Как дикие животные готовятся к зиме.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Егорова Татьяна Кимовна

 

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства, т.е. воспитывает в нем гуманность. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Егорова Т.К. ГДОУ детский сад № 64

Как дикие звери готовятся к зиме

Занятие по экологическому воспитанию в средней группе

Программное содержание:

  1. Формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.
  2. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
  3. Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Материал к занятию:

  1. Карточки-схемы  «Приметы зимы»
  2. Цветные карточки – 4 шт. (белая, зеленая, красная, желтая) на каждого ребенка.
  3. Демонстрационный альбом «Добро пожаловать в экологию»  О.А.Воронкевич.
  4. Куклы би-ба-бо для кукольного театра: медведь, лиса, заяц, еж, белка, мышка.
  5. Картинки «Времена года», картинки животных: медведь, лиса, заяц, еж, белка, мышка или СЛАЙДЫ.

Ход занятия:

Речь воспитателя

Речь детей

Раздается стук в дверь. Приходит Незнайка.

Здравствуйте, ребята! С трудом нашел ваш детский сад. Все вокруг изменилось: на деревьях нет листьев, нет травы, все кругом покрылось снегом, холодно.

 А когда я гулял в лесу на даче, то не встретил знакомых животных, тихо там, не с кем поговорить.

Ребятки, объясните Незнайке, почему  все вокруг так изменилось.

(на наборном полотне выставляются карточки-схемы «Приметы зимы»).






Зима наступила? А что до этого было?

Незнайка, неужели ты не знаешь, что у нас  четыре времени года.

Нет, не знаю.

Ребята, расскажите Незнайке, какие времена года бывают.

Замечательно. И у каждого времени года есть свои приметы. Слушай, Незнайка, внимательно и запоминай.

Д/игра «Когда это бывает»

(У детей цветные карточки: белые – зима, зеленые – весна, красные – лето, желтые – осень. Воспитатель загадывает загадки, дети свои ответы сопровождают поднятием карточки и объясняют, почему такой ответ).

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня….. (Зима)


Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)


Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Летом)


Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?




Теперь понятно. А где же мои друзья, куда они делись?

А вот посмотри, Незнайка на эти картинки.

А что на них смотреть, я в лесу уже видел голые деревья, сугробы и снег.

Это необычные картинки, посмотри внимательно, они волшебные.

(дети и Незнайка рассматривают картинки и замечают, что  если часть картинки поднять, можно увидеть, что под сугробом или в дупле есть чей-то домик).


Посмотрите, вот под деревом огромный сугроб, в котором есть маленькое отверстие, из которого идет пар. Как вы думаете, кто там спрятался.

Посмотрим (откидываем часть картинки или меняем слайд). И правда, там спит медведь.

Незнайка: «Почему медведь спит зимой?»


Посмотрите, кто-то спрятался под пеньком. Кто же это? (откидываем часть картинки).

Незнайка: «Смотрите, он тоже спит!»









Правильно, потому что ежик питается разными корешками, ягодами, грибами, насекомыми, мелкими грызунами, может поймать лягушку или змею, а зимой этого ничего нет в лесу.


Незнайка: «А вот, посмотрите, вход в чью-то норку!»

(Откидываем картинку)

Незнайка: «А мышки не спят».






Незнайка: А на дереве в дупле кто спрятался?

Какая-то белочка другая стала, не узнаю ее.

Молодцы, правильно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка  заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, теперь шкурка у белочки стала такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовую, ее даже не будет видно.


Какие животные еще меняют шубку с летней на зимнюю?

Правильно, молодцы. А еще лиса меняет свою шубку с  ярко-рыжей на серо-рыжую, чтобы быть менее заметной в зимнем лесу. И у нее и у волка зимой мех становится гуще и теплее, чтобы не мерзнуть в зимнюю стужу.


А сейчас, давайте превратимся в зайчиков и немного поиграем.

Физкульминутка « Зайка»

Скок – поскок, скок – поскок,

Прыгнул зайка на пенек.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок,

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

 

Д/игра «Чудесный мешочек»

Вот тут у нас на полке сидят игрушечные звери, они живут у нас в группе, а не в лесу, но любят все то же самое что и настоящие звери. Давайте угостим их, и они расскажут нам про настоящих зверей и покажут картинки.

(На полке сидят медведь, заяц, еж, волк, мышка, лиса, белка).

Вот тут у нас в мешочке разная еда для животных. Надо правильно выбрать, кто что ест.

Спасибо, ребятки, угостили нас на славу.

А теперь послушайте, что мы вам расскажем.

Медведь:

Я в берлоге крепко сплю,

И меня нельзя будить.

С осени свой жир коплю,

Много ем и много пью.

Медведю зимой одна работа-

Крепко спать и весны ждать.

Заяц:

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Очень трудно зимой бывает

Когда сильный мороз и еды не хватает,

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет — все ему впрок пойдет.

Еж:

Зимой я крепко сплю,

зарывшись в теплую нору.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Волк:

Я сейчас вам  расскажу,

Как зимует волк в лесу.

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит: волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные, злые.

Лучше им не попадаться,

надо нас остерегаться.

Волку трудно зимой,

Еды не хватает, и он голодает.

Мышка:

Я маленькая мышка,

Живу у себя в норке.

Запасов наготовила я на зиму себе.

Забиты кладовые зерном и корешками,

Всю зиму буду сыта,

Тепло в моей норе.

Лиса:

Я зимы не боюсь:

В шубу теплую ряжусь,

Хвост, красивый какой -

Он мне нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Белка:

Я белка, рыжий  зверек,

по деревьям скок да скок,

Но зимою я меняюсь,

в шубку серую одеваюсь.

Мне приходится прыгать, скакать,

Чтобы как-то себя согревать!

Я всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас - орехи, ягоды, грибы,

Чтобы зимой не голодать.

Где ж еду зимой достать?


Мишка: Вы такие замечательные, ребята, давайте с вами поиграем.

Подвижная  игра «У медведя во бору»

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

Медведь: р-р-р-р

Ну что, Незнайка, на все твои вопросы ответили дети и наши игрушечные животные?

Незнайка: «Спасибо большое. Теперь я знаю, почему стало так холодно, и куда подевались мои друзья дикие животные. Буду ждать весны, чтобы встретится с ними опять.


Пословицы о природе.

 А теперь послушайте пословицы о природе и объясните, как вы их понимаете?

1.Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!



Молодцы, правильно. Особенно сейчас, когда наступила зима, птицам не хватает еды. У нас на участке есть кормушка, и мы будем во время прогулки насыпать птицам корм. А в лесу зимой тоже подкармливают животных. Есть такая профессия – лесничий. Это человек, который отвечает за порядок в лесу. Так вот лесничий подкармливает зимой в лесу животных.



2.  Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.


Замечательно, молодцы!

 Добрый человек никогда не сломает ветку на дереве, не будет просто так рвать траву и цветы, давить насекомых и обижать животных и птиц. Каждую весну мы с вами на нашем участке детского сада сажаем деревья и цветы. А как интересно наблюдать весной за насекомыми и  птицами. Давайте будем любить,  и беречь природу.


Физкульминутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

А деревья выше, выше!









 




 


Здравствуй, Незнайка.








Потому что наступила зима. Стало холодно, солнышко реже светит и почти не греет; деревья приготовились к зиме – сбросили листву; трава пожелтела и спряталась под снегом.  


Осень!




Зима, весна, лето, осень.












Это зима, потому что все кругом покрыто снегом, холодно, лед на реках.

(Слайд № 2)




Это весна. Снег тает, появляются ручьи, прилетели грачи, просыпаются насекомые.

(Слайд № 3)



Это лето. Солнышко греет, все кругом цветет, жарко.

(Слайд № 4)




Это бывает осенью. Становится холоднее, темнеет рано. Листья на деревьях сначала желтеют, потом опадают. (Слайд № 5)









Используется демонстрационный журнал «Добро пожаловать в экологию»  или СЛАЙДЫ.



Это наверно берлога медведя.

Слайд № 6

Потому что медведь ест ягоды, мед, траву, а этого зимой нет в лесу. Медведь копит жир все лето и осень, затем строит берлогу и спит до весны.

Это ежик! (Слайд № 7. Сначала рассматривается слайд полностью, делаются предположения кто под пеньком, кто в дупле, затем слайд меняется и видны ежик, мышки  и белка).

Ежик, как и медведь, копит жир, затем строит себе уютное гнездо и засыпает до весны, потому что ему трудно зимой добывать себе еду.






Там наверно мышки, вход очень маленький.

 (Слайд № 5)

Мышки все лето и осень делали себе запасы в норке, собирали зернышки и им не страшно зимовать зиму, много еды в кладовой.


Там белочка! (Слайд № 5)


Потому что белочка поменяла цвет своей шубки с рыжего на серый, чтобы прятаться от врагов. А в дупле у нее тоже много запасов: и грибы, и орехи, и  шишки.






Зайчик. Летом он серый, а зимой белый. Если он будет серым, то на снегу его увидит лиса или волк.




























Дети по очереди выбирают их мешочка еду и раскладывают около игрушек.






Слайд № 8







Слайд № 9










Слайд № 10








Слайд № 11








Слайд № 12









Слайд № 13














Слайд № 14







Давайте!


У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.













Нельзя обижать животных и птиц. Когда мало еды, надо подкармливать птиц, строить им кормушки.












Нельзя ломать деревья, рвать траву и цветы, обижать животных и  насекомых. Надо быть добрым.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материал к занятию по экологии «Как дикие звери готовятся к зиме». Выполнила Егорова т.к.

Слайд 2

З И М А

Слайд 3

В Е С Н А

Слайд 4

Л Е Т О

Слайд 5

О С Е Н Ь

Слайд 8

М Е Д В Е Д Ь

Слайд 9

З А Я Ц

Слайд 10

Е Ж

Слайд 11

В О Л К

Слайд 12

М Ы Ш К А

Слайд 13

Л И С А

Слайд 14

Б Е Л К А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"

Этот данный материал поможет воспитателю познакомить младших дошкольников с родным краем. Дети отправляются в увлекательное путешествие, где узнают много нового о диких животных,их повадках и среде об...

Презентация "Как дикие животные готовятся к зиме"

Презентация "Как дикие животные готовятся к зиме" ( для младшего возраста)...

Занятие по развитию речи "Как дикие животные готовятся к зиме"

Занятие поразвитию речи для детей средней группы...

конспект непосредственно образовательной деятельности в области "познание" "Как дикие животные готовятся к зиме"

Продолжать знакомство детей с жизнью животных в разное время года. Для более успешного запоминания материала детьми использовать на занятиях ЭОР....

Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»

В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые  игры....

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...