Конспект мероприятия "В гостях у хантыйки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство детей с образом жизни народов Севера (ханты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_hantyyki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей № 79 «Садко»

Тема «В гостях у хантыйки»

Старший возраст

Воспитатель: А.А. Ашманова

Высшая квалификационная категория

Цель: Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты), их  трудом,  жизнью в суровых условиях, приобщать к истокам народной культуры.

Задачи НОД:

Образовательная: Познание

- Формировать первые представления дошкольников о малой Родине, чувство любви и привязанности к природе и культурным ценностям.  

- Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки через использование произведений хантыйской художественной литературы.

- Воспитывать уважение к людям другой национальности, желание участвовать в практической деятельности.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

«Коммуникация»

Обогащать и развивать речь детей терминами хантыйского словаря, правильно объясняя их значение.

«Познание»

Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты).

 «Социализация»

Продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку играть сообща.

«Художественное творчество»

Расширять представления о разнообразии хантыйских узоров, украшаемых одежду народов ханты.

«Здоровье»

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу двигательных действий.

Словарная работа: шкуры, мех, чувал, шесты, малица, сах, тупоры, нырики, кисы, очаг, дух огня, чум, нарты, морда, олень, береста, хантыйка.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа с рассматриванием иллюстраций предметов быта, слушание национальной музыки, разучивание стихов, движений танца народа ханты.

Материал к НОД: диск и кассета с хантыйской музыкой, волшебная палочка, одежда хантыйки, чум, очаг, сах, сумочка, кусочки меха, книга – сказки, бубен, коробка с предметами быта народа ханты, иллюстрации обуви.

Ход НОД

Воспитатель:  Ребята, мне вчера подарили волшебную палочку. И теперь я могу делать разные чудеса. Хотите проверить. (Хотим).

Воспитатель: Как только вы закроете глаза, а я взмахну палочкой и произнесу заклинание, чудо и произойдёт:

Гей, гей покружись,

В новом месте окажись.

(Дети закрывают глаза, воспитатель взмахивает палочкой, произносит слова, выключается свет. В группе стоит чум, внутри которого горит очаг, звучит хантыйская музыка. Воспитатель, одетая в одежду ханты, встречает детей и гостей).

  1. Петя мох маше ях юха! Здравствуйте, гости дорогие! (На хантыйском языке).  
  2. Вы узнали меня? Кто я? (Хантыйка)
  3. А, как вы догадались? (Вы одеты в сах, расшитый лентами, тесьмой, на голове хантыйский платок).

Воспитатель:  Да, я – хантыйка. Это моя национальность. А какой национальности ты, Саша? А какие национальности ещё вы  знаете? (Русские, украинцы, татары…)

Воспитатель: Много национальностей вы назвали. И все они живут в мире и дружбе.

Воспитатель:  Посмотрите на мой дом. Кто знает, как он называется? (Чум)

Воспитатель:  Проходите, да  усаживайтесь к чуму поближе.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о чуме? (Его делают из шкур, он тёплый, в нём есть чувал…).

Воспитатель:  Для чего хантам он нужен? ( Для того, чтобы готовить пищу, обогревать чум.)

Воспитатель:  Саша, посмотри и покажи, что есть в чуме? (Малица)

Воспитатель:  Расскажи, что ты  знаешь о малице? (Малица – это одежда для мужчин. Она тёплая, потому что сшита из оленьей шкуры. У неё есть капюшон).

Воспитатель: Подумайте и скажите, почему малицу шьют именно с капюшоном? (Потому, что капюшон укрывает их от ветра, бурь, холода).

Воспитатель:  Правильно, а что мужчины-ханты носят на ногах?

(Тупоры или нырики )

Воспитатель:  Найдите их на картинке.

Воспитатель:  Правильно – это нырики – обувь мужчин ханты.

Воспитатель:  А, как называется обувь женщин? (Кисы)

Воспитатель:  Полина,  поищи в чуме кисы.

Воспитатель:  Как вы думаете, это кисы? Может, кто то думает иначе?

Воспитатель:  Правильно. Это кисы. Их носят женщины.

Воспитатель:  Ребята, а в чуме ещё что-то есть, что мы не назвали. Пойди, Полина, посмотри. Что ты там ещё видишь? (Люлечку)

Воспитатель:  Расскажи, что ты о ней знаешь? (Люлечку в чуме подвешивают к шестам. В ней спит ребёнок. Делают её из бересты…)

Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно рассказали и показали. Дом ханты – это чум. В нём есть чувал, который его обогревает, и на нём готовят пищу. Одежда у них разная, но она вся тёплая к тому, же красивая, расшитая разными узорами из тесьмы и бисера. На шестах висит люлечка из бересты, в которой спит ребёнок.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как любят отдыхать ханты? (Когда ханты отдыхают -   любят  танцевать?)

