«Ознакомление старших дошкольников с неживой природой через поисково-познавательную деятельность»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Прискина Светлана Валентиновна

 

    Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,                                                                                                                                                  

  приобретают способность сами задавать

                                                                       вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком   и

нравственном  уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл.

                                                                                                                                  К.Е.Тимирязев

 

Тема: Ознакомление старших дошкольников с неживой природой через поисково - познавательную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priskina_s.v._kursovoy_proekt.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

        

ГОУ ЧУВАШКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра дошкольного образования

Курсовой проект

тема: «Ознакомление  старших дошкольников с неживой природой через поисково-познавательную деятельность»

                                                   Выполнила:

                                                    Прискина С.В.

                                                          слушатель КПК воспитателя ДОУ

                                                       

                                                          Научный руководитель:

                                                          старший преподователь

                                                          Николаева Е. И 

Чебоксары 2011

Содержание

      Введение.

Анализ ситуации.

1.1.Внешняя среда.

1.2.Внутренняя среда.

1.3.Анализ проблем.

2.Концептуализация.

3. Целеполагание.

3.1.Цель проекта.

3.2.Задачи.

3.3.Ожидаемые результаты.

3.4.Участники проекта.

3.5. Срок реализации проекта.

4.Этапы реализации проекта.

5.Реализация проекта.

6. Мониторинг проекта.

Приложение

Перспективный план работы по теме « Ознакомление старших дошкольников с неживой природой через поисково- познавательную деятельность»

Конспекты занятий:

а) « Будь природе другом»

б) « Мы - исследователи»

в) «Камешки»

Литература.

             

         Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,                                                                                                                                                    приобретают способность сами задавать

                                         вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком   и

нравственном  уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл.

                                                                                                                                  К.Е.Тимирязев

Тема: Ознакомление старших дошкольников с неживой природой через поисково - познавательную деятельность.

Введение

Среди множеств признанных явлений в нашем обществе одним из наиболее острых является сегодня кризис экологический. Об этом кризисе свидетельствует часто возникшие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина которых кроется  в человеке, его деятельности и отношение к окружающей среде. Острые экологические проблемы в нашей стране пробуждает разрушительная и расточительная эксплуатации природы, её ресурсов. Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы. Но без системы непрерывного  экологического воспитания, образования  и просвещения людей этих проблем не решить. Обретение экологической культуры, экологического мышления. Сознания, экологически оправданных отношений с природой- это единый для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, какова его деятельность, такова и окружающая среда.

           Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

         Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное  и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада.

           На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

              В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников  в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Т.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько).

             В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закалял волю.

              Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать- значит сделать шаг в  неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.

                Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

                В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве- живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно- следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.

                Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщить собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.

           

Анализ ситуации.

Внешняя среда.

Благоприятные факторы

Отрицательные факторы

Политические

Подкреплённая законодательная база:

-Постановление правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 1994г.

-Конституция РФ и ЧР

-Закон «Об образовании» РФ и ЧР

-Постановление « Об экологическом образовании обучающихся  в образовательных учреждениях РФ» 1994г.

-Проект « Стратегия экологического образования  в РФ» 2000г.

-Конвенция о правах ребёнка

-Концепция дошкольного воспитания

                   нет

Социальные

- Рост образовательного ценза родителей воспитанников

-Разнородность социального статуса родителей

-Снижение воспитательного потенциала семьи: тенденция увеличения детей , оставшихся без попечения родителей, детей- сирот, безнадзорных детей.

             

            Экономические

Возможность внебюджетного финансирования

-Организация республиканских конкурсов с возможностью получения гранта

-Экономическое рассмотрение населения: рост числа семей, проживающих за чертой бедности

-Низкий уровень зароботной платы работников образования

-Недостаточное бюджетное  финансирование для приобретения материала экспериментирования

                                                 

                                                      Технологические

- Компьютеризация МБОУ   «Балабаш-Баишевская СОШ»

Наличие педагогических  технологий

-Недостаточное  владение компьютером педагогов

                                                       Экологические

Батыревский район -  экологическая благоприятная зона

- Деградация почвы- опустынивание, засоление, разрушение структуры

- Интенсивное сокращение лесов, в частности тропических, которые являются « лёгкими планеты» и обеспечивает кислород всему живому на Земле

- Загрязнение окружающей среды ( воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и с/х производства

- Ухудшение здоровья людей ( взрослых, детей)

Возможности

Угрозы и препятствия

-Участие на районных, городских и республиканских конкурсах

- Нехватка квалифицированных педагогов

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

- Комплексная программа « Программа воспитания ребёнка дошкольника» под рук. О.В. Драгуновой Чебоксары, 1995г.

-Парциальная программа «Наш дом-природа» под рук. Н.А. Рыжовой, 1998г.

- Хрестоматия «Çăлкуç»

-Экологическая тропинка

- В комплексной программе раскрыты методические рекомендации по разделам «Неживая природа»

-Программа не имеет диагностических инструментарий

-Недостаточный уровень знаний воспитателей по экологическому образованию

- Недостаточный уровень знаний родителей о неживой природе

-Нерегулярные прогулки на природу родителей с детьми в выходные дни из-за занятости первых

-работа с родителями (Отсутствие педагогического опыта у большинства родителей)

Возможности

Угрозы и препятствия

- Использование ИКТ- технологий при проведении занятий

-Использование современных программ: 1. «Программа воспитания ребёнка- дошкольника» под рук. О.В.Драгуновой. 2. «Наш дом природа» под рук. Н.А.Рыжовой

- Отсутствие у родителей времени и потребности часто быть на природе с детьми

 -Нет уголка экспериментирования.

1.3.Анализ проблем

                                Что мы имеем

- зоны воды, песка, глины

- вновь поступивших в группу детей

- разновозрастную группу

             Что нужно делать?


-Создать коллекции глины, песка, камней.

-привлечь родителей

-изучая новую технологию исследовательской деятельности А. Савенкова

Что мы должны получить?


- исследовательскую лабораторию «Почемучка».

-повышение интереса к исследовательско- экспериментальной деятельности через использование новых технологий

                       

Главная проблема

Недостаточный уровень развития познавательного интереса к предметам и явлениям неживой природы отсутствие системы знаний , неумение сравнивать и делать выводы, которые являются препятствием при   ознакомлении детей с неживой природой: вода, воздух, песок, глина, камни. Отсутствие разработанной системы по ознакомлению дошкольников с неживой природой.

Концептуализация.

     

Данный проект предполагает систематическую, разнообразную работу по развитию познавательного интереса к объектам неживой природы через поисково - познавательную деятельность. Реализация цели и задач проекта предполагает поэтапную работу в трёх направлениях: с детьми, педагогами и с родителями.

       Целенаправленная реализация проекта поможет создать систему по формированию знаний о неживой природы и её свойствах, обеспечивающих понимание элементарных взаимосвязей живой природы с неживой природой, воспитание осознанно- правильного отношения к неживой природе, повышение у родителей экологической образованности.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму».

        Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом принципе и основан наш проект.

                               

3 Целеполагание.

3.1 Цель проекта.

Формировать у дошкольников экологические знания и представления о неживой природе, познавательную активность через поисково- познавательную деятельность.

Разработать систему познавательных занятий, игр, наблюдений, бесед. Пополнить исследовательскую лабораторию « Почемучка» с новыми материалами.

3.2 Задачи.

1. Формировать у детей представление о неживой природе и её свойствах.

2. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать. Обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3. Развивать интерес и любовь к родному краю.

4. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы; умение рационально использовать природные ресурсы.

5. Воспитывать эмоционально- положительное отношение поисково- познавательной деятельности.

6. Активизировать работу по повышению уровня знаний детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

7. Создать предметно- развивающую среду в группе.

3.3    Ожидаемые результаты

-  Систематизация знаний о неживой природе.

- Сформировать познавательного интереса к предметам и явлениям неживой природы;

- Умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- Расширение перспектив развития поисково - познавательной деятельности детей.

