"Посиделки в горнице"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Панова Наталья Викторовна

В настоящее время особенно большое внимание уделяется воспитанию духовно-нравственной сферы ребенка. В своем ежегодном Послании Президент говорил об утрате духовных ценностей в обществе и о необходимости их возрождения.

Я стараюсь пробудить у детей интерес к истории своей Родины, вызвать желание помочь близкому человеку. И здесь мне на помощь приходят пословицы и поговорки, потешки, частушки, русские народные песенки, рассказы о старинных традициях и совместная работа с детьми по изготовлению поделок. Проведение такого развлечения позволяет увидеть насколько заинтерессованы дети, и какие еще приемы целесообразно использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_4_panova_razvlechenie_posidelki_v_gornice.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема «        Посиделки в горнице»

(организованная образовательная деятельность  с детьми старшего дошкольного возраста)

Цель: воспитывать чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей:

 «Познание» - формировать интерес к истории  и культуре русского народа;

 «Коммуникация» - совершенствовать речь и обогащать словарь детей;

 «Социализация» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа;

 «Чтение художественной литературы» - пополнять литературный багаж малыми фольклорными формами;

 «Музыка» - развивать умение выразительно и ритмично двигаться;

- закреплять умение петь самостоятельно и коллективно;

«Труд» - формировать умение создавать игрушку из лоскутков, учить завязывать бантик.

 

Материалы и оборудование: экран с проектором; ноутбук; аккордеон; музыкальные инструменты; куклы-самоделки; клубочки.

Ход:

1.Беседа с детьми. (Беседа сопровождается показом слайдов на экран).

-Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

-Правильно, Россия. Русь - матушка, кормилица, так ласково называли её наши деды и прадеды. В давние времена, когда не было машин и многоэтажных домов, трудились люди в поле от рассвета до заката, даже спать оставались в поле. Но зато поздней осенью, когда урожай был собран и появлялось время для развлечений, люди собирались на посиделки.

- Как вы думаете, что они там делали? (Ответы детей). Они веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто узор на рубахе или полотенце вышивал. Другие – ложки и плошки из дерева вытачивали. Славились русские люди своим гостеприимством и хлебосольством. Вот и я рада пригласить вас к себе в гости.

Проходите. Вот где я живу. Как мой дом называется ? (Изба)

Эй, девчонки-девчушки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Вечерочек скоротать!

-Давай, Юля, руку, мы с тобой воротики сделаем. Проходите, гости дорогие, в горницу мою светлую, рассаживайтесь по лавочкам.

2. Пословицы.

-Сядем рядком, да поговорим ладком. В умной беседе быть – ума прикупить!

Много сложено в народе пословиц о гостеприимстве, а вы их помните? Я пословицу начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте!

  1. По одежке встречают, по уму провожают.
  2. Дорогому гостю и хозяин рад.
  3. Каков привет, таков и ответ.
  4. Приветливое слово гнев побеждает.
  5. Гостю щей не жалей, погуще налей.
  6. Много гостей – много и новостей.
  7. Худо тому, кто добра не делает никому.
  8. Умел в гости звать, умей гостей привечать.

-Молодцы,  ребята, а я знаю другую пословицу: Потеха – делу не помеха!

3. Русская народная пляска. (Под аккомпанемент).

- Давайте попляшем! В круг вставайте! Повторяйте за мной движения и подпевайте!

В хороводе были мы,

Сокола там видели.

Видели, видели,

Видели, видели.

Сокола молодчика,

Сокола молодчика,

Молодца, молодца,

Молодца, молодца.

Соколочек, подбодрись

Два – три раз повернись

Повернись, повернись,

Повернись, повернись.

Всем ребяткам поклонись,

Всем ребяткам поклонись.

Поклонись, поклонись,

Поклонись, поклонись.

(На проигрыш дети, приплясывая, садятся на лавки)

4. Наматывание клубочков, обыгрывание небылиц.

-Умеет наш русский народ веселиться, умеет плясать и умеет трудиться. Усаживались вечером детушки по лавочкам, небылицы слушали, да помогали матушке.

-Добры молодцы, раздайте всем по два клубочка. (Мальчики раздают всем по два клубка).  Девицы-красавицы, берите по две ниточки и в один клубочек сматывайте, чтобы носочки тёплыми получились. А пока вы мотаете, я вам небылицы расскажу:

- Фома, ты где?                                                    

- Я медведя поймал!                                            

- Так веди сюда.                                                  

- Не идёт.                                                              

- Так сам иди.                                                      

- Да он меня не пускает.                                      

-Вижу на ваших лицах улыбки, значит, развеселила я вас. А кто из вас небылицу может рассказать? Выходите, молодцы (подготовленные мальчики).

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Пётр, что делает?

- Да на печи лежит.

5. Загадки.

-А еще, любил русский народ загадки отгадывать. Слушайте внимательно. (По мере отгадывания музыкальные инструменты выкладываются на стол).

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложка).

Деревянные сестрички затрещали по бокам, получился: та-ра-рам. (Трещотки).

Три струны, её узнай-ка!

Заиграла…(балалайка).

Без неё в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под весёлую …(гармошку)

6. Частушки.

-Без частушек ни одни посиделки не обходились. Кто-то любилна ложках стучать, да в трещотки трещать, а другим больше нравилось частушки распевать! (Дети берут музыкальные инструменты).

- Все скорее выходите, да народ повеселите! (Дети поют частушки под аккомпанемент).

  1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Припев: Ишь ты, поди ж ты,

     Да что же говоришь ты!

  1. Эх, топни нога,

Топни правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

  1. Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

  1. Сяду рядышком на лавке

Я с Петрушей посижу,

Угощу его конфетой,

В сини глазки погляжу.

-Ох, как задорно пели, хорошо играли! Молодцы!

7.Рассказ об игрушках с демонстрацией.

-Любят все детишки играть. У вас, ребята, много дома игрушек? А вот раньше, в старинные времена на Руси купить игрушки было негде, их делали сами. (Детям демонстрируются  различные  куклы).

  1. Кукла из деревянной ложки. Пообедает  семья, матушка посуду вымоет, обернет ложку в тряпочку-вот и игрушка для малыша.  
  2. Соломенная куколка. Жарким днем в поле, когда нечем малышу заняться, пока взрослые работают, скрутит он себе кукленка из соломы и играет.
  3. Кукла из палочки. Сделает бабушка из двух палочек крестик, нарядит в лоскуты и новая игрушка готова.

8.Изготовление детьми куклы-пеленашки.

-Давайте и мы с вами попробуем смастерить себе игрушку самую простую – куклу-пеленашку.  Пойдемте за мной.

(Дети подходят к столу.После показа воспитателя,  складывают куклу под музыку)

-Какие хорошие куклы-пеленашки получились! А как можно с ними играть? (Качать,баюкать). Давайте побаюкаем нашу деточку. (Дети напевают колыбельную).

-Уснули куколки, можете взять их домой, и еще поиграть.

9. Подведение итогов.

-Вот и подошли к концу наши посиделки. Где ребята мы сегодня были? Что делали?

(ответы детей)

(Дети читают стихи)

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Пусть в душе у вас живет

Все, что создал наш народ.

И загадки, и потешки,

Сказки, шутки и усмешки.

Все в душе должны сберечь,

Вот и всё, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник русских народных ремесел "Посиделки в горнице"

Рассказать о разнообразии русского народного ремесла. Показать быт русского народа. Приобщение к русской культуре.Приобщение детей к русскому народному ремеслу. Развитие творческих способностей....

Сценарий развлечения, по социально - коммуникативному развитию в старшей группе «Посиделки в горнице»

Программное содержание:1.      Приобщить детей к миру народной культуры, познакомить с поэтическим, музыкальным игровым фольклором.2.      Развивать и...

Сценарий развлечения "Посиделки в горнице"

Сценарий  развлечения "Посиделки в горнице"...

Сценарий детского мероприятия «Посиделки в горнице у бабушки Арины»

Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. П...

Сценарий развлечения, по социально - коммуникативному развитию в средней группе «Посиделки в горнице»

Цели:Приобщить детей к миру народной культуры, познакомить с поэтическим, музыкальным игровым фольклором.Развивать интерес к традициям своего народа, развивать эстетический вкус, музыкальное тво...

Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»

Родительское собрание – посиделки «В горнице»  Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...

"Посиделки в горнице"

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста...