Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гонтова Ольга Яковлевна

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множество своих загадок, проблем, вопросов, которые они задают окружающим, не всегда получая соответствующий ответ и как результат - постепенно утрачивают любознательность, интерес.

Поэтому на данном этапе очень важно помочь детям в доступной и занимательной форме познакомиться с основными свойствами предметов, веществ, явлений окружающей нас среды, растениями и животными, с краем, в котором мы живем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_vokrug_rebenka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста

«Мир вокруг ребенка»

Пояснительная записка

ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, о малой родине, Отечестве.

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множество своих загадок, проблем, вопросов, которые они задают окружающим, не всегда получая соответствующий ответ и как результат - постепенно утрачивают любознательность, интерес.

Поэтому на данном этапе очень важно помочь детям в доступной и занимательной форме познакомиться с основными свойствами предметов, веществ, явлений окружающей нас среды, растениями и животными, с краем, в котором мы живем. Начальным звеном формирования осознанного отношения дошкольников к окружающему, к природе, является система конкретных знаний, которые дети старшего дошкольного возраста могут приобрести во время совместной деятельности со взрослыми, а также в самостоятельной деятельности.

Цель программы: Формирование начал экологической культуры на основе усвоения элементарных знаний о природе и родном крае.

Задачи:

1. Расширение представлений у дошкольников о предметах и явлениях природы и явлениях общественной жизни. Развитие интереса к их познанию.

2. Формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе.

3. Обогащение нравственного и эстетического опыта детей.

Основанием реализации программы является ведущий вид детской деятельности - игра, а также организованная образовательная деятельности, наблюдения, экскурсии, труд, исследовательская, опытно-экспериментальная деятельность, моделирование.

Содержание программы дополнительного образования детей «Мир вокруг ребенка» охватывает широкий круг вопросов: от элементарных знаний «я - человек», до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном единстве. Это позволяет уже в дошкольном возрасте формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нем человека.

В программе представлено семь разделов:

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Я - человек

4. Край, в котором мы живем

5. Будь хозяином родного края

6. Загадочная планета

7. Опытно-экспериментальная работа

Разделы «Живая» и «Неживая природа» представляют тематику мероприятий, позволяющих расширить знания о животных, растениях, тайнах природы.

В разделах «Кто я такой», «Край, в котором мы живем», «Будь хозяином родного края» дети узнают о жизни общества на примере своего поселка, республики, получают представление о развитии цивилизация и техническом прогрессе.

Следующий раздел «Загадочная планета» знакомит с планетами Земля, Солнце и др., дети узнают: что такое карта, глобус.

«Опытно-экспериментальная работа» - мероприятия этого раздела предусматривают формирование простейших понятий, стимулируют развитие умственных способностей детей.

Структура таких исследовательских работ такова:

1. Постановка цели

2. Практическая работа

3.Поиск путей решения проблемы

4. Результат, вывод.

Такие мероприятия носят поисковый характер и дают возможность детям самостоятельно получать результат, проявить инициативу и творчество.  

Через все разделы проходит нить охраны природы. Дети узнают, что человек охраняет природу, создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие растения и животных в «Красную книгу». Все эти знания способствуют развитию экологического мышления и гуманному отношению ко всему живому.

Тематический план

I. Живая природа

1. Хочу все знать.    

2. В мире домашних животных

3. В мире лесных животных

4. Какие бывают растения  

5. Загадочные растения  

6. Все они разные

II. Неживая природа

1. Что нас окружает

2. Солнце,   воздух и вода - наш лучшие друзья

3. Тайны природы

4. Из чего что сделано

III. Кто я такой

1. Я в прошлом и настоящем

2. Предметы-помощники в моей жизни

  1. Какие качества помогают дружбе

IV. Край, в котором мы живем

1.  Путешествие по поселку Селенгинск

2. Знакомство с картой Бурятии

3. Природа Бурятии

4. Озеро Байкал и его обитатели

5. Бурятская земля богата талантами
6. Праздник Белого месяца

V.  Будь хозяином родного края

1. Правила друзей природы. Учись защищать природу        

2. Природа наш общий дом

3. Танхойский государственный природный биосферный заповедник

4. Баргузинский заповедник

VI. Загадочная планета

1. Планета Земля - что это?

