Картотека подвижных и дидактических игр на осеннюю тематику(средняя группа)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Теплякова Ольга Анатольевна

Картотека содержит подвижные и дидактические игры на  закрепление знаний о внешнем виде, форме, размере овощей и фруктов, грибов, листьев таких деревьев как берёза, дуб, клён. Имеются игры на совершенствование знаний о приметах осени, а так же игры на закрепление знаний о питании диких живоных Все дидактические игры направлены на развитие устной речи, внимания, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_osen.odt31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Осенние приметы»

    Задачи:   закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь, наблюдательность,

                     внимание, память.

Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое

                    поле,разделённое на 8 клеток.

Ход игры : дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано

                     определяют, когда это бывает. Если осенью,кладут картинку на игрово поле.Если

                     в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют

                     предложение,используя ключевое слово «осенью».

Примечание: игра пожет быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

   Задачи:   совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,

                    правильно называть его цвет,развивать внимание,память,устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:  воспитатель показывает мешочек и говорит:

                                                 Я-чудесный мешочек,

                                                 Всем ребятам я — дружочек.

                                                 Очень хочется мне знать,

                                                 Как вы любите играть.

                  Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из

                  мешочка предмет,на ощупь определяют,что это, называют его, а потом достают.

                  После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

                                                             

Дидактическая игра «Целое и часть»

   Задачи:   формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и

                    его части ,развивать устную речь,внимание, память.
Атрибуты:
картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры:играют 2 ребёнка. У одного -  картинки с изображением целого фрукта, у другого -

                   картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку,

                   называет,что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Две корзинки»

   Задачи:   совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи

                    обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
 Атрибуты:две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
 дети по очереди берут картинку,называют, что на ней изображено, определяют, к

                   какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

Примечание:игра может быть индивидуальной.

 Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,

                     развивать внимание,память,наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

 Ход игры:играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или

                    грибов,называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание:игра может быть индивидуальной.

Подвижная  игра «Овощи — фрукты»

    Задачи:  учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,

                    наблюдательность.

Атрибуты:предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

                   « Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют

                   группы «Овощи», «Фрукты».

                 

Подвижная игра « Вершки и корешки»

  Задачи:     закреплять знания о способе произрастания овощей,развивать внимание,

                     зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
 Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют

                    его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки

                    вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и

                    ребёнок, который сам показывает овощи.

                    Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают

                    движениями, где он растёт.

                   

                    Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

   Задачи:   совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать

                    прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина,картинки фруктов

Ход игры:  дети по очереди берут картинку из корзинки,называют изображённый фрукт
                   и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

                    «Это яблоко — яблочный сок».

Подвижная игра «Найди пару»

    Задачи:      учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,

                        закреплять знания о форме,цвете и размере,развивать слуховое и зрительное

                        восприятие.

 Атрибуты:   осенние листья разного размера,цвета и формы.

  Ход игры:   дети стоят по кругу,в центре-листья (их количество по количеству детей и

                       подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут

                       по кругу со словами: « Раз,два,три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

                       Воспитатель говорит:  «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие

                       задания:составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся

                       размером:большой и маленький,или листья одного размера с одного дерева..)

Примечание:для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней

                       цветной бумаги меньшего размера по сранению с теми,что раскрашивали дети.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

   Задачи:    совершенствоватьумение дифференцировать,  деревья по их стволам и листьям,

                     развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья

                    этих деревьев.

Ход игры:  листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

                    разложить листья на своё дерево

Примечание:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

   Задачи:   совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать

                    прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Атрибуты: корзинка,осенние листья.

Ход игры:  дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,

                    говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное.Например: это лист с

                    берёзы- берёзовый лист.

Подвижная игра «Белкины запасы»

   Задачи:   совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать

                    внимание,память,устную речь.

Атрибуты:маска белки,муляжи грибов,орех,ягод,шишки.

Ход игры: выбирается ребёнок — белка,ему надевается маска белки. В центре круга лежат

                   предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки.Дети идут по кругу со словами:

                   «Раз,два,три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с

                   одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает

                   ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи

                  (грибы,ягоды,шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.

       

    Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи:      учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать

                    логическое мышление, внимание,наблюдательность, устную  речь.

Атрибуты:набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на

                   одной нарисовано целое изображение,а на другой его отдельная часть в виде

                   отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-

                    картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,

                    а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второй

                    выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание:игра может быть индивидуальной.

 Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

 

    Задачи:   закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

                   находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

 Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или

                   фрукты,  или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые

                   упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их

                   изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети

                   хлопают    в  ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды,

                   грибы).

В огороде

Вот вам  морковка
Красная  головка,

Хвостик  зелёный.

Вот вам репка     

    И   огурчик крепкий,

         Солнцем п озлащённый.

На рядах  капусты
    Кочаны жмутся густо

     В  листьях лохматых,

        Вот  горошек сладкий,

       Зёрнышки  в  порядке

          Спят  в стручках усатых.

       Что  за вкусный народ

       Населил    наш огород!

По грибы

          Все  зверюшки на опушке

           Ищут грузди и волнушки.

           Белочки     скакали            

            Рыжики    срывали.            

          Лисичка    бежала            
         
Лисички собирала.            

          Скакали зайчатки              

          Искали опятки.                 

           Медведь проходил,            

          Мухомор раздавил..          

 

    ***
Осень добрая пришла,
 Нам подарки принесла.

 Яблоки       душистые,  
Персики   пушистые,  
 
Груши   золотистые,      
Осень     принесла.      
В. Волина

                                                                     Чудо-огород

                                                             Удивляется народ:
                                                            Что за чудо-огород?
                                                             Здесь
 редис есть и салат,
                                                           
 Лук, петрушка и шпинат.
                                                           
 Помидоры, огурцы
                                                             Зреют дружно - молодцы!
                                                             И
 картофель, и капуста
                                                             Растут на грядках густо-густо.
                                                             И все дружно говорят:
                                                             "Мы растём здесь для ребят.
                                                             За усердие и труд
                                                             Урожай весь соберут".


                                                             
Буду делать я салат…      

Буду    делать я салат,
         Накрошу в большую миску
   
Огурцы, порей, шпинат,
   Помидоры  и  редиску.

  Мелко порублю укроп,
      И заправлю все сметаной.
Витаминами   я  впрок
  Запасаться   не  устану.

 

                                           Овощная считалка:

                                           В огороде у Егора

                                                               Тыква, репа, помидоры.

                                                               В огороде у Ивана

                                                               Кабачки и баклажаны.

                                                               Ты посадишь патиссон,

                                                               Выходи из круга вон

                                                                         ***

                                                              Стала тыква нас просить:

                                                              Жарко!Дайте нам попить! -

                                                              Мы достали быстро лейку

                                                              И полили всю семейку:

                                                              Чтобы крепли молодцы -

                                                              Кабачки и огурцы,

                                                              - Вот спасибо вам, друзья!

                                                              Напилась моя семья!

                                                                           

***

Словно в заячьей  столовой  

На полянке- пень сосновый,                                                                                                                

На пеньке стоит обед            

И чего там только нет          

И капуста картошка,          

Горка свежего горошка.       

И петрушечки немножко.    

А зайчишкам-ребятишкам    

Травка сладкая горой,          

По  морковочки одной.        

Ведь морковка  с грядки      

Слаще шоколадки!                

         

***

В огороде много гряд        
Есть  и
 репа, и салат.        

Тут  и свёкла горох         

А  картофель разве плох?  

Наш зелёный огород          

 Нас прокормит целый год!

***
Летом огород- что город!
   
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок     и   баклажан.

Наш сад

 Прекрасен наш осенний сад

 В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,      

И яблоки груши.                

Плоды мы утром соберём    

И всех соседей позовём.      

И солнышку     помашем    

«Спасибо,осень!» скажем.  

    У. Рашид

Летний сад
   
Как хорош он,  летний сад,
Фруктами    всегда  богат.
     
 Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.      
   
Рядом здесь растёт и слива,
 
Плодами сочными красива.
 Груш  и  яблок  аромат,    
     
Съесть одно бы каждый рад.

Ваза с фруктами

Высокая ваза стоит на столе.

        Играют лучи в голубом хрустале.

               Положим   мы в вазу душистый банан

              Подарок далеких тропических стран.

              Добавим лимон, апельсин, мандарин.

         И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин


***

В огороде нашем      

Нет редиски краше.  

           Как сочна, красна, кругла,    

    Не   смотрите, что мала.

Репка  тоже   удалась,

          Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

  В ста одежках старичок?

 Н. Нищева

***
 
Посадила в    огороде;
   
Помидоры и картофель,
 
Чуть моркови, огурцов.
       
Для   братишек сорванцов.
       
 Помидор сорвал Алешка    
   
Вот  и сыта стала кошка.
 
А   Максим ест огурец.
       
Наш  мальчишка молодец.
     
Он на грядке сидит ловко
     
Вот и вырвана морковка.
     
Ест морковку кошка, кот,
       
Кто зашел к нам в огород.
       
Всех  мальчишки угощают.
       
Витамин  есть заставляют.

А. Максаков

***

Что растет на нашей грядке

Огурцы, горошек сладкий.  

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат,

Наша грядка - просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

   Задачи:   развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

 - Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).          

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

       - От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

  - Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          

 - Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

 - Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

 - Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).    

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).      

   - Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).  

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).      

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).                

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр, дидактических игр на развитие речи, потешек и физминуток для младшей группы.

Здесь собраны самые разнообразные игры в помощь молодому педагогу....

картотека подвижных и дидактических игр по ПДД в ДОУ с детьми всех возрастных групп.

Очень важно в детях воспитывать чувство ответственности за свое поведение на улице. Вниманию педагогов я предлагаю картотеки игр по ПДД с детьми всех возрастных групп, для дальнейшй работы в ДОУ...

Картотека подвижных и дидактических игр на осеннюю тематику

В картотеке собраны дидактические и подвижные игр на осеннюю тематику для детей среднего дошкольног возраста....

Картотека подвижный и дидактических игр в средней группе

laquo;Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»....

Картотека подвижных и дидактических игр по ПДД для детей младшей группы

Картотека подвижных и дидактических игр по ПДД для детей младшей группы...

Картотека подвижных и дидактических игр на осеннюю тематику

Картотека подвижных и дидактических игрна осеннюю тематику (средняя группа)Дидактическая игра «Чудесный мешочек»   Задачи:   совершенствовать умение на ощупь определять...