Главные вкладки

    Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста "Загадки вокруг нас"
    рабочая программа (средняя группа) на тему

    Щокало Светлана Валерьевна

    Программа направлена на обучение составлению загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_zagadkam.docx856.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Vasiliy\Downloads\20180503_173734.jpg


    Составление загадок как средство развитие речи детей дошкольного возраста.

    Программа основана на методике составления загадок кандидата педагогических наук, ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко.

    Пояснительная записка

    Нельзя переоценить значение речи в жизни ребенка. Надо создавать необходимые условия, чтобы побуждать детей говорить. Отгадывание и придумывание загадок может оказывать влияние на разностороннее развитие речи детей.

    Почему именно загадка? Знакомство каждого ребенка с загадками происходит в самом раннем детстве. Загадка для ребенка – это особый яркий, притягательный, таинственный мир, который доставляет радость. Хоть она и является малой формой фольклора, но для педагога  - это практический материал с огромными коррекционно-развивающими возможностями. Отгадывание и придумывание  загадок развивает мышление, воображение, наблюдательность, внимание, сенсорную сферу, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире, развивает речь.

    Почему именно составление загадок, как средство развития речи детей?  Так как любой воспитатель работает с детьми, имеющими речевые трудности в силу своего возраста, загадка может стать одним из инструментов в коррекции и формировании правильной речи ребенка. Потому что для создания в загадке образа отгадываемого предмета или явления употребление различных средств выразительности (эпитетов, сравнений, определений и т. д.) способствует формированию образности (т.е. выразительности) речи.

    Но ведь ведущим видом деятельности для дошколят является игра. Вот и играйте в загадки, т. е. сами придумывайте их, загадывайте друг другу, родителям, устраивайте соревнования, конкурсы.

    Цель: развитие речи детей дошкольного возраста через обучение составлению загадок.  

    Достижению этой цели способствуют следующие задачи:

    - формирование у детей умения работать по моделям для составления загадок,

    - совершенствование навыка подбора образных  характеристик объектов,

    - обогащение и активизирование словарного запаса детей образными выражениями, эпитетами, определениями,

    - формирование умения сравнивать объекты по различным признакам и свойствам,

        - развитие способности к словотворчеству

    Ожидаемые результаты:

    - у детей активизируется познавательная деятельность,

    - повысился уровень речевой инициативы,

    - дети используют образные характеристики объектов и явлений в общении со взрослыми и сверстниками,не только в детском саду,но и в повседневной жизни.

    - расширился и активизировался словарный запас слов детей.

    - развивается творческое мышление детей.

    Данная работа строится на трех этапах:

    1. Игры и творческие задания для развития образности речи.

    2. Составление сравнений (авторы -  Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н).

    3. Составление загадок.

    Такая деятельность не должна проходить в виде занятия с четко регламентированным отрезком времени. Она больше похожа на игру, которая может возникнуть спонтанно при любом режимном моменте, тем более, если возникает подходящая ситуация. Но главное – соблюдение последовательности этапов. Воспитатель переходит к отработке следующего этапа  только тогда, когда цель предыдущего этапа выполнена и дети легко справляются с необходимыми заданиями.

    Первый этап (подготовительный) – игры и творческие задания, направленные на развитие образности речи.

    Игра

    Цель игры

    Содержание игры

    «Цепочка»

    Учить детей выделять признаки объектов.

    Ведущий дает ребенку картинку с изображением объекта или сам предмет. Он называет его и передает следующему, а тот должен назвать какой-либо признак данного объекта и передать далее. Необходимо назвать как можно больше признаков.

    «Угадай по описанию».

    Учить детей по описанию называть объект

    Ведущий одному ребенку показывает картинку с изображением объекта. Ребенок должен описать этот объект, а остальные играющие догадаться, о чем идет речь. Первый, кто отгадал, становиться ведущим

    «Выбери признак, который есть у других объектов».

    Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объектов.

    Ведущий называет или показывает объект. Дети называют значения признаков этого объекта. Из названого выбирают одно характерное и одно специфичное значение. Например, «карандаш тонкий, простой».

    «Назови значение признака».

    Учить подбирать разные значения одного признака.

    Ведущий называет признак, а дети должны назвать различные его значения. Например, цвет – красный, желтоватый, искрящийся, теплый и т.д. Можно привязать данное упражнение к описанию какого-то конкретного объекта.

    «Кто (что) бывает таким же».

    Учить детей выделять и называть признаки объектов, сравнивать разные объекты по этим признакам.

    Ведущий называет (показывает) объект. Дети выделяют какой-либо его признак и называют его значение. Далее сравнивают его с другим объектом. Например, «конфета сладкая, как сахар».

    «Давай раскрашивать слова!».

    Учить подбирать эпитеты

    Ведущий называет слово, а дети пытаются его описать.

    «Упрямый ослик».

    Учить подбирать антонимы.

    Ведущий называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним. Например, белый – нет, черный, разговаривает – нет, молчит и т.д.

    «Да – нет!»

    Учить детей обозначать и называть признаки предмета.

    Ведущий загадывает слово. Дети должны его отгадать с помощью вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

    «Теремок».

    Учить детей сравнивать предметы по различным признакам, суметь найти между ними общее.

    Дети выбирают себе картинку с изображением объекта или сам предмет. Обыгрывается известная сказка, но поселится в теремке только тот, кто сможет найти что-то общее с предыдущим жильцом.

    « Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Пробегала мимо книга:

    - Тук, тук! Кто в теремочке живет?

    Никто книге не ответил, и она поселилась в нем. Пробегал мимо лист березовый:

    - Тук, тук! Кто в теремочке живет?

    - Я – книга. А ты кто?

    - А я лист березовый. Пусти меня жить к себе.

    - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож?

    - Я лист и у тебя есть листы. Я родился на дереве и тебя сделали из дерева.»

    И т.д.

    «Закончи предложение».

        Учить детей подбирать синонимы, антонимы, определения, эпитеты и т.д.

    В зависимости от задачи воспитатель начинает необходимое предложение, а ребенок заканчивает. Например:

    Клубника сладкая, а клюква - …

    Вчера был настоящий зимний день, снег на солнце … (сиял, блестел, искрился и т.д.)

    «Слово за слово».

    Учить выделять признак объекта, давать его значение и переносить это значение на другой объект

    Алгоритм игры: назвать объект – назвать свойство этого объекта – назвать новый объект с названным свойством – назвать другое свойство нового объекта и т.д.

    Например, лист – лист зеленый – зеленый бывает кактус – кактус колючий – колючий бывает еж – еж маленький – и т.д.

    Также на данном этапе с помощью «Волшебников» (органы чувств) мы уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств. Здесь применятся различные игры и задания, соответствующие пяти способам описания объектов:

    Глаза - «Я вижу»                                                    

    Уши - «Я слышу звук»

     Нос - «Я чувствую запах»

    Язык - «Я пробую на вкус»

    Кожа - «Я ощущаю руками и лицом»

    Второй этап – составление сравнений.

    Используется  модель, предложенная Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н.:

    -воспитатель называет какой-либо объект (снег);

    -обозначает его признак (по цвету);

         -ребенок определяет значение этого признака (искрящийся);

    -сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте (такой же искрящийся по цвету, как драгоценности).

    Ступени составления сравнений:                      

    1.«Снег по цвету искрящийся, такой же по цвету искрящийся , как драгоценности»

    2. «Снег искрящийся, как драгоценности»

    3. «Снег искрящийся, как переливающиеся на солнце драгоценности»

    Вначале у ребенка получаются очень громоздкие сравнения. На второй ступени название признака объекта опускается, называется только его значение. А на третьей ступени  второй объект дополняется определениями. Например, результатом работы над составлением сравнений могут стать такие сравнения, составленные детьми: «Облако пушистое, как белое лебединое перо» ; «Одеяло теплое и мягкое, как мамины руки»

    Третий этап – составление загадок (автор – А. Нестеренко).

    Работа ведется по трем меделям составления загадок.

                                            Модель 1

                  Какой?

       Что (кто) бывает таким же?

                                                      но не, как

                                           

                                                 Модель 2

                  Что делает?

           Что (кто) делает также?

                                                     но не, как

                                                           Модель 3

          На что (кого) похоже?

               Чем отличается?

                                                    но не, как

    Загадки составляем по следующему алгоритму:

    1. Выбираем объект для придумывания загадки.

    2. Выбираем одну из трех моделей, с которой будем работать.

    3. Подбираем необходимые характеристики данного объекта и сравниваем его с другими объектами.

    4. Выбираем наиболее удачные сравнения.

    5. Связываем все сравнения в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

    6. Выразительно читаем (рассказываем) загадку.

    Пример работы над составлением загадки про самолет по модели 1:

    - Какой самолет по действиям? (Летящий, парящий, шумящий и т.д. – выбирается наиболее подходящее слово и заполняется верхняя строка левого столбца)

    - Если он летящий, то что (кто) еще бывает таким же? (Вертолет, бабочка, мячик, пух, грач и т.д – заполняется соответствующая строка правого столбца)

    - Какой самолет по внешнему виду? (Блестящий, разноцветный, крылатый – заполняется вторая свободная строка левого столбца)

    - Если он крылатый, что (кто) бывает таким же? (Птица, стрекоза – заполняется соответствующая строка правого столбца)

     - Какой самолет по размерам? ( Большой, огромный – заполняем нижнюю строку левого столбца)

    - Что или кто бывает таким же? (Слон, великан, динозавр – заполняем соответствующую строку правого столбца.

    Модель 1 обретает такой вид:

                      Какой?

    Что (кто) бывает таким же?

                                                      но не, как

    Летящий

    Птица

    Крылатый

    Бабочка

    Большой

    Слон

    Соединив левую и правую части модели с помощью слов «но не» или «как» получаем загадку:

    Летящий, но не птица,

    Крылатый, как бабочка,

    Большой, но не слон.

    Аналогично составляются загадки по другим двум моделям.

    Так как дошкольники в большинстве своем - нечитающие, модель заполняем с помощью готовых картинок (для этого необходимо иметь достаточный набор картинок) или выбранные слова зарисовываем. Для более старших детей, слова можно обозначать буквами первого звука. Позже, когда принцип сочинения загадок детьми понят, загадки дополняем определениями и получаем более выразительную загадку.

    Сравните:

    Желтое, но не цыпленок,                    и                   Желтое, но не пушистый цыпленок,

    Круглое, но не мяч,                                                   Круглое, но не резиновый мяч,

    Горячее, как утюг.                                                     Горячее, как нагретый утюг.

    Когда алгоритм составления загадок усвоен, детям предлагаются следующие формы работы:

    -составляем загадки коллективно для одного отгадывающего,

    -сочиняем загадки для подгруппы детей,

    -разбиваем детей на команды и организовываем соревнования между командами,

    -предлагаю составить загадки дома и подключить к домашней работе родителей ( необходимо предварительно провести консультацию по данной теме с родителями и научить их составлять загадки; в данном случае  необходимо выдать детям бланки с моделями домой),

    -для самостоятельной работы дошкольника над загадкой необходимо обеспечить его схемами-моделями, карточками для выбора объектов, признаков и действий, цветными карандашами или фломастерами.

    Работа с родителями по составлению загадок:

    - На родительском собрании познакомить с данной методикой и научить составлять загадки.

    - Консультации и рекомендации.

    - В уголке для родителей записываю самые интересные загадки, составленные детьми в течение дня.

    - Предложить составить загадки дома, используя бланки с моделями.

    - Сочиненные дома новые загадки и изображения отгадок родители с детьми «поселяют» в загадочные домики, сделанные с детьми своими руками.

    - Семьи создают своими руками книги-сборники загадок.

    Мониторинг развития образности речи дошкольников проводим по методикам, предложенными Макаровой В.Н., Ставцевой Е.А, Едаковой М.Н. в методическом пособии «Диагностика развития речи дошкольников»

    Источники:

    1.Алла Нестеренко.Страна загадок: О развитии творческого мышления детей. Триз-ОТСМ. ИГ «Весь»,2017.192с.

    2.Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников.Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004г. jlproj.orgthis_bibl/Sid_Khom.pdf

        3. http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M2/file/5.pdf


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»

    Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...

    «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

    Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

    КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

    Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

    «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

    Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

    Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности

    Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности...

    ПРОГРАММА дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно- творческой деятельности «Пластилиновое чудо» на 2018-2019 учебный год

    Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...