- Ответственное отношение к окружающей среде.

- Проявление у детей инициативы самостоятельности, эмоционально- положительного отношения к поисково - познавательной деятельности.

- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по ознакомлению детей с неживой природой через отношение поисково - познавательную деятельность.

- Создание предметно- развивающей среды по познавательной деятельности.

- Повышение уровня экологического сознания и взаимодействия с семьёй.

3.4 Участники проекта:

- дети

- педагоги

- родители.

Срок реализации проекта: ноябрь-январь( 2011-2012)

4.Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

2 этап – основной.

3 этап – заключительный.

Реализация проекта.



Подготовительный


Повышение собственной

профессиональной

компетентности


Изучение

методической

литературы по

вопросам

ознакомления

дошкольников с

неживой природой через поисково-

познавательную деят-ть


ноябрь

 Прискина С.В.


Изучение передового педагогического

опыта по

поисково-

познавательной деятельности


ноябрь

 Прискина С.В.


Определение уровня знаний и умений о неживой природе


Диагностика детей



ноябрь

 Прискина С.В.


Определение степени заинтересованности

родителей к поисково- познавательной активности детей


Анкетирование

родителей




ноябрь

 Прискина С.В.


Основной


Обеспечение

условий для

реализации проекта






















































Ознакомление с неживой природой







































Педагогическое просвещение родителей


Оформление уголка

«Почемучки

мини — лаборатория


декабрь

 Прискина С.В.


Подбор

художественной

литературы,

экологических

сказок, стихов, загадок

примет

по ознакомлению с

неживой

природой


декабрь

 Прискина С.В.


Подбор наглядного

материала:

коллекция песка,

глины,

камней,

- подбор иллюстраций;

- оформление картотеки

опытов.


декабрь

 Прискина С.В.


Составление

картотеки

подвижных и

дидактических игр

по ознакомлению с

неживой природой




декабрь

 Прискина С.В.


Разработка перспективных планов:

-специально-организованных знаний;

- бесед;

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- опыты, эксперименты.


декабрь

 Прискина С.В.


Разработка методических материалов (конспектов занятий, сценариев, пособий)


декабрь

 Прискина С.В.


Цикл познавательных занятий:

- «Мы исследователи»;

- «Где же пятый океан»;

- «Будь природе другом».


декабрь

 Прискина С.В.


Познавательное чтение экологических сказок, рассказов, стихов


ноябрь-январь

 Прискина С.В.


- целевые прогулки;

- экскурсии к объектам неживой природы

 ноябрь-январь

 Прискина С.В.


- реклама

- речевая логическая задача


ноябрь-январь



 Прискина С.В.


Творческие, развивающие, дидактические подвижные  игры


ноябрь-январь




 Прискина С.В.


Продуктивная деятельность:

- рисование

- лепка

- оригами

- аппликация

-конструирование


ноябрь-январь

 Прискина С.В.


Опытно - исследовательская деятельность


ноябрь-январь



 Прискина С.В.

Праздники, развлечения: «Зима, и все ей рады»


декабрь

 Прискина С.В.


Проведение семинара «Организация опытов-экспериментов в домашних условиях»


ноябрь

 Прискина С.В.


Проведение консультации «Роль семьи в развитии интереса в поисковой деятельности»


декабрь

 Прискина С.В.


Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ


Привлечение родителей к оснащению предметно-развивающей среды

 Прискина С.В.


Заключительный



Оценка эффективности работы



Диагностирование детей


январь

 Прискина С.В.


Анкетирование родителей


январь

 Прискина С.В.

6. Мониторинг.

Диагностический инструмент.

№ п/п

Название методики

Автор

Цель

1

Схема изучения   знаний детей  о неживой природе

Т.М. Бондаренко

Определить знания детей о неживой природе

2

 Выбор деятельности

А.Н. Прохорова

Выявить место детского экспериментировать в предпочтениях детей

3

Сахар

И.В. Цветкова

Выявить умение анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представление о свойствах веществ: растворить их в воде, изменить вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы

4

Древо желаний

В.С. Юркевич

Изучение познавательной активности детей (использование картинки и словесных ситуаций)

5

Игра - «нет»

По типу игры «Вопрошайка» Н.Б. Шумакова

Исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умение видеть

Перспективный план работы по теме:

«Ознакомление старших дошкольников с неживой природой через поисково-познавательную деятельность»

                                                                     

                                                                    Составлен

                                                                                       воспитателем МБОУ

                                                                                Прискиной С.В.

Перспективный план

Ноябрь

I

«Волшебница вода

Холодная и горячая вода

Беседа»Что должны люди делать, чтобы водоемы не загрязнялись»

Неутомимая путешественница (определить агрегатное  состояние воды)

Игра»Аквариум»

Создание «Киги добрых идей и дел»

«Чтение рассказа С. Сахарнова «По морям вокруг Земли»

Информационный лист «Роль семьи в развитии поисково -  исследовательской активности»

II


Наблюдение за первым снегом

Беседа «Что такое снег и откуда он берется»

Почему  снежинки  тают на ладошке?

Игра»Снежинки»

Рисование «Первый снег»

Чтение рассказа « Первый снег»

III

«Как увидеть воздух»

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении»

Беседа «Носы нужны не только для кроссы»

Опыт с воздухом №6,7

Игра»Ветерок»

Рисовать «ветер – ветерок»

Чтение рассказа «Воздух»

IV


Запахи воздуха

Картины воздуха

Опыт №6

Игра «Тёплый и холодный воздух»

Конструирование «Бумажный змей»

Слушание музыкального фрагмента

декабрь

I

«Где же пятый океан?»

Наблюдение за деревьями: почему они качаются

Беседа «Если бы не было воздуха…»

Опыт№1,2,3,4

Дидактическая игра «Старик -   Тодович» «Живое - неживое»

Рисовать «Воздушный шар»

Чтение рассказа « воздух»

Вечер Поэзии «Зима, и все ей  рано»

Консультация  «Роль семьи в развитии интереса в поисковой деятельности»

II


Есть ли в воде воздух?

Легкий живительный воздух

Опыт№2

Природа и я, Угадай кто я.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Чтение рассказа « Ветерок на дне»

III

Мы- исследователи

 Найдем воздух

«Где прячется воздух»

Опыт с камнем. Опыт с водой, Опыт с воздухом.

«Воздух, огонь, вода, земля!»

Конструирование «Кораблики»

Чтение стихотворений о свойствах воздуха

IV



Воздушный шар

«Почему шарик летает»

Опыт№12

«Воздушный шарик»

Рисование « Я играю с воздушным шариком»

Чтение рассказа «Воздушный океан»

январь

I

«Будь  природе другом»

«Воздух, ветер, человек»

 Как человек научился летать

Опыт: Воздухом может двигаться с разной силой

«Логическая задача», «три ветра»

Рисование « Я и ветерок»

Чтение «Сказка о ветерке»

Семинар практикум « Организация опытов – экспериментов в домашних»

II



Наблюдение за движением облаков

Горячо, тепло, холодно

Ветер в комнате

Игра с мячами

Конструирование «Самолетики»

Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане»

III

«Вот труба над нею дым»

Наблюдение за дымом, который выходит из трубы «Хлебозавода»

«Берегите чистый воздух»

Опыт№16

«Отчего и почему»

Рисование «Сбережем природу»

Чтение и обсуждение сказки «Серая шапочка и Красный волк»

IV



Наблюдение за полетом птиц

«Почему птицы могут летать?»

Опыт№15 (сделать игрушку – парашют)

Игра «Цепочка»

Аппликация «Жар – птица»

Чтение сказки «Куда дует ветер"

Конспект занятия

По ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с неживой природой на тему:

«Будь природе другом»

                                              Составила  воспитатель

                                                    МБОУ« Балабаш-Баишевская СОШ »

                                                    Батыревского района ЧР

                                                    Прискина Светлана Валентиновна

Образовательная задача: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Развивающая задача: развивать логическое мышление, воображение, активизировать словарь детей (безголосый, бескрылый, водоем, легенда).