2. Природа - мир загадок

3. Это просто фантастика

VII. Опытно-экспериментальная работа

1. Эксперимент с черенкованием комнатных растений

2.Эксперимент — круговорот воды в природе

3. Живые барометры


Формы, методы и средства, используемые при работе по познавательному развитию дошкольников разнообразны. Дети ведут наблюдения в природе и общественной жизни. Познавательные мероприятия проводятся на прогулочных участках, в лесной зоне детского сада, в микрорайонах поселка, в местах отдыха и пр.

Программа «Мир вокруг ребенка» рассматривается как программа дополнительного образования дошкольников и носит рекомендательный характер.

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

I. Живая природа

1. Презентации «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Растения», «Пресмыкающиеся»

2. Творческая деятельность. Рисование объектов живой природы.

3. Труд. Посадка комнатных растений и уход за ними.

4. Наблюдение за деревьями и кустарниками в лесной зоне детского сада.

5.Наблюдение за живыми объектами в экологическом уголке природы детского дома творчества.

6. Использование настольно-печатных игр при ознакомление дошкольников с живой природой.

7. Развлечение «В мире цветов».

8. Викторина «Тайны зеленого леса».

9. Заучивание стихов, чтение детской художественной литературы о живой природе.

II. Неживая природа

1. Психогимнастика «Облако», «Тучи», «Радуга», «Гроза», «Дождь» и т.д.

2. Графическое изображение «неживой природы».

3. Работа в календаре погоды.

4. Конкурс «Знатоки природы».

5. Создание мини-музея минералов.

III. Кто я такой

1. Конкурс «Моя семья».

2. Развлечение «Созвездие именинников».

3. Развлечение «Фольклорное путешествие»

IV. Край, в котором я живу

1. Знакомство с Красной книгой Бурятии

2. Бурятский национальный быт

3. Праздник Белого месяца – Сагаалган

4. Знакомство с бурятским народным танцем – ехор

5.Выставка детских рисунков «Бурятские узоры»

6. Коллаж бурятского орнамента

7. Народные игры наших бабушек

V. Будь хозяином родного края

1. Знакомство с Баргузинским заповедником

2. Знакомство с Танхойским государственным природным биосферным заповедником

3. Изготовление планшета «Правила поведения в природе»

4. Создание экологической тропы

VI. Загадочная планета

1. Работа с картой, глобусом

2. Работа в календаре природы

3. Наблюдения за явлениями природы

4. Просмотр видео «Загадочные планеты»

VII. Опытно-экспериментальная работа

1. НОД «Знакомство с почвой»

2. НОД «Снег-лед-вода»

3. Проект «Магия и волшебство»

Взаимодействие с родителями

I. Живая природа

1. Экскурсия в музей природы г. Улан-Удэ

2. Выставка-обмен комнатных растений

3. Коллекционирование «Этот загадочный мир природы»

II. Неживая природа

1. Заготовка качественной глины

2. Выставка изделий из глины

III. Кто я такой

1. Представление информации о происхождении человека

2. Родительское собрание «Права ребенка»

IV. Край, в котором я живу

1. Знакомство с профессией егеря

2. Отдых на природе

3. Посадка саженцев в зоне леса на территории детского сада

4. Труд. Сезонная работа на прогулочных участках

5. КВН «Наш дом - природа»

VI. Загадочная планета

1. Экскурсия в планетарий

VII. Опытно-экспериментальная работа

1. Создание экологической лаборатории

2. Родительское собрание «Элементарная поисковая деятельность в детском саду»

Используемая литература

Артемова Л.В.. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.

Бондаренко Т. М.Экологические занятия с детьми 6-7 лет.

Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Белова И.К. «Здравствуй, мир», М., Баласс,2006

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.  

Гризик Т. И. Познаю мир.

Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Окружающий мир. Система тестов для детей 5-7 лет

Елкина НВ, Мариничева ОВ. Учим детей наблюдать и рассказывать.

Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Приложение к журналу "Управление ДОУ" Издательство: "Сфера" 2009

Стихи и рассказы о природе.  

Я, ты, мы. Серия книг «маленький человек и большой мир. 3-6 лет.

Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Уч. метод. Пособие.

Николаева С.Н.  - Методика экологического воспитания в детском саду.   - Издательство: Просвещение, 2002

Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Безопасность экологической воспитанности дошкольников. Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста "Загадки вокруг нас"

Программа направлена на обучение составлению загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста....