Экологические игры
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Генелидзе Наталья Александровна

подборка экологических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Принеси, что скажу», 

Дети делятся на две команды, внутри каждой команды рассчитываются по порядку номеров, запоминая свой номер. Вдали от играющих приготовлены две коробки (по одной для каждой команды) с одинаковыми наборами природного материала (шишки сосновые. кедровые, лиственничные, веточки, листья разных пород деревьев, плоды, косточки и т.д.). По команде: «№ 4 — лист березы!», 4-е номера из обеих команд бегут к своим коробкам, ищут названный предмет и приносят ведущему. Прибежавший первым получает для команды фишку, например шишку сосны. Побеждает команда, набравшая большее количество шишек.

Игра « Угадай, что в руке?» 

Играющие (в эту игру интересно включаться также и взрослым) стоят в кругу, руки за спиной, ладони раскрыты.

Ведущий вкладывает в ладонь детям косточки персика, сливы, вишни, шишки еловые, кедровые, сосновые, веточки, семена растений, перышки и т.д. Играющие должны определить и назвать, что у них в руке.

Игра «Поезд» 

Дети движутся в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья растений: тополя, черемухи, боярышника, березы и т.д. Ведущий называет остановки, например «черемуха». Ребята с листьями черемухи выходят из «поезда». Все остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Игра «Узнай свою шишку» 

Для игры в коробку складывают сосновые (или еловые, лиственничные, кедровые) шишки различной формы и размера. Детям предлагается выбрать одну шишку, подержать ее в руке, понюхать, поднести к уху, слушая ее скрип, внимательно рассмотреть и запомнить. Затем все шишки складываются снова в коробку, перемешиваются, и теперь каждому нужно отыскать уже «свою» шишку.

Игра «Деревья, травы, цветы» 

Ведущий предлагает послушать названия цветов, кустов, деревьев, одновременно выполняя разные движения. Если куст — похлопать; дерево — поднять руки вверх; цветок, трава — положить руки на пояс.

Ландыш
Шиповник
Сосна
Береза
Кедр
Тополь
Лиственница
Осина
Яблоня
Ива
Смородина
Пижма
Верба
Калужница
Мак
Одуванчик
Ирис
Акация
Крыжовник
Багульник
Пихта
Калина
Ольха
Подснежник
Рябина
Тысячелистник
Боярышник
Ромашка
Малина
Колокольчик

Игра «Что растет в родном краю» 

Ведущий называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в вашей местности:

Яблоня, груша, шиповник, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, черешня, сосна, апельсин,
Пихта, осина, кедр, мандарин.

А теперь быстро:
Липа, осина, каштан,
Черемуха, тополь, платан,
Дуб, кипарисы и слива,
Багульник, смородина, ива.

Игра «Стань птицей» 

Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:
—ходим важно, как голубь;
— прыгаем, как воробей;
— сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;
— полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;
— летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;
— ходим, как ворона.

Цель этого блока игр:

Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

Чья это работа?

Каждый ребёнок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: "Кто умеет перевозить грузы?" и т.д.

Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим.

В игре участвуют не более 5-6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями.

Угадай, кто я?

Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: "Я умею..." (действие изображается при помощи пластики.)

Дети должны отгадать и назвать изображённое действие. "А ещё я умею..." - говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций дети отгадывают объект.

Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик).

Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.

Количество участников - до 10 человек.

Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо-карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Обгонялки.

Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: "скакунчик", "поливалка" и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.

Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь.

Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа.

Кто же это делает? (разновидность игры "Да - Нет")

Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: "Это летает? Режется? Нужно для письма?" и т.д.

За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.

Неумейка

Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д.

Я еду в деревню

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.

Ребёнок объявляет: "Я еду в деревню и беру с собой..." и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.

Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

Повторяка

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети "примеряют" эту функцию на себя:

Я - лягушка. Я умею прыгать.
Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я - Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Расскажи сказку

Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а производными от функций.

Например, сказка "Теремок":

Бежит Пищалка...
Подошла В Болоте Сиделка к теремку...

 

3.2. Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени.

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития, замечать изменения объектов во времени.

Как это было?

Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок

Репка

Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку.

Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке.

Ромашка

В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

Был. Есть. Будет.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например яблоко:

сейчас - сладкое, сочное, красное...
было - зелёное, кислое, терпкое...
будет - сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

Что было? Что будет?

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические "кадрики" к сюжету, нарисованные вместе с детьми.

Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению).

Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

 

3.3. Выстраивание надсистемных и подсистемных связей. Выделение свойств

Цель этого блока игр и тренингов:

Анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

Волшебный мешочек

В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

Ты мой кусочек

Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я -озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - озеро, а ты - мой кусочек Я - твой берег, а ты мой кусочек. Я - песочек на берегу, а ты - мой кусочек..."

Угадай-ка (разновидность игры "Да-Нет").

Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".

Выбери нужное

Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

Домино

По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, половая принадлежность, место и т.д.

Волшебная дорожка

Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

Разведчики

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.

По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.

Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребёнок не может объяснить, почему к картине с изображением фермы он выбрал автобус: "В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота "и т.д.

Цепочка

Первый ребёнок называет объект.
Второй - его свойство.
Третий - объект с названным свойством.
Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

Например:

Морковь.

Морковь сладкая.

Сладким бывает сахар.

Сахар белый.

Белым бывает снег и т.д.

Купец (модификация народной игры "Краски")

Выбираются купец и продавец. Остальные участники игры - товар. Каждому "товару" продавец называет его образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне товар". "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое, тёпленькое..."

Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец - продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.)

Змея

В игре участвуют 4-6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку.

Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.

Моё - не моё (Модификация народной игры "Съедобное - несъедобное")

Играть можно на ступеньках крыльца или на площадке. Каждый ребёнок получает медальон с конкретным образом (в старшем возрасте достаточно этот образ назвать).

Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет какое - то свойство. Если для данного образа это свойство характерно, то ребёнок говорит: "Моё" и ловит мяч. Если нет, то отбрасывает со словами: "Не моё". Если же ребёнок по ошибке "присвоил" чужое свойство, ему предлагается оправдаться. Например: мячик сладкий? Когда? Если он мармеладный, если это конфетка - драже и т.д.

* * *

Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов

Экологические игры для дошкольников

АсЭкО-Информ 
№№ 38, 40,41

ЗАЯЦ И ЛИСА

* Количество участников: от 8 человек (чем больше играющих - тем игра интереснее).

* Возраст: 5 лет и старше.
* Время: 20 мин.
* Место: любое.
* Материалы и оборудование: два мяча - большой маленький.

* Правила игры.

Участники образуют круг. Большой мяч (лиса) передается в любом
направлении по кругу обязательно из рук в руки стоящих рядом
участников. Передавать (перебрасывать) мяч через одного или
несколько игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) наоборот, может
"прыгать" - перебрасываться любому участнику игры. Задача в том,
чтобы большой мяч "догнал" маленький, т.е. лиса поймала зайца.

По окончании игры обсудите с участниками, что они чувствовали,
когда выполняли функции хищника и жертвы, каково быть зайцем
и лисой в природе.

ОТГАДАЙ, ЧЬИ СЛЕДЫ

* Количество участников: от 5 человек.
* Возраст: 7 лет и старше.
* Время: 15 мин.
* Место и время: на открытом воздухе в сырую погоду, когда почва

влажная.
* Материалы и оборудование: два мяча - большой маленький.

* Правила игры.

Выберете место, на котором хорошо видны отпечатки обуви.
Каждый из участников делает по одному отпечатку своей обуви на
влажной почве. Все отпечатки внимательно рассматриваются
участниками, после чего отпечатки затираются. Один из участников
(водящий) отходит в сторону и поворачивается к остальным спиной
или закрывает глаза. Один из играющих оставляет отпечаток своей обуви.
Водящий должен определить, чей это след.

Обсудите, какими органами чувств пользуются животные, распознавая следы.

Ход игры.

Играющие рассаживаются в круг. Выбирают водящего, который,
проходя по кругу, повторяет слова: "Рыба, птица, зверь". Внезапно
останавливаясь перед кем-либо, водящий громко произносит одно
из этих слов, например, "птица". Играющий должен немедленно
назвать какую-нибудь птицу. Нельзя медлить и называть ранее
названных животных. Тот, кто замешкался с ответом или ответил
неправильно, платит фант, а потом "выкупает" его (например,
читает стихи или поет песню о природе, показывает фокусы).

БОТАНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

* Количество участников: от 8 до 25 человек.
* Возраст: 10 лет и старше.
* Время: от 15 до 25 мин.
* Место: сад, парк, лес.
* Материалы и оборудование: нитки.

* Ход игры.

Учитель заблаговременно проходит по маршруту и намеренно
делает "ошибки", например: прикрепляет сосновые шишки к нижним
веткам осины, привязывает еловые шишки к березе, ветку березы - к
осине. Затем этим маршрутом идут дети. Учитель предлагает им
внимательно осмотреться и найти "ошибки". Выигрывает тот, кто
больше заметит ошибок.

ЭКОЛУНОХОД

* Количество участников: от 8 до 25 человек.
* Возраст: 5 лет и старше.
* Время: от 5 до 12,5 мин.
* Место: любое.
* Материалы и оборудование: не требуются.
* Ход игры.

Все становятся вкруг. Один участник заходит в круг, становится на
четвереньки и, ползая по кругу, подражает повадкам какого-либо
животного и рассказывает о нем, например:
я медведь, я косолапый, зимой я сплю в берлоге, а летом ем малину
и ищу мед...

Первый засмеявшийся участник из числа стоящих в кругу тоже
входит в круг, пристраивается на четвереньках сзади ползающего
участника и, подражая повадкам другого животного, рассказывает
об этом животном. Например: я навозный жук, у меня шесть лап, я
появился из личинки...

Игра продолжается пока стоящим останется только один самый
серьезный и выдержанный участник. Тогда все вновь
выстраиваются в круг, а самый серьезный участник становится на
колени и на четвереньках ползет по кругу, рассказывая о своем
животном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...