 Воспитательная задача: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Материал и оборудование: банка стеклянная, сухие листья, два воздушных шара, два прозрачных стакана, кувшин с водой,  краски с кисточками.

Ход занятия

Воспитатель: Планета наша – общий дом.  И много лет мы в нем живем, но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.

Воспитатель:  А что такое планета? Дети. Земля, леса, озера.

Воспитатель: Да, это реки, моря,  озера, леса, поля, небо и солнце, почва и воздух, то все что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И сама  маленькая букашка – тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.

     Нас в любое время года учит мудрая природа,

     Птицы учат пению, паучок – терпению,

    Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

    И к тому же в их труде все по справедливости,

    Отражение в воде учит нас правдивости,

    Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

     И при всей огромности обучает скромности.

Воспитатель: Ребята, чём мы с вами дышим?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Всегда ли воздух нам друг?

Дети: Дают разные ответы.

Воспитатель: Давай докажем (предлагаем варианты).

Где вы можете встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.

Воспитатель: А что значит чистый воздух

Дети: Это когда легко и свободно дышится.

Воспитатель: А где вы можете встретить грязный воздух?

Дети: Рядом с заводом, где из трубы валит дым, на улице где много машин и т. д.

Воспитатель: А что значит грязный воздух?

Дети: Это когда дышать трудно и вредно.

Воспитатель: Правильно, не зря гласит поговорка «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья» Что нужно сделать для того, что бы воздух был чистый и все были здоровы?

Дети: Не загрязнять его.

Воспитатель: А воздух мы можем увидеть?

Дети: Нет.

Воспитатель: А услышать?

Дети: Да.

Воспитатель: Где вы его слышали?

Дети: Мы слышим его потому, что это ветер, а ветер это и есть движение воздуха.

Воспитатель: А вы хотите сейчас его увидеть и услышать7

Дети: Да.

Опыт

Ход опыта: Взять стеклянную банку, положить в нее сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить из него прямо в банку.

Вывод: Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает вверх сухие листья. И мы увидим, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит, свойство воздуха – это его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым.

Хоть бескрылый, а летает

Безголовый, а свистит

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает

Так порою он сердит!

Только, что он был везде

Миг – и нет его ни где!

Воспитатель: Кому же нужен воздух?

Дети: Воздух нужен всем и особенно чистый.

Воспитатель: Дети давайте сделаем вывод.

Дети: Не только для человека нужен чистый воздух, но и для всего живого на земле. Потому, что в результате загрязнения воздуха, желтеют и опадают листья, сохнут деревья и т. д.

Воспитатель: Люди заметили, там, где деревья – там чистый воздух, потому что деревья очищают его.

Воспитатель: Предлагаю игру «Назовите дерево»

Дети: Называют знакомые им деревья.

Физминутка.

Темным лесом и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом,

Чтоб цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

    Теплый ветер нежно гладит,

            Лес шумит лестной травой,

Кедр нам хочет низко поклониться,

Ель качает головой,

            А кудрявая берёзка

   Провожает всех ребят.

До свидания, лес зелёный, Мы уходим в детский сад.

(Дети имитируют все движения)

Воспитатель: В природе много чудес: солнце, воздух , но самое интересное чудо природы – это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. И нет на земле народа, который не чтил воду.

Легенда: У хантов нельзя кидать в воду камни, потому что можно потерять зрение.

Воспитатель: А вы не знаете таких случаев, когда кто-то загрязнял воду?

Дети: Разные ответы.

Воспитатель: Предлагаю провести опыт с водой.

Цель: Выяснить, что будет с чистой водой если её загрязнить, используя простые краски.

Дети: делают вывод: Вода имеет свойства растворять вещества и приобретать разный цвет. Та вода, которую закрасили, стала мутной,грязной и её нельзя даже пить.

Игра на внимание  (Да – подняли руги. Нет – присели)

Вопросы:

Из речки можно пить воду?

Поливать огород?

Грязную воду выливать в реку?

Пускать кораблики?

Ловить рыбу?

Бросать в реку камни?

Купаться

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете как себя вести у водоёмов. Сегодня мы убедились, что нам нужна чистая вода, так как вода – это источник жизни.

 

Конспект занятия познавательного цикла

тема:

                              Разработано

                                                     воспитателем

                                                    Прискиной С.В.

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами камня: тяжелый, легкий; большой, маленький; камни твердые, не бьются. Подвести к пониманию того, что из камней можно делать постройки.

Развивать  познавательный интерес к объектам неживой природы. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к своей познавательной деятельности. Активизировать умение выполнять действия в определенной последовательности. Воспитывать навыки культуры общения и поведения: приветливо здороваться и прощаться.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас детей:   камешки,  тяжелый,  легкий,  большой, маленький, твердый, не бьются.

Предварительная работа:

Рассматривание камней в аквариуме, на улице.

Материал: кукла бибабо- ворона Каркуша, ведерко, камешки разной величины, клеенка или большой лист картона

Методически приемы и структура занятия

Игропластика «Давайте порадуемся»

Загадка о вороне. Приход Каркушки.

Рассматривание камешков.

Исследовательская деятельность.

Опыт с губкой и камнем.

Постройка дорожки из камней.

Прощание с Каркушей.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель.

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро! Скажут все дети» (берутся за руки)

(За дверью раздается карканье Каркуши)

Воспитатель. Ребята, вы слышите? Кажется, за дверью кто-то есть. Сейчас пойду и посмотрю.

(Воспитатель выходит за дверь и надевает на руку куклу бибабо ворону Каркуши)

Воспитатель.

Что за гость пришел сюда?

Отгадайте вы друзья.

(воспитатель загадывает загадку)

Птица черная кружится,

Кар, кар! – кричит и веселится

Всем известная персона

А зову ее…

Дети. Ворона

Каркуша  (за нее говорит воспитатель)

Отгадали, это я!

Рада встречи, детвора.

Воспитатель. Каркуша, какие новости ты принесла на своем хвосте?

Каркуша.

Я летала за морями,

За высокими горами,

Набрала там камешков

Для детишек маленьких

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько камешков в ведерке?

Дети. Много

Каркуша. Сейчас я вам покажу, какие камни я набрала.

(Воспитатель вместе с детьми присаживается на ковер и высыпает камешки на картон)

Воспитатель. Дима, а камешки у Каркуши одинаковые?

Ребенок. Нет, разные.

Воспитатель берет в руки большой и маленький камешки. Показывает  детям и  Каркуше большой камешек.

Воспитатель. Каркуша, посмотри, какой у меня камушек – большой или маленький?

Каркуша. Я не знаю.

Воспитатель. Ребята, подскажите Каркуше. Большой или маленький?

Дети. Большой.

Воспитатель. Попробуйте все найти большой камень.

Сержа, какой камень ты нашел? Лена, какой камень ты держишь? Каркуша, а у тебя какой камень большой или маленький? Ребята, какие у всех нас камешки в руке? (дети отвечают)

Воспитатель. А теперь найдите и возьмите в другую руку маленькие камешки.

Катя, покажи маленький камешек. Дима, какой камешек ты сейчас взял? (дети отвечают)

Воспитатель. Молодцы, ребята, все нашли маленькие и большие камешки. А теперь подумайте, какой камешек легкий, а какой тяжелый. Света, большой камень он тяжелый или легкий?

Ребенок. Большой камень тяжелый.

Воспитатель. Видишь, Каркуша, большой камешек, он тяжелый. А это какой камешек?

Дети. Маленький

Воспитатель. А он тяжелый или легкий?

Дети. Легкий

Каркуша. Этот камень легкий

Воспитатель. Вика, маленький камень легкий или тяжелый?

Ребенок. Маленький камень легкий.

Воспитатель.

 В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали.

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так.

Не разбить их нам никак.

Воспитатель. Почему не разбиваются камни? Они твердые.

Воспитатель. Ребята, в одну руку возьмите камешек в ладошку, а в другую руку я дам вам губку. Крепко их сожмите. Камешек сжимается?

Дети. Нет

Воспитатель. А губка?

Дети. Сжимается.

Воспитатель. А почему камешек не сжимается?

Дети. Камешек твердый.

Воспитатель. Правильно. Камешек твердый, а губка – мягкая. А что случиться с камнем, если его опустить в воду? Каркуша, что будет с камнем, если его опустит в воду? (Каркуша затрудняется ответить)

Дети. Камень утонет.

Воспитатель. А губка утонет? (дети отвечают)  (воспитатель предлагает детям подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку).

Почему упал камень?

Дети. Он тяжелый.

Воспитатель. Опустим губку. Она утонула?

Дети. Нет. Она легкая

Воспитатель. Теперь и ребята и Каркуша знают, что камни тяжелые, твердые, не бьются. А где можно найти камешки?

Дети. В аквариуме, в речке, на море.

Воспитатель. Из камней можно строить дома, дороги. А давайте все вместе построим дорожку для Каркуши. Посмотрите, как я строю. Кладу камешек, за ним еще один и еще. А теперь вы положите свои камешки (каждый ребенок кладет по камешку) Видишь, Каркуша, как умеют дети строить дорожку из камней. Она получается как настоящая. Пройди, Каркуша, по нашей дорожке (Каркуша идет по дорожке)

Каркуша. Молодцы, ребятки, как вы много знаете о камешках и то, что они тяжелые, твердые, не бьются. Умеете строить дорожку и меня научили.

Ну, а теперь пришла пора,

Попрощаться нам друзья.

Вы, ребята, помогите,

Камешки все соберите.

Я ведерочко возьму,

К воронятам полечу.

Воспитатели и дети.

До свидания, Каркуша!

Ты ребят не забывай,

В гости чаще прилетай.

Ну, а мы пойдем гулять,

Будем камни там искать.

       

Конспект занятия

По ознакомлению детей старшего дошкольного

возраста с неживой природой на тему:

                         Составлен

                                           Воспитателем МБОУ

                                   Прискиной С.В.                                                                          

 « Мы – исследователи»    

Цель.   Дать   представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Материал.   Визитка «Ученый-исследователь»; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанное из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; фломастеры на каждого ребенка. Банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка. Весы. Панно «Берегите воздух» ( улицы города с домами, без деревьев)     

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку. Такой большой, что занимаю мир, такой маленький, что в любую щель пролезаю. ( Воздух)

Правильно, а почему вы так решили? Воздух везде: вокруг нас,  и под землей,  и на земле,  и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство.

Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи! (Ответы детей)

Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.  (Прикрепляет на грудь детям визитки.) Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

      Опыт с камнем.

Воспитатель. Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (Твердый, жесткий, крепкий.) Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?  (Ответы детей.)  А можно ли взять в руку воздух и сжать его?   А можно ли взять в руку воздух и сжать его?   (Нет, нельзя.) Делаем вывод: воздух – не твердое тело.

     

 Опыт с водой.

Воспитатель. Возьмем стакан с водой.  Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.)  Что умеет делать вода? (Вода течет, бежит, струится, журчит.)

Что же такое вода?  (Вода – это жидкость.)  Назовите другие жидкости. (Сок, кефир, молоко, кисель.)

             Опыты с воздухом.

Воспитатель. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он – не жидкость.

Воспитатель: Можно сделать вывод: воздух – не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.

Продолжим исследования.

     Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?  (Ветерок, воздух движется.) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

Физкультминутка.

Дети имитируют движения.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Воспитатель. Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, сожмем его в руке. Что вы услышали?  Свист.  Воздух с шумом выходит из груши. 

Опыт 2. Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?  (Ответы детей.) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.

Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?  (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)

Воспитатель. Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?   (Воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле.)

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

         Занимает ли воздух место?

Опыт 1. Опустим перевернутый стакан в банку с водой.  Что вы наблюдаете? (Вода в стакан не вливается.) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?  (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.)

Опыт 2. Закроем трубочку воронки пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?  (Вода не поступает в воронку.) Откройте отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку?  (Воздух вышел из воронки, и туда влилась вода.) Делаем вывод: воздух занимает место.

        Имеет ли воздух вес?

Опыт 1. Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаша весов неподвижны.)  Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.

Если  развязать нитку на надутом шарике, что произойдет?  (Из шарика выйдет воздух.)

Проводится упражнение на дыхание «Шар лопнул» (резкие выдохи с  шумом).

Опыт 2.  Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему?  Ведь игрушка тяжелее, чем  кусочек резины? (Предположения детей.)  Что у нее внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?  (Воздух занимает место и имеет вес.) Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?  (Для дыхания.)

Воспитатель. Уважаемы коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт 1. Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете?  (Пузырьки воздуха.) Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт 2. Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?  (Предположения детей.) Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Воспитатель. Прошу вас подойти к столам и нарисовать, а потом и рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.

Дети работают с бумажными силуэтами человеческого тела и рассказывают о системе дыхания.

Воспитатель. Положит руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?  (Ответы детей.) Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Убедиться в этом мы сможем, если проведем опыт.

Опыт. Возьмем воздушный шарик. Если мы го надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими легкими?  (При вдохе.) Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с легкими?  (При выдохе.)

Воспитатель. Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А мы можем не дышать?  (Нет.) Делаем вывод: без дыхания жизни нет.

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?  (Ответы детей.)

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать больше цветов, деревьев.) Давайте посадим деревья.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты деревьев.

Воспитатель. Пора возвращаться в детский сад.

Дети поют песню «Веселый поезд» и двигаются под музыку.

Воспитатель. У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, локотками, ладошками.

Список использованной литературы

Алябьева Е.А. «Нравственно – этические беседы и игры c дошкольниками»

Ашиков В.И., Ашикова С.Т. «Про небо и землею» Педагогическое общество Россия- М.,1999г.

Ашиков В.И., Ашикова С.Т. «Самоцветик»  (Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста)- М.,1998г.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Издательство «Учитель», Воронеж, 2002г.

Горькова Л.Т., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников», «Вань», - М.,2005г.

Драгунова О.В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника» Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995г.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизвестное рядом» Творческий центр,- М. 2005г.

Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», Педагогическое общество России. – М.,2006г.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

Николаев С.Н. «Ознакомление дошкольников  неживой природой» Педагогическое общество России. – М.,2005г.

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников», - М.,1998г.

Некрасов Е.   «Играем с песком, водой и глиной» (Дошкольное воспитание» №6 за 2006г.)

Нисканен Л.Г. «Первое знакомство с природой» - М. «Школьная пресса», 2005г.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л.Н., - М., АРКТИ, 2005г.

Рыжова Н.А. «Не просто сказки» Линка- Пресс, - М., 2002г.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду» Издательский дом «Карапуз», - М., 2001г.

Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка» - М., 1998г.

Рыжова Н.А. «Я и природа», М., 1996г

Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами», - М., 2005г

Рыжова Н.А. «Почва – живая земля», - М., 2005г.

Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», - М., 1998г.

Савенков А.  «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» (Дошкольное воспитание» №12 за 2005г.)

Скорлупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М., 2003г.

Зознобина Л., Ковенько Л., «Моя самая первая книжка о превращениях в природе.- М., Дрофа, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование любви к природе родного края через поисково - познавательную деятельность

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний...

« Формирование у дошкольников экологических знаний через поисково-познавательную деятельность» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

Проект «Ознакомление старших дошкольников с миром неживой природы через экспериментальную деятельность

Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности....

Ознакомление старших дошкольников с неживой природой через поисково-познавательную деятельность

       Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережно...

Ознакомление детей среднего возраста с объектами неживой природы через познавательно исследовательскую деятельность.

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его по...

Ознакомление детей среднего возраста с объектами неживой природы через познавательно исследовательскую деятельность.

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его по...