Комплексное занятие по познавательному развитию Тема "Речные обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шикунова Светлана Андреевна

Цель. Уточнить и расширить представление детей о рыбах.

Познакомить детей с обитателями реки Волги, местом обитания, внешним видом и способом питания. Находить основные существенные признаки рыб.

Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь в трудное время прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9.rechnye_obitateli.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по познавательному развитию

Старшая группа. Воспитатель Шикунова С.А.

Тема "Речные обитатели"

Цель. Уточнить и расширить представление детей о рыбах.

Познакомить детей с обитателями реки Волги, местом обитания, внешним видом и способом питания. Находить основные существенные признаки рыб. Д.И. «Модули».

Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь в трудное время прийти на помощь.

Ход занятия

Релаксация: Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: “Мы одно большое доброе живое существо. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию.

Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад.

Так не только дышит живое существо, так же ровно бьётся его большое доброе сердце.

Педагог обращает внимание детей на глобус. Что это? (Глобус). Это макет нашей планеты земля. Где на земле живут люди? (на суше).

Какими цветами на земле обозначена суша?(коричневым, желтым, зелёным). Какого цвета на глобусе больше всего? Что обозначается голубым цветом? (Водоёмы) Назовите водоёмы.

Педагог: Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы). Недаром говорят: “Рыбы - дети воды”. Они живут в какой воде? (солёной, пресной). Рыб в подводном мире огромное количество.

С.М. Письмо от Щуки из реки Волги.

Нас Щука приглашает в свой мир, мир Воды, чтобы мы познакомились с её соседями – рыбами.

И вот мы с вами отправляемся в путешествие, в подводный мир реки Волги.(под музыку дети медленно переходят в  другую половину группы, где находятся изображения рыб)

Знакомство:

 Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники.

Лещ – плоский как крышка от кастрюли.

 Сом – речная акула, ест всё подряд и может напасть даже на людей.

Судак – хищная рыба чистюля, судак не живёт в загрязненных водоемах.

Налим- речной слизняк, все тело покрыто очень мелкими, нежными чешуйками которые скрыты  

толстым слоем слизи.

Ёрш - чем-то напоминает ежа — такой же колючий.

Жерех -  шумный охотник, обнаружив их стайку, жерех стремительно врывается в нее, круто разворачивается и одновременно с большой силой бьет хвостом и съедает оглушенную рыбу.

Чехонь – речная сабля, по форме тело напоминает саблю.

Сазан – речная золотая рыбка, имеет крупную чешую золотистого цвета.

Щуку - прозвали речным волком. Она охотится из засады, притаившись где-нибудь в камыше, нападает на мелких рыбёшек и на крупных, если голодна, может утащить на дно утёнка или гусёнка. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

В. Пора возвращаться назад. (Под музыку дети возвращаются)

В. А теперь нас ждёт исследовательская работа. Сначала мы пойдём в научную лабораторию. Подходят к столу, на котором лежат указка и рыба. Давайте посмотрим из каких частей состоит рыба. Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

С помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Слизь, покрывающая всё тело, помогает рыбе плавать, не допустить проникновение вредных бактерий.

Воспитатель обсуждает с детьми назначение жабр. (через жабры рыбы вдыхают воздух),  чем покрыто тело рыбы.

Д.И. «Модули» (найти основные существенные признаки рыб)

Моделирование по малым группам:

смоделируй модель живого организма;

смоделируй рыбу;

размножение рыб.

В: В какой воде живут рыбы и различные обитатели?

 Вот сейчас нам предстоит спуститься на речное дно и обследовать его. (дети имитируют одевание водолазных костюмов, подходят к «речному дну», на полу лежат различные предметы, мусор)

Мы спустились с вами на дно реки. Посмотрите все ли предметы речные? Найдите лишнее. Хорошо ли живется речным животным среди банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы река стала чистая? (собрать мусор).

В ведро для мусора дети бросают мусор. Обратить внимание на то, как стало без мусора чисто и светло.

Как надо себя вести, чтобы природе не нанести вреда?

 Вот и подошло к концу наше путешествие, и сейчас мы оценим,  что вы узнали на занятии.

У меня есть рыбки трёх цветов.

Желтую - зовут Хорошо.

Оранжевую - Очень Хорошо.

Красную - Отлично.

Каждому я задам вопрос, а вы сами будете оценивать  ваши ответы.

Как плавают рыбы в воде?

Чем питается рыба? (водорослями, червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).

Как называются детёныши рыб? (мальки).

Из чего они выводятся? (из икринок).

Какие рыбы окружали нас? (окунь, лещ, сом, судак, налим, ёрш, жерех, чехонь, сазан, щука).

Вос-ль  предлагает рассказать детям о подводной жизни животных (найти изображение данной рыбы).

Какая рыба в нашей реке самая хищная? (щука).

В.Каждый ребёнок получил по рыбке, посмотрите сколько рыб плавает в нашей речке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Чудо - дерево"

данная разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы включает в себя познавательное развитие и ручной труд....

План и конспект комплексного занятия по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»

Это занятие поможет уточнить представление детей о глобусе и географической карте.Вспомнить название материков.Совершенствовать навыки вычеслительной деятельности, закрепить представления детей о стру...

Комплексное занятие по познавательному развитию и конструированию для старшего дошкольного возраста. Экзамены в автошколе.

Цель:- формировать ответственное отношение к своему поведению на дорогах и улицах города;-закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве;-вызвать желание отображать...

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию и развитию мелкой моторики у детей старшей группы «Путешествие в Мышкино»

выражает свои эмоции после прочтения русской народной сказки; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагого...

Комплексное занятия по познавательному развитию Включающее в себе математическое развитие и обучение детей грамоте в подготовительной к школе группе.

Данное занятие включает в семя несколько областей развития ребёнка :математическое развитие,обучение детей грамоте. Материал следует испоьзовать для закрепление полученных раннее знаний и умений...