Проект "Мир вокруг ребенка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Галина Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжск РМЭ

ПРОЕКТ

«МИР ВОКРУГ РЕБЕНКА».

Составила: воспитатель Новикова Г.А.

2011 г.

Проект «Мир вокруг ребенка».

1. Информационная характеристика образовательного проекта.

1.1. Автор проекта:

Новикова Галина Александровна – воспитатель МДОУ №4 «Калинка».

1.2. Руководитель проекта:

Ковальчук Людмила Николаевна  –  старший воспитатель   МДОУ   №4 «Калинка».

1.3. Участники реализации проекта:

Новикова Галина Александровна  -  воспитатель  МДОУ   №4 «Калинка».

1.4. База экспериментальной работы:

Старшая группа МДОУ  №4  «Калинка» г. Волжск РМЭ.

1.5. Сроки реализации проекта:

   

 2. Актуальность.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Так как исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе и искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. По словам И.А.Савенкова, «…для ребенка естественнее и, потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Познание» является:

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В процессе работы с детьми, мы обратили внимание на то, что у детей встречается и познавательная пассивность. Причины такой пассивности часто лежат в ограниченности интересов ребенка.

Результаты диагностики, направленной на выявление проблем в развитии познавательной активности показали, что в группе                            

- 12% детей с высоким уровнем развития познавательной активности,

- 54%  со средним уровнем развития познавательной активности,

- 34% детей с низким уровнем развития познавательной активности.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает своими руками, то все усваивается прочно и надолго.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопрос;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке;

- уметь доказывать и делать выводы.

Цель: влияние  поисково-познавательной деятельности дошкольников, протекающей в форме экспериментальных действий на развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать  причинно-следственные зависимости.

Задачи:

развивать  познавательную активность детей, посредством экспериментальных действий, формируя целостную картину мира, расширяя кругозор; 

развивать представление детей о физических свойствах и явлениях окружающего мира;

развивать у детей любознательность в процессе наблюдений;

формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания целостной картины мира, способствующих развитию речи;

учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;

формировать навык выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

разработать перспективный план опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста;

привлечь родителей к совместной деятельности.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность.

Гипотеза: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста будет более успешным, если:

обеспечить организацию совместной деятельности воспитателей, психолога, музыкального руководителя для развития познавательной активности;

создать предметно-развивающую среду (уголок экспериментирования, библиотека «умных книг»);

привлечь родителей к экспериментированию в домашних условиях.

Методы деятельности:

практические (опыты, эксперименты);

наглядные (модели, схемы и т.д.);

словесные (пояснения, рассказ);

Структура проведения экспериментирования:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проведение наблюдения;

- обсуждение увиденных результатов;

- формулировка выводов.

Этапы осуществления проекта:

 Подготовительный:

рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;

организация  уголка  экспериментирования;

диагностика (по методикам А.И.Ивановой, А.И.Савенкова).

Основной:

 пополнение уголка экспериментирования;

составление плана  кружковой работы по опытам и экспериментам;

создание картотеки опытов и экспериментов;

использование элементов экспериментирования на занятиях: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные;

чтение художественной литературы («Физика для малышей» Л.Л.Сикорук изд. Педагогика, 1983 г., «Большая энциклопедия для дошкольников»), загадки, стихи;

 

Заключительный:

сравнительный анализ диагностики (по методикам А.И.Ивановой, А.И.Савенкова);

Работа с родителями:

- родительские собрания;

          - мастер-класс «Вместе с мамой на кухню»;

          - буклеты;

       - использование информационных стендов, папок-передвижек.

Ожидаемый  результат проектной деятельности:

В связи с поставленными задачами предполагаются следующие результаты:

у детей будут развиваться умения

- активно познавать мир;

- применять разные способы детского экспериментирования;

- ставить новые вопросы и самостоятельно находить на них ответы;

- делать выводы и объяснять полученный результат.

Это именно те качества, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе.

у родителей

- повысится уровень знаний в вопросах организации и проведения экспериментов и опытов;

- появится интерес к воспитательно-образовательному процессу.

Заключение.

Экспериментальная работа развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с окружающим, с основами математических знаний, а также прививает навыки безопасного поведения в быту, в природе и т.д.

Следовательно, экспериментируя, ребенок легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его успехов в дальнейшем обучении.

  Перспектива.

В своей дальнейшей работе буду продолжать совершенствовать  навыки экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, начиная с младшего возраста, т.к. именно в младшем возрасте формируется познавательный интерес и любознательность.

 

 

Используемые источники:

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

Познавательные опыты в школе и дома: перевод с английского Жукова В.А. Москва «РОСМЭН» 2002г.

Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.

Савенков А.И.  Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей. Ярославль. Академия развития 2009.

Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...

Дрюжилюбный, спокойный климат вокруг ребенка

Как психологический климат в семье может влиять на физическое здоровье ребенка? – Здоровье ребенка зависит от множества факторов, в том числе и от психологического климата, который скл...

«Живой мир вокруг ребенка»

В моей статье речь пойдет о том , как часто нужно гулять с ребенком и важность наблюдения живой природы вокргу него."День, проведенный без прогулки - зря прожитый день"....

Консультация "Мир вокруг ребенка"

Консультация "Мир вокруг ребенка"...

"Один дома" - опасности вокруг ребенка

Конспект занятия по ОБЖ «Опасности вокруг нас» в средней группеЦель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источника...