Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Шишкова Татьяна Николаевна

    Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.

    Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количество, пользуясь приемами наложения и приложения. Закреплять умения раскладывать правой рукой слева направо, пользуясь словами «больше – меньше», «поровну», «столько», «сколько».

    Закрепить представления о круге и его свойствах, умение находить его в окружающей обстановке.

    Развивать внимание, речь. Воспитывать интерес к занятиям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_maslenica.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    по формированию элементарных математических представлений

    и приобщению к истокам русской народной культуры

    «Масленица дорогая – наша гостья годовая»

    (средняя группа)

    Программное содержание.

    1. Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.
    2. Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количество, пользуясь приемами наложения и приложения. Закреплять умения раскладывать правой рукой слева направо, пользуясь словами «больше – меньше», «поровну», «столько», «сколько».
    3. Закрепить представления о круге и его свойствах, умение находить его в окружающей обстановке.
    4. Развивать внимание, речь. Воспитывать интерес к занятиям.

    Материалы к занятию:

    - демонстрационный – иллюстрации с изображениями праздника «Масленица», наборы игрушек, круги разных размеров;

    - раздаточный – карточки с 2 свободными полосками, набор кругов двух размеров, картинки с изображениями предметов разной формы.

    Ход занятия:

            Дети сидят за столами. На фланелеграфе иллюстрации с изображением праздника Масленицы.

    - Дети, скажите, какое у нас сейчас время года? (Зима.)

    - А какое время года наступит после зимы? (Весна.)

            Много лет назад люди верили, что могут помочь Весне одержать победу над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздника: образ Солнца в виде катящегося и горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым днем закреплены определенные действия:

    понедельник – встреча;

    вторник – игры;

    среда – лакомка;

    четверг – разгуляй;

    пятница – ходили на блины;

    суббота – посиделки;

    воскресенье – прощеный день.

            Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносившие приветствие: «Звал – позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

            В понедельник делали из тряпочек женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.

            Всю неделю катались с гор на лошадях, были кулачные бои, возводились снежные города.

            Центральная фигура праздника – сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:

    Масленица – пышка

    На улицу вышла

    На гору кататься,

    С ребятами драться.

            В воскресенье Масленицу сжигали:

    Масленица загорела,

    Всему миру надоела.

    Масленица, прощай –

    На тот год опять приезжай!

    - Дети, все эти народные традиции сохранились до нашего времени. И мы с вами тоже отмечаем праздник Масленица,  провожаем Зиму и встречаем Весну.

    - Дети, посмотрите, как люди отмечали Масленицу (рассматривание иллюстраций).

    - Скажите, а какой формы солнце, блины? (Круглой.)

    - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди такой же формы». У меня на столе лежат картинки с изображением различных предметов. Вы должны выбрать себе только те, которые имеют форму круга.

    - Саша, какой ты выбрал предмет? (Колесо.)

    - А почему? (Оно без уголков и имеет форму круга.)

    - Максим, что выбрал ты? (Монета.)

    - Почему? (Она имеет круглую форму.)

    Опросить как можно больше детей.

    - Дети, а сейчас посмотрите внимательно, что в нашей группе имеет форму круга? (Часы, тарелки, столы).

    - Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. А сейчас мы с вами отдохнем. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Ведем хоровод.

            Физкультминутка

    Встаньте, дети, встаньте в круг,

    Встаньте в круг, встаньте в круг.

    Жил на свете старый жук,

    Старый добрый друг.

    - Дети, какой большой круг у нас с вами получился! А как сделать маленький кружочек? Скажи, Кирилл. (Надо ближе подойти друг к другу). Повторить 3 – 4 раза.

    - Дети, у вас на столах карточки с двумя полосками и набор больших и маленьких кругов. Положите на верхнюю полоску большие кружки, а на нижнюю маленькие так, чтобы каждый маленький был точно под большим. Каких кружков больше? (Больших и маленьких кружков поровну).

    - Дети, а как еще можно проверить, что их поровну? (Каждый маленький кружок наложить на большой.)

    - Положите каждый маленький на большой. Что теперь можно сказать? (Что больших и маленьких поровну).

    - А сейчас, дети, добавьте один большой кружок, что мы видим? (Больших кружков больше, чем маленьких, а маленьких меньше, чем больших).

    - А как вы это узнали? (Наложили маленькие кружки на большие и одному большому кружку не хватило маленького кружка, значит больших больше, чем маленьких, а маленьких меньше.)

    - Дети, а что надо сделать, чтобы этих кружков было поровну? (Надо добавить один маленький, и их будет поровну.)

    - Верно, если мы добавим какой-либо предмет, то количество увеличивается, а если уберем – то уменьшается.

    - Сегодня на занятии мы узнали много нового про праздник Масленицу. Вспомнили геометрическую фигуру круг и нашли эту фигуру в окружающей обстановке, научились определять каких кругов больше или меньше, пользуясь наложением и приложением.

    Вы все были молодцы, внимательно меня слушали и хорошо занимались.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)

    знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....

    Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре

    Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...

    «Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

    Сценарий русского народного праздника "Масленица дорогая, наша гостюшка годовая"

    Сценарий русского народного праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

    Сценарий русского народного праздника "Масленица дорогая, наша гостюшка годовая"

    Сценарий русского народного праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста...