Конспект мероприятия "В гостях у хантыйки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с образом жизни народов Севера (ханты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей № 79 «Садко»
Тема «В гостях у хантыйки»
Старший возраст
Воспитатель: А.А. Ашманова
Высшая квалификационная категория
Цель: Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты), их трудом, жизнью в суровых условиях, приобщать к истокам народной культуры.
Задачи НОД:
Образовательная: Познание
- Формировать первые представления дошкольников о малой Родине, чувство любви и привязанности к природе и культурным ценностям.
- Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки через использование произведений хантыйской художественной литературы.
- Воспитывать уважение к людям другой национальности, желание участвовать в практической деятельности.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
«Коммуникация»
Обогащать и развивать речь детей терминами хантыйского словаря, правильно объясняя их значение.
«Познание»
Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты).
«Социализация»
Продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку играть сообща.
«Художественное творчество»
Расширять представления о разнообразии хантыйских узоров, украшаемых одежду народов ханты.
«Здоровье»
Развивать творчество, самостоятельность, инициативу двигательных действий.
Словарная работа: шкуры, мех, чувал, шесты, малица, сах, тупоры, нырики, кисы, очаг, дух огня, чум, нарты, морда, олень, береста, хантыйка.
Предварительная работа: чтение сказок, беседа с рассматриванием иллюстраций предметов быта, слушание национальной музыки, разучивание стихов, движений танца народа ханты.
Материал к НОД: диск и кассета с хантыйской музыкой, волшебная палочка, одежда хантыйки, чум, очаг, сах, сумочка, кусочки меха, книга – сказки, бубен, коробка с предметами быта народа ханты, иллюстрации обуви.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, мне вчера подарили волшебную палочку. И теперь я могу делать разные чудеса. Хотите проверить. (Хотим).
Воспитатель: Как только вы закроете глаза, а я взмахну палочкой и произнесу заклинание, чудо и произойдёт:
Гей, гей покружись,
В новом месте окажись.
(Дети закрывают глаза, воспитатель взмахивает палочкой, произносит слова, выключается свет. В группе стоит чум, внутри которого горит очаг, звучит хантыйская музыка. Воспитатель, одетая в одежду ханты, встречает детей и гостей).
- Петя мох маше ях юха! Здравствуйте, гости дорогие! (На хантыйском языке).
- Вы узнали меня? Кто я? (Хантыйка)
- А, как вы догадались? (Вы одеты в сах, расшитый лентами, тесьмой, на голове хантыйский платок).
Воспитатель: Да, я – хантыйка. Это моя национальность. А какой национальности ты, Саша? А какие национальности ещё вы знаете? (Русские, украинцы, татары…)
Воспитатель: Много национальностей вы назвали. И все они живут в мире и дружбе.
Воспитатель: Посмотрите на мой дом. Кто знает, как он называется? (Чум)
Воспитатель: Проходите, да усаживайтесь к чуму поближе.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о чуме? (Его делают из шкур, он тёплый, в нём есть чувал…).
Воспитатель: Для чего хантам он нужен? ( Для того, чтобы готовить пищу, обогревать чум.)
Воспитатель: Саша, посмотри и покажи, что есть в чуме? (Малица)
Воспитатель: Расскажи, что ты знаешь о малице? (Малица – это одежда для мужчин. Она тёплая, потому что сшита из оленьей шкуры. У неё есть капюшон).
Воспитатель: Подумайте и скажите, почему малицу шьют именно с капюшоном? (Потому, что капюшон укрывает их от ветра, бурь, холода).
Воспитатель: Правильно, а что мужчины-ханты носят на ногах?
(Тупоры или нырики )
Воспитатель: Найдите их на картинке.
Воспитатель: Правильно – это нырики – обувь мужчин ханты.
Воспитатель: А, как называется обувь женщин? (Кисы)
Воспитатель: Полина, поищи в чуме кисы.
Воспитатель: Как вы думаете, это кисы? Может, кто то думает иначе?
Воспитатель: Правильно. Это кисы. Их носят женщины.
Воспитатель: Ребята, а в чуме ещё что-то есть, что мы не назвали. Пойди, Полина, посмотри. Что ты там ещё видишь? (Люлечку)
Воспитатель: Расскажи, что ты о ней знаешь? (Люлечку в чуме подвешивают к шестам. В ней спит ребёнок. Делают её из бересты…)
Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно рассказали и показали. Дом ханты – это чум. В нём есть чувал, который его обогревает, и на нём готовят пищу. Одежда у них разная, но она вся тёплая к тому, же красивая, расшитая разными узорами из тесьмы и бисера. На шестах висит люлечка из бересты, в которой спит ребёнок.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как любят отдыхать ханты? (Когда ханты отдыхают - любят танцевать?)
Воспитатель: Чьи движения в танцах они изображают? (Движения птиц, зверей).
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю сейчас вам с помощью танца изобразить животных Севера.
(Дети исполняют движения под хантыйскую музыку)
Воспитатель: Кого ты изображал в танце? Почему ты так двигался? В кого ты превращался? А кем тебе понравилось быть? А сейчас я угадаю, кем была ты Саша?
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что сказки ханты рассказывают только зимой. Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей)
Воспитатель: Летом у народа ханты много работы. Взрослые и дети собирают ягоды, ловят рыбу, пасут оленей и многое другое.
Воспитатель: А сейчас мы с вами совершим путешествие по хантыйским сказкам. Я прочитаю отрывок, а вы мне из какой он сказки.
Воспитатель: Молодцы угадали. Теперь вам другое задание. Посмотрите на эту иллюстрацию, и скажите, какая сказка изображена.
Воспитатель: О чем рассказывается в этой сказке?
Воспитатель: Героев какой сказки вы сейчас видите?
Воспитатель: А кто может рассказать какую-либо хантыйскую сказку?
Воспитатель: Хантыйские сказки вы хорошо знаете. Но помните, что их ханты рассказывают только зимой, а почему зимой? Как выдумаете?
(Звучит шум ветра)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а огонь то в очаге погас. Наверное, духи огня заслушались вас и задремали. Помогите, разбудить их.
Воспитатель: Становитесь все в круг. Чтобы духи огня его зажгли, будем произносить заклинание:
Гей, гей!
Товт Торум!
Шох, шох, шох!
Чувал Надья!
(Под звуки бубна дети выполняют движения).
Ребёнок: Духи огня услышали нас!
Воспитатель: Спасибо вам большое за помощь. Теперь в моём чуме всегда будет тепло, а вам пора возвращаться домой. Но я не могу вас отпустить с пустыми руками. На память дарю вам этот подарок. Закройте глаза, произнесите заклинание, и вы окажитесь дома.
Дети: Гей, гей, покружись
И домой возвратись.
Воспитатель: Вот вы и дома. А, почему это у вас такие весёлые лица? (Мы в гостях у хантыйки были, и она нам подарила подарок).
Воспитатель: Вот видите, говорила я вам, что палочка волшебная. Чудо действительно произошло, и вы побывали в гостях у хантыйки. Да ещё и подарок получили. Давайте посмотрим, что там. (Достаёт содержимое коробки для макета).
Воспитатель: Что это? (Чум, нарты, морда… коробочка с бисером)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего она вам это подарила? (Для того, чтобы мы играли).
Воспитатель: И больше узнавали о жизни народа ханты, а бисером украшали хантыйские поделки. А где же мы всё это разместим? (В нашем музее).
Воспитатель: Давайте пополним наш музей, в который можем приглашать ребят других групп.
Ребёнок: Мы сегодня не просто гуляли,
А в гостях у хантыйки мы побывали.
Побывали мы не зря,
Много о ней мы узнали друзья.
Воспитатель: Ребята, а что интересного, нового вы узнали о жизни народов ханты?
Воспитатель:
Как прекрасен этот край, посмотри…
Изучай его, гордись им и люби!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пойти и пригласить в наш музей детей другой группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-294162-1388749803.jpg)
Конспект мероприятия совместной деятельности воспитателя и детей I младшей группы с использованием ОЭР «В гостях у Бабушки Загадушки»
Конспект мероприятия совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста." В гостях у бабушки Загадушки"Задачи:- закрепление занеий основных цветов, - упражнение в отгады...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827491-1475936225.jpg)
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ : «Курочка Ряба в гостях у ребят»
Все дети любят сказки, любят слушать, когда их рассказывают мамы или бабушки, а может даже папы и дедушки. Малышей надо учить понимать смысл сказки, чувствовать,что хочет сказать автор, выражать свои ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-215970-1700725297.jpg)
Конспект мероприятия для детей средней группы "Гость из Простоквашино"
Автором представлен конспект мероприятия по формированию умений дошкольников решать конфликтные ситуации в детском коллективе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827491-1475936225.jpg)
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ СОВМЕСТНОЙ НОД ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМУ :"ОСЕНЬ, В ГОСТИ ПРОСИМ"
Знакомство с листопадом и другими признаками осени;развитие мышления и наблюдательности;воспитание эстетического отношения к природе;знакомство с особенностями осенних изменений в природе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-846138-1478542796.jpg)
Конспект мероприятия -День здоровья "В гостях у осени"
Конспект мероприятия -День здоровья "В гостях у осени"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/22/picture-1281255-1603363809.jpg)
Конспект мероприятия «Гость группы — швея»
Цель: формирование у детей представления о профессии швеи.Задачи:Продолжать знакомить детей с профессией «швея»Дать представление об инструментах и о разных видах тканей, используемых...
Комментарии
НОД по познавательной
НОД по познавательной деятельности