 Воспитатель: Чьи движения в танцах они изображают? (Движения птиц, зверей).

Воспитатель:   Правильно. Я предлагаю сейчас вам с помощью танца изобразить животных Севера.

(Дети исполняют движения под хантыйскую музыку)

Воспитатель: Кого ты изображал в танце? Почему ты так  двигался? В кого ты превращался? А кем тебе понравилось быть? А сейчас я угадаю, кем была ты Саша?

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что сказки ханты рассказывают только зимой. Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Летом у народа ханты много работы. Взрослые и дети собирают ягоды, ловят рыбу, пасут оленей и многое другое.

Воспитатель: А сейчас мы с вами совершим путешествие по хантыйским сказкам. Я прочитаю отрывок, а вы мне из какой он сказки.

Воспитатель: Молодцы угадали. Теперь вам другое задание. Посмотрите  на эту иллюстрацию, и скажите, какая сказка изображена.

Воспитатель: О чем рассказывается в этой сказке?

Воспитатель: Героев какой сказки  вы сейчас видите?

Воспитатель: А кто может рассказать какую-либо хантыйскую сказку?

Воспитатель: Хантыйские сказки вы хорошо знаете. Но помните, что их ханты рассказывают только зимой, а почему зимой? Как выдумаете?

(Звучит шум ветра)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а огонь то в очаге погас. Наверное, духи огня заслушались вас  и задремали. Помогите, разбудить их.

Воспитатель: Становитесь все в круг. Чтобы духи огня его зажгли,  будем произносить  заклинание:

Гей, гей!

Товт Торум!

Шох, шох, шох!

Чувал Надья!

(Под звуки бубна дети выполняют движения).

Ребёнок:  Духи огня услышали нас!

Воспитатель: Спасибо вам большое за помощь. Теперь в моём чуме всегда будет тепло, а вам пора возвращаться домой. Но я не могу вас отпустить с пустыми руками. На память  дарю вам этот подарок. Закройте глаза, произнесите заклинание, и вы окажитесь дома.

Дети:                                 Гей, гей, покружись

И домой возвратись.

Воспитатель: Вот вы и дома. А, почему это у вас такие весёлые лица? (Мы в гостях у хантыйки были, и она нам подарила подарок).

Воспитатель: Вот видите, говорила я вам, что палочка волшебная. Чудо действительно произошло, и вы побывали в гостях у хантыйки. Да ещё и подарок получили. Давайте посмотрим, что там. (Достаёт содержимое коробки для макета).

Воспитатель: Что это? (Чум, нарты, морда… коробочка с бисером)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего она вам это подарила? (Для того, чтобы мы играли).

Воспитатель: И больше узнавали о жизни народа ханты, а бисером украшали хантыйские поделки. А где же мы всё это разместим?  (В нашем музее).

Воспитатель: Давайте  пополним наш музей, в который можем приглашать ребят других групп.

Ребёнок:       Мы сегодня не просто гуляли,

А в гостях у хантыйки мы побывали.

Побывали мы не зря,

Много о ней мы узнали друзья.

Воспитатель: Ребята, а что интересного, нового вы узнали о жизни народов ханты?

Воспитатель: 

Как прекрасен этот край, посмотри…

Изучай его, гордись им и люби!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пойти и пригласить в наш музей детей другой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия совместной деятельности воспитателя и детей I младшей группы с использованием ОЭР «В гостях у Бабушки Загадушки»

Конспект мероприятия совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста." В гостях у бабушки Загадушки"Задачи:- закрепление занеий основных цветов, - упражнение в отгады...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ : «Курочка Ряба в гостях у ребят»

Все дети любят сказки, любят слушать, когда их рассказывают мамы или бабушки, а может даже папы и дедушки. Малышей надо учить понимать смысл сказки, чувствовать,что хочет сказать автор, выражать свои ...

Конспект мероприятия для детей средней группы "Гость из Простоквашино"

Автором представлен конспект мероприятия по формированию умений дошкольников решать конфликтные ситуации в детском коллективе....

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ СОВМЕСТНОЙ НОД ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМУ :"ОСЕНЬ, В ГОСТИ ПРОСИМ"

Знакомство с листопадом и другими признаками осени;развитие мышления и наблюдательности;воспитание эстетического отношения к природе;знакомство с особенностями осенних изменений в природе...

Конспект мероприятия -День здоровья "В гостях у осени"

Конспект мероприятия -День здоровья "В гостях у осени"...

Конспект мероприятия «В гостях у Бабушки – Загадушки»

Сценарий праздника, посвященный 8 марта....

Конспект мероприятия «Гость группы — швея»

Цель: формирование у детей представления о профессии швеи.Задачи:Продолжать знакомить детей с профессией «швея»Дать представление об инструментах и о разных видах тканей, используемых...


 

Комментарии

НОД по познавательной деятельности