Неделя по обучению детей Пожарной Безопасности (старший возраст)
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

 

Цели:

  1. познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях;
  2. развивать умение находить решение в сложных ситуациях;
  3. сформировать представление о том, как выглядит опасность и почему она возникает;
  4. закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;
  5. развивать способы умственных действий, кругозор детей;
  6. воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;
  7. воспитывать высшие моральные качества: стремление считаться с общественным мнением, требовательность к себе и товарищам, ответственность перед обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_po_obucheniyu_detey.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя по обучению детей

 Пожарной Безопасности

(старший возраст)

Цели: 

познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях;

развивать умение находить решение в сложных ситуациях;

сформировать представление о том, как выглядит опасность и почему она возникает;

закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;

развивать способы умственных действий, кругозор детей;

воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;

воспитывать высшие моральные качества: стремление считаться с общественным мнением, требовательность к себе и товарищам, ответственность перед обществом.

Оборудование: 

игрушки Знайка и Незнайка;

таблицы «Опасность игры с огнем», «Первичные средства пожаротушения»;

знаки безопасности для каждого ученика;

набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;

набор карточек с описаниями ситуаций;

схема расшифровки цветовых сигналов.

                                                         День первый

Утро

 Организационный момент.

Минуты вхождения в деятельность. (Создание условий для чувственного восприятия детьми атмосферы. Звучит легкая музыка, на фоне музыки слова воспитателя).

- Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

- За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!

На фоне музыки воспитатель читает стихи:

Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья-

Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

- Люди говорят: «Дружбу бережешь – правильно живешь».

- Как вы понимаете это высказывание?

(Ответы детей)

 Введение в тему.

Информация воспитателя о чрезвычайных ситуациях.

- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.

- Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть — пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:

На доске «Правила безопасного поведения»

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ.

И добавим ещё:

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

- Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, сколько будет разрушительных баллов: они регистрируют только то, что уже произошло.

- Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.

- Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию, по официальной терминологии, называют чрезвычайной. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт.

- В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме этого, в Москве создана специальная городская служба спасения, которая приходит на помощь в опасных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребёнок, а на кухне включена газовая плита. Или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в реку...

- Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и ты не можешь предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту тебе самому придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в садике.

Этот значок – часть эмблемы МЧС. Ее называют «Звезда надежды».

Обобщение по полученной информации.

- Итак, что такое "чрезвычайная ситуация"?

(Ответы детей)

- Правильно. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?

Непосредственно образовательная деятельность.

 Формулирование темы и целей  путем создания проблемной ситуации.

- Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не из-за природных изменений, а по вине человека.

- Прослушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему занятия.

Ехал один гражданин по Москве –

Мечется кто-то в дыму и огне.

Белая кепка на голове,

Много столпилось людей на панели.

Ехал весной на площадке трамвая,

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Что-то под грохот колёс напевая.

Там из окошка сквозь огненный дым

Вдруг он увидел - напротив в окне

Руки ребёнок протягивал к ним.

- Что случилось в этом доме?

(Ответы детей)

- Как это могло произойти?

(Ответы детей)

На доске записаны слова Владимира Маяковского:

Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!

«Огонь – друг или враг?»

Дорогие ребята! Се6годня поговорим с вами об огне. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев?

Расскажите, как выглядит огонь.

(Ответы детей)

- Верно, огонь ярко – красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет».

Попробуйте угадать загадку:

Красный бык на земле лежит,

Голубой бык к небу тянется.

(Ответы детей)

Верно! Красный бык – это огонь, а голубой бык – дым.

Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его приручать? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей.

Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.

Постепенно наши далекие предки привыкли к огню  и даже научились его использовать. Они поняли, что огонь – это свет, тепло и защита от врагов! Древние люди научились использовать этот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникали в нее. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.

Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень – это очень твердый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер.

Вы слышали такую считалку?

