"Посиделки в горнице"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В настоящее время особенно большое внимание уделяется воспитанию духовно-нравственной сферы ребенка. В своем ежегодном Послании Президент говорил об утрате духовных ценностей в обществе и о необходимости их возрождения.
Я стараюсь пробудить у детей интерес к истории своей Родины, вызвать желание помочь близкому человеку. И здесь мне на помощь приходят пословицы и поговорки, потешки, частушки, русские народные песенки, рассказы о старинных традициях и совместная работа с детьми по изготовлению поделок. Проведение такого развлечения позволяет увидеть насколько заинтерессованы дети, и какие еще приемы целесообразно использовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4_panova_razvlechenie_posidelki_v_gornice.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Посиделки в горнице»
(организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)
Цель: воспитывать чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» - формировать интерес к истории и культуре русского народа;
«Коммуникация» - совершенствовать речь и обогащать словарь детей;
«Социализация» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;
- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа;
«Чтение художественной литературы» - пополнять литературный багаж малыми фольклорными формами;
«Музыка» - развивать умение выразительно и ритмично двигаться;
- закреплять умение петь самостоятельно и коллективно;
«Труд» - формировать умение создавать игрушку из лоскутков, учить завязывать бантик.
Материалы и оборудование: экран с проектором; ноутбук; аккордеон; музыкальные инструменты; куклы-самоделки; клубочки.
Ход:
1.Беседа с детьми. (Беседа сопровождается показом слайдов на экран).
-Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
-Правильно, Россия. Русь - матушка, кормилица, так ласково называли её наши деды и прадеды. В давние времена, когда не было машин и многоэтажных домов, трудились люди в поле от рассвета до заката, даже спать оставались в поле. Но зато поздней осенью, когда урожай был собран и появлялось время для развлечений, люди собирались на посиделки.
- Как вы думаете, что они там делали? (Ответы детей). Они веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто узор на рубахе или полотенце вышивал. Другие – ложки и плошки из дерева вытачивали. Славились русские люди своим гостеприимством и хлебосольством. Вот и я рада пригласить вас к себе в гости.
Проходите. Вот где я живу. Как мой дом называется ? (Изба)
Эй, девчонки-девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Вечерочек скоротать!
-Давай, Юля, руку, мы с тобой воротики сделаем. Проходите, гости дорогие, в горницу мою светлую, рассаживайтесь по лавочкам.
2. Пословицы.
-Сядем рядком, да поговорим ладком. В умной беседе быть – ума прикупить!
Много сложено в народе пословиц о гостеприимстве, а вы их помните? Я пословицу начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте!
- По одежке встречают, по уму провожают.
- Дорогому гостю и хозяин рад.
- Каков привет, таков и ответ.
- Приветливое слово гнев побеждает.
- Гостю щей не жалей, погуще налей.
- Много гостей – много и новостей.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Умел в гости звать, умей гостей привечать.
-Молодцы, ребята, а я знаю другую пословицу: Потеха – делу не помеха!
3. Русская народная пляска. (Под аккомпанемент).
- Давайте попляшем! В круг вставайте! Повторяйте за мной движения и подпевайте!
В хороводе были мы,
Сокола там видели.
Видели, видели,
Видели, видели.
Сокола молодчика,
Сокола молодчика,
Молодца, молодца,
Молодца, молодца.
Соколочек, подбодрись
Два – три раз повернись
Повернись, повернись,
Повернись, повернись.
Всем ребяткам поклонись,
Всем ребяткам поклонись.
Поклонись, поклонись,
Поклонись, поклонись.
(На проигрыш дети, приплясывая, садятся на лавки)
4. Наматывание клубочков, обыгрывание небылиц.
-Умеет наш русский народ веселиться, умеет плясать и умеет трудиться. Усаживались вечером детушки по лавочкам, небылицы слушали, да помогали матушке.
-Добры молодцы, раздайте всем по два клубочка. (Мальчики раздают всем по два клубка). Девицы-красавицы, берите по две ниточки и в один клубочек сматывайте, чтобы носочки тёплыми получились. А пока вы мотаете, я вам небылицы расскажу:
- Фома, ты где?
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда.
- Не идёт.
- Так сам иди.
- Да он меня не пускает.
-Вижу на ваших лицах улыбки, значит, развеселила я вас. А кто из вас небылицу может рассказать? Выходите, молодцы (подготовленные мальчики).
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Пётр, что делает?
- Да на печи лежит.
5. Загадки.
-А еще, любил русский народ загадки отгадывать. Слушайте внимательно. (По мере отгадывания музыкальные инструменты выкладываются на стол).
Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложка).
Деревянные сестрички затрещали по бокам, получился: та-ра-рам. (Трещотки).
Три струны, её узнай-ка!
Заиграла…(балалайка).
Без неё в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под весёлую …(гармошку)
6. Частушки.
-Без частушек ни одни посиделки не обходились. Кто-то любилна ложках стучать, да в трещотки трещать, а другим больше нравилось частушки распевать! (Дети берут музыкальные инструменты).
- Все скорее выходите, да народ повеселите! (Дети поют частушки под аккомпанемент).
- Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Припев: Ишь ты, поди ж ты,
Да что же говоришь ты!
- Эх, топни нога,
Топни правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
- Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
- Сяду рядышком на лавке
Я с Петрушей посижу,
Угощу его конфетой,
В сини глазки погляжу.
-Ох, как задорно пели, хорошо играли! Молодцы!
7.Рассказ об игрушках с демонстрацией.
-Любят все детишки играть. У вас, ребята, много дома игрушек? А вот раньше, в старинные времена на Руси купить игрушки было негде, их делали сами. (Детям демонстрируются различные куклы).
- Кукла из деревянной ложки. Пообедает семья, матушка посуду вымоет, обернет ложку в тряпочку-вот и игрушка для малыша.
- Соломенная куколка. Жарким днем в поле, когда нечем малышу заняться, пока взрослые работают, скрутит он себе кукленка из соломы и играет.
- Кукла из палочки. Сделает бабушка из двух палочек крестик, нарядит в лоскуты и новая игрушка готова.
8.Изготовление детьми куклы-пеленашки.
-Давайте и мы с вами попробуем смастерить себе игрушку самую простую – куклу-пеленашку. Пойдемте за мной.
(Дети подходят к столу.После показа воспитателя, складывают куклу под музыку)
-Какие хорошие куклы-пеленашки получились! А как можно с ними играть? (Качать,баюкать). Давайте побаюкаем нашу деточку. (Дети напевают колыбельную).
-Уснули куколки, можете взять их домой, и еще поиграть.
9. Подведение итогов.
-Вот и подошли к концу наши посиделки. Где ребята мы сегодня были? Что делали?
(ответы детей)
(Дети читают стихи)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Пусть в душе у вас живет
Все, что создал наш народ.
И загадки, и потешки,
Сказки, шутки и усмешки.
Все в душе должны сберечь,
Вот и всё, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник русских народных ремесел "Посиделки в горнице"
Рассказать о разнообразии русского народного ремесла. Показать быт русского народа. Приобщение к русской культуре.Приобщение детей к русскому народному ремеслу. Развитие творческих способностей....
Сценарий развлечения, по социально - коммуникативному развитию в старшей группе «Посиделки в горнице»
Программное содержание:1. Приобщить детей к миру народной культуры, познакомить с поэтическим, музыкальным игровым фольклором.2. Развивать и...
Сценарий развлечения "Посиделки в горнице"
Сценарий развлечения "Посиделки в горнице"...
Сценарий детского мероприятия «Посиделки в горнице у бабушки Арины»
Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. П...
Сценарий развлечения, по социально - коммуникативному развитию в средней группе «Посиделки в горнице»
Цели:Приобщить детей к миру народной культуры, познакомить с поэтическим, музыкальным игровым фольклором.Развивать интерес к традициям своего народа, развивать эстетический вкус, музыкальное тво...
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...
"Посиделки в горнице"
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста...