Появление первых лесных цветов (голубая пролеска ветреница, фиалка, гусиный лук, мать-и-мачеха); рост растений-многолетников (пион, лилия и др.).

Появление бабочек (лимонница, крапивница, траурница), клопов-солдатиков.

Прилет птиц (скворец, жаворонок).

Водоем (ледоход: узкие полоски воды у берега - закраины; трещины во льду, движение льдин по течению).

Половодье (повторно).

Труд взрослых (подготовка почвы к посеву и сев ячменя, овса, проса, подкормка озимых хлебов; посев ранних культур - укропа, петрушки, моркови, лука).

Цикл наблюдений за ветками: внесение в группу веток различных деревьев и кустарников, их сравнение, определение условий роста.

Работа с календарем природы.

Рассматривание картин И.Бродская. Апрель.

А.Грицай. Половодье.

Плакаты об экономии воды Труд в уголке природы

Участие в размножении комнатных растений разными способами: отделение отпрысков взрослого растения (кливия), делением разросшихся корневищ (аспидистра), отделением «деток» (луковички кринума, гемантуса), семенами.

Труд в природе

Сбор обрезанных веток плодовых деревьев.

Очистка участка от веток, остатков листьев.

Подкормка птиц.

Опыты

1.        Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом?

2.        Выращивание растений из морковных верхушек.

3.        Как змея меняет кожу Игры

Волшебники (как вернуться в зиму; ТРИЗ).

Узнай дерево (по цвету, коре, почкам, по стволу).

Что было бы, если бы не было рыб в водоеме.

Май

Наблюдения

Ежедневный осмотр участка. Небо, луна, звезды, и т.д. Первая гроза, гром, изменение природы перед грозой.

Появление первой весенней травы, розеток примулы и маргариток, цветов тюльпанов и нарциссов.

Цветение дикорастущих трав (одуванчик, первоцвет, сурепка, и т.д.); цветение березы; распускание листьев дуба, липы,; цветение груши и др. растений.

Птицы: прилет ласточек, кукушек, и т.д., выведение и выкармливание птенцов. Насекомые (большое количество мух, комаров, жуков, бабочек).

Водоем: водяные лягушки, водоросли, рыбы (сом, караси, плотва), водяной клоп - гребляк, мальки рыб, их поведение.

Труд взрослых в огородах, в поле.

Рассматривание картин В.Бакшеев. Голубая весна.

А.Грицей. Первые дни мая.

А.Рылов. Зеленый шум.

Плакаты об охране природы (пожарная безопасность).

Труд в природе

Вторичная перекопка земли (уборка камешков, прутьев, щепок).

Помощь взрослым в разбивке огорода на грядки и междурядья (разметка, расстановка колышков с натянутыми шнурами).

Перекопка клумб.

Посадка семян овощей и декоративных растений.

Высадка рассады на огороде и на клумбах.

Посадка семян лекарственных трав.

Выполнение разнообразных видов ухода за растениями(полив, прополка, рыхление, прореживание).

Труд в уголке природы Подкормка комнатных растений.

Создание необходимых условий для роста и развития животных (включение грелки для мальков рыб, подготовка большего количества зеленого корма для птиц и т.д.). Выращивание рассады капусты, кабачков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по патриотическому воспитанию. старшая группа.

план по патриотическому воспитанию детей в старшей группе доу...

Перспективный план экологического кружка "Капелька" средняя гр.

УЧАСТВУЯ В РАБОТЕ КРУЖКА, ДЕТИ ОСОЗНАЮТ ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ ОТ ПОСТУПКОВ ЧЕЛОВЕКА. УЧАТСЯ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ. ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТЬ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ПОДВОДЯ...

Перспективный план экологического кружка "Лесовичок"

Знакомство детей с природой нашего края и использование  регионального компонента...

Перспективный план экологического проекта "Операция Подкормка"

Перспективный план экологического проекта "Операция Подкормка" предназначен для педагогов ДОУ....

Перспективное планирование музыкального воспитания. Старшая группа.

Цель:  Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыко...

Перспективный план экологической недели в старшей группе

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар.  На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая зе...