Народы Прибайкалья
презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Прудникова Алена Георгиевна

 

Создать условия для знакомства исторического прошлого народов Прибайкалья, иметь первичные представления, проявлять интерес, воспитывать дружественные отношения 
Дети должны знать и уважать народы разных национальностей проживающих в Сибири, проявлять интерес к их укладу жизни, быту, занятиям, их умению приспосабливаться к условиям мест проживания.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В первом тысячелетии нашей эры Прибайкалье населял племенной союз, состоящий из трех родов - тюрков, тунгусов (эвенков) и протобурят - носящих общее название «курыканы». Несмотря на свою немногочисленность, эти древние народы создали в VI-X вв. весьма самобытную и развитую культуру. Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, верховья рек Лены и Ангары. Курыканы вели полуоседлый и кочевой образ жизни. Их основным занятием было скотоводство, дававшее им больше животных продуктов, чем охота и рыболовство. Курыканы разводили верблюдов, коз и превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, а также умели приручать и одомашнивать диких животных.

Слайд 3

Одной из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири, являются буряты. Этот народ, чье гостеприимство и человеколюбие сделали бы честь всякому образованному народу, – один из коренных народов Сибири, появившийся здесь в X веке.

Слайд 4

Дополнительными видами хозяйственной деятельности были охота и рыболовство. Сезон охоты на белку, соболя и горностая начинался с половины октября и кончался в начале февраля. В течение зимы буряты охотились на лисицу, волка, рысь, росомаху, выдру, а летом – на изюбра. Орудия охотничьего промысла были весьма примитивны, основную массу их составляли всевозможные ловушки, луки и стрелы.

Слайд 5

В нашем крае эвенкийские племена расселялись по берегам Байкала, Лены и Ангары. За их кочевой образ жизни этнографы XIX в. прозвали эвенков таежными цыганами. Эвенки, называвшиеся ранее тунгусами, активно перемещались по тайге в поисках новых охотничьих угодий, перевозя с собой на оленях чумы и домашнюю утварь. Оседлое проживание появилось лишь с приходом советской власти, но, несмотря на эти перемены, этот народ и сегодня продолжает жить той же жизнью, что жил сотни веков назад.

Слайд 6

Основным занятием ламученов была охота на соболя, рысь, лисицу, белку, горностая и других пушных зверей. Хамниганы разводили лошадей и овец, жили в войлочных юртах на территории Монголии и Забайкалья. Оленеводство было развито в различной степени во всех районах. Олень для эвенка – это не просто домашнее животное, но и символ благополучия и достатка семьи (богатство эвенка в те времена исчислялось количеством оленей), основное средство передвижения и источник пищи. Не зря гласит старая эвенкийская пословица: эвенки живы, пока живы олени.

Слайд 7

Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь.

Слайд 8

К приходу первых казаков в долину реки Уды в этих местах кочевало племя с тотемическим названием карагасы («чёрный гусь»), ныне называемое тофалары («человек»). Эти горные жители проживали на своих исконных землях в Тофаларии, стране живописных гор, стремительных рек, дремyчей тайги и альпийских лугов. Эта территория охватывала Нижнеудинский район и северо-восточные склоны Восточных Саян. Эта таежная местность целиком расположена в высокогорном поясе от 2200 до 2600 м над уровнем моря.

Слайд 9

Тофалары официально были обращены в православие, но среди них всегда сохранялись традиционные верования – вера в духов природы (хозяева тайги, гор и т.д.), предков, промысловый культ. Сегодня тофалары – самый малочисленный народ в России, который находится на грани вымирания. Когда и почему произошло превращение целого народа в «народ-осколок», под владычеством русских или еще задолго до прихода завоевателей – точно неизвестно. Известно лишь то, что на сегодняшний день чистокровных тофаларов осталось около 300 человек, а в Тофаларии почти не осталось оленей, столь необходимых этому народу, чтобы выжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в подготовительной группе Тема: «День народного единства. Народы Прибайкалья» (Р/Ф)

Задачи: Углублять представления о Родине – России, о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспи...

Картотека "Подвижные игры народов Прибайкалья"

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выносл...

технологическая карта по краеведению "Коренные народы Прибайкалья"

Технологическая карта для детей старшего возраста " Коренные народы Прибайалья"...

Республиканский фестиваль-олимпиада по традиционной культуре народов Прибайкалья

Организация  Республиканской фестиваль-олимпиады по традиционной культуре народов Прибайкалья, на базе нашего детского сада "Булжамуур"....

Технологическая карта НОД инновационных педагогических технологий Тема: Коренные народы Прибайкалья. Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа

Цель: формирование знаний о быте, культуре, традициях через путешествие в прошлое в познавательно-исследовательской деятельности.Задачи: обогащать активный словарь существительными, обозначающими пред...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Знакомство детей с коренным народом Прибайкалья русскими»

Цель: Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды....