Приложение к проекту "Вода-это жизнь"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Шелковникова Марина Владимировна

конспекты занятий, наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

Игры

Этюд «Росток».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе.

        Дети садятся на ковер, представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик, /воспитатель стучит пальцами по спинам детей/. Из семечек появились маленькие расточки./дети вытягивают вверх руки/. Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами /дети встают в полный рост и разводят руки в сторону/. Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки.  

Подвижная игра «Есть у нас огород»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают на огороде. Развивать познавательный интерес.

(На голову ребенка надеть ободок с изображением луковицы)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

п/игра  «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Описание: дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» Дети ходят и бегают по всей площадке.
После слов « Дождик Скорей домой» они бегут на свои места.

п/игра "Дети и гуси" 

Цель:  закреплять знание детей  о необходимости воды для животных, отработка звука «Г»

      Группа детей делится на две команды: первая – дети, вторая – "гуси". Гуси гуляют по поляне. Появляются дети. Обращаясь к гусям, дети спрашивают: - Гуси, гуси! - Га – га – га! – отвечают гуси. - Пить хотите? - Да – да – да! Далее выносят воду. - Гуси, гуси! Вот вода! - Га – га – га, га – га – га! (гуси кланяются благодарят)

Дидактическая игра  «Доскажи словечко»

Цель: Способствовать развитию слухового восприятия

Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(ЛУК)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый …
(ГУСЬ)

Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по …
(ЛУЖАМ)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой …
(МЫЛИ)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из …
(ЛЕЙКИ)

Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай  

(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),

Будет хлеба каравай,

(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).

Будут булки,

(перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке),

Будут сушки,

Будут пряники,

Будут вкусные ватрушки.

                                                Е. Трутнева

Рассматривание луковицы

Цель: Развивать зрительное внимание, тонкую моторику.

Активизировать в речи слова, учить отчетливо их произносить (донце, луковица, горький, витамины).        

Материалы,оборудование: лук  по числу детей, баночки с водой                  

В-ль: читает стихотворение     Я – лук, я – Чиполлино,
                                                     Веселый, озорной.
                                                     Простуды и ангины
                                                     Не справятся со мной

В-ль: О чем говорится в стихотворении.

Дети: О луке.

В-ль: Ребята, теперь каждый возьмите себе по луковице.  Давайте вместе скажем: луковица. Давайте рассмотрим луковицу.

В-ль: Какой она формы?

Дети: Круглая.

В-ль: Какого цвета она? А у тебя какая?

Дети: Желтая, коричневая.

В-ль: Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь.

Дети: Твердая.

 В-ль: Кто хочет угоститься луком? (Ставлю на стол тарелочку, на которой кусочки черного хлеба с луком).

В-ль: Какой лук на вкус?

Дети: Горький.

В-ль: Горький, но очень полезный, в нем очень много витаминов. Если мы будем есть лук, то мы не будем болеть.

(Перечисляем все признаки лука).

В-ль: Это луковица, если ее поставить в воду, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У луковицы есть верх (показ.), отсюда растет зеленый лук. А вот низ луковицы – донце (показ). Давайте вместе скажем - донце. Покажите, где донце у вашей луковицы.

Покажите откуда будет расти зеленый лук.

Луковицу нужно ставить в баночку с водой  донцем вниз. Давайте мы с вами поставим свои луковицы в воду, чтобы вырастить зеленый лук  себе на обед. Дети ставят свои луковицы в баночки с водой.

В-ль: А куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос.

Дети: На подоконник.          

В-ль: Правильно, поближе к солнышку. Теперь мы каждый день будем наблюдать как растет наш лук.

Наблюдение за луком

Цель:  Обнаружить изменения в состоянии луковицы, рост корней и зелени; связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света). Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты наблюдения в календаре.

Ребята вместе с воспитателем поставили лук в баночку с водой.

      Прошла неделя, и воспитатель организует рассматривание растущего лука. Сначала все вместе осматривают баночки с луком, отмечают  изменения луковиц.  Затем появляется игрушка Чипполлино. Воспитатель показывает его детям, говорит: «Это мальчик-луковка. Он узнал, что мы выращиваем лук, и пришел посмотреть, как мы это делаем». Педагог предлагает всем сесть вокруг стола, посередине ставит банку с луковицей: «Посмотрим и зарисуем нашу луковицу. Она в прозрачной банке, ее хорошо видно. Чипполлино, посмотри, мы на прошлой неделе посадили луковицу в воду. Она была вот такая (показывает зарисовку в календаре). Дети, посмотрите внимательно на луковицу. Она осталась такая же или что-нибудь изменилось?»

     Дети осматривают луковицу, воспитатель с Чипполлино делают то же. Если дети не видят изменения, воспитатель просит их посмотреть на верх луковицы, затем в воду на донце растения. Объясняет, что луковица проросла — снизу появились белые корни, а сверху зеленые ростки. Спрашивает, отчего она проросла. Выслушав ответы, уточняет: «Луковица стоит в воде, в комнате у нас тепло, на окошке светло — вот она и проросла. Теперь мы нарисуем луковицу такой, какая она сейчас». Воспитатель привлекает детей к зарисовки луковицы в календаре. Делает акцент на том, что надо пририсовать корни и росточки. Показывает новый рисунок всем детям и игрушке. Спрашивает: «Как вы думаете, что будет, если мы посадим в банку еще одну луковицу, но воды не нальем? Давайте посмотрим, что получится. Приходи к нам, Чиполлино, через неделю, мы опять будем рассматривать, и рисовать лук».

         Продолжаются наблюдения за луком. Осматривая вместе с детьми растения, воспитатель радуется, что лук начал зеленеть, что скоро зелень можно будет класть в суп. В разговоре напоминает детям, что лук растет тогда, когда есть тепло, свет, вода.

         На второй недели педагог организует повторное рассматривание и зарисовку луковицы, которая растет в банке. Так же как и в прошлый раз, он рассаживает детей вокруг стола, ставит банку посередине и просит ребят отметить, что изменилось за неделю. Предлагает внимательно посмотреть на корни и на ростки. Хвалит тех, кто правильно рассказывает об изменениях.

         Воспитатель вместе с детьми делает новую зарисовку лука. Удлинившиеся корни, подросшую зелень.  В конце наблюдения приходит Чиполлино. Ребята, покажите ему нашу луковицу и рисунок, который мы сделали»,— говорит педагог. Потом воспитатель вспоминает о луковице, сидящей в банке без воды. Все рассматривают ее и отмечают, что она не растет. Воспитатель помогает детям сделать вывод о значении воды. Просит кого-то из детей долить в первую банку воды, так как ее стало намного меньше, если помутнела – поменять воду. Чиполлино активно участвует в этом, ведёт диалог с детьми.

Беседа «Зачем нам нужна вода»

Цель: расширить и уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении); прививать бережное отношение к воде; активизировать и обогащать словарь детей.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание, и.т.д.). Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».  Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».

 Рассматривание иллюстраций воды в природе (озеро, море, родник, водопровод).

Ход беседы:

В-ль: -Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о воде. Вода нужна всем, всем. Зачем нужна вода людям? Зачем нужна вода растениям и животным?

Ответы детей (в-ль уточняет и дополняет ответы)

- Молодцы, ребята, вы все правильно сказали: растения нужно поливать водой, иначе они засохнут. Животные  тоже пьют воду, а некоторые даже в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, чтобы приготовить пищу, купаться. Ни одно живое существо не может обходиться без нее. Вот поэтому вода – Царица всей природы.

 В-ль: - Ребята, а откуда берут воду? Где можно встретить воду? (ответы детей)

- Вода есть  на земле и под землей. На земле – это реки,  ручья, моря и океаны, озера и пруды. Под землей тоже есть вода.  В некоторых местах вода пробивается сквозь землю, тогда получается родник. Что получается? (родник, активизация словаря). Мы с вами берем воду из водопровода, из крана.

Физминутка  «Капельки воды»

Мы все превратимся в капельки воды. Встанем в круг, возьмемся крепко за руки. Представим что нам очень холодно. Во что мы превратимся (в лед). Да, станем твердыми. Вообразим, что наступила весна, мы согрелись, опять превратились в капельки, капельки соединились в ручьи и побежали. Прибежали на свои места.

Воспитатель предлагает  детям игру:

Д / И г р а  «Кому нужна вода?». Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животного, растения, человека – маленький ребенок, женщина и др.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке (другие дети могут добавлять).

В-ль: Что произойдет если, воды не станет? Ответы детей.

Что нужно делать, чтобы вода не исчезла. (Беречь, охранять, закрывать кран)

В-ль: Ребята, о чем мы говорили на занятии? О воде. 

А нам, в детском саду, нужна вода?

- Да!

А для чего?

- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

«Наблюдение за ветками березы в вазе».

Цель: Обнаружить изменения в состоянии веток - заметить набухшие почки, появление листочков.

Способствовать формированию интереса детей к природе, бережного отношения к ней. Активизация словаря (почки)

Предварительная работа: рассматривание  березы на прогулке. Чтение стихотворений о березе. Использование загадок. Рассматривание иллюстраций.

Ход наблюдения:

- Ребята, Весна нам прислала вот эту веточку. Ее, наверное, сорвал сильный ветер, и Весна решила, что мы с вами можем помочь этой веточке.

- Давайте рассмотрим веточку. Это веточка весенняя?

 (На ней есть почки и скоро появятся зеленые листочки).

- Как мы можем помочь нашей веточке? Что нужно сделать, чтобы она не засохла, и на ней появились листочки? (Поставить в вазу с водой, объяснить детям, что веткам в вазах нужна теплая вода). Дети вместе с воспитателем делают первую зарисовку в календаре.

Прошла неделя, за общим столом воспитатель организует рассматривание веток. Дети вместе с воспитателем смотрят, как набухают почки на веточках – «домики листьев».  Показывает каждому ребёнку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Рассматривают почки на берёзе, уточняют их форму и размеры.  У берёзы почки мелкие и продолговатые.  Воспитатель предлагает долить воды в вазу, сделать зарисовку в календаре.

Эти маленькие почки

Распечатает весна.

А пока в них спят листочки

На второй недели воспитатель организует повторное наблюдение. Вместе с детьми отмечает изменения в состоянии веток (раскрывающиеся почки, появляются листья, корешки.) Делают зарисовку в календаре.

Итог наблюдения: Дети обнаружили  изменения в состоянии веток, появление  листьев, корешков, наслаждались красотой распустившихся веток, их ароматом; зарисовали  ветки на странице календаря. Вместе с воспитателем сравнили страницы календаря и обсудили: как распускались ветки, какие условия были созданы, (поставили в воду.)

Наблюдение за семенами кабачка

Цель: Выявить насколько вода необходима для растений. Развивать познавательный интерес.

Материалы, оборудование: семена кабачка, две баночки, вода, вата.

Семена, что это? 
Рассмотреть с детьми семена кабачка, рассказать, что это маленькое семечко, в котором живет растение - кабачок. Рассматривая семена можно изучить размер, цвет и форму, (овальные, белые, большие). Предложить замочить семена кабачка, и следить за его прорастанием. Объяснить детям, что мы будем ждать, когда проклюнется маленький росток, росток можно рассмотреть с помощью  лупы.

Замачивание семян 

Воспитатель вместе с детьми замачивает семена кабачка в баночке с водой, (на дно баночки положить вату смоченную водой). Что будет с семенами, если их положить в сухую баночку? Сказать детям, что будем наблюдать за семенами в баночке с водой и семенами в сухой баночке. А пока наши семена прорастают, выучим такой стишок:

Выйди, выйди, солнышко
Мы посеем зернышко,
Скоро вырастет росток.
Потянется на восток.
Перекинется мосток.
По мосточку пойдем,
В гости к солнышку придем.

Ждем всходы! 

Рассказать  детям, что для того чтобы появились первые всходы необходимо время. Приходите, каждый день в садик, и наблюдайте, что происходит с семенами.  Воспитатель делает наблюдения и выводы о том, где  проросли семена быстрее, а где совсем не проросли, что появилось (ростки, корешки, листики). Дети вместе с воспитателем  зарисовывают свои наблюдения в календаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»               ...

Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»-часть2           ...

Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»- часть 3         ...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...