Фотоэкскурсия "По улицам родного города"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мухлынина Нина Ивановна

Развлечение проходит в музыкальном зале. Дети, рассматривая иллюстрации, узнают и называют знакомые им места.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nina.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект непосредственно образовательной деятельности

1.Группа: старшая

2.Направление: познавательно – речевое развитие

3.Раздел программы: Краеведение

Тема: Фотоэкскурсия «По улицам родного города»

4.Этап обучения: расширение, уточнение и систематизация знаний, опыта

5.Цель: развитие познавательного интереса и речевой активности при знакомстве с родным городом.

Задачи:

              1. Познакомить с новым способом добывания информации – словарём, расширяя знания о старинном облике города и его современности.

              2. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление (давать мотивированный ответ), слуховое и зрительное восприятие.

              3. Воспитывать любовь и уважение к городу, стремление к тому, чтобы в дальнейшем прославить его.

6.Тип НОД: экскурсия

7.Используемые  методы, приемы, технологии  обучения: 

Методы обучения: наглядные (фотографии), словесные (беседа), проблемные (проблемные вопросы)

Приемы обучения: вопросы, пояснения, рассказ взрослого, ребенка, мотивация.

Технологии обучения:

Технология  развивающего обучения (съемка на видеокамеру)

Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)

Технология здоровьесбережения

8. Используемые  формы организации  непосредственно-образовательной деятельности  детей:  групповая.

9. Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы.

10. Предварительная работа: рассматривание фотографий, беседы о городе, чтение познавательной литературы.

11. Оборудование и материал: толковый словарь В. Даля, репродукции старого города, фотографии современного города, аудиозапись звона колоколов, письмо, видеокамера.

Основные источники информации:

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью».

Н.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет».

В. Рапп «Путеводитель по Кунгуру»

12. Предполагаемый результат:

Формировались ключевые компетенции:

Познавательная (умение формулировать вывод, доказывать своё мнение; умение устанавливать связи);

Информационная (получение и обработка информации);

Коммуникативная (умение выслушать собеседника; умение отвечать на вопросы).

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Части занятия

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-

ориентировочная


Воспитатель показывает письмо от Незнайки и читает (Здравствуйте, ребята! Кнопка рассказала мне, что была на экскурсии. «А что такое экскурсия?» - спросил я. «А ты постарайся узнать сам», - ответила Кнопка. Но как это сделать – я не знаю, обращаюсь за помощью к вам. НЕЗНАЙКА.)

- Как узнать, что же это такое? А вы хотите узнать подробнее?

- Сегодня я расскажу о новом способе объяснения слова – это обращение к книге «Толковый словарь». Книга эта такая толстая. Как вы думаете, почему? Правильно, в ней рассказано о значении многих слов.

Воспитатель предлагает детям прочитать письмо  и мотивирует на деятельность.






Показывает толковый словарь

Дети слушают, обдумывают, как помочь Незнайке и предлагают варианты – рассказать, спросить у взрослого.




- Много в ней информации, полезного.

Основная

- Я приглашаю вас на фотоэкскурсию по улицам нашего города (предлагается снять экскурсию на видеокамеру и отправить Незнайке диск). Скажите, какие правила следует соблюдать во время экскурсии?

- Итак, мы отправляемся. Когда-то давным-давно на Земле Уральской срубили люди добрые да умелые топорами городок небольшой. А что значит, срубили топорами? (Значит построили без всякой техники, с помощью топоров). С городом рядом протекала река Кунгурка, вот так и назвали Город наш – Кунгур, а людей живущих в этом городе называют ... (кунгуряками). Значит и мы с вами тоже … (кунгуряки).

- Что вы видите на этих фотографиях? Какие дома? Из чего они срублены? (Правильно, пометили, что дома срублены из дерева). Обратите внимание, что дома небольшие, в один этаж. В то время город так и назывался «Кунгур-одноэтажный»

- Что ещё можете рассказать?

- В городе было всего 8 улиц, они были узкими и не длинными. Но у каждой улицы было своё название: Успенская, Благовещенская, Новая, Никольская, Губкинская, Кожевенная, Хлебниковская.

- Обратите внимание, что на улицах нет машин. Можете ли вы сказать почему? (Правильно, основным средством передвижения были лошади, на них перевозили грузы, переезжали из одной части улицы в другую).

- Дети прислушайтесь и скажите, какие звуки можно было услышать на улицах города? А вот если присмотреться внимательно, то мы увидим, что над низкими деревянными домами возвышаются купола церквей. С тех пор прошло много лет, а мы по-прежнему любуемся их красотой и величием и называем их храмами. В настоящее время в городе действует 4 храма. Кто из вас может назвать их и найти на фотографии? (Тихвинский, Всехсвятский,  Свято-Преображенский, Свято-Никольский) Выкладывая кирпич за кирпичом, без всякой техники, на протяжении многих лет выстраивались такие прекрасные здания. С тех пор прошло много лет, а мы по-прежнему любуемся их красотой

-Посмотрите, как величественно смотрят ввысь их купола,  стены украшены орнаментом из фигурного кирпича. Вот так, глядя на эти здания-памятники, хочется выпрямить спину, расправить плечи и слушать, слушать их колокольный звон.

- Что мы сейчас услышали? (Правильно, колокольный звон или звон колоколов)

- Наша фотоэкскурсия продолжается, и мы очутились на берегу одной из наших рек. Как она называется? Что помогло вам узнать, что это Сылва? Какие реки ещё протекают по городу? (Наш город уникален тем, что в нём протекают три реки). Обратите внимание, что в те далёкие времена реки были полноводные (глубокие), широкие, а берега рек были чистыми, не заросшими большими деревьями и не завалены мусором, и по ним плавали пассажирские и грузовые пароходы – это ещё одно из средств перевоза груза и людей. А в городе нашем был свой судостроительный завод, на котором построено 125 пароходов. Но шли годы, реки стали мельче, по берегам высаживали деревья, делали насыпи-дамбы, чтобы уберечь город от наводнения.

- Расскажите, как река сейчас используется людьми? Какой вид водного транспорта можно увидеть на реке?

- Время шло, наш город менял свой облик, строились высотные дома, новые улицы, и таким мы видим его в наши дни, с тем же именем… (Кунгур).

- Какие же изменения произошли на улицах города? В городе появились новые улицы и у них уже совсем другие названия, номер дома. На какой улице твой дом?

- Ребята, у нашего города, как и у каждого из вас есть свой праздник – День рождения. В этот день уже много лет проводится огромный праздник – Небесная Ярмарка.

- Почему этот праздник так называется? Расскажите, чем он интересен.

- Обратите внимание, как  красив и наряден наш город! А в какое время года вам больше всего нравится наш город?

- Что нужно нам с вами делать, чтобы город становился ещё красивее?

Педагог организует дальнейшую деятельность детей.


Ведёт рассказ, рассматривание фотографий, объясняет значение выражения. 





Задает вопросы по фотографиям и даёт пояснения.

Делает вывод.



Даёт названия улиц.




Задаёт вопросы и обобщает ответы.



Рассказывает.















Включает запись звона колоколов. 


Активизирует словесную деятельность.

Проводит детей к фотографии реки старины и беседует.


Предлагает сравнить фотографии.









Демонстрирует фотографию.




Задаёт вопросы.



Проводит детей и предлагает присесть на полянку. Предлагает рассмотреть фотографии


Восхищается.

Обдумывают предложение взрослого. Объясняют правила поведения.


Подходят к фотографиям старого города, рассматривают их.




Дети отвечают на вопросы педагога.









Ответы детей.



















Слушают звон колоколов.


Отвечают.


Переходят к следующей фотографии. 

Дети называют реки.











Рассказывают с опорой на фото. Подходят к фотографиям современного города.

Ответы детей.

Дети называют улицы города.

Проходят, присаживаются.

Обмениваются своими воспоминаниями.



Делятся и предлагают свои варианты.

Рефлексивно-оценочная

- Что нового, интересного узнали? Что понравилось больше всего? Получилось ли у нас объяснить Незнайке, что такое экскурсия. Как мы это сделали? Кто запомнил, как называется книга?

- Для того, чтобы нам ещё больше узнать о своём городе, мы можем создать альбом фотографий.

- Ходите, слушайте, изучайте и всей душой любите свой город и берегите его.

Побуждает вопросами к рассуждению.



Предлагает перспективу на дальнейшее изучение города.

Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы: (достигли, добились цели); (у нас получи-лось, мы были забот-ливые, добрые, отзыв-чивые, дружные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по улицам родного города" (план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГТ)

Знакомство с родным городом вызывает у большинства педагогов затруднения. Буду рада, если мой опыт поможет кому-то....

Фотоэкскурсия "По улицам родного города"

Развлечение проходит в музыкальном зале. Дети, рассматривая иллюстрации родного города, узнают и называют знакомые им места....

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в старшей группе "Улицы родного города"

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на ко...

экскурсия по городу на тему" улицы родного города"

Цель :Расширять представления детей об истории улиц родного города. Познакомить с различными источниками получения информации. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, ...

Проект «Путешествие по улицам родного города» к 195-летию со дня основания города-курорта Ессентуки.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще это место, где он родился, где вырос, где начал знакомиться со взрослой жизнью. Сколько бы не прошло времени, где бы человек не побывал &nd...

Конструкт занятия по развитию речи "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города».

Конструкт занятия по развитию речи  для детей дошкольного возраста "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города".Цель: формировать знания детей об...

Собери карту Липецкой области и сложи гербы городов".(краеведение) "Улицы родного города названные в честь героев России (патриотическое воспитание)

Далее предоставлены две презентации по патриотическому воспитанию и краеведению для детей подготовительной группы....