Конспект НОД по теме "Что такое живая и неживая природа".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект мероприятия по познавательному развитию с использованием опытов, модулей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе.

Тема.  «Что такое живая и неживая природа».

Задачи. Научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; расширить представления детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь; поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

Материал. 2 мольберта с картинками, изображающими объекты живой и неживой природы; результаты опыта с проращиванием семян овса («человечки»); летние зарисовки роста и развития бархатцев; «экологический светофор» из демонстрационного материала «Уроки экологии»; коллекция камней, последовательность развития человека (от младенца до старика), запись с пением птиц.

Литература. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

Ход.

- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте  поздороваемся и подарим им улыбку. А теперь все внимание на меня. Послушайте стихотворение.

Вот на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

- Дети, сегодня мы с вами будем говорить о природе.

-Как вы думаете, что означает слово природа. (Ответы и рассуждения детей. В случае затруднения поясняю: ездили на природу, что видели вокруг, слышали).

- Природа – это то, что может существовать без помощи человека. (Повторяют дети).

- Всю природу  нашей планеты Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы.  (Показываю на соответствующий мольберт).

- Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники – это живая природа. Они (ставлю модули на магнитную доску) двигаются (ноги), питаются (рот), дышат (нос), размножаются (яйцо – цыпленок), растут (цыпленок – курица).

- Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва), песок, глина, камни, снег, радуга, вода.

- Беру коллекцию камней, уточняю по модулям живого: двигаются? Питаются? и т.д.

- Две недели назад мы свами сделали двух таких человечков.

- Что мы делали с этим человечком? (поливали, подкармливали, ему было тепло).

-А что делали с этим человечком? (ничего, его просто поставили в шкаф).

- Дети, значит что же нужно для того чтобы жила живая природа.  (Свет, тепло, вода, питание, уход, забота и любовь окружающих).

- Как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой? (ответы и рассуждения детей).

- Отдых наш физкультминутка, занимай с свои места.

Руки  подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

- Мы с вами прошлой весной высаживали рассаду бархатцев и на клумбу и на участке около забора, а летом и осенью наблюдали за их ростом.

- Саша составил последовательность роста и развития бархатцев. Посмотрите и дайте оценку: правильно ли Саша выполнил задание.

- А теперь составим последовательность развития человека. (Ребенок составляет последовательность под последовательностью развития растения. Чтоб была видна сходность развития растения и человека: росток - младенец, первый листочки – дошкольник и т.д.)

- А что же нужно младенцу, чтобы он вырос и стал взрослым? (Свет, тепло, воздух, вода, питание, любовь и забота окружающих).

- Видите, оказывается человеку нужно все то, что и любому живому на Земле. Если мы говорим: растения часть живой природы, животные часть живой природы, то, как можем сказать о человеке?

- Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком ему нужна помощь, забота, любовь и внимание родителей, друзей, соседей, воспитателей. Каждый из вас в свою очередь обязаны с уважением и пониманием относится к тем людям, которые вас окружают.

- Игра «Живая и неживая природа»: дети встают около стульчиков, воспитатель называет предметы или явления природы. Если они относятся к живой  природе, то дети поднимают  руки и вверху машут ими влево-вправо, а если названное относится к неживой  природе, то стоят на месте, а если названо что-то другое тихо садятся. В конце игры называю машина (Действую по реакции детей).

- Да, дети, благодаря   своему уму и своей наблюдательности человек создал очень много вещей своими руками, своим трудом, но все они похожи на природу.

- Показываю: машина – жук, вертолет – стрекоза, самолет – птица, дождь - душ, пол - почва, ветер – вентилятор.

- Называю: В квартире пушистый ковер, а в природе (трава), человек создал подводную лодку (кит).

- Как вы думаете, почему машина, вертолет, ковер, подводная лодка не природа?  (Их создал человек, а природа это то, что может существовать без помощи человека).

-Как вы думаете, может ли природа существовать без человека? (да)

- Конечно, природа была на нашей планете Земля давно, когда еще на ней не жили динозавры.

- А может ли человек жить без природы? (Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства).

- Издавна человек использовал природу в своих целях, и знает, что ее надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле.

-Что вы делали зимой для этого?  (Укутывали корни деревьев и кустов снегом, подкармливали птиц).

- Природа всегда отблагодарит человека за его заботу. В последний день зимы на экскурсии, мы услышали веселое пение воробышков. Помните «О чем поют воробушки в последний день зимы. Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!» (вношу картинку «экологический светофор»)

-Красный сигнал светофора кричит нам беда. К какой картинке он подойдет?

- Желтый – подумай! Не спеши!

- Зеленый – как хорошо, что есть такие заботливые дети!

Если деньги накопить

Можно многое купить.

Дом, одежду и завод

Самолет и пароход.

Включается запись с пением птиц).

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Итог: самые старательные сегодня…., самые активные…, самые любознательные…, Самые внимательные…

-Вам, ребята, пришел подарок. (Показываю книгу, упакованную,  с надписью).

« Для ребят, которые зря цветы не рвут, траву не мнут, ветки деревьев и кустарников не ломают, птиц, насекомых и животных не обижают». Этот подарок вам прислал наш старый знакомый царь Берендей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по окружающему миру " Живая и Неживая природа "

Занятие по окружаещему миру " Живая и Неживая природа " подготовительная группа ....

Конспект занятия по природному миру «Живая и неживая природа»

Программное содержание:Образовательная задача: дать первоначальное понятие о том, что человек – мать природы и его здоровье зависит от отношения к ней;Развивающая задача: сформировать умение обнаружив...

конспект занятия кружка по экологии "Живая и неживая природа"

Конспект занятия кружка по  экологии по теме "Живая и неживая природа" ...

Конспект занятия по познавательному развитию «Живая и неживая природа» (средняя группа)

Цель: формировать у детей представление об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.Задачи:-познакомить детей с понятиями «живая природ...

Конспект НООД по познавательному развитию "Живая и неживая природа"

Конспект НООД по познавательному развитию "Живая и неживая природа"...

Конспект НОД в подготовительной группе «Живая и неживая природа»

Конспект НОД в подготовительной группе «Живая и неживая природа»...