Сказка в развитии дошкольника
статья по окружающему миру на тему

Шамонова Светлана Альбертовна

Ребенок  по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается  чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке,  игре, в собственном творчеств и красоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_v_razvitii_doshkolnika.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как сказки  могут  воспитывать  ребят?»

(для телепередачи «Розовый слон»)

Мир сказки — особый мир со своими законами и чудесами, загадками, юмором и своей философией. Мне кажется, что независимо от возраста нет человека, который бы не любил сказки, - ведь это часть нас, нашего детства, истории, веры в добро и победу над злом.

     Для ребенка сказка обладает невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая помогает ребенку в доступной  «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний, различать добро и зло.

     Для дошкольников сказки должны быть короткими и простыми по содержанию, к тому же сказки лучше рассказывать лично, а не слушать с помощью аудиозаписи.

     Сказку можно не только прочитать или рассказать,

1.  Сказку можно загадать  (показа картинки «Курочка Ряба»). Здесь спряталась какая-то сказка. Я буду открывать окошки,  а ты попробуй угадать, какая сказка здесь живет... «Жили-были дед да баба. была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, золотое» («А как ты,........ думаешь, яйцо большое или маленькое?») «Дед и баба били яйцо — не разбили. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачут дед и баба («яйцо разбилось, дед и баба плачут. отчего же они плачут, ведь они хотели разбить яйцо, оно и разбилось?») «А курочка  кудахчет: «Не плачь дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко не золотое, а простое....» Ты догадался, какая это сказка? «Курочка Ряба» (....., а как ты думаешь, сказка правдивая или выдуманная? Правдивая?! А ты разве видел яйцо золотого цвета? Значит оно, сказочное, волшебное. А если бы у тебя было волшебное яйцо, что бы ты с ним сделал? (отдам маме, поставлю в шкаф, куплю мороженое, попрошу выполнить все мамины желания и т. п.)

2. Сказку можно нарисовать.  Например, дети  «не видят» ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растёт могучий волшебный дуб. В этом случает помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге. Поэтому ребята после чтения сказки могут рисовать, восстанавливая в памяти различные её эпизоды. Рисование помогает понять направление сюжета, облегчает процесс пересказывания  сказки. (показ детского альбома с зарисовками сказки)                   

3. Сказку можно сложить из ткани. Можно на столе изобразить место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей различающихся по форме фактуре, размеру, цвету. Например, «вышел Иван-царевич в широкое поле» – на расстилаем  лоскуты с ромашками и васильками. «Идёт по лесу Красная Шапочка» – появляется ткани разных оттенков, зелёного цвета, длинная голубая лента из шифона (ручеёк), ткань с ягодками (земляничная поляна)

4. Сказки имеют запахи. Сказку можно прожить через обоняние, т.е. с помощью запахов. Часто на вопрос о том, какие запахи дети знают, они отвечают весьма однообразно, чаще всего называя запахи духов и цветов и очень удивляются тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую «палитру» запахов. Чтобы дети в этом убедились, я собрала богатую коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки я положила разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах. (показ баночек, определение на запах) Здесь может быть лавровый лист и душистый горошек,  мята и лист чёрной смородины, сушёные грибы и чеснок,  различные виды фруктов и овощей,  апельсиновые и лимонные  корки, мёд и сосновые иголки, кофе и ванилин. Читая или рассказывая сказку, мы подбираем каждому персонажу свой запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определённый запах или сочетание нескольких  разных запахов (для этого можно использовать  ванночки). Например, запах леса всегда сложный: это сочетание духов с запахами различных растений, грибов, деревьев, цветов. Вот, если бы мы сейчас рассказывали ребятам  р-н сказку «Гуси-лебеди», я бы предложила вот такие запахи: сушеной травы, ванилина, яблок, сухого молока.  Так развитое обоняние помогает детям «ощутить» сказку более разносторонне.

4. А ещё сказки звучат. Чтобы ребята лучше прочувствовали особенность той или иной сказки, можно использовать звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др.). Очень хорошо использовать такие самодельные музыкальные инструменты в  сказках «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди».

.... а ты знаешь, кого больше всех боятся дети в сказках? (Кощей Бессмертный, Баба Яга). Тогда представьте себе, что Баба-яга залезла в сиденье стула и её надо обязательно прогнать оттуда. Но я тебе скажу по секрету, что она очень боится шума. Поэтому можно постучать по столу ладонями или вот такими «шумовыми инструментами» (давай попробуем...). Вот видишь, мы сами можем испугать бабу Ягу. Ещё бабу Ягу можно пожалеть. представь себе, что у неё заболели  зубы, и она боится идти в поликлинику. Пожалей её («Чтобы злой подобрел, я его пожалел», «Злого надо полюбить, чтоб о зле он смог забыть»). А ещё можно поиграть в маленьких добрых Бабок Ёжок. По моему хлопку ты будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, ты будешь тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, ты будешь пугать громко.

......, а ты знаешь, что страшное можно развеселить. Например Бабе Яге нарисовать яркий бантик, подарить много воздушных шариков или цветов, представить себе Бабу Ягу маленькой в детской колясочке. (предлагается выполнить работу). «Чтобы не бояться, надо рассмеяться»

6. Сказку можно придумать. Детям можно предложить придумать сказку по кругу, добавляя при этом каждый по одному предложению. Давай,..... мы с тобой придумаем сказку про ладошки, я буду начинать, а продолжать:

«В одной стране жили-были две ладошки, две сестрички – правая и левая, они любили вместе бегать по траве, танцевать, играть. Иногда они обнимались, потому что очень любили друг друга. Но однажды они попали на заколдованное поле Драчунов, сразу стали обижаться и сердиться друг на друга. Так продолжалось бы очень долго, но правая ладошка подумала «Я устала злиться, надо помириться». «А чтобы помириться. надо придумать добрые слова «Чтоб сердиться ладошка перестала, я её слова доброе сказала». И они помирились мизинчиками «Мир, мир навсегда, ссора, ссора — никогда».

7. Сказку можно  оживить.  Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэты ладошек, затем  оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики и поговорить:  "Как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?"(отвечает ребенок); «Вы очень хорошие, многое умеете делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаетесь своего хозяина. Давайте с вами договоримся, что течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера, ближайшего часа....) вы  постараетесь делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Так с помощью ладошек можно управлять непослушными чувствами — злостью, страхом, обидой.

7. Каждый мечтает стать  волшебником.

Нравится детям рисовать трёх персонажей из разных сказок, а затем сочинять про них историю. Чаще всего  получаются короткие истории, но они многое позволяют узнать о ребёнке, который, размышляя о сказочном герое, придумывая его речь. Затем дети со своими нарисованными героями садятся вокруг волшебного цветка и загадывают от их имени одно желание. Это позволяет оценить мотивы и желания ребёнка, особенности его эмоциональной сферы. Ведь желание героев – это по тайные желания ребёнка. Всё это помогает проникнуть во внутренний мир детей.

Вот и получается, что через  рисунки, подбор запахов и звуков, сочинение сказок, ребёнок активно, творчески познаёт мир конкретной сказки и сказочный мир вообще. Ему становится понятнее сказочные персонажи, их чувства и поступки. Всё это создаёт завораживающую атмосферу, в которой у ребёнка активно развиваются воображение и творчество, поскольку он сам является создателем сказки.

В заключение хочу сказать, что не смотря на технический прогресс, дети и взрослые тянутся к таинственному миру сказки. Ведь сказки не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.

7. «БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для детей 4-8 лет)
Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпри-зов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком -короче, любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).
В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой... (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал -- оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался... (пусть ребенок сам придумает персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл).

"Разговор с руками" (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Сейчас я расскажу вам сказку «Два облачка». (М.А. Андрианов. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Минск: Современное слово, 2006.)

«Летели по небу два облака, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

- Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, - сказало белое облачко, - а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знает, где их дождь нужен.

- Мне его тоже жаль, - сказало серое облачко и тут же предложило белому:

- А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоём как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадало.

- Вот ещё, - недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в тёмную тучу превратиться и дождём в грязную землю вылиться.

- Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.

- Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогать ему пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, - сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило найти где-нибудь воду. Нужно было поскорей собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но нигде не было воды, много дней стояло жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воду, стало тёмную тучкою. Вернулось тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинула в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкие и сочные плоды они получили благодаря милосердному поступку серого облачка».

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии -

Там царствует фантазия во всем своем всесилии.

Там все мечты сбываются, а наши огорчения

Сейчас же превращаются в смешные приключения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка в развитии дошкольника

Значение сказки в дошкольном возрасте...

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы ,с каждым ...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии дошкольников»

Консультация для родителей«Роль сказки в развитии дошкольников".Трудно переоценить роль сказки в развитии ребёнка, она помогает развить у ребёнка чувство сострадания, желания прийти на помощь нуждающе...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии дошкольников»

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии дошкольников»...

Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника»

Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника» Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому ...

роль сказки в развитии дошкольника

В статье поднимается вопрос о последствиях вовлеченности детей дошкольного возраста в повсеместную компьютеризацию и, в качестве одного из выходов из этой проблемы предлагается переключить внимание де...