Наблюдение на прогулке по теме "Золотая осень" старшая группа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Попова Елена Павловна

Наблюдение в широком смысле слова это способ познания мира. Наблюдение - непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. С помощью наблюдения дошкольники могут раскрыть для себя не только целый мир живой и неживой природы, но и осознать глубинные закономерности ее развития. Разумеется, просто держать глаза открытыми бывает порой недостаточно. Необходимо учить дошкольников тому, как смотреть, на что смотреть и каким образом помещать изучаемый объект в рамки нашего поля зрения. Необходимо учить дошкольников созерцать естественное явление с полной объективностью и предельным вниманием. Наблюдение дает целостный и естественный образ, а не набор отдельных черт объекта наблюдения.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума». Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_na_progulke_po_teme.docx985.15 КБ

Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ ПО ТЕМЕ:

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №1

ВОСПИТАТЕЛЬ  I КАТЕГОРИИ  ПОПОВА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА

Наблюдение в широком смысле слова это способ познания мира. Наблюдение - непроизвольная деятельность человека, позволяющая ему получать информацию о внешнем мире. С помощью наблюдения дошкольники могут раскрыть для себя не только целый мир живой и неживой природы, но и осознать глубинные закономерности ее развития. Разумеется, просто держать глаза открытыми бывает порой недостаточно. Необходимо учить дошкольников тому, как смотреть, на что смотреть и каким образом помещать изучаемый объект в рамки нашего поля зрения. Необходимо учить дошкольников созерцать естественное явление с полной объективностью и предельным вниманием. Наблюдение дает целостный и естественный образ, а не набор отдельных черт объекта наблюдения.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума».
 Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации.

 

Цель: напомнить о деревьях растущих на участке. Умние различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление

Словарная работа: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.

 Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова.

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела?

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

Цель: углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Умение устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат

 Художественное слово: «Парк». М.Авдеева

 Разноцветный парк, разноцветный сад

Листопад начался, начался листопад

Под ногами у ребят листья весело шуршат 

 Беседа по содержанию стихотворения

 Исследовательская деятельность: определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?  

 

Цель: развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

  Словарная работа: листопад, листья. опадают, осень, октябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.

Методический прием: наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.

Художественное слово: «Одинокий пастух» Д Лолей – релаксация

                                      Ярко светит солнц   Дует легкий ветерок.

                                      Мы вдыхаем его чистый и Свежий воздух.

                                      Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой,

                                      Будем ее друзьями, Будем ее любить и защищать. 

Исследовательская деятельность: при помощи султанчиков, лент, шарика   определить направление и силу ветра.

 

Цель : умение различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

Словарная работа: березка, золотая, роща; обогащение: багряная

 Художественное слово:      Как хорошо в гостях у осени

                                           Среди березок золотых…

                                           Подольше б золото не сбросили

                                           Стоял бы лес багрян и тих.

 Беседа по содержанию стихотворения.

 Исследовательская деятельность: определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

 Цель: закреплять знания о сезонных изменениях, уметь устанавливать связи между живой и неживой природой.

Словарная работа: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, - березняк, ольховник, дубрава, осинник.

Художественное слово:

           Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

           Листья пожелтевшие по ветру летят.

           Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

           Кисти ярко- красные вянущих рябин.

  Беседа по содержанию стихотворения.

 Исследовательская деятельность: опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.

 Цель:  отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени. Умение применять народные приметы в жизни.

Методический прием: беседа с целью закрепления и пополнения знаний об осенних приметах. 

Вопросы:

 -Какое время года? Докажите, что осень Какая осень?

-Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки).

Издавна народ внимательно наблюдает   за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне.

Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней .         -    В октябре и лист на дереве не держится.

-          Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной зиме, изнанкой вверх – зима будет теплая.

-          Солнце садится красное – погода  будет ясная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение на прогулке во второй младшей группе.

Расширение знаний дошкольников об осенних, зимних, весенних, летних явлениях в природе. Набор стихотворений, загадок и опытов....

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

наблюдения на прогулке во 2 младшей группе

Данная презентация может быть полезна  воспитателям ДОУ. Заинтересовать воспитателя является основа полагающей для успеха дела. Воспитатель должен иметь специальные знания о природе. Любить и пон...

Дневник наблюдений на прогулке в первой младшей группе.

Дневник наблюдений на прогулке в первой младшей группе с сентября по декабрь....


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Осень-замечательное время года! Прогулка интересная.