Детский проект по теме "Лягушка"
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме

Степанова Людмила Юрьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка»

 

Детский проект по теме

 «Лягушки»

Проект подготовила

воспитатель

Степанова Л.Ю.

 

п.Пурпе

2011г.

 

Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
 

Актуальность

В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество: сотворчество педагога, ребенка, родителей. Разработанный проект покажет свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, поможет преодолеть чувство брезгливости к земноводным. Лягушка - символ скрытой красоты. В лягушка ассоциируется прежде всего с плодородием, влагой, дождем. Она - хранительница речек, озер, колодцев, владычица воды.

Поэтому детям необходимо объяснить, маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

  •  

Формировать у детей «экологическое чувство», чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом.

Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей в процессе знакомства с представителями отряда бесхвостых земноводных – лягушками.

  •  

Расширить и углубить представления о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).

Систематизировать и обобщить представления детей о цикличности роста и развития, об условиях необходимых для роста и развития на каждой стадии,

Расширять знания о лягушках, как представителях животного мира, о среде их обитания.

Развивать способности к поисковой деятельности:

- определение задач, исходя из поставленной проблемы;

- планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;

- выбор материала и способов действий;

- умение аргументировать свой выбор.

Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:

- свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач;

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

Формировать осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.

Предварительная работа:

- чтение сказок «Как головастики маму искали», «Головастики на скале», словотворчество (сочинение детьми загадок о лягушках);

- просмотр иллюстраций в энциклопедиях, наборов открыток с изображением представителей класса земноводных;

- просмотр видеофильма «Кто такие амфибии?»;

- слушание аудиозаписи из серии «Звуки живой природы» - «На болоте»;

- рисование «Веселые лягушата»;

- конструирование из бумаги «Царевна лягушка», «Головастики», «Отважный лягушонок»;

Этапы проекта

1 этап «Выбор темы» (осень)

  1. Заинтересовать детей, уточнить, что знают о лягушках и хотят ли узнать об этих необычных существах больше?
  2. Пополнить с помощью родителей «Полочку умных книг» энциклопедиями о животном мире, наборами открыток, фотографиями.
  3. Совместно с детьми обсудить примерные проекты по теме:

- Издание книг о лягушках;

- Создание игры «Веселые лягушата»;

- Изготовление макета «Болото»;

- Сочинение сказки о лягушках;

- Оригами;

  1.  Воспитатель готовит презентации по теме:

песни лягушек, лягушка в мифологии;

  1.  Поселить в террариуме пару лягушек. Они будут объектами для наблюдений и заботы детей в течение года.
  2.  Объяснить детям, что лягушки, в свою очередь, проявляют заботу о детях (съедают насекомых: комаров, мух и др.).
  3.  Все наблюдения необходимо заносить в альбом «Наши питомцы». В нем можно указать название вида и дать имена лягушкам.

2 этап «Сбор сведений» (зима)

  1. Сбор, систематизация и хранение информации по теме.
  2. Оформление альбома:

1-я страница: что нужно лягушкам для их жизни (вода, солнце, песок, ил, насекомые и т.д.).

2-я страница: портреты своих лягушек. Здесь возможны варианты: портреты рисует каждый ребенок или выполняется коллективная работа.

  1. Совместно с детьми определить возможные источники информации: научно-популярная и научно-художественная литература, просмотр видео фильма, и т.д.
  2. Проведение подвижной игры «Лягушки», игровых упражнений «Кто дальше прыгнет»,  проговаривание чистоговорок, стихов:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Ква - ква - ква, ква - ква- ква,

Скачет, вытянувши ножки».

 

 «Пять веселых лягушат

По делам своим спешат.

Пока сыро, пока лужно

До пруда допрыгать нужно…»

 

3 этап «Выбор проектов».

Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять. Мы обсуждали вместе с детьми вопрос о том, «Что мы можем сделать с тем, что узнали о лягушках?

Игра

«Веселые лягушата»

 

Макет «Болото»

 

Сочинение сказки

 

Презентация

 

Издание книг

 

Оригами

 

Лягушка

      

4 этап (весна)

Объяснить детям, что осенью лягушки зарываются в ил до весны. В апреле, сразу же после зимней спячки, лягушки мечут икру. Предложить детям (если есть возможность) рассмотреть икринки и зарисовать их в альбом.

Головастики вылупляются уже на пятый день (понаблюдайте за ними и зарисуйте в альбом), а в лягушку головастик превращается через четыре месяца (зарисовать).

Экскурсия на водоем. Подходя к водоему, дети еще издали услышат громкие трели «болотных певцов», так в шутку называют болотных лягушек.

Подойдя ближе, посмотрите на квакающую лягушку повнимательнее. По бокам шеи у нее раздуваются и опадают большие округлые пузыри. Наполняясь воздухом они усиливают звук. Если бы их не было, лягушки не могли бы так громко квакать.

Игры: «Кто первым заметит, что лягушка изменилась" или "Кто найдет как можно больше изменений?».

Предложить детям сравнить лягушку с человеком. Рассмотрите ее влажную кожу, выпуклые глаза, перепонки на лапках. Она хорошо видит вредных насекомых и ловит их. Лягушек все берегут, они приносят пользу.

Как и человек, лягушка может дышать воздухом. У нее нет жабр и лягушка не может дышать под водой, но мы можем часто наблюдать, как лягушка долгое время может оставаться на дне водоема. Почему она не задыхается без воздуха?

У лягушек очень большие легкие, которые они заполняют воздухом. Когда они ныряют в воду, воздух медленно впитывается в кровеносные сосуды. Это и позволяет лягушкам долгое время находиться под водой.

У лягушек зрение, обоняние и слух, как и у человека, развиты очень хорошо, да и ум тоже есть. Те, кто считает лягушку глупой, глубоко заблуждаются.

Если она такая же, как и человек, то и боль она тоже чувствует. Она, как и мы, тоже может пораниться, она растет, живет, стареет и умирает, как человек.

 

5 этап «Закрепление знаний» (лето)

Провести с детьми несколько прогулок к ближайшему водоему - понаблюдать, как лягушки прыгают в водоем, греются в теплой воде.

На следующую прогулку взять с собой таз и посадить туда лягушку - понаблюдать, как лягушка плавает в тазу, как взбирается на камень, который вы туда положите.

Предложите просто послушать кваканье лягушек.

На обобщающих занятиях можно рассматривать  и сравнивать рисунки.

Ребята могут рассказать, как менялись их питомцы в течение года. Когда лягушки выглядели лучше всего. Можно предложить дошкольникам представить, что они - лягушки и рассказать о том, что с ними произошло за год, или сочинить сказку, используя свои наблюдения.

Д/и «Экологическая цепочка».

Конструирование из бумаги способом оригами «Лягушка».
 

Заключение

Совместная работа по выполнению проекта по данной теме поможет детям не только получить дополнительные сведения, но и сформировать определенное представление о том или ином животном, их место обитания, виды, питание, размножение и прочее.  Проведение таких небольших занятий ценно тем, что дети учатся передавать итоги своих наблюдений в речевой форме и делают это эмоционально, заинтересованно.

При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися педагог подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней – вредителей садов и огородов. Подводит детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от преследования: лягушки прыгают в воду.

Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые отношения к ним.

Приведу несколько примеров. Ира описала лягушку так: «У нее тело покрыто кожей зеленого цвета. По земле прыгает, а в воде плавает». Оля более детально описала окраску лягушки, сказала о месте обитания и размножения: «Цвета разного бывает: и зеленого, и коричневого. Может жить и в воде, и на земле. А деток выводит только в воде».

При отсутствии интереса к животному миру ребенок не сможет так образно выразить в речи полученные впечатления. Поэтому активная, творческая работа детей может быть расценена не только, как результат их знаний, но и как показатель сформированного познавательного интереса, который при определенных условиях «провоцирует» ребенка к поиску новых знаний о животном. Дети как бы другими глазами смотрят на знакомых им животных, начинают относиться к ним бережно, заботливо, с любовью.
 

Источники информации:

  • Литература

Манфред Никиш. Амфибии и рептилии. М.: издательство «Астрель», 2002г.

Сергеев Б.Ф. Я познаю мир. Амфибии. М.: издательство «АСТ», 1999г.

Обо всем на свете. Пер. с итальянского И.Горелой, автор русского текста А. Брагин. М.: издательство «Астрель», 2001г.

Берестов В. «Лягушачья песенка».

  • Видео фильм «Кто такие амфибии?».
  • Аудиозапись из серии «Звуки живой природы» - «На болоте».
  • Чтение художественной литературы

В. Бианки «Голубые лягушки» («Четыре времени года»).

Русская народная сказка «Царевна – лягушка», «Лягушка – путешественница», «Квакша».

В. Бианки «Про лягушку» («Кто как поет»).

С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке».

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kak_poyavlyaetsya_lyagushka_-_kopiya.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский проект в старшей группе детского сада" Огород на окошке"

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по выращиванию овощей...

Детский проект "Чудо Завитки" (детский квиллинг)

Не секрет, что мышление, речь и логика малыша напрямую зависит от мелкой моторики. И именно мелкую моторику рук позволяет развить занятия квиллингом. Оригинальный и необычный вид рукоде...

Проект «Байкальская нерпа» (детский проект)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние,...

Проект "Минеральная вода" (детский проект)

Лучше всего жажду утолять чистой минеральной или обыкновенной питьевой водой. Она восполняет дефицит микроэлементов, которые наш организм теряет вместе с потом. Обыкновенная минеральная вода не содерж...

Проект "Калейдоскоп детских проектов "Моя 7Я"

ПРОЕКТв заочном муниципальном конкурсе«Калейдоскоп детских проектов «Моя 7Я»Цель: вовлечение воспитанников ДОУ в познавательно- исследовательскую деятельностьЗадачи: вовлечение ...

Детский проект в детском саду "Моя любимая игрушка"

Вид проекта : исследовательско - творческий. (ролево- игровые)Продолжительность проекта: среднесрочный 1.5 - 2 месяца.Участники проекта: дети до трёх лет...

Детский проект: номинация «Лучший социальный проект» по теме: «МОЙ ГОРОД»

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...