У тебя – кремень,

У меня – кремень,

Кремень по кремню –

Значит быть огню!

Человек обожествлял огонь, слагал о нем мифы, легенды, сказания, песни. По одной из древних греческих легенд титан Прометей подарил людям огонь с небес.

Мы читали с вами замечательную книгу Редьярда Киплинга «Маугли»? В ней рассказывается о том, как беспомощный человеческий детеныш оказался в волчьей стае, воспитавшей его. Маугли вырос среди диких зверей, знал их повадки, понимал язык и пантеры Багиры, и тигра Шерхана, и удава Каа.

Когда Маугли потребовалось защитить себя, умная Багира посоветовала ему раздобыть «красный цветок». Что такое «красный цветок»?

(Ответы  детей)

- Вот как пишет об этом автор: «Красным цветком» Багира называла огонь, потому что ни один зверь в джунглях не назовет огонь его настоящим именем. Все звери смертельно боятся огня.

Я думаю, вы поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека. Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. Но в то же время человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вырывался из-под его власти и сотворял страшные беды. Почему?

В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и крытые соломой деревенские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.

Россия, особенно в древности, была страной дремучих лесов. Дерево – самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей державе. Все хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то. Что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что?

(Ответы детей)

- Верно! Дерево легко горит.

Когда – то наша древняя столица была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие – превысокие башни – пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол – били в набат, созывая жителей на подмогу.

Если огонь вырывается из-под власти человека, он взвивается, раздуваемый порывами ветра. Словно огненный Змей Горыныч летит над селом или городом, а из его раскрытых огненных пастей сыплются раскаленные искры. Они поджигают все на своем пути – леса. Жилища, людей, скот.

Давайте подумаем, что же может стать причиной пожара?

(Ответы детей)

Прогулка

Проведение эстафет

Ребята, сегодня у нас в гостях смелые пожарные. Они пришли посмотреть на вас, какие вы сильные, смелые, ловкие.

Сейчас вы разделитесь на две команды, каждая из команд придумает название и выбирает командира.

Первая эстафета «Потуши пожар».

На полосе препятствий с ведерком добегаем до обруча и возвращаемся обратно. Передаем ведерко следующему игроку.

Вторая эстафета «Окажи помощь раненому».

От каждой команды выбирается по одному игроку, двое санитаров, двое детей делают носилки. Надо перевязать раненого и перенести его.

Третья эстафета «Спаси из огня».

Каждый участник команды бежит змейкой между кеглями, подлезает через воротики, берет одну игрушку из обруча и возвращается назад.

Ребята на этом наши соревнования заканчиваются, предоставляем слово гостям (награждения детей).

Вечер

Чтение сказки « Как Тимоша царевну спас»

В некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был царь. И была у него единственная дочка – царевна Василиса. Такая разумная, милая и приветливая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все юную царевну любили, только злая мачеха хотела ее извести. Родная – то матушка давно умерла.

Каждый год в день рождения царевны царь устраивал во дворце великолепный бал. В высоких залах, освещенных тысячами свечей, звучала веселая музыка, и танцевали разодетые в пух и прах придворные и гости. Множество народу со всех окрестностей собирались к царскому дворцу, чтобы хоть издали посмотреть на торжество и, может быть, если повезет, увидеть и прекрасную царевну.

Маленький Тимоша тоже пришел полюбоваться замечательным балом. Его одного мать ни за что бы не отпустила так далеко от дома, но Тимошу взяли с собой старшие братья – красавцы молодцы, которые служили в царской пожарной команде. Тимоша своими братьями очень гордился и мечтал, когда вырастет, тоже стать пожарным. Еще бы! Ведь пожарные – люди сильные, бесстрашные, ловкие, умелые. Они знают, как огонь победить!

У пожарных и форма особая – блестящие каски на голове, а за поясом маленькие острые топорики. Есть у них и ящики с песком, и бочки с водой, и высокие лестницы.

Бал во дворце удался на славу! Музыканты старались вовсю: одна мелодия сменяла другую, повсюду слышался веселый смех, благоухали пышные гирлянды цветов, увивавшие залы дворца.

В самый разгар веселья царевна вышла на балкон. Увидев ее, подданные закричали «Ура!». И в это время темные небеса над дворцом озарились огнями фейерверков. В небе закрутились огненные колеса, загорелись и рассыпались алые, золотые, голубые и серебристые звезды.

Злая мачеха только и поджидала этого момента. Она схватила рукой в черной коженой перчатке горящий осколок звездочки и запустила его в открытое окно дворца! Волна огненных искр обдала танцующих, и в одно мгновение в зале вспыхнули легкие занавеси. Синий дым заволок зал, засверкали алые языки пламени.

- Пожар! Пожар! – закричали испуганные гости и придворные. Все бросились к выходу. Царевна побежала вместе со всеми, но кто-то наступил на шлейф ее бархатного длинного платья, бедняжка упала и повредила ногу.

А пожар между тем разгорелся не на шутку! Пожарные, не теряя ни минуты, стали тушить огонь. Многие смельчаки пожарные бросались в горящий дворец и выводили испуганных женщин и детей.

Царь в растерянности метался около дворца, искал царевну, но ее нигде не было.

Пламя охватило уже весь дворец. Того и гляди могла рухнуть крыша. И тут Тимоша заметил на горящем балконе царевну. Она плакала и звала на помощь. Тимоша тотчас позвал братьев, те принесли высокую лестницу. Старший брат держал тяжелую лестницу, а средний быстро поднялся по ней, подхватил царевну на руки и осторожно спустился вместе с ней на землю.

Радости царя не было предела! Он обнимал и целовал свою любимую дочь. К счастью, она осталась жива и невредима.

Потом царь щедро наградил пожарных. Каждому дал мешочек с золотыми монетами. А маленького Тимошу царь зачислил в пожарную охрану царского дворца, приказал сшить ему новенькую форму и выдать блестящий шлем.

Вы спросите, а что случилось со злой мачехой? Никто больше никогда ее не видел. Может быть, она просто исчезла, как погасшее пламя.

- Чем опасен пожар?

(Ответы детей)

- Отчего может возникнуть пожар?

- Назовите причины. Дети называют причины пожара.

Воспитатель дополняет:1.неисправность электрических приборов;
2. забывчивость (забыл выключить);
3. искра (печь, камин );
4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);
5. спички (игры со спичками);
6. керосин, бензин, газ - самые главные виновники пожаров — люди.

День второй

Утро  Релаксация.

Педагог показывает рисунок сердца.

- Дети приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алеша, Лена, Коля?

- Да, бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.

- Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, как говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас?

- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце - наш советчик, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь - учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте свое сердце, каким вы его представляете.

Непосредственно образовательная деятельность

Опережающее задание (информация, подготовленная детьми по теме «Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях»). 

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком—   внизу меньше дыма.

3. Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.

Составление правил пожарной безопасности.

- Давайте, определим правила пожарной безопасности,

1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. Не суши бельё над плитой.
3. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только с взрослыми).

Прогулка

Эстафета «Спасение ребенка из горящего дома»

Полоса препятствий:

- пролезть по тоннелю;

- пройти по балке;

- достать ребенка (куклу) и вынести из огня.

Вечер

Практическое применение знаний и способов деятельности.

Творческая работа по составлению правил в рисунках.

- Знаете ли вы, что правила можно составлять не только словесно, но и изобразить художественно?

- Что можно изобразить в рисунках в соответствии с правилами? (Ребята изображают правила пожарной безопасности в рисунках.)

День третий

Утро. Беседа с детьми на тему: «Почему огонь полезен и опасен?»

Цели:

- Закрепить знания о полезной и разрушительной силе огня.

- Закрепить знания правил пожарной безопасности и поведения во время пожара.

Ход беседы

Вы знаете, что теперь люди умеют зажигать огонь. Но можно ли это делать детям?

(Ответы детей)

Давайте подумаем и скажем:

Где в квартире прячется огонь?

(Ответы ребят)

Можно ли трогать руками лампочку?

(Ответы ребят)

Куда звонить если много дыма или большой огонь?

(ответы ребят)

У плиты можно обжечься?

(Ответы ребят)

Чем опасны розетки?

(ответы ребят)

От чего в лесу случаются пожары?

(Ответы детей)

Для того, чтобы не случилось пожара, существуют определенные правила, давайте их вспомним.

- Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

- Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

- Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

-Если 01 не принимает заявку от детей, звони знакомым, беги к соседям или кричи в окно прохожим, назови номер дома и квартиры.

  Непосредственно образовательная деятельность

Работа по карточкам.

- А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?

- Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре. Каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.Воспитатель помогает отвечать и формулировать ответы.

1 карточка. Если огонь небольшой……….., (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 карточка. Если огонь сразу не погас………., (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О I» (табличка) или попроси об этом соседей.)

3 карточка. Если не можешь убежать из горящей квартиры…………, (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

Знает каждый гражданин этот номер «01».

Если к вам придет беда — позвони скорей туда.

А если нету телефона — позови людей с балкона.

4 карточка. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься…………., (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)

Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма.

5 карточка. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему? …..(Он может отключиться, и ты задохнешься.)

Дополнение Воспитателя:

6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

С дымом мешается облако пыли.

Миг - и рассыпались медные каски.

Мчатся пожарные автомобили,

Лестницы выросли быстро, как в сказке.

Щелкают звонко, тревожно свистят,

Люди в брезенте - один за другим –

Медные каски рядами блестят.

Лезут по лестницам в пламя и дым.

Прогулка

Разучивание игры «Похитители огня»

Цель: закреплять навыки бега с увертыванием.

Ход игры.

Игра проводится на игровой площадке. В каждом углу чертиться круг с диаметром 2-4 метра. Это крепость. Внутри площадки, чертят линии опасности. Каждая команда выбирает себе отличительный знак и капитана. Право первым начать игру определяется жеребьевкой.

По сигналу капитан команды, начинающей игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков берет «огонь» и убегает к своей границе. Противник бежит за ним, стараясь поймать. Пойманный игрок становится пленником. Игра продолжается тех пор, пока все игроки одной из команд не окажутся в плену.

Вечер

Работа по таблице «Первичные средства пожаротушения».

- Назовите подручные средства тушения пожара.

Ответы детей. Воспитатель помогает

 (Вода, одеяло, брезент, плотная ткань и др.)

- Подумайте, как ими пользоваться.

День четвертый

Утро. Послушайте историю, которая произошла с Незнайкой. (Воспитатель достает игрушку).

- Однажды Незнайку пригласили в гости. Он готовился очень тщательно: достал новый костюм, почистил ботинки. На следующее утро, когда Незнайка проснулся, он увидел, что проспал. Что тут началось! Незнайка в спешке съел бутерброд, выпил чай. Быстро натянул пиджачок, а он - мятый. Незнайка включил утюг и стал гладить. Заканчивал он, когда часы пробили 11-00. Незнайка быстро оделся и выскочил на улицу. А утюг так и остался на столе включенный...

- Как вы думаете, что случилось дальше?

(Ответы детей)

- Хорошо, что Знайка (учитель достает куклу) был дома и увидел, что из окна дома его соседа валит дым. Он подбежал к телефону и набрал номер...

Воспитатель прикрепляет к доске карточку 01.

- Что это за номер?

(Ответы ребят)

- Пожарники быстро приехали и затушили огонь. Вспомните, из-за чего может возникнуть пожар?

- Все верно. Ребята, Незнайка подготовил для вас стихотворение, про волшебный номер телефона 01.

Этот номер -01.
Знает каждый гражданин
Если в дом придет беда —
Позвони скорей туда.
Если, нету телефона,
Позови людей с балкона.

Непосредственно образовательная деятельность

Игра «Валеологический светофор».

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Валеологический светофор». С помощью которой мы узнаем, как вы умеете находить решения в сложных ситуациях.

Оборудование:

- набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого ребенка;
- набор карточек с описаниями ситуаций, подготовленных для анализа, и рисунков, их иллюстрирующих;
- схема расшифровки цветовых сигналов:

Красный свет - поведение и поступки, опасные для здоровья.

Желтый свет—   поведение, требующее осторожности и осмотрительности.

Зеленый свет — поведение и поступки, полезные для здоровья.

Описание правил игры.

Воспитатель зачитывает текст карточки, демонстрирует соответствующий тексту рисунок.

Дети поднимают кружок того цвета, который, по их мнению, адекватен ситуации.

Затем проводится анализ ситуации по вопросам воспитателя:

- Что произошло?
- Какие причины вызвали ситуацию?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

(Ответы детей)

Ситуация 1.

В холодную погоду родители разожгли в доме камин. Когда огонь прогорел, они занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили на подоконник и, подражая взрослым, стали на них дуть. Появился огонь, дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно загорелась коробка, затем штора и подоконник. Тут дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполнятся дымом. Старший мальчик взял за руку сестру и побежал на улицу к родителям.

Ситуация 2.

Весь день на даче взрослые вместе с детьми вырезали сухие ветки деревьев и кустарников, а вечером дети решили развести костер. Ветки почему-то не загорались. Петя побежал домой, принес бутылку с керосином и полил им сушняк. Поднесли спичку и еле успели отскочить от вспыхнувшего пламени.

Прогулка

Соревнование «Смелые пожарные»

Ребята, сегодня вы будете соревноваться между собой, и мы узнаем,кто лучше всех знает правила пожарной безопасности. Вас ждут конкурсы на смелость, ловкость, выносливость.

Ребята выбирают капитанов двух команд.

Капитан 1-й команды. Мы команда «Угольки», наш девиз:

Упал на пол уголек,

Деревянный пол зажег;

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его водой.

Капитан 2-й команды.

Мы команда «Капельки», наш девиз:

Хоть мы, капельки, малы,

Но проворны и смелы,

Мы потушим угольки,

Чтобы не было беды.

Воспитатель. Предлагаю провести разминку. Каждая команда должна ответить на вопрос. Прежде чем отвечать, посоветуйтесь друг с другом. Жюри оценит ваши ответы.

Вопрос 1-й команде:

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с …(огнем).

Вопрос 2-й команде:

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сразу спички…(отобрать).

Воспитатель. Молодцы, обе команды правильно ответили на вопросы. Сейчас я приглашаю по одному участнику от каждой команды. На столе лежат карточки с цифрами: 04; 03; 10;20;01;33.

Задание 1.

Для 1-й команды: после сигнала показать карточку с номером телефона, по которому необходимо вызвать пожарную команду, если в доме начался пожар.

Для 2-й команды: найти номер, по которому необходимо звонить, если почувствуете в квартире запах газа.

Вечер

1. Запоминание  номеров телефонов и названия срочных служб:

01         газовая служба

03         пожарная охрана

04         скорая помощь

2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.

4. Для чего прибивают железный лист на полу возле печки?

а) для сохранения тепла;
б) для поддержания чистоты;
в) чтобы угольки не попадали на пол и не вызвали пожара.

5. Почему пожарных называют борцами огненного фронта?

а) умеют быстро разжечь костер;
б) умеют быстро потушить огонь;
в) знают много игр с огнем.

День пятый

Утро. Тест.

Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

А. Попытаться самому потушить огонь.

Б. Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.

В. Позвать на помощь соседей.

2. Как поступить, если младшие сестра или брат от страха перед огнем и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

А. Вытащить их оттуда и вывести из квартиры.

Б. Позвать на помощь взрослых и вывести малышей.

В. Поскорей убежать из квартиры.

3. Что делать, если в квартире появился дым?

А. Обмотать лицо мокрой тканью и побыстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.

Б. Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.

4. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар?

А. Соблюдать правила пожарной безопасности.

Б. Не пользоваться электроприборами.

В. Во всех комнатах расставить бочки с водой.

Непосредственно образовательная деятельность.

Подведение итогов деятельности.

- Что такое чрезвычайная ситуация?

(Ответы детей) (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)

- Кто такие спасатели?

(Ответы детей) (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.)

- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

(Ответы детей)

- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

(Ответы детей)

- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

(Ответы детей)

- Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.

Прогулка

Экскурсия в пожарную часть

Цели:

- Познакомить детей с людьми, работающими в пожарной части: пожарными, диспетчером, водителем пожарной машины; с оборудованием, необходимым в их работе.

- Воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий.

- Активировать словарь: пожарная часть, командир отделения, боец, коммутатор, огнетушитель, топор, багор, каска, противогаз, пожарный рукав.

Ход экскурсии.

Перед экскурсией воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, как нужно вести себя в общественных местах, знакомит с целью экскурсии.

В пожарной части они знакомятся с командиром отделения, который будет вести экскурсию. Дети наблюдают за работой диспетчера, как он принимает вызов о пожаре, куда записывает, как командир отделения передает сообщения о пожаре, дает сигнал тревоги. Дети наблюдают, как пожарные за считанные секунды надевают огнезащитные костюмы и занимают свои места в машине. Командир отделения объясняет и показывает инвентарь, необходимый при тушении пожара, знакомит детей с комнатой отдыха бойцов, проводит детей к пониманию того, что с огнем играть опасно, что они не должны брать спички, играть с ними, включать электроприборы и газовые плиты. Все это может привести к возникновению пожара.

Командир отделения рассказывает детям о том, что профессия пожарного требует от человека таких качеств, как смелость, отвага, ловкость, находчивость, мужество. Заостряет их внимание на том, что каждый взрослый и ребенок должен знать номер пожарной службы и уметь набрать его по телефону в случае замеченного возгорания.

В конце экскурсии воспитатель благодарит всех, кто помог ее провести.

Вечер.  Придумать и рассказать историю, как ребенок преодолел страх, не поддался панике, а спасся не только сам, но и увел в безопасное место младшую сестру (брата) во время пожара.

(Рассказы ребят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя по обучению детей Пожарной Безопасности (старший возраст)

Цели:познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях;развивать умение находить решение в сложных ситуациях;сформировать представлен...

Викторина "Правила пожарной безопасности" старший дошкольный возраст

Тема: Правила пожарной безопасности (викторина).Программное содержание:1). Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.2).  Развивать речь и память.Ход занятия: - Ребята! Послушайте в...

Презентация проекта «Пожарная безопасность» старший дошкольный возраст (6-7лет)

«Пожарная безопасность». Ход занятия. Запомнить твёрдо нужно нам –Пожар не возникает сам!...

Дидактическая игра «Волшебный куб: пожарная безопасность». (старший дошкольный возраст)

Дидактическая игра «Волшебный куб: пожарная безопасность». (старший дошкольный возраст)...

Цикл занятий по обучению детей Пожарной Безопасности (старший возраст)

Цели:познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях;развивать умение находить решение в сложных ситуациях;сформировать предста...

Тема недели "Пожарная безопасность" старшая группа

Календарно – тематическое планирование воспитательно - образовательной работы в старшей группеФевраль первая  неделяТема: «Детям об огне и пожаре»Задачи: Продолжа...

Перспективное планирование по обучению детей правил пожарной безопасности (старший дошкольный возраст).

Перспективное планирование по обучению детей правил пожарной безопасности (старший дошкольный возраст)....